ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 23 страница
Нормативным выражением основ взаимоотношений гражданина и государства в том или ином обществе является правовой статус личности, под которым понимают законодательно установленные и взятые в единстве права, свободы и обязанности человека. Основы правового статуса человека и гражданина устанавливаются конституциями государств, а затем конкретизируются и гарантируются многочисленными законами и другими нормативно-правовыми актами. Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы правового статуса личности. К ним относятся: а) признание и гарантированность государством прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; б) равноправие и равенство граждан, запрещение дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; в) неотчуждаемость основных прав и свобод человека; г) непосредственное действие прав и свобод человека; д) возможность ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения в соответствии с законом, кроме оговоренных Конституцией (права на жизнь, на достоинство личности, на защиту от пыток и насилия, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайны, на защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести и вероисповедания, на свободное использование имущества, на жилище, на соблюдение процессуальных прав в уголовном судопроизводстве); е) запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод; ж) государственная (в том числе и судебная) защита прав и свобод человека. Ряд ученых включает в правовой статус личности гражданство и общую правоспособность физических лиц, что вызывает возражения других специалистов, полагающих, что эти элементы следует считать лишь предпосылками правового статуса. Гражданством называется устойчивая право-вая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. На территории государства могут проживать различные категории физических лиц: а) граждане государства — лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству данного государства; б) иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства; в) лица без гражданства (апатриды) — лица, не являющиеся гражданами данного государства и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим наряду с Конституцией вопросы гражданства Российской Федерации, является принятый в 2002 г. Федеральный закон «О гражданстве РФ». Общими принципами российского гражданства являются: а) принцип единого гражданства на всей территории РФ; б) принцип равного гражданства для всех граждан РФ независимо от оснований приобретения гражданства; в) принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ; г) недопустимость лишения гражданства РФ односторонним решением государства; д) защита и покровительство граждан РФ со стороны государства; е) недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам; ж) разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства), но таких лиц государство рассматривает только как граждан РФ; з) предоставление гражданам РФ возможности изменить собственное гражданство. Законом «О гражданстве РФ» устанавливаются следующие основания приобретения гражданства: 1. Приобретение гражданства по рождению: а) ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения; б) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, является гражданином РФ независимо от места рождения; в) при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство РФ; г) находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его рождения; д) ребенок, родившийся на территории РФ У родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства; е) ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. г. Прием в гражданство РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратить-ся с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно; б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; в) имеют законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства; д) владеют русским языком. Пятилетний срок проживания на территории РФ может быть сокращен до одного года в случае: а) рождения лица на территории РСФСР и наличия у него в прошлом гражданства СССР; б) состояния в браке с гражданином РФ не менее 3 лет; в) наличия у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ; г) наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ; д) предоставления лицу политического убежища на территории РФ; е) признания лица беженцем. В упрощенном порядке (без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ) в гражданство РФ принимаются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, если они: а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя — гражданина РФ; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства. 3. Восстановление в гражданстве РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ. Однако они должны соответствовать условиям, предъявляемым при приеме в гражданство в общем порядке. Обязательный срок непрерывного проживания на территории РФ таких лиц сокращается до 3 лет. Отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ, поданные лицами, которые: а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ; б) в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления, законно выдворялись за пределы РФ; в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства; д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами; е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранных государств за совершения преступления; ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом; з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением о приеме в гражданство или в течение 5 лет непрерывного проживания на территории РФ. 4. Иные основания приобретения гражданства (например, при приобретении гражданства РФ обоими родителями их дети такжестановятся гражданами РФ). При изменении Государственной границы РФ лица, проживающие на территории, которая вошла в состав РФ, имеют право на выбор гражданства РФ (оптацию) в порядке и в сроки, установленные соответствующим международным договором РФ. Российское законодательство предусматривает наряду с основаниями приобретения гражданства РФ также и основания его прекращения. В качестве таких оснований закон устанавливает: 1. Выход из гражданства, который может иметь место по добровольному ходатайству гражданина РФ. Выход из гражданства не допускается, если гражданин РФ: а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом; б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. 2. Иные основания (например, при прекращении гражданства РФ обоих родителей гражданство РФ их Детей прекращается при условии, что они не станут лицами без гражданства). При изменении государственной принадлежности (выходе из состава РФ) территории постоянного проживания гражданина РФ последний может (в соответствии с условиями международного договора) выбрать иное гражданство. В соответствии с Конституцией РФ вопросы гражданства РФ относятся к компетенции Президента РФ Важную роль в принятии решений по вопросам гражданства играют министерства иностранных и внутренних дел РФ. 13. Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования системы органов власти страны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ и суды. Главой государства является Президент Российской Федерации, которого Конституция ставит на первое место среди федеральных государственных органов. Пост Президента в Российской Федерации был учрежден в соответствии с решением референдума в апреле 1991 г. Президент РФ наделен огромными полномочиями, которые он осуществляет самостоятельно и независимо от других органов власти. Глава государства не несет политической ответственности перед парламентом. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим Президент наделен следующими полномочиями: — отменять постановления и распоряжения Правительства, другие акты органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам; — приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам или нарушения прав и свобод человека; — обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии федеральных законов, норма- тивных актов, принятых федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ Конституции РФ; — использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Президент фактически выступает арбитром между различными ветвями власти, не будучи включен ни в одну из подсистем государственных органов (законодательную, исполнительную и судебную). Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяется порядок избрания главы государства. Выборы назначаются Советом Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты группой избирателей (не менее 100 человек), избирательными объединениями и избирательными блоками. Для регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосования не был избран Президентом, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший во втором ре большее число голосов избирателей, чем его соперник. Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего главы государства, а при проведении досрочных выборов — на тридцатый день со дня официального опубликования общих результатов выборов, принеся присягу. Исполнение полномочий Президентом РФ прекращается с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в случаях: 1) добровольного ухода со своего поста (отставки); 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (однако закон, который устанавливал бы процедуру и критерии признания факта наличия стойкой неспособности, до сих пор не принят); 3) отрешения от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Полномочия Президента закреплены в четвертой главе Конституции РФ. Условно их можно разделить на несколько групп. 1. Полномочия Президента в законодательном процессе: а) обладает правом законодательной инициативы (может вносить законопроекты в Государственную Думу); б) обладает правом вето (может отклонить закон); в) подписывает и обнародует законы; г) назначает референдум; д) назначает выборы Государственной Думы — одной из палат высшего законодательного органа — и может распустить ее (в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ). 2. Полномочия Президента по формированию иных органов государственной власти: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства; б) по предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; в) принимает решение об отставке Правительства; г) представляет Государственной Думе кандидату-для назначения на должность председателя Центрального банка РФ и ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка; д) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора; е) формирует и возглавляет Совет безопасности РФ; ж) формирует Администрацию Президента; з) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента; и) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; к) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. 3. Полномочия Президента в области внешней политики и международных отношений: а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. 4. Полномочия Президента в сфере обеспечения обороны и безопасности страны: а) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами; б) вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; в) утверждает военную доктрину РФ. 5. Полномочия Президента в сфере регулирования правового статуса граждан: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные, высшие воинские и высшие специальные звания; в) осуществляет помилование. Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории государства. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Согласно статье 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является ее высшим представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. До 2000 г. членами Совета Федерации автоматически (по должности) становились глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти каждого субъекта Федерации. Однако этот порядок, нарушавший принцип разделения властей, был изменен после принятия в июле 2000 г. новой редакции Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». В соответствии с ним членами Совета Федерации могут быть избраны (назначены) граждане РФ не моложе 30 лет. Член Совета Федерации — представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается этим органом на срок своих полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок своих полномочий. Указ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти вступает в силу, если на заседании законодательного органа власти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами РФ всеобщим равным прямым и тайным голосованием. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»-Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, избрание половины депутатов проводится в соответствии с принципами мажоритарной системы относительного большинства (в один тур). Однако выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее 25% зарегистрированных избирателей. Избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили при голосовании менее 5% голосов избирателей (по новой редакции закона — менее 7% с 2007 г.), из распределения мандатов по федеральному округу исключаются. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью (иммунитетом) в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы может быть лишен иммунитета решением соответствующей палаты, принятым большинством голосов по представлению Генерального прокурора РФ. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти или местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Ее полномочия прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми, т. е. свободными для посещения представителями других органов государственной власти и средств массовой информации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, хотя и могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда, а также выступлений руководителей иностранных государств. Работу Совета Федерации и Государственной Думы организуют председатели и их заместители, избираемые палатами из своего состава. Для предварительного рассмотрения законопроектов, подготовки постановлений и заключений палат и осуществления других функций Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии. Кроме того, в Государственной Думе для проведения согласованной политики депутаты образуют депутатские объединения — фракции и депутатские группы. Фракции формируются на основе избирательных объединений, прошедших в Думу по федеральному избирательному округу. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. При численности не менее 35 депутатов эти группы подлежат регистрации, пользуясь равными правами с фракциями. Председатель Государственной Думы и руководители депутатских объединений входят с правом решающего голоса в состав Совета Государственной Думы, к компетенции которого отнесены предварительная подготовка заседаний Думы и рассмотрение организационных вопросов деятельности палаты. Внутреннее устройство и формы деятельности палат Федерального Собрания регулируются специальными правовыми актами — регламентами. К числу важнейших функций Федерального Собрания Конституция РФ относит законодательную деятельность (см. вопрос № 4 настоящей главы). Помимо законодательных полномочий к ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений; в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; г) назначение выборов Президента РФ; д) отрешение Президента РФ от должности; е) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ (по представлению Президента); ж) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (по представлению Президента); з) назначение и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; б) решение вопроса о доверии Правительству РФ* в) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ (пО представлению Президента РФ); г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; е) объявление амнистии (полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо замена этим лицам назначенного судом наказания на более мягкое); ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. По вопросам, отнесенным к их ведению, Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления. Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ до истечения срока ее полномочии: а) после трехкратного отклонения Думой кандидатуры Председателя Правительства, представленной Президентом РФ; б) после двукратного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; в) в течение семи дней после отказа в доверии Правительству РФ со стороны Государственной Думы (голосование о доверии Правительству проводится по инициативе его председателя). В двух последних случаях Президент может согласиться с мнением депутатов и отправить Правительство в отставку, не распуская Государственной Думы. В первом же случае Президент обязан распустить палату и назначить новые выборы. Государственная Дума не может быть распущена: а) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; б) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; в) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ; г) в течение года после ее избрания (в случае, если Государственная Дума выразила недоверие или отказала в доверии Правительству РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Правовой статус Правительства Российской Федерации определяется Конституцией, Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» (1997 г.), другими федеральными законами и указами Президента РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительной власти в стране. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в должность или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой, которой отведена неделя для рассмотрения представленной кандидатуры. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает ее новые выборы. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Председатель Правительства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставка Председателя Правительства влечет за собой и отставку Правительства в целом. Правительство прекращает исполнение своих полномочий в следующих случаях: а) при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ; б) при принятии Президентом решения об отставке Правительства по инициативе последнего, по собственной инициативе или в случае согласия главы государства с решением Государственной Думы, выразившей недоверие Правительству или отказавшей ему в доверии. Во всех случаях отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства. Полномочия Правительства Российской Федерации можно условно разделить на несколько сфер. 1. Общие полномочия Правительства: а) организует реализацию внутренней и внешней политики; б) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; в) обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; г) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы и др. 2. Полномочия Правительства в сфере экономики: а) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; б) прогнозирует социально-экономическое развитие РФ; в) осуществляет управление федеральной собственностью;
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (671)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |