Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





Проект решения коллегии Министерства образования РФ №7/1 от 29-30 марта 1995 г.

I. Общие положения

1. Служба практической психологии образования (далее - Служба) является структурным подразделением системы образования России, предназначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей и подростков, развития их способностей, склонностей, реализации их потенций, профилактики возможных отклонений.

2. Структурные звенья Службы имеются в каждом образовательном учреждении Российской Федерации (детских садах, школах разного типа, детских домах, интернатах и др.). Основными учреждениями Службы являются центры психологической службы разного уровня. В органах управления образованием разного уровня действуют отделы службы практической психологии образования. Центры психологической службы всех уровней включаются в перечень учреждений образования Российской Федерации,

3. Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями департамента образования, настоящим Положением, положениями и уставами соответствующих звеньев Службы.

4. Деятельность Службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета образования регионов, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность Службы.

II. Основные задачи и содержание работы Службы

1. Задачами Службы практической психологии образования являются:

- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;

- обеспечение индивидуального подхода к каждомуребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;

- профилактика и преодолениеотклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.



2. Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:

- научного, изучающего закономерности психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы;

- прикладного, осуществляющего психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т п.;

- практического, обеспечивающего непосредственную работу психолога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах. Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации.

2.1. Научное направление предполагает разработку методологических проблем Службы практической психологии образования. Основная функция исполнителей этого направления - теоретические и экспериментальные исследования, обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методов работы психологической Службы образования.

2.2. Прикладное направление предполагает подготовку кадров практических психологов, разработку программ подготовки и переподготовки, повышение квалификации, создание учебных пособий и др.

2.3. Практическое направление обеспечивается практическими психологами системы образования, задача которых - работа с детьми, родителями, педагогами, руководителями и коллективами учебно-воспитательных учреждений и др.

2.4. Развитие прикладного и практического направлений Службы практической психологии образования полностью зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу и формирующего природу психологической Службы образования. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы, и решаются проблемы детскими практическими психологами.

3. Основные виды деятельности Службы - психопрофилактика, психодиагностика, развитие, коррекция и консультирование.

3.1. Психопрофилактическая работа. Задача данного направления определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

3.2. Психодиагностическая работа. Задачей данного направления является углубленное психолого-педагогическое изучение ребенкана протяжении периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии.

3.3. Развивающая и коррекционная работа. Задачей данного направления является активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

3.4. Консультативная работа. Задачей данного направления является консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.

III. Структура Службы

Функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев Службы.

1. Структура Службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских, районных управлений и департаментов образования, руководителями учебно-воспитательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть специальных психологических учреждений разного уровня - районных, областных, городских и региональных центров (см. схему 1).

2. Административная линия:

2.1. Центральным органом управления психологической службы является отдел Службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации. Аналогичные отделы соответствующих государственных учреждений руководят работой Службы на региональном уровне (субъектов федерации), краевом, областном, городском и т.д.

Деятельность этих отделов направлена на выработку стратегии развития и функционирования психологической службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий и координацию работы.

2.2. Отдел Службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации:

- формирует и осуществляет федеральную политику в области развития и функционирования психологической службы системы образования;

- формирует федеральный бюджет и определяет порядок финансирования психологической службы системы образования;

- выступает с инициативами по совершенствованию законодательного регулирования работы службы;

- разрабатывает и утверждает типовые положения об учреждениях психологической службы, работниках службы, другие нормативные документы;

- определяет порядок аттестации кадров в системе психологической службы образования, устанавливает нормы труда и его оплаты;

- разрабатывает и утверждает порядок лицензирования и аттестации в системе психологической службы образования;

- разрабатывает информационное научно-методическое обеспечение подготовки кадров для психологической службы;

- разрабатывает и утверждаетквалификационные требования для детских практических психологов разных категорий;

- организует и контролирует систему подготовки и повышения квалификации кадров для психологической службы системы образования;

- организует подготовку учебников, учебных пособий, справочников т.д. для психологов, работающих в системе образования, студентов соответствующих специальностей;

- осуществляет координацию международных связей Российской психологической службы с ближним и дальним зарубежьем;

- распределяет поступающие в Министерство образования России дополнительные денежные средства на развитие психологической службы из госбюджета, от фондов, спонсоров и частных лиц, контролирует эффективность использования в регионах.

2.3. При Министерстве образования создается научно-методический совет, главной задачей которого является координация работы региональных центров Службы практической психологии образования и оказание им организационной и научно-методической помощи.

Научно-методический совет выполняет следующие функции:

- систематически заслушивает доклады о положении дел и существующих проблемах в развитии и функционировании психологической службы системы образования по регионам;

- выступает инициатором проведения общероссийских конференций, семинаров по обмену опытом работы Службы, тенденций и перспектив ее развития, подготовке кадров, научно-методического обеспечения;

- участвует в разработке федеральных и международных программ развития психологической службы системы образования;

- участвует в распределении дополнительных денежных средств, поступающих на развитие Службы, и контроле за их использованием.

В научно-методический совет входят в качестве постоянных членов представители республиканских и региональных центров психологической службы, и в качестве приглашенных - представители заинтересованных министерств, ведомств, учреждений и организаций России: Министерство образования России, Российской академии образования, Российской академии наук, Министерства здравоохранения России, Министерства науки, высшей школы и технической политики, Российского центра профориентации, Министерства внутренних дел, Министерства социальной защиты населения России, Министерства культуры России, Российского общества психологов, различных психологических ассоциаций, а также представителей общественных и религиозных организаций.

2.4. Отделы Службы практической психологии образования органов управления образованием на уровне субъектов федерации выполняют применительно к своим регионам функции, аналогичные вышеперечисленным соответствующего отдела Министерства образования России, формируя для региона бюджет и определяя кадровую политику в сфере Службы практической психологии образования, выпуская необходимые нормативные документы и т.п. При этом решения региональных органов управления могут иметь приоритет над решениями Министерства образования России. Кроме того, региональные отделы системы образования по представлению соответствующих центров Службы практической психологии образования проводят аттестацию и лицензирование и детских практических психологов, работающих в различных звеньях Службы.

2.5. Отделы Службы практической психологии областных, городских и районных управлений и департаментов образования на своем уровне обеспечивают административное управление психологической службой и ее финансирование. По разрешению республиканских и региональных органов управленияи по представлению соответствующих центров психологической службы могут проводить аттестацию детских практических психологов, работающих в системе образования. Через директора образовательного учреждения обеспечивают деятельность психологической службы определенного учреждения.

2.6. При отделах Службы практической психологии образования управлений образованием различного уровня создаются научно-методические советы, включающие представителей всех заинтересованных организаций, фондов и т.п. и выполняющие на своем уровне информативно-координирующие и распределительные функции, аналогичные функциям научно-методического совета при Министерстве образования Российской Федерации.

2.7. Директора образовательных учреждений под руководством соответствующих отделов Службы осуществляют административное управление деятельностью психологической службы конкретного учреждения, ее финансирование и материально-техническое оснащение в соответствии с нормативными документами Службы.

3. Профессиональная линия:

3.1. Региональный центр Службы практической психологии образования - головная организация, руководящая по профессиональной линии всей деятельностью психологической службы на территории определенного субъекта федерации (регионе). Центр несет ответственность за научное и методическое обеспечение деятельности всех звеньев Службы, профессиональный уровень их деятельности, разрабатывает квалификационные требования к кадрам и отдельным подразделениям Службы, организует и проводит работу по повышению квалификации; готовит для соответствующего отдела управления образования материалы для аттестации и лицензирования как отдельных специалистов, так и вновь создающихся подразделений Службы.

Центр действует преимущественно на бюджетной основе. При Центре создаются психолого-педагогические стационары и полустационары различного профиля: психодиагностические, для детей с трудностями в обучении, для детей, переживших психическую травму, для трудных подростков и т.п. в соответствии с потребностями республики (региона). Стационары и полустационары могут финансироваться на бюджетной, смешанной, коммерческой основе, использовать деньги фондов, спонсоров и др.

Кроме того, совместно с соответствующими подразделениями органов здравоохранения, опеки и попечительства, внутренних дел при Центре могут быть организованы смешанные стационары соответствующего профиля - для детей с невротическими расстройствами, для несовершеннолетних правонарушителей, стационары психодиагностического типа, которые могут заменить современные детские приемники-распределители. Центр имеет полиграфическую базу для выпуска нормативных и методических материалов, периодических изданий для работников Службы и др.

В Центре работают детские практические психологи высшей квалификации, а также специалисты, имеющие квалификацию "психолог-организатор психологической службы образования", "психолог-методист". Для работников стационаров требуется специальная подготовка с присвоением необходимой квалификации. Центр и стационары должны быть укомплектованы также специалистами из смежных областей (социальными работниками, медицинскими психологами, дефектологами, медицинскими работниками различной квалификации, юристами и т.п.).

3.2. Городской (областной) центр Службы практической психологии образования несет ответственность за методическое и организационное обеспечение деятельности низовых звеньев Службы. Осуществляет психодиагностику и психокоррекцию особо трудных случаев. Проводит различные виды психологических и социально-психологических тренингов и других видов групповой психологической работы для педагогов, родителей, детей. По разрешению регионального центра психологической службы может проводить профессиональную оценку работников низовых звеньев Службы, готовить для соответствующего отдела материалы поих аттестации и лицензированию, повышению квалификационного разряда и др.

При Центре может действовать Ассоциация детских практических психологов.

Центр может оказывать дополнительные услуги организациям и частным лицам на хозрасчетной основе.

Центр имеет полиграфическую и производственную базу, обеспечивающую низовые звенья Службы необходимыми диагностическими, методическими и другими видами рабочих материалов, бюллетеней по обмену опытом и др.

Центр комплектуется из высококвалифицированных детских практических психологов, а также специалистов, имеющих квалификацию «психолог-организатор психологической службы образования", "психолог-методист».

3.3. Районный центр Службы практической психологии образования ведет методическую работу с психологами образовательных учреждений, контролирует и организует их деятельность по профессиональной линии, обеспечивает оснащение рабочих мест психологов образовательных учреждений необходимыми материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ, организует и проводит постоянно действующий семинар практических психологов. Консультирует по различным психолого-педагогическим вопросам администрацию учебно-воспитательных учреждений, обеспечивает проведение различных форм психологической работы с педагогами. Ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний.

Районные центры Службы практической психологии образования комплектуются преимущественно из специалистов, имеющих квалификацию «детский практический психолог-методист».

3.4. Первичные звенья Службы работают в каждом образовательном учреждении: детском саду, школе, ПТУ, детском доме, школе-интернате и др., осуществляя психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывая детям, родителям, учителям и воспитателям, администрации учебно-воспитательного учреждения психологическую и социально-психологическую помощь. Проводят психопрофилактическую работу и работу по первичной психологической коррекции и реабилитации, при необходимости направляя детей и родителей в высшие звенья Службы и другие организации. На должность практического психолога зачисляют специалиста, имеющего квалификацию, подтвержденную дипломом или свидетельством, а также аттестованного соответствующим отделом управления образования. Перед началом самостоятельной работы в качестве психолога образовательного учреждения желательно прохождение стажировки в городских и районных центрах психологической службы или работа в течение определенного срока под руководством опытного практического психолога.

Количество сотрудников первичных звеньев Службы определяется потребностями и возможностями образовательного учреждения, но не менее одной ставки психолога на каждое образовательное учреждение. В учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся),- не менее двух (трех) ставок на учреждение.

3.5. Центры Службы практической психологии образования всех уровней являются сетевыми учреждениями образования Российской Федерации и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образования, который обеспечивает финансовую и материально-техническую деятельность Центра и оказываетему необходимую организационно- методическую помощь.

IV. Научно-методическое обеспечение и подготовка кадров.

1. Научно-методическое обеспечение Службы ведется научными коллективами, отдельными специалистами по заказам отделов Службы практической психологии управлений образования. При этом оно ориентировано как на выполнение актуальных запросов Службы,так и на перспективу ее развития.

2. Подготовка специалистов Службы ведется в соответствии с образовательным стандартом профессии и квалификационными требованиями для представителей разных специализаций и категорий: детский практический психолог, практический психолог системы образования, психолог-методист, психолог-организатор психологической службы образования, психолог-менеджер в сфере образования, психолог-консультант, клинический психолог и др. Квалификационные стандарты и требования утверждаютсяэкспертным советом по подготовке кадров Министерства образованияРоссии.

 





Читайте также:

I. Нарушение образования импульса.
I. Основные проблемы функционирования системы музыкального образования на современном этапе
II. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (РАСЧЁТА) НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
IV. Учет стажа работы на судне и практической подготовки в морских образовательных учреждениях
SUR LE COU-DE-PIED (сюр ле куде-пье, франц. — на щиколотке) - положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги (спереди или сзади).



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (889)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)