Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 22 страница




сознательно допускает их наступление. Неосторож­ное правонарушение характеризуется тем, что лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездейст­вия, но легкомысленно рассчитывает на их предотв­ращение либо вообще не сознает общественную опас­ность своего деяния, не предвидит наступления вред­ных последствий, хотя должно и могло бы их сознавать и предвидеть.

Установление соответствия деяния всем элемен­там состава правонарушения называется квалифика­цией правонарушения. Деяние может быть квалифи­цировано в качестве правонарушения только в том случае, если имеются все элементы его состава.

Все правонарушения подразделяются на преступ­ления и проступки. Преступлением называется об­щественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), причиняющее существенный вред охраняемым уго­ловным законом общественным отношениям или создающее угрозу причинения такого вреда. Просту­пок представляет собой менее опасное противоправ­ное деяние. В зависимости от характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций проступки делятся на:

а) административные проступки — правонаруше­ния, посягающие главным образом на порядок госу­дарственного управления (нарушение правил дорож­ного движения, противопожарной безопасности и др.);

б) дисциплинарные проступки — противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дис­циплины;

в) гражданские правонарушения (деликты) -правонарушения, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и др.

 

 

  1. Юридическая ответственность и ее виды

 

 

Юридической ответственностью называются не­благоприятные последствия личного, имущественно­го и специального характера, налагаемые государ­ством на правонарушителя в установленной зако­ном процессуальной форме. Нормативным основанием юридической ответственности является правовая нор­ма, предусматривающая ответственность за опреде­ленный вид деяний. Фактической основой привлече­ния лица к юридической ответственности служит со­вершение им правонарушения. Без правонарушения нет и юридической ответственности. Необходимо и из­дание правоприменительного акта (например, приго­вора суда) о привлечении лица, совершившего право­нарушение, к юридической ответственности.



Юридическая ответственность обладает следу­ющими отличительными признаками:

а) имеет ретроспективный характер, т. е. пред­ставляет собой реакцию государства на уже совер­шенное в прошлом правонарушение;

б) устанавливается государством в нормах права, а точнее, в их санкциях и обеспечивается его принуди­тельной силой;

в) налагается компетентными государственными органами в ходе правоприменительной деятельности в строго определенных законом процедурных формах;

г) заключается в неблагоприятных для правонару­шителя последствиях личного, имущественного и иного плана, которые он обязан претерпевать незави­симо от своего желания или нежелания.

Основной и наиболее общей целью юридической ответственности является защита прав и свобод чело­века, обеспечения в обществе законности и правопо­рядка. Данная цель обусловливает функции юриди­ческой ответственности, к которым относятся:

а) функция возмездия за совершенное правонару­шение (карательная функция), которая имеет своей

целью наказание виновного в совершении правонару­шения, воздаяние ему за содеянное;

б) правовосстановительная функция, имеющая целью компенсацию причиненного правонарушите­лем морального или материального вреда, восстанов­ление нарушенного права;

в) предупредительная (превентивная) функция, заключающаяся как в предупреждении совершения новых правонарушений конкретным правонаруши­телем (частная превенция), так и в предупреждении всего общества о невыгодности и наказуемости про­тивоправных деяний (общая превенция);

г) воспитательная функция, целью которой явля­ется воспитание всего общества в духе уважения к праву и перевоспитание правонарушителей.

Достижению указанной цели служат следующие основные принципы осуществления юридической от­ветственности :

1. Юридическая ответственность налагается на правонарушителя только за поступки: человек не мо­жет быть привлечен к ответственности за мысли, если они не высказаны.

2. Юридическая ответственность неотвратима: любое правонарушение влечет за собой юридическую

ответственность.

3. Юридическая ответственность налагается толь­ко компетентным органом, на основе закона и в соот­ветствии с установленной процедурой.

4. За противоправный поступок несет ответствен­ность только тот, кто его совершил. За одно и то же правонарушение юридическая ответственность на­ступает только один раз.

5. Наказание за совершенное правонарушение должно соответствовать содеянному.

6. Привлечение к юридической ответственности возможно только при условии вины правонарушите­ля. Безвинное привлечение к ответственности, называемое объективным вменением, законом запреща­ется.

В зависимости от характера совершенного правона­рушения выделяют следующие виды юридической от­ветственности: гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную, административную и уголовную.

Гражданско-правовая ответственность — это вид юридической ответственности, представляющий со­бой способ принудительного воздействия на наруши­теля гражданских прав, который выражается в несе­нии им обременительных обязанностей имуществен­ного характера с целью восстановить имущественное положение потерпевшего. Главная особенность граж­данско-правовой ответственности состоит в том, что она носит имущественный характер и направлена на компенсацию причиненных кредитору убытков, т. е. наступает прежде всего перед кредитором, а не пе­ред государством. Кроме того, санкции, применяе­мые в рамках гражданско-правовой ответственности, предусматриваются не только законодательством, но и договором. Основанием гражданско-правовой от­ветственности является неисполнение или ненад­лежащее исполнение одной из сторон своих обя­зательств, предусмотренных договором, или иное причинение вреда в результате противоправного дей­ствия, не связанного с нарушением договора. Поэто­му различают два вида гражданско-правовой ответ­ственности — договорную и внедоговорную.

Договорная гражданско-правовая ответственность наступает для участников какого-либо гражданского договора в случае его неисполнения или несоблюде­ния (например, неоплата поставленных товаров). Различают две основные формы договорной ответ­ственности: возмещение убытков и уплата неустой­ки. Под убытками понимаются: а) расходы, связан­ные с восстановлением нарушенного права кредито­ра, утратой или повреждением его имущества (реальный ущерб); б) неполученные доходы, которые

кредитор получил бы, если бы его право не было на­рушено (упущенная выгода). Неустойка представля­ет собой заранее установленную денежную сумму, которую в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения договора должник обязан заплатить кредитору.

Внедоговорная гражданско-правовая ответствен­ность наступает при причинении вреда жизни, здо­ровью человека или имуществу организации (на­пример, причинение вреда в результате ДТП, не­счастного случая на производстве и др.). В этом случае ответственность наступает в форме возмеще­ния убытков.

Независимо от возмещения имущественного вреда гражданин, которому причинили физический или нравственный ущерб, имеет право на компенсацию морального вреда. Компенсация осуществляется в денежной форме, и ее размер определяется судом.

Материальная ответственность это вид юридической ответственности, состоящей в обя­занности одной из сторон трудового договора (ра­ботника или работодателя) возместить мате­риальный ущерб, причиненный другой стороне в результате виновного, противоправного неисполне­ния своих трудовых обязанностей. Материальная ответственность работника наступает только за дей­ствительный (реальный) ущерб (упущенная работо­дателем выгода работником не возмещается) и может быть ограниченной или полной. При ограниченной материальной ответственности работник возмещает работодателю сумму в размере действительного ущерба, но не более среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность, равная раз­меру причиненного ущерба и не зависящая от полу­чаемой работником зарплаты, наступает только в случаях прямо указанных в Трудовом кодексе РФ: за недостачу ценностей, вверенных работнику на ос­новании специального письменного договора или поученных по разовому документу; за ущерб, причиненный работником, находившимся в состоянии лкогольного, наркотического или токсического опьянения; за ущерб, причиненный в результате пре-тупных действий работника, установленных приго­вором суда, и в некоторых других случаях.

Существует три способа взыскания причиненного ущерба:

— добровольный (со стороны работника, причинившего ущерб);

— по распоряжению работодателя путем удержа­ния из зарплаты работника, если сумма ущерба не превышает среднемесячного заработка. Работодатель должен издать приказ об этом не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причененного ущерба;

— в судебном порядке (если работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, сумма которого превышает среднемесячную зарплату ви­новного).

Материальная ответственность работодателя за причиненный работнику ущерб возникает в связи с противоправным лишением работника возможности осуществлять трудовую функцию и получать зара­ботную плату, обусловленные трудовым договором (например, в случае незаконного увольнения, задер­жки выплаты зарплаты и выдачи работнику трудо­вой книжки). Работодатель возмещает ущерб в пол­ном объеме. Моральный ущерб возмещается в разме­ре, определенном соглашением сторон или судом.

Дисциплинарная ответственность вид юри­дической ответственности, наступающий за со­вершение дисциплинарных проступков и выражаю­щийся в объявлении нарушителю трудовой дисцип­лины властью администрации дисциплинарного взыскания. Различают общую и специальную дис­циплинарную ответственность. Общая дисциплинар-гвенность может быть возложена на каж

дого работника, совершившего дисциплинарный проступок. Применяемые в данном случае меры дис­циплинарного взыскания установлены трудовым за­конодательством и не могут быть изменены по воле администрации. К ним относятся: замечание, выго­вор, увольнение по соответствующим основаниям, предусмотренным законом. Специальная дисципли­нарная ответственность связана с исключительными условиями труда отдельных работников (например, судьи) и значимостью выполняемых ими трудовых обязанностей. Специальной дисциплинарной ответ­ственности соответствует определенная группа взы­сканий, которая устанавливается федеральными за­конами, уставами и положениями о дисциплине и может применяться к работникам отдельных катего­рий.

Дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня обнаружения про­ступка, но не позднее 6 месяцев со дня его соверше­ния. Перед объявлением взыскания, которое должно быть оформлено приказом по организации, от на­рушителя должно быть затребовано письменное объ­яснение. За каждое нарушение дисциплины труда может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Если в течение года со дня применения мер дисциплинарной ответственности работник не получит нового взыскания, то он считается не под­вергавшимся дисциплинарному взысканию. Дисцип­линарное взыскание может быть снято работодате­лем и ранее этого срока.

Административная ответственность пред­ставляет собой вид юридической ответственнос­ти, наступающей за совершение административ­ного правонарушения (проступка). Основанием для привлечения к административной ответственности служит уже сам факт виновного нарушения лицом правил установленных государством, независимо от наличия или отсутствия вредных последствий совершенного правонарушения. Система административ­ных наказаний закреплена в Кодексе об администра­тивных правонарушениях и включает в себя преду­преждение; административный штраф; возмездное изъятие и конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения; ли­шение специального права, предоставленного физи­ческому лицу; административный арест; админи­стративное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалифи­кацию. Применение мер административной ответ­ственности не влечет за собой судимости для право­нарушителя.

Уголовная ответственность это вид юриди­ческой ответственности, налагаемый судом на ли­цо, совершившее преступление. Мерой уголовной от­ветственности является наказание, которое представ­ляет собой меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключаю­щуюся в предусмотренных уголовным законом ли­шении или ограничении прав и свобод этого лица.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужден­ного и предупреждения совершения новых преступ­лений. В Уголовном кодексе виды наказаний пере­числены в определенной последовательности в соот­ветствии со степенью их тяжести: штраф, лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью, лишение специ­ального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные рабо­ты, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свобо­ды, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, по­жизненное лишение свободы, смертная казнь.

 

 

9. Права и свободы человека

 

 

Понятие прав человека — одно из самых дискус­сионных в юридической науке. Наиболее общее опре­деление исходит из естественно-правовой теории. Со­гласно ей, права человека это права, присущие самой природе человека, без которых он не мо­жет существовать как биосоциодуховное сущест­во. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Их нельзя передать, отобрать или лик­видировать. Государство может лишь закрепить, га­рантировать их или ограничить. Сторонники же по­зитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которые оно дарует сво­им гражданам.В повседневной практике часто используется сле­дующее определение: права человека это фор­мально-определенная, юридически гарантированная мера возможного поведения человека в государст­венно-организованном обществе.

Теория прав человека основана на безоговорочном признании за ним права на достоинствои права на свободу. Достоинством называется признание об­ществом социальной ценности и уникальности конкретного человека, значимости каждой личнос­ти как частицы человеческого сообщества. Досто­инство человека — источник его прав и свобод. Под свободой понимается самостоятельность социаль­ных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собствен­ный выбор и действовать в соответствии со свои­ми интересами и целями. Однако абсолютно свобод­ным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Права и свободы одного заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.

Признание за человеком свободы и достоинства, с одной стороны, способствует уважительному отноше­нию к каждому индивиду, с другой — признанию за ним соответствующих возможностей.

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обя­занностей. Юридические обязанности это уста­новленные и гарантированные государством требо­вания к поведению человека, официальная мера его должного поведения. Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой.

Существует несколько классификаций прав чело­века. Наиболее распространенной является класси­фикация в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономи­ческие, социальные и культурные права человека.

Гражданские (личные) права это права, при­надлежащие человеку как биосоциальному существу. К ним относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на граж­данство (а следовательно, на защиту государства), сво­бода совести, равенство перед законом и судом, пре­зумпция невиновности, свобода выбора места житель­ства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, другие права.

Политические права права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны. К ним относятся избирательные пра­ва, т.е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в орга­ны государственной власти.

К экономическим правам, под которыми понима­ются узаконенные возможности свободного распо­ряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, относятся: право быть

собственником (т. е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом), право наследо­вания, право на свободное занятие предприниматель­ской деятельностью, право на труд, свободный выбор профессии и рода занятий, на отдых, на удовлетвори­тельное вознаграждение за труд (не ниже минималь­ного размера оплаты труда, установленного зако­ном), на защиту от безработицы и др.

Государство закрепляет и защищает социальные права граждан права на благосостояние и до­стойный уровень жизни: право на социальное обес­печение по возрасту, в случае болезни, инвалиднос­ти, потери кормильца, для воспитания детей, право на жилище, право на медицинскую помощь (бесплат­ную в государственных учреждениях здравоохране­ния), право на защиту материнства и детства, право на образование, право на благоприятную окружа­ющую среду.

Культурные права это права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности: пра­во на участие в культурной жизни, на доступ к куль­турным ценностям, свободу творчества, право на куль­турную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.).

По времени возникновения различают три так на­зываемых поколения прав человека. К первому поко­лению относят гражданские и политические права (иногда они называются негативными, так как для их соблюдения государству не нужно предпринимать активные действия). Второе поколение включает в себя социальные и экономические права, закрепле­ние которых в конституциях и законах наиболее раз­витых стран относится к началу XX в. Их часто на­зывают мнимыми, поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения (например,

право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства). Третье поколение называют правами народов. Представление о них утвержда­ется в юридической науке и международно-правовой практике во второй половине XX в. Важнейшими из них являются: право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого го­сударства, право на достойное существование и право на развитие народа.

По способу существования и отражения различа­ют естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные права, устанавливаемые государством.

По кругу субъектов права делятся на индивиду­альные (права, принадлежащие отдельным лицам) и коллективные (права, принадлежащие группе лиц, существующих как общность: инвалиды, потребите­ли, несовершеннолетние, беженцы).

Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных на­правлений сотрудничества различных государств. Представления мирового сообщества о правах и сво­бодах человека отражены во Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.), в междуна­родных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г., в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также в ряде региональных документов.

Всеобщая декларация прав человека впервые от­разила понятие о связи и взаимообусловленности все­го комплекса прав и свобод человека. Она стала свое­образным кодексом поведения государств в области прав человека, основой для составления националь­ных актов о правах человека, юридической базой для заключения новых международных договоров и пак­тов о правах человека. Декларация — это своеобраз­ный регулятор отношений, между государствами, не­исполнение ее норм роняет престиж государства в глазах мирового сообщества.

Велико значение и международных пактов 1966 г. Оно заключается в том, что впервые:

а) государства взяли на себя юридические обяза­тельства перед международным сообществом содей­ствовать осуществлению прав своих граждан;

б) государства наделили международные органы правом контроля за выполнением принятых на себя обязательств;

в) жертвы нарушений прав человека получили возможность обращаться за помощью в органы, не подведомственные притесняющим их властям.

В отличие от вышеназванных документов цен­ность Европейской конвенции состоит не в каталоге прав и свобод человека, которые она зафиксировала, а в создании механизма их имплементации, под кото­рой понимают фактическую реализацию международ­ных обязательств на внутригосударственном уров­не путем трансформации международных правовых норм в национальное законодательство.

 

 

10. Конституция в иерархии нормативных актов

 

 

Ведущее место в системе законодательства государ­ства занимает конституция (от лат. constitutio — уста­новление, учреждение, устройство). Конституция это основной закон государства и общества, регули­рующий важнейшие стороны их внутренней органи­зации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологи­ческим по своему характеру документом. Поэтому ее содержание закрепляет соотношение социально-клас­совых сил в обществе, сложившееся к моменту приня­тия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция:

а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государствен­ен власти, т. е. фактически «учреждает» государ­ство);

б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные за­коны, основываясь на принципах конституции, раз­вивают ее нормы);

в) обладает высшей юридической силой (все теку­щее законодательство должно по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а са­ми законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавли­вается конституцией);

г) отличается стабильностью, ибо закрепляет са­мые основы государственного строя;

д) характеризуется особым (затрудненным в срав­нении с остальными законами) порядком принятия и изменения.

Первая писаная конституция была принята в США в 1787 г. (кстати, она с небольшими измене­ниями действует до сих пор). История знает различ­ные способы принятия конституций: конституцион­ным собранием, или конвентом (США), учредитель­ным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием, ха­рактерен для абсолютных монархий. В Англии су­ществует неписаная конституция, состоящая факти-нескольких тысяч некодифицированных

Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и усло-ния ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава закрепляет основы конституци­онного строя, вторая глава — права и свободы чело-

века и гражданина, третья глава — федеративное устройство государства, четвертая глава — правовой статус Президента, пятая глава — правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава — порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава — принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной влас­ти, восьмая глава — основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переход­ные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.

Предложения о поправках и пересмотре положе­ний Конституции могут вносить Президент РФ, па­латы Федерального Собрания, Правительство РФ, за­конодательные органы власти субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Фе­дерации или депутатов Государственной Думы. По­ложения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пе­ресмотрены Федеральным Собранием. Такое реше­ние может быть принято лишь Конституционным Собранием, которое созывается в соответствии со спе­циальным федеральным конституционным законом в том случае, если предложение о внесении поправок в эти главы поддерживается 3/5 голосов от общего со­става Государственной Думы и Совета Федерации. Конституционное Собрание либо подтверждает неиз­менность действующей Конституции, либо разраба­тывает проект новой. Во втором случае Конституци­онное Собрание либо само принимает проект новой Конституции (2/з голосов от общего числа членов), либо выносит его на референдум.

Поправки к главам 3—8 Конституции принима­ются Федеральным Собранием. Для их одобрения не­обходимо не менее 2/з от общего числа голосов депу­татов Государственной Думы и не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в тече­ние 14 дней подписать и обнародовать эти измене­ния, однако в законную силу они вступают лишь пос­ле их одобрения органами законодательной власти не менее 2/з субъектов РФ.

Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении консти­туционно-правового статуса субъекта Федерации.

В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные зако­ны, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в ка­кой-либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс пред­ставляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно-правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В пер­вой излагаются основополагающие для данной отрас­ли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со-держатся непосредственно действующие правовые нормы.

Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъ-ектах Федерации актом основополагающего значе-

ния являются уставы. В соответствии с ними в рам­ках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодатель­ству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федера­ции и ее субъекта).

 

 

  1. Основы конституционного строя РФ

 

 

Конституционный строй это система обще­ственных отношений в стране, в которой соблюда­ется порядок, установленный нормами конститу­ции. Иными словами, это общественный порядок, су­ществующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя опре­деляют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политиче­ской), принципы организации государственной влас­ти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ консти­туционного строя России является первая глава Конституции.

 

Основы конституционно­го строя Статьи Конституции Содержание
1. Народовластие Ст. 1, ч. 1. Ст. 3 Россия — демократическое госу дарство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверените­та). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее само­стоятельно и независимо от ка­ких-либо сил. Народ осуществ­ляет свою власть: а) непосредст­венно, б) через органы государ­ственной власти, в) через органы местного самоуправления
2. Федерализм Ст. 1, ч. 1. Ст. 5 Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, про­живающих на территории РФ. Созданы различные формы на­циональной государственности народов РФ. Федерализм означа­ет и децентрализацию власти, лишает центральные органы мо­нополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную са­мостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов раз­граничиваются Конституцией
3. Правовое государство Ст. 1,ч.1 Верховенство права над государ­ством: государство и все его ор­ганы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы
4. Разделение Ст. 10 Это принцип организации влас­ти в правовом демократическом государстве. Единая государ-твенная власть разделена на ри ветви — законодательную, исполнительную и судебную, 'азграничиваются предметы ве­дения как по горизонтали (меж­ду органами власти одного уров­ня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъек­тов). Разделение властей предпо­лагает взаимное равновесие между ними через систему сдер-жек и противовесов
5. Приоритет прав человека Ст. 2 Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общест­ва. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.
6. Российская Федерация — социальное государство Ст. 7 Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минималь ный размер оплаты труда, обеспечивается государственная под держка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.
7. Суверенитет Ст. 4 Суверенитет — неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ н всей территории страны. Конституция и федеральное законо­дательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.
8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости. Ст. 8, ст. 9, ч. 2 Закрепляется многообразие форм собственности и их равная оxpaнa: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.
9. Политичекое многообразие (плюраизм) Ст. 13, ч.3-5 В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.
10. Идеологический плюрализм Ст. 13, ч. 1—2 В РФ признается идеологическое многообразие, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной
11. Светский характер государства Ст. 14 Церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государственная. Все религиозные объединения равны между собой

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)