Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

В учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования





(Рекомендации подготовлены на основе научно-исследовательских материалов ВНИКа под руковод­ством доктора психологических наук Н.Ю. Синягиной и кандидата психологических наук С.Г. Косарецког).

В последнее десятилетие в системе образования Рос­сии усилиями ученых и практиков складывается осо­бая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные моде­ли сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные цен­тры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические ко­миссии, кабинеты доверия и др.). Наметились пози­тивные тенденции в решении сложных вопросов нор­мативного и правового обеспечения деятельности служ­бы практической психологии Минобразования России (принято Типовое положение об образовательном уч­реждении для детей, нуждающихся в психолого-педа­гогической и медико-социальной помощи (постановле­ние Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867), Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Рос­сийской Федерации (приказ Министерства образова­ния РФ от 22 октября 1999 г. № 636),Инструктив­ное письмо «Об использовании рабочего времени пе­дагога-психолога», разработаны проекты отчетной до­кументации педагога-психолога и др.).

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные, цели и задачи, решение которых требует построения адекват­ной системы психолого-педагогического сопровожде­ния. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость реше­ния задач сопровождения ребенка в условиях модер­низации образования, изменениях в его структуре и содержании.

Приоритетной целью модернизации образования яв­ляется обеспечение высокого качества российского об­разования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскры­вающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «за­щищенность». Соответственно сфера ответственно­сти системы психолого-педагогического сопровожде­ния не может быть ограничена рамками задач пре­одоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохра­нения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.



Важнейшей задачей модернизации является обеспе­чение доступности качественного образования, его ин­дивидуализация и дифференциация, что предполагает:

— защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с ран­него возраста;

— реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровожде­ния в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;

— участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной дея­тельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;

психологическую помощь семьям детейгрупп особого внимания и др.

Задача формирования самостоятельной, ответствен­ной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адап­тации на рынке труда, определяет необходимость ши­рокого использования в системе сопровождения соот­ветствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

При таком подходеобъектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитатель­ный процесс), предметом деятельности являются си­туация развития ребенка как система отношений ре­бенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверст­никами), с самим собой.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормальною развития ребенка (в соответ­ствии с нормой развития в соответствующем возра­сте).

Задачи психолого-педагогического сопровожде­ния:

— предупреждение возникновения проблем разви­тия ребенка;

— помощь (содействие) ребенку в решении акту­альных задач развития, обучения, социализации: учеб­ные трудности, проблемы с выбором образовательно­го и профессионального маршрута, нарушения эмоци­онально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

— психологическое обеспечение образовательных программ;

—развитие психолого-педагогической компетентно­сти (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педаго­гическому сопровождению:

— Профилактика.

— Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).

— Консультирование (индивидуальное и групповое).

— Развивающая работа (индивидуальная и группо­вая).

— Коррекционная работа (индивидуальная и груп­повая).

—Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педаго­гов, родителей.

—Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образо­вательных учреждений).

В системе развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы.

Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психиче­ского развития, к которому стремится приблизить ре­бенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оп­тимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистическо­го. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей — смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими про­движение в учебной работе (Н.И. Гуткина).

Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности реализуется такое комп­лексное направление, как разработка(проектирование) образовательных программ.

Подобные возможности открываются в связи со скла­дывающимся различением учебной и образовательной программ. В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями, навыками. В образо­вательной программе основное внимание уделяется ста­новлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Таким образом, образовательная программа в отличие от учебной долж­на выполнять не только обучающую, но и диагности­ческую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка оп­ределенного возраста, в которой дается характеристи­ка его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития.

Образовательная программа проектируется совмест­но педагогом-психологом и учителями.

Процесс проектирования включает в себя несколькоэтапов.

1-й этап: мотивационный — установление эмоцио­нального контакта между педагогом и психологом, со­вместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнениепрофессиональныхожиданий.

2-й этап: концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выра­ботка общего языка, определение роли, статуса и об­щей профессиональной позиции учителя и психолога относительно ребенка, распределение между ними функ­циональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества.

3-й этап: проектный — разработка проекта образо­вательной программы на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития; ознакомле­ние с проектом программы других участников образо­вательного процесса: психолого-педагогическая подго­товка участников образовательного процесса (не при­нимавших участия в разработке проекта программы).

4-й этап: реализация проекта — практическая реа­лизация образовательной программы: одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, ана­лиз и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится текущая психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.

5-й этап: рефлексивно-диагностический — завер­шение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы пере­хода на следующую ступень образования (развития).

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но вы­ступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности — развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т.д.), выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

Возможным вариантом является сопровождение образовательного процесса специалистами ППМС - цен­тра на основе договора с образовательным учрежде­нием. Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, проектировании системы управ­ления, проводит экспертизу и анализ планов учебной и воспитательной работы, решений, принимаемых пе­дагогическими советами и руководством образователь­ных учреждений, а также текущего состояния образо­вательного процесса с точки зрения их психологиче­ской обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании личности и учебных групп, вно­сит соответствующие предложения руководству, от­дельным работникам по управлению учреждением.

Уровень специализированного учреждения. На дан­ном уровне оказывается специализированная помощь детям со сложными проблемами, предполагающими наличие специалистов особой квалификации, комплексный (междисциплинарный) подход и особые условия для работы (наличие специального оборудования и т.п.). Подобные возможности имеются в системе ППМС-центров, ПМПК-комиссий.

Выделим направления психолого-педагогического сопровождения в условиях модернизации образования.

Анализ показывает, что на сегодняшний день ре­сурсы системы психолого-педагогического сопровож­дения недостаточно задействованы в решении акту­альных задач воспитания. В этом направлении необ­ходимо:

— обеспечить активное участие педагогов-психоло­гов в разработке и сопровождении программ воспита­ния;

— осуществлять поиск и апробацию форм эффек­тивного взаимодействия классных руководителей, класс­ных воспитателей и учителей-предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов дополни­тельного образования, педагогов-организаторов в об­разовательных учреждениях всех типов и видов;

— расширить использование в воспитательном про­цессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодей­ствия, ассертивности, самостоятельности; методов раз­вития критического мышления, противостояния нега­тивным социальным влияниям (СМИ, реклама), груп­повому давлению и манипуляциям.

Такое важнейшее направление воспитательной ра­боты, как создание и поддержка детских и молодеж­ных объединений, требует адекватного психолого-пе­дагогического сопровождения. В современной практической психологии имеется значительный арсенал ме­тодов работы с малыми группами и коллективами, методов формирования лидерских способностейикачеств, процедур инициации и т.д., которые следует шире использовать для решения задач воспитания и социализации детей в деятельности детских объединений.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихсяявляется сохране­ние и укрепление здоровья детей.

Конкретными задачами работы в данном направле­нии являются:

- формирование установок на здоровый образ жиз­ни,

— развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

—профилактика табакокурения, алкоголизма и нар­комании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.

Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходи­мость не только давать учащимся информацию о по­веденческих рисках, опасных для здоровья, но фор­мировать навыки здорового жизненного стиля. Не­обходимым условием эффективности обучения здо­ровому образу жизни становится использование ши­рокого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинга, ролевые - игры, моделирование ситуации и т. д.).

Позитивный опыт работы в этом направлении на­коплен в системе «Школа здоровья». Оригинальный блок психологического сопровождения обучения здо­ровому образу жизни включен в образовательную про­грамму «Здоровье».

Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников.

На сегодняшний день четко установлена связь меж­ду социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности.

Специалист сопровождения призван решать особыйтип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например из-за этнических раз­личий, особенностей внешности и др.

Разрешение подобных ситуаций требует, с одной стороны, работы с окружением ребенка по преодоле­нию у сверстников негативных стереотипов, формиро­ванию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддерж­ке его веры в свои силы.

Нельзя недооценивать серьезность таких проблем, как стигматизация (клички и прозвища), насмешки над ребенком, исключение из общих игр и школьных ме­роприятий.

Психолого-педагогическое сопровождение перехода на профильное обучение в старшей школе должно включать в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпуск­ников основной школы, их интересов и склонностей.

Необходимо обеспечить внутреннюю дифференциа­цию обучения в старшей школе. В основу определения профиля должен лечь учебный профиль школьника как субъекта образовательного процесса, его субъектный опыт. Исследования показывают, что если выбранное направление в обучении находится в соответствии с указанными характеристиками, то повышение требо­ваний и увеличение учебной нагрузки не влечет утом­ления и связанных с ним невротических явлений, а, наоборот, способствует повышению эффективности обучения.

Масштабность задачи перехода на профильное обу­чение требует разработки и применения комплексной модели психолого-педагогического сопровождения, которая, с одной стороны, интегрировала бы «разор­ванные» сегодня диагностику, консультативную рабо­ту, тренинга и др., с другой стороны, включила бы в модель сопровождения всех субъектов: учащегося, ро­дителей, педагогов, учителей, значимых сверстников.

В отношении содержания данная модель призвана не просто поддержать юношу в его профессиональном выборе, но обеспечить формирование самой способно­сти к сознательному, ответственному выбору. Пред­метом внимания должна стать не только способность к планированию учебной и профессиональной карье­ры, но более фундаментальная способность к проекти­рованию собственного жизненного пути.

Необходимо шире реализовывать такую зарекомен­довавшую себя технологию сопровождения, как «про­ектирование индивидуальнойтраектории (маршрута) профессионализации».

Психолого-педагогическое сопровождение профилизации обучения в старшей школе позволит организо­вать профильное обучение как вид личностно-ориен­тированного обучения, эффективную форму индиви­дуализации обучения, позволяющие раскрыться и реа­лизоваться потенциалу каждого учащегося.

Вместе с тем профильное обучение должно строить­ся как подлинно развивающее, где профильность, ва­риативность образования в старшей школе напрямую связана с вариативностью развития, а индивидуальная траектория профессионализации с индивидуальной тра­екторией развития.

Решение задач психолого - педагогического сопровож­дения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребен­ком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитатель­ного процесса.

Традиционно данное направление определялось как психологическое просвещение. Утверждение парадиг­мы развивающего, личностно-ориентированного обра­зования, задачи повышения профессионализма педа­гогических кадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели раз­вития психологической компетентности педагогов, оснащениюих антропо- и психотехниками, позволя­ющими решать актуальные задачи развития и воспи­тания ребенка, его обучения.

В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практи­ка образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными ка­тегориями детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей — представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответ­ствии с различными типами норм развития: среднеста­тистической, социокультурной, индивидуально-лично­стной.

В современной социокультурной ситуации возра­стает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует прак­тика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытыва­ют недостаток знаний в области педагогики и психо­логии, имеют низкую педагогическую и психологи­ческую культуру. Работу с родительской обществен­ностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психоло­го-педагогического сопровождения как в традицион­ных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения фор­ме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов. В Концепции модерниза­ции российского образования на период до 2010 года отмечается, что «дети с ограниченными возможнос­тями здоровья должны обеспечиваться медико-соци­альным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».

Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внеш­ним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.

Одним из обоснованных направлений решения за­дачи обеспечения доступа к качественному образова­нию детей с особыми нуждами (с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями) выступа­ет реализация вариативных моделей социальной и пе­дагогической интеграции данной категории детей. Важ­нейшим условием эффективности интеграции является наличие грамотной системы психолого-педагогическо­го сопровождения, включающей, помимо системати­ческого наблюдения индивидуальных программ обуче­ния и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

Исследования показывают, что особенности данной категории детей препятствуют спонтанному складыва­нию отношений и взаимодействий со сверстниками. Учителя выступают преимущественно как транслято­ры учебной информации и не задумываются о разви­тии форм и уровня взаимодействия с детьми с ограни­ченными возможностями. Более того, в среде педаго­гов и здоровых детей часто доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с осо­бенностями в развитии. Таким образом, на ограниче­ния, обусловленные нарушением в развитии, наклады­ваются ограничения, связанные с социально-психоло­гическими условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания. Именно поэтому усилия специалистов со­провождения должны быть направлены на формиро­вание у педагогов и учащихся толерантности к детям с особенностями в развитии, преодоление стереотипов, отрицательных установок (Л.М. Шипицына). Специ­альную работу следует вести с родителями данной ка­тегории детей по обеспечению их необходимыми зна­ниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам по­мощи.

Одновременно у самих детей с ограниченными воз­можностями необходимо развивать социальную ком­петентность, навыки общения с окружающими. Пре­одоление социальной изоляции, расширение возмож­ностей произвольного взаимодействия со сверстника­ми является существенным условием позитивных из­менений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.

Анализ показывает, что вне системы сопровожде­ния зачастую оказываются дети, обучающиеся в клас­сах коррекционно-развивающего обучения. Участие специалистов сопровождения ограничивается отбором детей в данные классы. В редких случаях осуществля­ется систематическая диагностика развития детей в данных классах, отслеживается эффективность обуче­ния детей по программам классов КРО, разрабатыва­ются специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуаль­ные образовательные маршруты.

В контексте задач обеспечения качественного обра­зования для всех категорий учащихся целесообразным представляется выдвижение в качестве необходимого условия открытия и функционирования классов КРО в образовательном учреждении — наличие в учреж­дении разработанной программы сопровождения уча­щихся данных классов и соответствующих специали­стов. Особые требования следует предъявлять к пси­хологической компетентности учителей классов КРО, реализовывать программы повышения их квалифика­ции.

Выявление и поддержка одаренных детей видится важной целью психолого-педагогического сопровож­дения ребенка в основной системе и системе дополни­тельного образования детей. Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных де­тей, можно выделить следующие:

— разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

— формирование адекватной самооценки;

— охрана и укрепление физического и психологи­ческого здоровья;

— профилактика неврозов;

— предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

— развитие психолого-педагогической компетентно­сти педагогов и родителей одаренных детей.

Интенсивное развитие теории и практики психоло­го-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образо­вания, в число которых включены цели развития, вос­питания, обеспечения физического, психического, пси­хологического, нравственного и социального здоровья детей.

При таком подходе психолого-педагогическое сопро­вождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равно­правный партнер структур и специалистов иного про­филя в решении задач обучения, воспитания и разви­тия нового поколения*.

Управление специального образования

Управление воспитания и дополнительного образования

детей и подростков

9. Проект Положения

О Координационном совете службы практической психологии Министерства образования Российской Федерации (январь 2004 г.)

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Координационный совет службы практической психологии Министерства образования Российской Фе­дерации (далее - Совет) создается приказом Министер­ства образования России (далее — Министерство) с це­лью развития службы практической психологии в систе­ме образования и является координационно-совещатель­ным и консультативно-экспертным органом обществен­но-государственного управления в этой сфере.

1.2. В своей деятельности Совет руководствуется Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федера­ции, Положением о Министерстве, приказами, норма­тивными правовыми актами Министерства и настоящим Положением.

1.3. Основной целью деятельности Координационно­го совета является определение приоритетных направ­лений развития службы практической психологии в си­стеме Минобразования РФ, координация деятельности всех структурных подразделений службы, анализ и об­щественная экспертиза нормативных правовых актов, научно-методических, информационных и иных проек­тов, программ и разработок.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (702)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)