ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 21 страница
Как правило, действие НПА охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему НПА. Действие НПА распространяется, как правило, на всех лиц, проживающих на соответствующей территории. Однако ряд законов распостраняется лишь на граждан гос-ва, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев.
Большинство ученых понимают под правотворчеством деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм. Однако такое определение исходит из представления о праве как о системе норм, установленных государством. В соответствии с иным подходом правотворчество рассматривается как завершающая стадия процесса правообразования, который идет в недрах общества. Государство же лишь надлежащим образом оформляет те правовые потребности, которые уже сложились. Основными функциями правотворчества являются: а) обновление законодательства, издание новых нормативно-правовых актов; б) устранение (отмена) устаревших юридических норм; в) восполнение пробелов в праве. Правотворческая деятельность в демократическом государстве строится на следующих принципах: а) гласности, подразумевающей, что правотворческая деятельность компетентных органов должна осуществляться в открытой и доступной для всех форме. Только «прозрачность» правотворческих процедур позволяет избежать негативных последствии лоббизма; б) демократизма, отражающего участие населения в правотворчестве, учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов; в) научности, содержанием которой является адекватное отражение в нормативных актах реальной действительности и перспектив развития общества, привлечение научных учреждений, ученых, экспертов, специалистов-практиков к процессу правотворчества, обязательность прогноза последствий принятия нормативного акта; г) законности, представляющей собой требование неукоснительного соблюдения установленных законом требований к порядку и процедуре правотворчества, строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение компетенции органа, принимающего правовой акт; д) исполнимости, подразумевающей финансовое обеспечение нормативно-правовых решений, подготовку соответствующих кадров и необходимых для реализации закона подзаконных актов; е) профессионализма, согласно которому правотворческая практика требует профессиональной подготовки ее субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники. Она должна обеспечить логическую последовательность изложения основных положений нормативно-правового акта, отсутствие внутренних противоречий в тексте, компактность нормативного материала, ясность и доступность языка закона, точность и определенность его формулировок. Правильное использование юридической техники обеспечивает точное выражение воли законодателя, способствует повышению эффективности права. Способы правотворчества обусловлены официально признанными формами (источниками) права. Различают такие его виды, как санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями, признание прецедентов, принятие нормативно-правовых актов органами гос-ва или непосредственно самим народом, заключение различного рода соглашении, содержащих нормы права. Правотворческая деятельность состоит из юридически значимых действий, которые образуют правотворческий процесс. Начинается он с выявления потребности в принятии нормы права. Это делается на основе изучения и анализа общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данную норму. Закон определяет компетентные государственные органы или должностных лиц, уполномоченных на принятие нормы. Они устанавливают вид правового акта, который закрепит норму, принимают решение о подготовке проекта документа, создают для этого рабочую группу. Рассмотрение проекта делится, как правило, на два этапа: предварительное и официальное. Последнее производится с учетом всех процессуальных и технических требований к этой стадии правотворчества. После обсуждения проекта правовой акт принимается, оформляется должным образом, подписывается и публикуется. Важнейшей разновидностью правотворчества является законотворчество (процесс принятия законов высшими органами государственной власти). Процедура принятия законов обычно довольно подробно разрабатывается в конституции страны. Выделяют следующие стадии законодательной процедуры: 1. Законодательная инициатива — официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой, что влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своем заседании. Как правило, правом законодательной инициативы наделены депутаты парламента и правительство (причем основная масса законопроектов — до 90% — вносится правительством). В Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты, как правило, вносятся в нижнюю палату парламента (в Российской Федерации __ в Государственную Думу). Регламенты палат парламента устанавливают определенные требования к оформлению представляемых законопроектов. Так, регламент Го- сударственной Думы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить: а) пояснительную записку к законопроекту; б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта; в) финансово-экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат); г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета). 2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки. 3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух-палатный, то для принятия закона требуется согла-сие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. 4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФпринятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одбренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство — не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. 5. Промульгация закона — опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок. Несколько отличается от обычной законодательной процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.
5. Правоотношения
В течение своей жизни люди вступают друг с другом в разнообразные общественные отношения. Многие из этих отношений регулируются нормами права и потому называются правовыми отношениями или правоотношениями. Правоотношение — это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством. Правоотношение характеризуется рядом признаков: 1. Правоотношение есть отношение общественное. Не может быть правового отношения между человеком и животным, человеком и вещью. Правоотношение может возникнуть только по поводу этих объектов. 2. Правоотношение возникает на основе норм права и регулируется ими. Правовая норма устанавливает условия и юридическое содержание правоотношения. 3. Правоотношение представляет собой связь субъектов права взамными юридическими правами и обязанностями, которые возникают в соответствии с требованиями норм права.. 4. Правоотношение имеет сознательно-волевой характер. С одной стороны, оно возникает на основе норм права, в которых отражается воля государства. С другой стороны, значительная часть правоотношенийвозникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права. 5. Правоотношение представляет собой средство конкретизации правовых норм применительно к определенным лицам — участникам правоотношения. 6. Правоотношение гарантируется государством и в необходимых случаях подкрепляется его принудительной силой. Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от определенных жизненных обстоятельств. Такие обстоятельства называются юридическими фактами. Юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. В зависимости от последствий юридические факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и пра-вопрекращающие. С правообразующими юридическими фактами нормы права связывают возникновение правоотношений (трудовой договор о приеме на работу), с правоизменяющими — изменение правоотношений (перевод на другую работу в рамках одного предприятия), а с правопрекращающими — прекращение правоотношений (увольнение работника). Кроме того, все юридические факты подразделяются на событияи действия. События — это такие жизненные обстоятельства, наступление которых в качестве юридических фактов не зависит от воли субъектов правоотношений (достижение какого-либо возраста, стихийное бедствие). Действиями же называют жизненные обстоятельства, которые являются результатом сознательно-волевого поведения субъектов правоотношений (заключение договоров). В свою очередь, действия делятся на правомерные, которые соответствуют предписаниям норм права, и неправомерные, которые нарушают требования правовых норм. Всякое правоотношение имеет структуру (или состав), включающую три элемента: субъект, объекти содержание правоотношения. Субъектами правоотношений могут быть физические и юридические лица. Физические лица — это отдельные граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), находящиеся на территории государства и обладающие правоспособностью. Юридические лица — это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать права и осуществлять обязанности. Характер и степень участия субъектов в правоотношениях определяются их правосубъектностью, включающей три юридических свойства: правоспособность,дееспособность и делик- Тоспособность. Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Правоспособность физических лиц возникает в момент их рождения и прекращается смертью. Российским законодательством не предусматривается возможность лишения граждан правоспособности. Правоспособность юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Дееспособностью называется предусмотренная нормами права способность субъекта права собственными действиями приобретать и осуществлять права, а также исполнять обязанности. Содержание и объем дееспособности зависят от возраста, состояния здоровья и законопослушности субъекта. Полная дееспособность физических лиц по российскому гражданскому законодательству наступает с 18 лет. Кроме того, полная гражданская дееспособность возникает и у лиц, вступивших в брак до 18 лет. Несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным органами опеки и попечительства (с согласия законных представителей подростка) или судом (при отсутствии такого согласия), если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. Указанный порядок называется в гражданском законодательстве эмансипацией. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет ограничена: они могут совершать сделки только с письменного согласия своих законных пред-авителей. Без их одобрения несовершеннолетние могут распоряжаться собственным заработком, стипендией и другими доходами, осуществлять авторие права, вносить вклады в кредитные учреждения. Правда, при наличии достаточных оснований суд по ходатайству законных представителей несовершеннолетнего может лишить последнего права самостоятельно распоряжаться своими доходами. Трудовая дееспособность возникает с 15 лет, однако российское законодательство о труде допускает возможность приема на работу учащихся образовательных учреждений с 14 лет для выполнения легкого труда в свободное от учебы время с согласия родителей, усыновителей или попечителей. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, могут совершать мелкие бытовые сделки и сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального удостоверения (получение подарков), самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными их законными представителями. Деликтоспособность представляет собой способность лица понимать значение своих действий, руководить ими, а также нести ответственность за допущенное правонарушение (деликт). Фактически деликтоспособность представляет собой дееспособность лиц в правоотношениях, возникающих в связи с совершением правонарушений. Деликтоспособность также зависит от возраста и состояния хики субъекта. Вторым элементом состава правоотношений является его объект. Объектом правоотношения называют те материальные, духовные и иные социальные блага и ценности, по поводу которых возникло правоотношение. Содержание правоотношения образуют субъективные юридические права и юридические обязанности участников правоотношения. Субъективное юридическое право представляет собой меру возможного поведения лица, обеспеченную исполнением юридических обязанностей другими лицами и гарантируемую государством. Под юридической обязанностью понимается мера должного поведения лица, соответствующая нормам права и обеспеченная возможностью государственного принуждения.
Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (научное, эмпирическое и др.) и формы. Последние классифицируются по характеру общественных отношений на религиозное, этическое, эстетическое, политическое сознание. Особое место занимает правовое сознание. Правосознание — форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регулируемом им поведении. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на формирование правовых идей и убеждений, однако оно характеризуется рядом существенных особенностей: 1 В правосознании отражаются только те явления окружающей действительности, которые непосредственно связаны с правом. Объектами правосознания могут быть нормативно-правовые акты и процесс их создания, реализация правовых норм в правоотношениях, правоприменительная практика, действия правоохранительных органов и т. д. 2. Осознание правовых явлений жизни общества происходит, как правило, посредством юридических понятий и категорий (например, преступление, наказание, юридическая ответственность). 3. Правосознание формируется многими поко-ениями людей и характеризуется преемственностью. Структура правосознания включает в себя два элемента: правовую психологию и правовую идеологию. 1. Правовая психология — система правовых чувств, эмоций, настроений, иллюзий, привычек, выражающих отношение граждан как к действующему праву, так и к желаемым правовым явлениям. Одним словом, правовая психология представляет собой эмоциональное восприятие людьми правовых явлений (например, чувство уверенности в справедливости закона, прочности правопорядка, нетерпимое отношение к правонарушителям). На основе психологических элементов формируются идеологические. 2. Правовая идеология — это систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное отражение правовых явлений (правовые знания, понятия, категории, принципы, убеждения, идеи, оценки перспектив развития права). Правовая идеология формируется путем более глубокого, рационального осмысления правовой действительности, а иногда и путем научного обобщения политико-правового развития общества. Однако правовая психология в структуре правосознания имеет первичный характер, поскольку правовые чувства и эмоции зачастую возникают ранее правовых идей. По субъектам правосознание может быть индивидуальным, групповым и общественным. Под группо- вым правосознанием понимают отношение к праву различных групп и коллективов. Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности того или иного общества. В результате усвоения и активной переработки на основе личного опыта системы ценностей группового и общественного правосознания складывается индивидуальное правосознание отдельного человека. В зависимости от уровня, глубины отражения правовой действительности правосознание делится на обыденное, профессиональное и научное. Обыденное (эмпирическое) правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и правового образования. Обыденное правосознание отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления. Оно обычно индивидуально, хотя бывает и групповым, и общественным, отражая массовые представления людей о праве. Профессиональным правосознанием обладают юристы, специалисты-практики. Оно характеризуется тем, что идеологические и психологические элементы гармонично сочетаются в нем с умениями и навыками познавать право и применять его при анализе и решении конкретных юридических вопросов. Профессиональное правосознание реализуется в решении конкретных юридических дел. На основе глубокого и специального исследования правовой действительности, выявления закономерностей ее развития, сопровождающегося правовыми обобщениями, формируется научное (теоретическое) правосознание. Его содержание — правовая идеология, форма выражения — нормативно-правовые акты, юридическая наука. Этот уровень является непосредственным источником правотворчества. С правосознанием тесно связана правовая культура, представляющая собой, однако, более широкое явление, будучи неотъемлемой частью общей культуры человека и общества. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые ценности, все, что создано людьми и их коллективами в правовой сфере (законодательство, правовая наука, система правоохранительных и судебных органов, режим законности и т. д.)- Правовая культура в узком смысле — это определенный уровень правосознания, включающий в себя знание действующего законодательства, правильное его понимание, соблюдение, исполнение, использование, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высший уровень правовой культуры — социально-правовая активность, использование правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка. Человек, обладающий таким уровнем правовой культуры, не является посторонним наблюдателем, созерцателем общественных процессов, активно включаясь в решение социальных проблем. Правовая культура включает в себя знание и понимание права, развитие правового мышления, юридических установок, идей, убеждений, представлений и взглядов, т. е. отражает уровень зрелости правосознания. Поэтому в структуру правовой культуры входят и психологические элементы (правовая психология), и идеологические элементы (правовая идеология), и поведенческие элементы (юридически значимое поведение). Правовую культуру в зависимости от ее носителей можно разделить на индивидуальную и общественную. Последняя характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня правотворческой культуры, от правоприменительной, правоохранительной деятельности, от степени совершенства всей системы правовых актов. Большое влияние на уровень правовой культуры общества оказывает пра- вовая культура государственных организаций и служащих. Высокий уровень правовой культуры общества является важнейшей предпосылкой режима законности и правопорядка, гарантией демократии, условием формирования гражданского общества и правового государства. Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание — целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. Выделяют следующие формы правового воспитания: а) самовоспитание и самообразование (чтение юридической литературы, знакомство с текстами нормативно-правовых актов и др.); б) формирование правосознания и правовой культуры в семье; в) распространение правовых знаний через средства массовой информации, публикации научно-популярных, научных, нормативных материалов, передачи радио и телевидения на правовую тематику; г) преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях; д) профессиональная юридическая подготовка в средних специальных (колледжи, лицеи, гимназии и пр.) и высших учебных заведениях; е) популяризация правовых знаний учеными-юристами (чтение публичных лекций, выпуск книг и брошюр); ж) система юридической учебы (курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров) должностных лиц органов государственной власти и управления (особенно правоохранительных органов). Однако не менее важна для правового воспитания и юридическая практика. Если жизненный опыт человека расходится с официальными просветительскими установками, то приоритет неизбежно будет за жизненным опытом. Правовая воспитанность общества в более значительной степени зависит от качества законодательства, практики и форм правоприменения, состояния судебной защиты прав и свобод человека, уровня раскрываемости преступлений, вообще от общей упорядоченности правовой сферы, чем от усилий правовой пропаганды.
Относительно права поведение людей может быть юридически нейтральным (безразличным) и юридически значимым. Юридически нейтральное поведение не регулируется правом и не влечет за собой юридических последствий. Юридически значимое поведение регулируется правом и может как соответствовать правовым нормам, так и не соответствовать им. В первом случае речь идет о правомерном поведении, во втором — о правонарушении. Правомерное поведение — это законопослушное поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Правонарушение же представляет собой разновидность противоправного, антисоциального поведения. Правонарушением называется противоправное, виновное деяние деликтоспособных лиц, влекущее за собой юридическую ответственность. Правонарушение характеризуется рядом признаков: 1. Правонарушение есть акт поведения, выражающийся в действии или бездействии. Мысли, интеллектуальная деятельность человека, его желания, если они не воплотились в поступках, не могут считаться правонарушением. 2. Правонарушение — это противоправное деяние, т. е. такое деяние, которое запрещено нормами права. Противоправность имеет место и при неисполнении юридической обязанности. То, что правом не запрещено, не является правонарушением (например, неиспользование лицом своих субъективных прав, если такое использование поставлено в зависимость от личного желания или усмотрения лица). 3. Правонарушение всегда наносит обществу определенный вред и потому в той или иной степени опасно. 4. Не всякое противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом, может быть признано правонарушением, а только то, которое совершено по вине этого лица. 5. Правонарушение может быть совершено только деликтоспособным лицом. 6. Правонарушение теснейшим образом связано с юридической ответственностью. Последняя наступает тогда, когда есть состав правонарушения, т. е. необходимые и достаточные признаки для наступления юридической ответственности. Правонарушение следует отличать от аморального проступка. Социальные ценности общества охраняются не только правом, но и моралью. Мораль и право не противопоставляются друг другу: аморальным является все то, что опасно для общества в самом широком смысле этого слова. Отличие правонарушения от аморального проступка проводится прежде всего по признаку противоправности: правонарушение посягает на общественные отношения, находящиеся под охраной закона. Если правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения, то нарушение моральных норм предполагает моральное осуждение со стороны других лиц. К тому же степень общественной опасности аморального проступка значительно ниже опасности правонарушения. В повседневной юридической практике часто используется понятие «состав правонарушения», которое служит обоснованием для привлечения лица к ответственности. Состав правонарушения — это совокупность установленных законом признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как правонарушение. В составе правонарушения выделяют объект, субъект, объективную и субъективную стороны правонарушения. Объект правонарушения — это охраняемые правом явления окружающего мира или общественные отношения, на которые направлено противоправное деяние. Объектом правонарушения могут выступать социальные и личностные ценности, которым противоправным деянием наносится ущерб. Субъект правонарушения — это лицо, совершившее правонарушение. Субъектами правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Объективную сторону правонарушения образуют те элементы противоправного, общественно опасного деяния, которые характеризуют правонарушение как определенный акт волевого поведения (действие или бездействие, вредоносный результат деяния, причинная связь между деянием и результатом, а также место, время, орудие, способ и обстановка совершения правонарушения). Субъективную сторону правонарушения образуют цель, мотив, вина. Мотив представляет собой то побуждение, которым руководствуется лицо во время совершения правонарушения. Цель — это представление субъекта о результате совершаемого правонарушения. Под виной понимают психическое отношение субъекта к своему противоправному поведению и его последствиям. Различают две формы вины — умысел и неосторожность. При умышленных правонарушениях лицо сознает общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидит его общественно опасные последствия, желает или
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (683)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |