Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 21 страница



2015-11-07 683 Обсуждений (0)
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 21 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Как правило, действие НПА охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему НПА. Действие НПА распространяется, как правило, на всех лиц, проживающих на соответствующей территории.

Однако ряд законов распостраняется лишь на граждан гос-ва, они не действуют в отноше­нии лиц без гражданства и иностранцев.

 

  1. Правотворчество

 

 

Большинство ученых понимают под правотворче­ством деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене пра­вовых норм. Однако такое определение исходит из представления о праве как о системе норм, установ­ленных государством. В соответствии с иным подхо­дом правотворчество рассматривается как завершаю­щая стадия процесса правообразования, который идет в недрах общества. Государство же лишь надле­жащим образом оформляет те правовые потребности, которые уже сложились.

Основными функциями правотворчества являются:

а) обновление законодательства, издание новых нормативно-правовых актов;

б) устранение (отмена) устаревших юридических норм;

в) восполнение пробелов в праве. Правотворческая деятельность в демократическом

государстве строится на следующих принципах:

а) гласности, подразумевающей, что правотворче­ская деятельность компетентных органов должна осуществляться в открытой и доступной для всех форме. Только «прозрачность» правотворческих про­цедур позволяет избежать негативных последствии лоббизма;

б) демократизма, отражающего участие населения в правотворчестве, учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов;

в) научности, содержанием которой является адекватное отражение в нормативных актах реаль­ной действительности и перспектив развития общест­ва, привлечение научных учреждений, ученых, экс­пертов, специалистов-практиков к процессу право­творчества, обязательность прогноза последствий принятия нормативного акта;

г) законности, представляющей собой требование неукоснительного соблюдения установленных зако­ном требований к порядку и процедуре правотворче­ства, строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение компетенции органа, принимающего правовой акт;

д) исполнимости, подразумевающей финансовое обеспечение нормативно-правовых решений, подго­товку соответствующих кадров и необходимых для реализации закона подзаконных актов;

е) профессионализма, согласно которому право­творческая практика требует профессиональной под­готовки ее субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники. Она долж­на обеспечить логическую последовательность изло­жения основных положений нормативно-правового акта, отсутствие внутренних противоречий в тексте, компактность нормативного материала, ясность и до­ступность языка закона, точность и определенность его формулировок. Правильное использование юри­дической техники обеспечивает точное выражение воли законодателя, способствует повышению эффек­тивности права.

Способы правотворчества обусловлены официально признанными формами (источниками) права. Разли­чают такие его виды, как санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями, признание прецедентов, принятие нормативно-правовых актов органами гос-ва или непосредственно самим народом, заключение различного рода соглашении, содержащих нормы права.

Правотворческая деятельность состоит из юридически значимых действий, которые образуют правотворческий процесс. Начинается он с выявления потребности в принятии нормы права. Это делается на

основе изучения и анализа общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данную норму. Закон определяет компетентные государственные органы или должностных лиц, уполномоченных на принятие нормы. Они устанавливают вид правового акта, который закрепит норму, принимают решение о подготовке проекта документа, создают для этого ра­бочую группу. Рассмотрение проекта делится, как правило, на два этапа: предварительное и официаль­ное. Последнее производится с учетом всех процессу­альных и технических требований к этой стадии пра­вотворчества. После обсуждения проекта правовой акт принимается, оформляется должным образом, подпи­сывается и публикуется.

Важнейшей разновидностью правотворчества яв­ляется законотворчество (процесс принятия законов высшими органами государственной власти). Проце­дура принятия законов обычно довольно подробно разрабатывается в конституции страны. Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:

1. Законодательная инициатива — официальное внесение законопроекта в законодательное учрежде­ние в соответствии с установленной процедурой, что влечет за собой обязанность соответствующего законо­дательного органа рассмотреть законопроект на своем заседании. Как правило, правом законодательной инициативы наделены депутаты парламента и прави­тельство (причем основная масса законопроектов — до 90% — вносится правительством). В Российской Фе­дерации субъектами права законодательной иници­ативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (предста­вительные) органы субъектов РФ, а также Конститу­ционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбит­ражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопро­екты, как правило, вносятся в нижнюю палату парламента (в Российской Федерации __ в Государ­ственную Думу). Регламенты палат парламента уста­навливают определенные требования к оформлению представляемых законопроектов. Так, регламент Го-

сударственной Думы Федерального Собрания РФ тре­бует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:

а) пояснительную записку к законопроекту;

б) перечень законов, подлежащих отмене или из­менению в связи с принятием законопроекта;

в) финансово-экономическое обоснование (в слу­чае, если реализация законопроекта потребует мате­риальных затрат);

г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматрива­ет расходы из федерального бюджета).

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Рос­сийской Федерации внесенный в порядке законода­тельной инициативы законопроект Советом Государ­ственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государ­ственной Думы с собственными замечаниями и пред­ложениями. Обсуждение законопроекта на пленар­ном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

3. Стадия принятия законопроекта путем голосо­вания депутатов парламента. Если парламент двух-палатный, то для принятия закона требуется согла-сие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФпринятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одбренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разно­гласий. Однако Государственная Дума может преодо­леть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифициро­ванное большинство — не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), кото­рый может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право оконча­тельного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санк­ционировать закон лишь приостанавливает вступле­ние его в силу. Парламенту в последнем случае пре­доставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифи­цированное большинство. Так, в Российской Федера­ции для преодоления отлагательного вето Президен­та закон при повторном голосовании должен полу­чить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

5. Промульгация закона — опубликование приня­того и утвержденного закона в официальном печат­ном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после про­мульгации закон обретает обязательную силу. В Рос­сийской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Со­брании законодательства РФ. Вступает же в силу за­кон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Несколько отличается от обычной законодатель­ной процедуры процесс рассмотрения федеральных

конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются боль­шинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не мо­жет отклонить федеральный конституционный за­кон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

 

 

5. Правоотношения

 

 

В течение своей жизни люди вступают друг с дру­гом в разнообразные общественные отношения. Мно­гие из этих отношений регулируются нормами права и потому называются правовыми отношениями или правоотношениями.

Правоотношение — это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное от­ношение, участники которого являются носителя­ми субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством.

Правоотношение характеризуется рядом призна­ков:

1. Правоотношение есть отношение общественное. Не может быть правового отношения между человеком и животным, человеком и вещью. Правоотношение мо­жет возникнуть только по поводу этих объектов.

2. Правоотношение возникает на основе норм права и регулируется ими. Правовая норма устанавливает условия и юридическое содержание правоотношения.

3. Правоотношение представляет собой связь

субъектов права взамными юридическими правами и обязанностями, которые возникают в

соответствии с требованиями норм права..

4. Правоотношение имеет сознательно-волевой характер. С одной стороны, оно возникает на основе норм права, в которых отражается воля государства. С другой стороны, значительная часть правоотношенийвозникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права.

5. Правоотношение представляет собой средство конкретизации правовых норм применительно к опре­деленным лицам — участникам правоотношения.

6. Правоотношение гарантируется государством и в необходимых случаях подкрепляется его принуди­тельной силой.

Правоотношения возникают, изменяются и прекра­щаются в зависимости от определенных жизненных обстоятельств. Такие обстоятельства называются юри­дическими фактами. Юридический факт это конкретное жизненное обстоятельство, с наступле­нием которого нормы права связывают возникнове­ние, изменение или прекращение правоотношения. В зависимости от последствий юридические факты де­лятся на правообразующие, правоизменяющие и пра-вопрекращающие. С правообразующими юридически­ми фактами нормы права связывают возникновение правоотношений (трудовой договор о приеме на рабо­ту), с правоизменяющими — изменение правоотноше­ний (перевод на другую работу в рамках одного пред­приятия), а с правопрекращающими — прекращение правоотношений (увольнение работника).

Кроме того, все юридические факты подразделя­ются на событияи действия. События это такие жизненные обстоятельства, наступление которых в качестве юридических фактов не зависит от во­ли субъектов правоотношений (достижение какого-либо возраста, стихийное бедствие). Действиями же называют жизненные обстоятельства, которые являются результатом сознательно-волевого пове­дения субъектов правоотношений (заключение до­говоров). В свою очередь, действия делятся на право­мерные, которые соответствуют предписаниям норм права, и неправомерные, которые нарушают требо­вания правовых норм.

Всякое правоотношение имеет структуру (или со­став), включающую три элемента: субъект, объекти содержание правоотношения.

Субъектами правоотношений могут быть физиче­ские и юридические лица. Физические лица — это отдельные граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), находящиеся на территории государства и обладающие правоспособ­ностью. Юридические лица — это организации, кото­рые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущест­во и отвечают по своим обязательствам этим имуще­ством, могут от своего имени приобретать права и осуществлять обязанности. Характер и степень учас­тия субъектов в правоотношениях определяются их правосубъектностью, включающей три юридических свойства: правоспособность,дееспособность и делик-

Тоспособность.

Правоспособность — это предусмотренная нор­мами права способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Правоспо­собность физических лиц возникает в момент их рождения и прекращается смертью. Российским за­конодательством не предусматривается возможность лишения граждан правоспособности. Правоспособ­ность юридических лиц возникает с момента их госу­дарственной регистрации.

Дееспособностью называется предусмотренная нормами права способность субъекта права собст­венными действиями приобретать и осуществ­лять права, а также исполнять обязанности. Содержание и объем дееспособности зависят от воз­раста, состояния здоровья и законопослушности субъекта. Полная дееспособность физических лиц по российскому гражданскому законодательству насту­пает с 18 лет. Кроме того, полная гражданская дее­способность возникает и у лиц, вступивших в брак до 18 лет. Несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособ­ным органами опеки и попечительства (с согласия за­конных представителей подростка) или судом (при отсутствии такого согласия), если он работает по тру­довому договору или занимается предприниматель­ской деятельностью. Указанный порядок называется в гражданском законодательстве эмансипацией.

Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет ограничена: они могут совершать сделки только с письменного согласия своих законных пред-авителей. Без их одобрения несовершеннолетние могут распоряжаться собственным заработком, сти­пендией и другими доходами, осуществлять авторие права, вносить вклады в кредитные учрежде­ния. Правда, при наличии достаточных оснований суд по ходатайству законных представителей несо­вершеннолетнего может лишить последнего права са­мостоятельно распоряжаться своими доходами.

Трудовая дееспособность возникает с 15 лет, одна­ко российское законодательство о труде допускает возможность приема на работу учащихся образова­тельных учреждений с 14 лет для выполнения легко­го труда в свободное от учебы время с согласия роди­телей, усыновителей или попечителей.

Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, могут совершать мелкие бытовые сделки и сделки, на­правленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального удостоверения (получение подарков), самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными их законными представителями.

Деликтоспособность представляет собой способ­ность лица понимать значение своих действий, ру­ководить ими, а также нести ответственность за допущенное правонарушение (деликт). Фактиче­ски деликтоспособность представляет собой дееспо­собность лиц в правоотношениях, возникающих в связи с совершением правонарушений. Деликтоспособность также зависит от возраста и состояния хики субъекта.

Вторым элементом состава правоотношений явля­ется его объект. Объектом правоотношения называ­ют те материальные, духовные и иные социальные блага и ценности, по поводу которых возникло пра­воотношение.

Содержание правоотношения образуют субъектив­ные юридические права и юридические обязанности участников правоотношения. Субъективное юриди­ческое право представляет собой меру возможного поведения лица, обеспеченную исполнением юриди­ческих обязанностей другими лицами и гарантируе­мую государством. Под юридической обязанностью понимается мера должного поведения лица, соответ­ствующая нормам права и обеспеченная возможно­стью государственного принуждения.

 

 

  1. Правосознание и правовая культура

 

 

Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (научное, эмпирическое и др.) и формы. По­следние классифицируются по характеру обществен­ных отношений на религиозное, этическое, эстетиче­ское, политическое сознание. Особое место занимает

правовое сознание.

Правосознание форма общественного созна­ния, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регу­лируемом им поведении. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм обществен­ного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на форми­рование правовых идей и убеждений, однако оно ха­рактеризуется рядом существенных особенностей:

1 В правосознании отражаются только те явления окружающей действительности, которые непосредственно связаны с правом. Объектами правосознания могут быть нормативно-правовые акты и процесс их создания, реализация правовых норм в правоотноше­ниях, правоприменительная практика, действия правоохранительных органов и т. д.

2. Осознание правовых явлений жизни общества происходит, как правило, посредством юридических понятий и категорий (например, преступление, нака­зание, юридическая ответственность).

3. Правосознание формируется многими поко-ениями людей и характеризуется преемственно­стью.

Структура правосознания включает в себя два эле­мента: правовую психологию и правовую идеологию. 1. Правовая психология система правовых чувств, эмоций, настроений, иллюзий, привычек, вы­ражающих отношение граждан как к действующе­му праву, так и к желаемым правовым явлениям. Одним словом, правовая психология представляет со­бой эмоциональное восприятие людьми правовых яв­лений (например, чувство уверенности в справедли­вости закона, прочности правопорядка, нетерпимое отношение к правонарушителям). На основе психоло­гических элементов формируются идеологические.

2. Правовая идеология это систематизиро­ванное, научно обоснованное, теоретизированное отражение правовых явлений (правовые знания, по­нятия, категории, принципы, убеждения, идеи, оценки перспектив развития права). Правовая иде­ология формируется путем более глубокого, рацио­нального осмысления правовой действительности, а иногда и путем научного обобщения политико-право­вого развития общества. Однако правовая психоло­гия в структуре правосознания имеет первичный ха­рактер, поскольку правовые чувства и эмоции зачас­тую возникают ранее правовых идей.

По субъектам правосознание может быть индиви­дуальным, групповым и общественным. Под группо-

вым правосознанием понимают отношение к праву различных групп и коллективов. Общественное пра­восознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства право­вой действительности того или иного общества. В ре­зультате усвоения и активной переработки на основе личного опыта системы ценностей группового и об­щественного правосознания складывается индивиду­альное правосознание отдельного человека.

В зависимости от уровня, глубины отражения пра­вовой действительности правосознание делится на обыденное, профессиональное и научное.

Обыденное (эмпирическое) правосознание склады­вается стихийно, под влиянием конкретных жизнен­ных условий людей, их личного опыта и правового образования. Обыденное правосознание отражает не­посредственно воспринимаемые конкретные право­вые явления. Оно обычно индивидуально, хотя быва­ет и групповым, и общественным, отражая массовые представления людей о праве.

Профессиональным правосознанием обладают юристы, специалисты-практики. Оно характеризует­ся тем, что идеологические и психологические эле­менты гармонично сочетаются в нем с умениями и навыками познавать право и применять его при ана­лизе и решении конкретных юридических вопросов. Профессиональное правосознание реализуется в ре­шении конкретных юридических дел.

На основе глубокого и специального исследования правовой действительности, выявления закономер­ностей ее развития, сопровождающегося правовыми обобщениями, формируется научное (теоретическое) правосознание. Его содержание — правовая идеоло­гия, форма выражения — нормативно-правовые ак­ты, юридическая наука. Этот уровень является непо­средственным источником правотворчества.

С правосознанием тесно связана правовая культура, представляющая собой, однако, более широкое явление, будучи неотъемлемой частью общей культу­ры человека и общества. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые ценности, все, что создано людьми и их коллективами в право­вой сфере (законодательство, правовая наука, систе­ма правоохранительных и судебных органов, режим законности и т. д.)- Правовая культура в узком смыс­ле — это определенный уровень правосознания, включающий в себя знание действующего законода­тельства, правильное его понимание, соблюдение, ис­полнение, использование, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Выс­ший уровень правовой культуры — социально-право­вая активность, использование правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка. Чело­век, обладающий таким уровнем правовой культуры, не является посторонним наблюдателем, созерцате­лем общественных процессов, активно включаясь в решение социальных проблем.

Правовая культура включает в себя знание и по­нимание права, развитие правового мышления, юри­дических установок, идей, убеждений, представле­ний и взглядов, т. е. отражает уровень зрелости пра­восознания. Поэтому в структуру правовой культуры входят и психологические элементы (правовая пси­хология), и идеологические элементы (правовая иде­ология), и поведенческие элементы (юридически зна­чимое поведение).

Правовую культуру в зависимости от ее носителей можно разделить на индивидуальную и обществен­ную. Последняя характеризует качественное состоя­ние правовой жизни общества. Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня правотворче­ской культуры, от правоприменительной, правоохра­нительной деятельности, от степени совершенства всей системы правовых актов. Большое влияние на уровень правовой культуры общества оказывает пра-

вовая культура государственных организаций и слу­жащих.

Высокий уровень правовой культуры общества яв­ляется важнейшей предпосылкой режима законнос­ти и правопорядка, гарантией демократии, условием формирования гражданского общества и правового государства.

Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое вос­питание — целеустремленное и систематическое воз­действие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.

Выделяют следующие формы правового воспита­ния:

а) самовоспитание и самообразование (чтение юри­дической литературы, знакомство с текстами норма­тивно-правовых актов и др.);

б) формирование правосознания и правовой куль­туры в семье;

в) распространение правовых знаний через средст­ва массовой информации, публикации научно-попу­лярных, научных, нормативных материалов, переда­чи радио и телевидения на правовую тематику;

г) преподавание юридических дисциплин в сред­них общеобразовательных учреждениях;

д) профессиональная юридическая подготовка в средних специальных (колледжи, лицеи, гимназии и пр.) и высших учебных заведениях;

е) популяризация правовых знаний учеными-юристами (чтение публичных лекций, выпуск книг и

брошюр);

ж) система юридической учебы (курсы повыше­ния квалификации, подготовки и переподготовки кадров) должностных лиц органов государственной власти и управления (особенно правоохранительных органов).

Однако не менее важна для правового воспитания и юридическая практика. Если жизненный опыт человека расходится с официальными просвети­тельскими установками, то приоритет неизбежно будет за жизненным опытом. Правовая воспитан­ность общества в более значительной степени зависит от качества законодательства, практики и форм пра­воприменения, состояния судебной защиты прав и свобод человека, уровня раскрываемости преступле­ний, вообще от общей упорядоченности правовой сферы, чем от усилий правовой пропаганды.

 

 

  1. Правонарушения

 

 

Относительно права поведение людей может быть юридически нейтральным (безразличным) и юридиче­ски значимым. Юридически нейтральное поведение не регулируется правом и не влечет за собой юридиче­ских последствий. Юридически значимое поведение регулируется правом и может как соответствовать правовым нормам, так и не соответствовать им. В пер­вом случае речь идет о правомерном поведении, во вто­ром — о правонарушении. Правомерное поведение это законопослушное поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Правонарушение же представляет собой разновидность противоправно­го, антисоциального поведения.

Правонарушением называется противоправное, виновное деяние деликтоспособных лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

Правонарушение характеризуется рядом призна­ков:

1. Правонарушение есть акт поведения, выражаю­щийся в действии или бездействии. Мысли, интел­лектуальная деятельность человека, его желания, если они не воплотились в поступках, не могут счи­таться правонарушением.

2. Правонарушение — это противоправное деяние, т. е. такое деяние, которое запрещено нормами пра­ва. Противоправность имеет место и при неисполне­нии юридической обязанности. То, что правом не за­прещено, не является правонарушением (например, неиспользование лицом своих субъективных прав, если такое использование поставлено в зависимость от личного желания или усмотрения лица).

3. Правонарушение всегда наносит обществу определенный вред и потому в той или иной степени опасно.

4. Не всякое противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом, может быть признано правона­рушением, а только то, которое совершено по вине этого лица.

5. Правонарушение может быть совершено только деликтоспособным лицом.

6. Правонарушение теснейшим образом связано с юридической ответственностью. Последняя наступа­ет тогда, когда есть состав правонарушения, т. е. не­обходимые и достаточные признаки для наступления юридической ответственности.

Правонарушение следует отличать от аморального проступка. Социальные ценности общества охраня­ются не только правом, но и моралью. Мораль и право не противопоставляются друг другу: аморальным яв­ляется все то, что опасно для общества в самом широ­ком смысле этого слова. Отличие правонарушения от аморального проступка проводится прежде всего по признаку противоправности: правонарушение посяга­ет на общественные отношения, находящиеся под ох­раной закона. Если правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения, то нарушение моральных норм предполагает моральное осуждение со стороны других лиц. К тому же степень общественной опасности аморального проступка зна­чительно ниже опасности правонарушения.

В повседневной юридической практике часто ис­пользуется понятие «состав правонарушения», кото­рое служит обоснованием для привлечения лица к ответственности. Состав правонарушения это со­вокупность установленных законом признаков, ха­рактеризующих конкретное общественно опасное деяние как правонарушение. В составе правонаруше­ния выделяют объект, субъект, объективную и субъ­ективную стороны правонарушения.

Объект правонарушения — это охраняемые пра­вом явления окружающего мира или общественные отношения, на которые направлено противоправное деяние. Объектом правонарушения могут выступать социальные и личностные ценности, которым проти­воправным деянием наносится ущерб.

Субъект правонарушения — это лицо, совершив­шее правонарушение. Субъектами правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Объективную сторону правонарушения образуют те элементы противоправного, общественно опасного деяния, которые характеризуют правонарушение как определенный акт волевого поведения (действие или бездействие, вредоносный результат деяния, причинная связь между деянием и результатом, а также место, время, орудие, способ и обстановка со­вершения правонарушения).

Субъективную сторону правонарушения образуют цель, мотив, вина. Мотив представляет собой то по­буждение, которым руководствуется лицо во время совершения правонарушения. Цель — это представ­ление субъекта о результате совершаемого правона­рушения. Под виной понимают психическое отноше­ние субъекта к своему противоправному поведению и его последствиям. Различают две формы вины — умысел и неосторожность. При умышленных право­нарушениях лицо сознает общественно опасный ха­рактер своего действия или бездействия, предвидит его общественно опасные последствия, желает или



2015-11-07 683 Обсуждений (0)
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 21 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 21 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (683)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)