ТИПОЛОГИЯ МОДЕЛЕЙ ОЛИГОПОЛИИ
Основная трудность в анализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы. Фирмы при олигополии также как и в случае других рыночных структур сталкиваются с: 1) издержки производства, 2) условиями спроса, 3) поведением конкурирующих фирм.
Общую модель максимизации прибыли на олигополистическом рынке построить фактически невозможно. Как было показано в предыдущих темах, теории конкурентных, монополистических рынков и рынков с монополистической конкуренцией представляют собой совершенно стандартные и общепринятые части микроэкономической теории. Но экономический анализ не предполагает общепринятой характеристики олигополии. Трудно использовать формальный экономический анализ при объяснении ценового поведения олигополии по следующим главным причинам: 1. Существование множества видов, или типов, олигополии мешает выработке какой-то простой рыночной модели, которая даёт общее объяснение олигополистического поведения: а) существует как «жёсткая» олигополия, при которой две или три фирмы господствуют на всём рынке, так и «расплывчатая» олигополия, при которой шесть-семь фирм делят 70 или 80% рынка, в то время как «конкурентное окружение» из фирм делит оставшуюся часть; б) олигополия включает и дифференциацию продукта, и стандартизацию; в) она охватывает как случаи, когда фирмы действуют в тайном сговоре, так и те, в которых они действую независимо; г) она объединяет ситуации, в которых барьеры для вступления являются различными по прочности. 2. Олигополистическая взаимосвязь делает фактически невозможным оценить спрос и предельный доход, с которыми сталкивается олигополист. Для того, чтобы построить формальную модель олигополии нужно сделать конкретное заключение о том, как каждая фирма реагирует на действия её конкурентов, вызванные изменением положения на рынке. Ответных реакций может быть бесконечное множество. А без таких данных фирма не может даже теоретически определить цену и объём производства, максимизирующие её прибыль. Несмотря на эти аналитические трудности, проявляются две взаимосвязанные черты олигополистического ценообразования: 1. Относительная неподвижность цен. Олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, или «жёсткими»: они изменяются реже, чем в условиях чистой конкуренции, монополистической конкуренции и в некоторых случаях чистой монополии. 2. Определённая синхронность при изменениях цен. Когда олигополистические цены изменяются, вероятно, что фирмы изменяют свои цены все вместе: ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям, или тайному сговору, при назначении и изменении цен. Как правило, цены меняются только в определённые периоды в течение года.
Поскольку общую модель максимизации прибыли на олигополистическом рынке построить фактически невозможно, постольку мы упомянем лишь некоторые из них. Прежде всего отметим, что различают поведение олигополии: 1. Основанное на тайном сговоре (модель, основанная на кооперативной стратегии) – тайный картель. 2. Основанное на не тайном сговоре (модели, основанные на некооперативной стратегии), которое включает в себя две группы моделей: a) модели с одновременным принятием решений (модель Курно, модель Бертрана); b) модели с последовательным принятием решений (модель ценовой сигнализации и лидерства в ценах, модель доминирующей фирмы или лидерства по объёму выпуска).
Вспомним, как мы определяли равновесие на предыдущих рынках: рынок находится в состоянии равновесия, когда фирмы наилучшим образом используют все возможности и не имеют никаких причин изменять свои цены или объёмы производства. С некоторыми изменениями мы можем применить тот же самый принцип к олигополистическому рынку, известный как равновесие Нэша: каждая фирма наилучшим образом использует свои возможности, учитывая действия конкурентов. Эта концепция впервые была чётко изложена математиком и экономистом Джоном Нэшем в 1951 году, лауреатом Нобелевской премии. Чтобы рассмотреть ситуацию равновесия на олигополистическом рынке максимально просто, эту тему мы посвятим преимущественно анализу рынков, где: 1) конкурируют две фирмы. Такой рынок называется дуополией. В этом случае у каждой фирмы есть лишь один конкурент, которого нужно учитывать при принятии решений; 2) вход на рынок для других фирм полностью заблокирован; 3) фирмы производят однородные товары; 4) фирмы несут одинаковые предельные издержки. Модель Курно Начнем с простой модели дуополии, впервые предложенной французским экономистом Огюстом Курно в 1838 г. Предположим, что фирмы производят однородный продукт и имеют представление о кривой рыночного спроса. Каждая фирма должна установить для себя объем выпуска, и при этом обе фирмы принимают решение одновременно. При принятии производственных решений каждая фирма принимает во внимание своего конкурента. Она знает, что ее конкурент тоже решает вопрос о том, какое количество продукции производить, а рыночная цена будет зависеть от общего объема производства двух фирм.
Рис. 6.1. Решение фирмы 1 об объеме производства. Смысл модели Курно состоит в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента за фиксированную величину, а затем решает, какое количество товара производить ей самой. Чтобы понять, как работает эта модель, посмотрим на решение об объеме выпуска фирмы 1. Предположим, что фирма 1 считает, что фирма 2 не будет производить ничего. В этом случае кривая спроса фирмы 1 окажется и рыночной кривой спроса. На рис. 6.1 она обозначена как D1(0) — это кривая спроса для фирмы 1, если допустить, что фирма 2 ничего не производит. Рисунок 6.1 также показывает соответствующую кривую предельного дохода МR1(0). Мы предполагаем, что предельные издержки производства фирмы 1 МС1, постоянны. Как показано на рисунке, объем выпуска, при котором прибыль фирмы 1 максимальна, составляет 50 единиц - это точка, в которой МR1(0) пересекается с МС1. Так что, если фирма 2 не производит ничего, фирме 1 стоит производить 50 единиц продукции. Предположим теперь, будто фирма 1 думает, что Фирма 2 будет производить 50 единиц продукции. Тогда кривой спроса фирмы 1 окажется рыночная кривая спроса, сдвинутая влево на 50 единиц. На рис.6.1 эта кривая обозначена как D1(50), а соответствующая кривая предельного дохода обозначена как МR1(50). Прибыль фирмы 1 максимальна при выпуске в 25 единиц — в точке, где МR1(50) = МС1. Если фирма 1 решит, что Фирма 2 собирается производить 75 единиц продукции, то ее кривой спроса станет рыночная кривая спроса, сдвинутая влево на 75 единиц. На рис. 6.1 это кривая D1(75); соответствующая ей кривая предельного дохода обозначена как МR1(75). МR1(75) = МС1 в точке с объемом производства в 12,5 единиц. Наконец, если фирма 1 будет считать, что фирма 2 планирует производить 100 единиц товара, то кривые спроса, предельного дохода и предельных издержек для фирмы 1 будут пересекаться на вертикальной оси (не показано на рисунке); в этом случае фирма 1 вообще откажется от производства. Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: объем производства фирмы 1, при котором ее прибыль максимальна, представляет собой убывающую функцию, которая зависит от того, сколько, по мнению фирмы 1, будет производить фирма 2. Она называется графиком кривой реагирования фирмы 1 и обозначаем его как Q1(Q2). Эта кривая изображена на рис.6.2, где каждая из четырех комбинаций объемов производства, рассмотренных нами, отложена по оси X. Мы можем провести аналогичный анализ и для фирмы 2, т. е. мы можем определить объемы производства этой фирмы, которые максимизируют ее прибыль, в зависимости от предположений об объеме производства фирмы 1. В результате получается другая кривая реагирования для фирмы 2, т. е. график Q2(Q1), который связывает объем производства фирмы 2 с ее предположениями об объеме производства фирмы 1. Если кривая предельных издержек фирмы 2 не совпадает с кривой предельных издержек фирмы 1, то ее кривая реагирования будет отличаться и по форме. Например, кривая реагирования фирмы 2 могла бы выглядеть как изображенная на рис. 6.2. Рис. 6.2. Кривые реагирования и равновесие Курно. Кривые реагирования обеих фирм подсказывают нам, сколько каждая из них производит, учитывая объем выпуска конкурента. В состоянии равновесия каждая фирма выбирает объем производства в соответствии со своей кривой реагирования; следовательно, уровни равновесных объемов производства находятся на пересечении двух кривых реагирования. Получившийся набор значений объемов производства называется равновесием Курно. При таком равновесии каждая фирма правильно оценивает, сколько будет производить ее конкурент, и соответственно максимизирует свою прибыль. Заметим, что равновесие Курно является частным случаем равновесия Нэша. При равновесии Нэша каждая фирма наилучшим образом использует все возможности с учетом того, что делают ее конкуренты. В результате ни одна фирма не изменит свое поведение по собственной воле. При равновесии Курно каждый из дуополистов производит именно то количество товара, которое максимизирует его прибыль с учетом того, сколько производит его конкурент, так что ни один из них не захочет изменить свои объем производства. Предположим, что первоначально две фирмы производят по отдельности объемы, которые отличаются от точки равновесия Курно. Будут ли они корректировать свои объемы производства до тех пор, пока не достигнут состояния равновесия Курно? К сожалению, модель Курно ничего не говорит о динамике процесса корректировки. Фактически любой процесс корректировки нарушает базовое допущение модели о том, что каждая фирма может считать объем производства продукции конкурента фиксированным. Поскольку объемы производства одновременно станут корректировать обе фирмы, ни один объем производства не будет постоянным. Чтобы понять процесс динамической корректировки, необходимы другие модели. В каких случаях для фирмы целесообразно предполагать, что объём производства конкурента является постоянным? Это стоит делать, если две фирмы выбирают объёмы производства только один раз, поскольку после этого их объёмы выпуска больше не изменятся. Это также разумно, если они находятся в ситуации равновесия Курно, так как тогда ни у одной из фирм не будет стимулов к изменению объёма производства. Следовательно, при использовании модели Курно мы должны ограничиться поведением фирм в положении равновесия.
Модель Бертрана До сих пор мы предполагали, что наши фирмы конкурируют за счёт установления объёмов производства. Однако во многих олигополистических отраслях конкуренция возникает в области цен. Рассматриваемая модель была разработана в 1883 г. французским экономистом Жозефом Бертраном. Как и при модели Курно, при этой модели олигополии фирмы производят однородный товар, каждая из них рассматривает цену конкурентов как постоянную, и все фирмы принимают решение, какую цену на товар установить, одновременно. Таким образом, вместо объемов производства фирмы выбирают цены. Теперь предположим, что фирмы-дуополисты конкурируют, выбирая одновременно цену вместо объема производства. Какую цену выберет каждая из них, и какую прибыль они получат? Чтобы ответить на эти вопросы, заметим, что, поскольку товар является однородным, потребители будут покупать товар только у продавца с наименьшей ценой. Таким образом, если две фирмы назначат разные цены, то фирма, цена которой окажется меньше, будет обеспечивать весь рынок целиком, а фирма с более высокой ценой не сможет продать ничего. Если обе фирмы установят одинаковую цену, то потребителям будет безразлично, у какой фирмы покупать товар, и доля каждой фирмы на рынке составит 1/2. Очевидно, что поскольку существует стимул опустить цену, то равновесие Нэша установится при конкурентных ценах, т. с. цена обеих фирм будет равной предельным издержкам. А поскольку цена равняется предельным издержкам, обе фирмы получают нулевую прибыль. Чтобы убедиться, что это действительно равновесие Нэша, зададимся вопросом: остался ли у фирм какой-нибудь стимул изменять цену продукции? Предположим, что фирма 1 поднимет цену. Тогда весь объем ее продаж перейдет к фирме 2, а следовательно, фирма 1 ничего не выиграет. Если же она, наоборот, понизит цену, то захватит весь рынок, но каждая произведенная единица товара станет для нее убыточной, и она снова окажется в проигрыше. Следовательно, у фирмы 1, как и у фирмы 2, нет стимулов для отклонения от положения равновесия: ведь оно наилучшее из возможных для получения максимальной прибыли, если принять во внимание действия конкурента. Почему же равновесие Нэша не может установиться, если фирмы назначат одинаковую, но более высокую цену, чтобы каждая из них получала более высокую прибыль? Потому что в этом случае, если фирма хоть чуть-чуть снизит свою цену, она может захватить весь рынок целиком и почти удвоить свою прибыль. Разумеется, каждой из фирм захочется подрезать конкурента. Снижение цен не прекратится до тех пор, пока цена не упадет до предельных издержек. В отличие от модели Курно, в модели Бертрана каждая фирма будет производить больший объём товара, а рыночная цена будет меньше. При модели Курно каждая фирма получает прибыль; при модели Бертрана цены фирм равны предельным издержкам и не приносят никакой прибыли. Модель Бертрана имеет несколько недостатков: Во-первых, когда фирмы производят однородный товар, более естественно конкурировать за счет установления объемов производства, а не цен. Во-вторых, даже если фирмы установят цены, и выбранные ими цены окажутся одинаковыми (как предсказывает модель), какая доля общих продаж отойдет к каждой из фирм? Мы предположили, что продажи будут поделены между фирмами поровну, но никаких оснований так считать у нас нет. Однако, несмотря на эти недостатки, модель Бертрана полезна, поскольку она показывает, как равновесный исход при олигополии может в значительной степени зависеть от выбора фирмой стратегической переменной.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1392)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |