Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Регулирование естественных монополий





В теме 4 было сформулировано понятие естественной монополии, существующей, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может обслуживать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. В таких отраслях может быть очень дорого или даже совсем невозможно создать конкурентную рыночную структуру. Следовательно, органы антимонопольной политики могут скорее рассчитывать на регулирование поведения фирмы, чем на регулирование структуры рынка.

Рисунок 6.6 показывает параметры спроса и издержек естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса пересекает LАС в точке, где LАС всё ещё понижаются. Государство должно обеспечить общественно-эффективное функционирование такой монополии следующими способами:

1. С помощью государственной собственности, т.е. когда государство само является производителем продукции и использует полученную прибыль в интересах всего общества. Общественный транспорт, телефонные и электрические компании, почтовая служба, системы водоснабжения и сбора мусора являются типичными общественными предприятиями на местном уровне.

2. С помощью государственного регулирования, когда правительство устанавливает максимальную цену:

а) либо для максимально возможного производства продукции и в этом случае выплачивает дотацию фирме. Если целью правительства является достижение эффективности распределения ресурсов, то ему следует законодательно установить максимальную цену для монополиста, которая равна предельным издержкам: Робщ = МС. Эта цена, при которой достигается эффективность распределения ресурсов, называется общественно оптимальной ценой. Её установление повлечёт за собой убытки в размере АВ (когда LАС убывают, LМС меньше LАС) и поэтому потребует либо постоянных государственных субсидий, либо допустить ценовую дискриминацию в надежде, что дополнительный доход от неё покроет убытки.

Следует заметить, что в то время как достигается эффективность распределения ресурсов, производственная эффективность (минимум LАС) может быть только случайно достигнута. На рис. 6.6 мы видим, что производство имеет место при Qобщ, который меньше, чем выпуск, при котором LАС минимизируются. Точка, где Робщ = МС, не может быть точкой долгосрочного конкурентного равновесия. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, как в точке А, то LАС были бы выше Р и имел бы место убыток, равный АВ, от каждой проданной единицы блага. В силу экономии от масштаба при всех объёмах выпуска эта отрасль не могла бы находиться в состоянии конкурентного равновесия.



Рис. 6.6. Регулируемая монополия.

б) либо для обеспечения справедливой (нормальной) прибыли фирме и в этом случае выплачивает дотацию покупателям. Цена Рсп, обеспечивающая справедливую прибыль, позволит монополисту безубыточно вести дело (Рсп = LАС), но не исправит полностью ситуацию недораспределения ресурсов.

Сравнение результатов общественно оптимальной цены (Р = МС) и цены, обеспечивающей справедливую прибыль (Р = LАС), предполагает дилемму в политике, называемую иногда дилеммой регулирования. На практике большинство регулирующих органов заняты установлением цены, обеспечивающей справедливую прибыль. Например, в США более 10% ВВП производится регулируемыми отраслями.

3. С помощью франчайзинга – выдача лицензии предприятию на ограниченное время для возможности проведения работ в определённой отрасли промышленности. Бόльшая доля частных предприятий не являются естественными монополиями. В большинстве случаев это только сеть, которая и является естественной монополией. В случае с газом и водой – это трубы, дублировать их расточительно. В случае с электричеством – это линии электропередачи. В случае с железной дорогой – это ж/д пути. Другая часть этих предприятий – потенциальные конкуренты. Это могут быть несколько компаний, владеющими электрическими генераторами, если они имеют доступ к национальной или местной сети. Это могут быть несколько газодобывающих компаний, имеющих доступ к трубопроводам. Или несколько ж/д компаний, если они могут использовать одни и те же пути и единую диспетчерскую службу.

Один из путей реализации конкуренции в таких отраслях – это выдача лицензий предприятиям на ограниченный срок. Впервые франчайзинг был применим к ж/д. В связи с выдачей лицензий может возникнуть острейшая конкуренция. Конкурирующие фирмы сталкиваются не только в области предлагаемых цен (в случае ж/д – это уровень необходимых правительственных субсидий), но и в качестве предлагаемого сервиса.

Хотя логика теории регулирования и кажется верной, существует значительное расхождение во мнениях относительно эффективности регулирования на практике. Например, проблемой является недостаток знаний об истинных нормах прибыли в различных отраслях. Не имея возможности точно измерить издержки, правительство может вынудить фирму установить цену на свою продукцию ниже действительных АТС. Регулирование иногда применяется к отраслям, которые не являются естественными монополиями и которые в отсутствии регулирования были конкурентными. Регулирующие органы (комиссии) часто контролируются отраслями, которые обязаны регулировать.

 

 

Доцент, к.э.н.,Ходас А.К.

Тема 7. Рынок труда





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)