Единство системы государственной власти
Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства. Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции. Система государственных органов субъектов Федерации формируется ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами, установленными РФ. Это обеспечивает единство системы государственных органов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти во всей стране. Для реализации компетенции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы. Президент РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция РФ определяет: а) перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти; б) предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам; в) полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты. По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам. В случае коллизии федерального закона и нормативно-правового акта субъекта РФ, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами РФ ведения, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ-Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом РФ. 4. Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ. Наша Федерация — многонациональное государство. Многочисленные национально-государственные образования в РФ рассматриваются как разнообразные формы национальной государствен- ности, как формы осуществления права наций на самоопределение. В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов. 5. Равноправие субъектов РФ.Этот принцип впервые был закреплен в действующей Конституции РФ. Равенство субъектов Российской Федерации проявляется: а) в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ; б) в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ; в) в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации; г) в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеющие своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства. Основными элементами конституционно-правового статуса РФ являются: а) федеральная учредительная власть, которая состоит в провозглашении принципов конституционного строя, определении конституционного статуса человека и гражданина, установлении формы правления и формы государственного устройства, системы органов государственной власти; б)территориальное верховенство РФ: территория РФ включает территорию всех ее субъектов, внутренние воды, воздушное пространство; в) федеральная правовая система: принимаемые федеральными органами государственной власти правовые акты имеют верховенство на всей территории РФ; г) система высших органов государственной власти; д) федеральное гражданство; е) федеральный бюджет, федеральные налоги, федеральная собственность, единая денежная система; ж) единые вооруженные силы и единая внешняя политика; з) государственный язык РФ; и) государственные символы РФ. В компетенцию РФ входят важнейшие вопросы государственной и общественной жизни. Их можно условно разделить на четыре группы: 1) полномочия в области государственного строительства и законотворчества (принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, регулирование и защита прав и свобод человека, вопросы гражданства РФ, установление системы федеральных органов власти, судоустройство, прокуратура, уголовное и гражданское законодательство, амнистия и помилование и др.); 2) полномочия в сфере социально-экономического и культурного развития (управление федеральной собственностью, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, фор-мирование федерального бюджета и др.); 3) полномочия в сфере международных отношений и внешнеэкономических связей (внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны имира и др.); 4) полномочия в сфере обороны и государственной безопасности (определение статуса и защита государственной границы, оборонное производство и др.). Россия объединяет 89 субъектов. Особенностью нашей Федерации является то, что в нее входят субъекты шести различных видов: 21 республика, 6 краев, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов и 49 областей. Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образование в ее составе новых субъектов. Общими признаками конституционного статуса субъектов РФ являются: 1. Ограниченная учредительная власть субъектов РФ, которая производна от власти федерации.Субъект не имеет права выйти из Федерации в одностороннем порядке и в одностороннем же порядке изменить свой статус. Но субъекты самостоятельно решают вопрос о своем наименовании (его изменение автоматически отражается в Конституции РФ). Субъекты принимают свои учредительные акты (конституции и уставы). 2. Территориальные права субъектов РФ.На территорию субъекта распространяется его государственная власть, действуют государственные органы соответствующего субъекта и имеют обязательную силу принимаемые им акты. Границы территории субъекта не могут быть изменены без его согласия. 3. Правовая система субъектов РФ.Республики имеют свои конституции, законодательство, иные правовые акты, остальные субъекты РФ — свои уставы, законодательство и иные правовые акты. 4. Система органов государственной власти субъектов РФ. Эта система формируется субъектами РФ самостоятельно, но в соответствии с общими принципами организации органов государственной власти, установленными федеральным законом. Субъекты самостоятельно определяют название собственных органов и закрепляют их статус. 5. Представительство в органах государственной власти. Предусмотрено специальное и равное представительство всех субъектов в Совете Федерации: каждый субъект направляет по 2 представителя. 6. Субъекты РФ имеют свой бюджет и собственность соответствующего уровня. 7. Субъекты РФ выступают самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей. Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились. Республика — это государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Республики образованы как формы национальной государственности, воплощая самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики. Республика имеет некоторые государственно-правовые признаки: собственную конституцию, систему высших органов государственной власти, республиканское гражданство, государственный язык, собственные символы. Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные — по территориальному.
18. Административное право
Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Важнейшим источником российского административного права наряду с Конституцией является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в 2001 г. Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий. Для возникновения правоотношений согласия другой стороны не требуется, ибо государственный орган является правообязывающей стороной, действующей в соответствии с законом. Важнейшими понятиями административного права являются административное правонарушениеи административная ответственность. Административное правонарушение (проступок) — это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаки административного правонарушения: а) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия; б) противоправность — административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан; в) административная наказуемость — совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности; г) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности). Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица, совершившие описанные в законе составы административных правонарушений. Физические лица должны быть вменяемыми и достигшими к моменту совершения проступка 16 лет. Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Особенности административной ответственности: 1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет; 2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления; 3) выражается в применении административных взысканий; 4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти. Мерой административной ответственности является административное наказание. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных наказании. а) предупреждение (выносится в письменной форме); б) административный штраф, который может выражаться в величине, кратной: — минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) (не менее одной десятойMPOT и не более 25 МРОТ (для граждан), 50 МРОТ (для должностных лиц)» 1000 МРОТ(для юридических лиц); -_стоимости предмета административного право- нарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера стоимости предмета); __сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (не более трехкратного размера суммы); в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета •:: последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета; г) конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства) орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся. При применении конфискации и возмездного изъятия имеется ограничение: не изымаются оружие и боеприпасы У лиц, для которых охота является основным источником существования; д) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами); е) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду. Административный арест не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II группы; ж) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ); з) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет. Возмездное изъятие и конфискация, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных наказаний, остальные меры административной ответственности отнесены административным законодательствам к основным наказаниям. Общие правила наложения административных наказаний: 1. Административные наказания должны налагаться с соблюдением законодательства в пределах, установленных нормативными актами, и лишь к лицу, совершившему правонарушение. Необходимо учитывать характер проступка, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. 2. Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении — не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка. 3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание. Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся: а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи; б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) органы внутренних дел (милиция); г) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; д) налоговые органы, органы налоговой полиции; е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда; з) органы и войска пограничной службы; и) органы и должностные лица, осуществляющие административно-надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры); к) военные комиссары; л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ). Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может назначить административное наказание в пределах своей компетенции. Так, например, только судья может назначить наказание в виде административного ареста, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы РФ и дисквалификации. Однако один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел). Для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные органы и должностные лица могут осуществлять административное задержание, личный досмотр, а также досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, привод физических лиц. Все эти меры могут быть впоследствии обжалованы в вышестоящий орган, прокуратуру, суд.
19. Трудовые правоотношения. Трудовой договор
Трудовое право — отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работников с работодателем, возникшие на основе трудового договора, а также тесно связанные с ними другие отношения в сфере применения труда работников. Источниками трудового права являются: 1) Конституция Российской Федерации, которая закрепляет основные трудовые права граждан и гарантии их реализации; 2) федеральные законы, важнейшим из которых является Трудовой кодекс РФ, принятый в 2001 г.; 3) законы субъектов Российской Федерации; 4) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития и др.); 5) договорные акты (генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, тарифные, территориальные соглашения, заключаемые представителями работников и работодателей при участии (в некоторых случаях) компетентных государственных органов). Большую роль в регулировании трудовых отношений на конкретных предприятиях играют коллективные договоры. Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективные договоры относятся к числу локальных нормативно-правовых актов. Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей (как правило, выборный профсоюзный орган) и работодатель (от его имени выступает руководитель организации или другое полномочное лицо). В коллективном договоре могут содержаться взаимные обязательства сторон по ряду вопросов (например, определение формы, системы, размера оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха и др.). Коллективный договор может устанавливать более льготные трудовые и социальные условия для работников по сравнению с трудовым законодательством (например, дополнительные отпуска, компенсация транспортных расходов и др.); Коллективные договоры заключаются на срок не более 3 лет. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации и сохраняется в случае расторжения трудового договора с руководителем организации. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3 месяцев со дня перехода прав собственности. Одним из видов общественных правоотношений в сфере труда являются трудовые правоотношения. Они складываются на рынке труда между работником и работодателем. Включенный в состав трудового коллектива организации работник обязуется выполнять определенного рода работу с подчинением установленному внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обеспечивает его работой в соответствии со специальностью, квалификацией, должностью работника, оплачивает его труд и создает благоприятные для здоровья условия. Таким образом, субъектами трудовых правоотношений выступают работники (физические лица, желающие реализовать свои трудовые права и поступить на работу) и работодатели (организации и индивидуальные предприниматели). Основанием возникновения и существования во времени трудового правоотношения является трудовой договор (контракт). Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами о труде, своевременно и в полном размере выплачивать работнику зарплату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Содержание трудового договора включает в себя две группы условий, по которым между сторонами достигнуто соглашение. Первая группа включает существенные условия, обязательно содержащиеся в любом трудовом договоре. К ним относятся: определение места и даты начала работы, прав и обязанностей работника и работодателя, наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации или конкретной трудовой функции работника, характеристика условий труда, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, видов и условий социального страхования. Факультативные условия трудового договора могут включать в себя положения об испытательном сроке при приеме на работу, о неразглашении охраняемой законом тайны и др. Трудовые договоры могут быть заключены а) на неопределенный срок (бессрочные договоры); б) на определенный срок не более 5 лет (срочные договоры). При приеме на работу работодатель вправе потребовать от работника: — документ, удостоверяющий личность (паспорт); — трудовую книжку; — страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; — документы воинского учета (для военнообязанных); — диплом или свидетельство о получении соответствующего образования (если выполнение работы требует специальных знаний). Трудовой договор заключается в письменной форме (в двух экземплярах) и подписывается сторонами. Прием на работу оформляется приказом, который, однако, не может заменить договор. Заключение и письменное оформление трудового договора могут не совпадать по времени. Трудовой договор считается заключенным с момента фактического начала работы. В некоторых случаях при поступлении на работу обязателен медицинский осмотр работника (на предприятиях с вредными или тяжелыми условиями труда, в организациях общественного питания и др.). Если у работодателя возникают сомнения в деловых качествах принимаемого работника, по взаимной договоренности сторон может быть установлен испытательный срок (не более 3 месяцев). При неудовлетворительном результате испытания работодатель может уволить работника без согласия профсоюзного органа и без выходного пособия. Испытательный срок не может быть установлен: — для лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности; — для беременных женщин; — для лиц, не достигших 18 лет; — для лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности; — для лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями; — для лиц, избранных на выборную должность. Основаниями прекращения трудового договора (контракта) являются: 1) соглашение сторон; 2) истечение срока трудового договора; 3) расторжение трудового договора по инициативе работника; 4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя; 5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную должность; 6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности организации либо ее реорганизацией; 7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора; 8) отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением; 9) отказ работника от перевода в связи с перем -щением работодателя в другую местность; 10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (призыв работника на военную службу, осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суд и т.д.) 11) нарушение установленных законами правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. Работник имеет право расторгнуть трудовой дого-вор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 2 недели. Трудовой кодекс детально регламентирует прекраще-ние трудового договора по инициативе работодателя. Это возможно в случаях: 1) ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателя - физического липа 2) сокращения численности или штата работников организации; 3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья; 4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера); 5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; 6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей (прогул, отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение рабочего дня), появление на работе в состоянии опьянения, разглашение охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, совершение по месту работы хищения, установленного вступившим в силу приговором суда, нарушение работником требований по охране труда, повлекшее тяжкие последствия); 7) совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или то-ваоные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя); 8) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка; 9) принятие необоснованного решения руководителями организации, нанесшее ущерб организации; 10) однократное грубое нарушение руководителем организации, его заместителями своих трудовых обязанностей; 11) представление работником работодателю под-южных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора и др. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается (за исключением случаев ликвидации организации). Ограничены возможности работодателя при увольнении женщин, имеющих детей до 3 лет, и одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет. При расторжении трудового договора с несовершеннолетним работником (за исключением случая ликвидации организации) требуется согласие соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Нельзя уволить работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Увольнение работника производится путем издания приказа, в котором обязательно указываются основания прекращения трудового договора. В день увольнения администрация обязана произвести полный расчет с работником и выдать ему трудовую книжку.
20. Время труда и время отдыха
Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Мерой продолжительности рабочего времени является рабочая неделя (выражается в часах в течение семидневной календарной недели). Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Трудовой кодекс сокращает нормальную продолжительность рабочего времени на: — 16 часов в неделю — для работников в возрасте до 16 лет; — 5 часов в неделю — для инвалидов I и II группы; — 4 часа в неделю — для работников в возрасте от 16 до 18 лет; — 4 часа в неделю и более — для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. От сокращенного следует отличать неполное рабочее время. Неполный рабочий день или неполная рабочая неделя устанавливается администрацией по просьбе некоторых категорий работников: беременных, женщин, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет, лиц, осуществляющих уход за больным членом семьи. В отличие от сокращенного рабочего времени, которое оплачивается так же как нормальное по продолжительности, оплата труда при неполном рабочем времени производится за фактически отработанное время или в зависимости от выработки. Рабочая неделя может быть как пятидневной (с двумя выходными днями), так и шестидневной (с одним выходным). Накануне праздничных (нерабочих) дней продолжительность ежедневной работы сокращается на 1 час. Распределение времени работы в пределах суток или другого календарного периода, начало и окончание работы и перерывов определяются режимом рабочего времени, который закрепляется в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка, графиках сменности и других внутриорганизационных актах. Учет рабочего времени может быть: -- поденным (рабочее время учитывается за каждый рабочий день, рабочие в течение каждого дня работают, как правило, одно и то же установленное количество часов); — недельным (рабочее время учитывается в рамках каждой календарной недели с соблюдением недельной нормы, продолжительность смен в разные дни недели различна); — суммированным (все рабочее время, приходящееся на месяц, квартал, год, суммируется и в результате определяется месячная, квартальная, годовая продолжительность рабочего времени в часах). В некоторых случаях (для производства работ, необходимых для обороны страны, для предотвращения аварии или устранения последствий аварии или стихийного бедствия и др.) работодатель с письменного согласия работника может привлечь последнего к сверхурочным работам. Однако они не должны превышать для каждого работника 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в течение года. Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами времени отдыха являются: 1) перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (не более 2 часов и не менее 30 минут), начало и окончание которого определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время; 2) ежедневный (междусменный) отдых, который не может быть менее 12 часов; 3) выходные дни (при пятидневной рабочей неделе — 2 дня, при шестидневной — 1); 4) ежегодные нерабочие праздничные дни: — 1 и 2 января — Новый год; — 7 января — Рождество Христово; — 23 февраля — День защитника Отечества; — 8 марта — Международный женский день; — 1 и 2 мая — Праздник Весны и Труда; — 9 мая — День Победы; — 12 июня — День России; — 7 ноября — годовщина Октябрьской революции. День согласия и примирения; — 12 декабря — День Конституции РФ. При совпадении выходного и праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. В праздничные дни допускаются работы: а) приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно-действующие организации); б) которые вызваны необходимостью обслуживания населения; в) неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы. 5) ежегодные оплачиваемые отпуска, предоставляемые с сохранением места работы и среднего заработка. Продолжительность отпуска— 28 календарных дней. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и некоторым другим предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска. Ежегодный отпуск за первый год работы предоставляется по истечении 6 месяцев непрерывной работы в данной организации. До истечения этого срока отпуск по просьбе работника может быть предоставлен несовершеннолетним, женщинам перед отпуском по беременности и родам или сразу после него, работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев За второй и последующие годы работы отпуск предоставляется в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления отпусков. 6) отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 - после; 7) частично оплачиваемые отпуска по уходу за редком до достижения им полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному страхованию По заявлению женщине может предоставляться дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижении им возраста 3 лет с выплатой компенсации. Отпуск по уходу за ребенком может быть использован также отцом ребенка и другими родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком. Этот отпуск засчи-тывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
21. Оплата труда
Конституция Российской Федерации закрепляет за каждым право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Существует два способа регулирования размера зарплаты: государственное нормирование и договорное регулирование. Последнее может быть коллективно-договорным (коллективным договором или соглаше
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (879)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |