Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм



2015-11-07 1118 Обсуждений (0)
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм 0.00 из 5.00 0 оценок




  1. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.
  2. Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.
  3. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли).
  4. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.
  5. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли.
  6. Совершенная конкуренция и эффективность.
  1. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

 

Конкуренция– форма столкновения интересов субъектов рынка, их соперничества. Конкуренция выполняет важные функции в рыночной экономике: регулирующую, инновационную, аллокационную (функция наиболее эффективного размещения производственных ресурсов) и др.

Рыночная структура – это совокупность тех качественных характеристик, с учетом которых фирмы определяют свое поведение на рынке.

Типы рыночных структур Совершенная конкуренция Множество не очень крупных фирм, однородная продукция, доступность информации, барьеров входа/выхода на рынок нет
Чистая монополия Одна фирма продавец продукции, заменители товара отсутствуют, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией
Монополистическая конкуренция Множество фирм с разнородной продукцией, вход на рынок относительно легкий, имеются определенные ограничения в ценообразовании и получении информации
Олигополия Несколько фирм (3-5), однородная или дифференцированная продукция, вхождение на рынок затруднено, есть ограничения в получении информации и в сфере ценообразования.

 

  1. Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента

 

Значение анализа чистой конкуренции состоит в том, что, во-первых, существуют рынки, которые очень близки к этой модели, например рынок пшеницы, некоторые финансовые рынки, а значит, изучение абстрактной модели совершенной конкуренции может помочь объяснению закономерностей их развития. Во-вторых, конкурентную отрасль можно рассматривать как простейшую ситуацию, которая может служить исходным пунктом для определения спроса, предложения, цены и объема производства в более сложных моделях конкуренции. В-третьих, с совершенной конкуренцией, как со стандартом, можно сравнивать эффективность реальной экономики, других форм конкуренции с целью выработки рекомендаций по их совершенствованию.

Условия:

  1. Множество продавцов продает однородную продукцию;
  2. Фирма имеет менее 1% общего объема продаж;
  3. Фирма не рассматривает конкурентов как угрозу ее доле продаж, следовательно не интересуется производственными решениями других фирм;
  4. Информация о ценах, технологии, прибыли доступна
  5. Нет ограничений входа/выхода на рынок

Продукт у совершенного конкурента однороден, следовательно безразлично у какой фирмы покупать. Единственный критерий – цена, а ее величину определяет рынок. Таким образом, конкурентная фирма – потребитель цены.

Рис.1. Рыночный спрос и спрос для конкурентной фирмы

 

Общий доход TR=Q*P Величина реализованной продукции умножается на цену
Средний доход AR=TR/Q=P Общий доход на единицу продукции
Предельный доход MR=∆TR/∆Q=P Доход получаемый от продажи дополнительной единицы продукции

 

 

Какое бы количество продукции фирма не произвела, она не может повлиять на цену, поэтому каждая дополнительная единица продается по такой же цене, что и предыдущая и приносит фирме такой же средний доход.

 

 

  1. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли)

Существует два подхода к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки

 

 

Сопоставление валового дохода с валовыми издержками Сопоставление предельного дохода и предельных издержек
TC

Прибыль максимальна когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.

Фирма может наращивать производство пока предельные издержки (MC) не станут равны цене (далее производство не выгодно). В то же время в условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене (MC=P). Точка, в которой MC=MR определяет оптимальный объем производства.   Максимизация прибыли. Заштрихованная зона представляет собой сектор действия максимальной прибыли.   Минимизация убытков. При ухудшении рыночной конъюнктуры цена может снизиться с P1 до P2. Фирме следует продолжать производство, т.к. доход позволяет возместить все переменные издержки (цена выше AVC) и часть постоянных. Когда цена упадет до отметки, когда фирма не в состоянии покрывать издержки, фирма вынуждена прекратить производство.

 

 

4.Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде

 

Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде выражает функциональную зависимость объема предложения от изменения рыночной цены. Фирма осуществляет производство до точки равновесия, где P=MC. Изменение цены вызовет изменение равновесного объема производства. Следовательно эта зависимость определяется совокупностью точек равновесия, т.е. кривой предельных издержек.

 

Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде будет иметь восходящий вид и совпадать с отрезком кривой предельных издержек, который лежит выше точки минимума средних переменных издержек (нецелесообразно производить ниже минимума средних переменных издержек).

 

Отраслевое предложение получается путем горизонтального суммирования кривых индивидуального предложения совершенно конкурентных фирм.

 



2015-11-07 1118 Обсуждений (0)
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1118)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)