Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 24 страница





г) осуществляет общее руководство таможенным делом и др.

3. Полномочия Правительства в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

а) обеспечивает проведение в РФ единой финансо­вой, кредитной и денежной политики;

б) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его испол­нение;

в) разрабатывает и реализует налоговую полити­ку;

г) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

д) осуществляет валютное регулирование и валют­ный контроль и др.

4. Полномочия Правительства в социальной сфе­ре:

а) обеспечивает проведение единой государствен­ной социальной политики, реализацию конституци­онных прав граждан в области социального обеспече­ния;

б) принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

в) обеспечивает проведение единой государствен­ной миграционной политики;

г) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья;

д) содействует решению проблем семьи, материн­ства, отцовства и детства;

е) разрабатывает и осуществляет меры по раз­витию физической культуры, спорта и туризма и др.

5. Полномочия Правительства в сфере науки культуры, образования: '

а) разрабатывает и осуществляет меры государ­ственной поддержки развития науки;

б) обеспечивает проведение единой государствен­ной политики в области образования, развивает сис­тему бесплатного образования;

в) обеспечивает государственную поддержку куль­туры и сохранение культурного наследия и др.

6. Полномочия Правительства в сфере природо­пользования и охраны окружающей среды:

а) обеспечивает проведение единой государствен­ной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

б) координирует деятельность по предотвраще­нию стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их послед­ствий.

7. Полномочия Правительства РФ в сфере обеспе­чения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

а) участвует в разработке и реализации государ­ственной политики в области обеспечения безопас­ности личности, общества и государства;



б) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и др.

8. Полномочия Правительства в сфере обеспече­ния обороны и государственной безопасности:

а) осуществляет необходимые меры по обеспе­чению обороны и государственной безопасности

РФ;

б) организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ;

в) обеспечивает социальные гарантии для военно­служащих;

г) принимает меры по охране Государственной границы РФ;

д) руководит гражданской обороной и др.

9. Полномочия Правительства в сфере внешней политики и международных отношений:

а) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ;

б) обеспечивает представительство РФ в иностран­ных государствах и международных организациях;

в) заключает международные договоры РФ, обес­печивает выполнение обязательств РФ по междуна­родным договорам;

г) защищает граждан РФ за пределами ее террито­рии и др.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента Прави­тельство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Согласованное функционирование и взаимодейст­вие Правительства РФ и других органов государ­ственной власти обеспечивается Президентом РФ, который имеет право председательствовать на заседа­ниях Правительства. Президент непосредственно ру­ководит деятельностью федеральных органов испол­нительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвида­ции последствий стихийных бедствий. Правовые ак­ты Правительства в случае их противоречия законам или указам Президента могут быть отменены последним.

 

 

16. Судебная система Российской федерации

 

 

В соответствии с Конституцией РФ судебная власть в России представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти. Главная функция судебной власти - вершение правосудия которое может осуществляться только судом в особой процессуальной форме. Совокупность всех судов го­сударства, имеющих общие задачи и связанных между собой отношениями по осуществлению пра­восудия, называется судебной системой. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федера­ции» (1996 г.). В настоящее время судебная система РФ состоит из Конституционного Суда РФ, судов об­щей юрисдикции иарбитражных судов. Судебную систему субъектов РФ составляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Судебная система РФ состоит из трех звеньев — высшего, среднего и основного. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные однород­ными полномочиями. Выполнение определенных функций характеризует суд как инстанцию. Судеб­ная инстанция стадия рассмотрения дела в су­де с определенной компетенцией. В российском гражданском и уголовном процессе различают суды первой, второй (кассационной)и исключительной (надзорной) инстанции.В арбитражном процессе с 1995 г. введена также апелляционная инстанция.Суд первой инстанции — это суд, управомоченный на рассмотрение дела по существу (непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответ­ственно решения, приговора, определения). В каче­стве кассационной инстанции суд в целях проверки законности и обоснованности рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, опре­деления судов первой инстанции до их вступления в законную силу. Кассационная инстанция, в качест­ве которой выступает суд, непосредственно выше­стоящий по отношению к суду, вынесшему решение, а) оставить приговор или решение без изменений-

б) отменить их (полностью или частично) и на править дело на новое расследование (как правило" в тот же суд первой инстанции, но с иным составом судей);

в) отменить приговор и прекратить производство по делу;

г) изменить приговор или решение.

Указания кассационной инстанции обязательны при вторичном рассмотрении дела, хотя она не впра­ве считать доказанными факты, которые не были установлены в суде первой инстанции, предрешать вопросы о доказанности обвинения, о достоверности того или иного доказательства.

Апелляционная инстанция, так же как и кассаци­онная, рассматривает не вступившие в силу решения суда первой инстанции. Однако, выступая в качестве апелляционной инстанции, суд проверяет существо решения нижестоящего суда, повторяя заново иссле­дование имеющихся в деле и вновь представленных доказательств, после чего либо утверждает обжало­ванное решение, либо, отменив его, выносит новое, т. е. пересматривает решение суда первой инстанции не по отдельным вопросам, а по существу всего дела в целом.

В качестве надзорной инстанции суд рассматрива­ет дела по протестам на решения, приговоры, опреде­ления, постановления судов первой, кассационной и нижестоящих надзорных инстанций, вступивших в законную силу.

Особое место в судебной системе РФ занимает Кон­ституционный Суд РФ, статус которого регулируется Конституцией РФ, федеральными конституционны­ми законами «О судебной системе РФ» и «О Консти­туционном Суде РФ» (1994 г.).

Конституционный Суд РФ — судебный орган кон­ституционного контроля, самостоятельно и незави­симо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституцион ный Суд РФ - суд высшего звена (конституционная юстиция в России не имеет среднего и основного звеньев). В состав Конституционного Суда входят 19 судей, назначаемых Советом Федерации по пред­ставлению Президента. Судьей Конституционного Суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридиче­ской специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области пра­ва. Предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Срок полномочий — 12 лет (назначе­ние на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается). В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием из своего состава избирают Председателя, заместите­ля Председателя и судью-секретаря Конституцион­ного Суда (сроком на три года). В составе Конститу­ционного Суда образуются две палаты (10 и 9 судей соответственно).

Полномочия Конституционного Суда РФ: 1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президен­та, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституций, уставов и иных нормативных ак­тов субъектов РФ, договоров между органами госу­дарственной власти Федерации и ее субъектов, а так­же не вступивших в законную силу международных договоров РФ. Форма обращения — запрос, субъекты обращения — Президент РФ, Совет Федерации, Госу­дарственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

2) разрешение споров о компетенции между феде­ральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и ее субъектов, между высшими государственными органами субъ­ектов РФ. Форма обращения — ходатайство, субъек­ты обращения — любой из вышеперечисленных орга­нов;

3) проверка конституционности законов, приме­ненных или подлежащих применению в конкретном

судебном деле. Форма обращения — коллективная (индивидуальная) жалоба граждан (гражданина) РФ на нарушение конституционных прав и свобод или запрос суда, субъекты обращения — граждане РФ, чьи права и свободы нарушаются законом, приме­ненным или подлежащим применению в конкретном деле, или суд при рассмотрении дела в любой инстан­ции, пришедший к выводу о несоответствии Кон­ституции РФ примененного или подлежащего приме­нению в конкретном деле закона;

4) толкование Конституции РФ. Форма обраще­ния — запрос, субъекты обращения — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Пра­вительство РФ, органы законодательной власти субъ­ектов РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в го­сударственной измене или совершении иного тяжко­го преступления. Форма обращения — запрос, субъ­ект обращения — Совет Федерации.

Решения Конституционного Суда РФ окончатель­ны, не подлежат обжалованию и вступают в силу не­медленно после их провозглашения.

В компетенции судов общей юрисдикции находит­ся основная масса дел (уголовных, гражданских, административных). Основное звено зтой системы представлено районными (городскими) судами. Именно они рассматривают гражданские и уголов­ные дела по первой инстанции, проверяют законность и обоснованность собственных решений гражданским делам (по вновь открывшимся обстоятельствам), приговоры и иные решения мировых cудей, а также разбирают дела об административных правонарушениях.

Среднее звено в системе судов общей юрисдик ции - это верховные суды республик, краевые и об ластные суды, суды автономных округов и автоном­ных областей, городские суды Москвы и Санкт-Пе­тербурга. В составе этих судов действуют президиум и две коллегии — по уголовным и по гражданским делам. В качестве первой инстанции суды среднего звена рассматривают уголовные дела об убийствах при отягчающих обстоятельствах, о преступлениях против государственной власти, мира и безопасности человечества, могут принять к рассмотрению по су­ществу и некоторые другие дела (например, граждан­ские дела, связанные с государственной тайной). Эти суды выступают в качестве кассационной инстанции в отношении решений судов основного звена и в каче­стве надзорной инстанции, проверяя законность и обоснованность приговоров и решений районных (го­родских) судов. Для рассмотрения конкретного дела в суде среднего звена может быть образована колле­гия судей-профессионалов, коллегия судьи и 12 при­сяжных заседателей, коллегия судьи и двух народ­ных заседателей.

В систему судов общей юрисдикции входят и во­енные суды, создаваемые по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляющие судебную власть в войсках, орга­нах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Они рассматривают дела о преступлениях, совершенных военнослужа­щими, а также некоторые гражданские дела. Эти специализированные суды состоят из военных судов армий, флотилий, соединений и гарнизонов (основ­ное звено), судов военных округов, флотов, видов и групп войск (среднее звено). Высшей судебной инс­танцией по отношению к военным судам является Верховный Суд, в составе которого образуется Воен­ная коллегия.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган (суд высшего звена) по гражданским, уголовным, ад­министративным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в установлен­ных процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью. Верховный Суд РФ работает в составе Пленума Верховного Суда (общего собрания всех чле­нов Верховного Суда), Президиума, судебных колле­гий по гражданским делам и по уголовным делам, Военной и Кассационной коллегий. Судебные колле­гии Верховного Суда рассматривают дела в качестве первой инстанции, кассационной инстанции (рас­сматривают жалобы и протесты на решения и при­говоры судов среднего звена), в порядке судебного надзора (в отношении решений и приговоров всех ни­жестоящих судов). Президиум Верховного Суда рас­сматривает дела в качестве кассационной инстанции (в том числе и на кассационные определения судеб­ных коллегий Верховного Суда) и в порядке судебно­го надзора (в том числе и на приговоры или решения судебных коллегий Верховного Суда). Пленум Вер­ховного Суда, собирающийся не реже одного раза в 4 месяца, не обладает судебными полномочиями: он дает судам разъяснения по вопросам применения за­конодательства РФ на основании изучения и обобще­ния судебной практики (эти разъяснения носят реко­мендательный характер), выступает с законодатель­ными инициативами и др.

В третий блок федеральных судов включены ар­битражные суды как органы правосудия в эко­номической сфере. Арбитражные суды разреша­ют так называемые экономические споры, т. е. спо­ры, вытекающие из гражданских правоотношений, участниками которых выступают юридические лица и граждане-предприниматели. После принятия в 1995 г. Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражная подсистема судебной системы РФ тоже стала трехзвенной. Основным ее звеном являются арбитражные суды субъектов РФ, которые рассматривают большинство дел в первой инстанции, а также высту-пают апелляционной инстанцией в отношении дел рассмотренных этими же судами по существу. Основ-ное звено в системе арбитражных судов представлено федеральными арбитражными судами 10 округов, на которые разделена Российская Федерация. Эти суды рассматривают в качестве кассационной инстанции законность решений арбитражных судов, принятых ими в качестве первой или апелляционной инстан­ций. Высший Арбитражный Суд РФ по первой инс­танции рассматривает дела о признании недействи­тельными ненормативных актов высших органов го­сударственной власти РФ, нарушающих законные экономические интересы граждан и организаций, а также разрешает экономические споры между РФ и ее субъектами, между субъектами Российской Феде­рации. Кроме того, Высший Арбитражный Суд явля­ется надзорной инстанцией для всех арбитражных судов, изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения по вопросам применения арбитражного законодательства.

Председатели Верховного и Высшего Арбитраж­ного судов назначаются Советом Федерации по пред­ставлению Президента. Заместители председателя и судьи высших судов назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента, основанному на представлении председателей судов и заключении квалификационной коллегии судей этих судов. Судьи остальных судов назначаются Пре­зидентом РФ по представлению Председателя Вер­ховного или Высшего Арбитражного судов (соответ­ственно), основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными органами власти соответствую­щих субъектов РФ.

Статус судей в Российской Федерации определяет­ся Конституцией и Законом РФ «О статусе судей» (1992 г.). Судьи, осуществляющие свои'обязанности на профессиональной основе, независимы от других органов государственной власти и подчиняются толь­ко федеральным законам. Гарантиями независимос­ти судей является их несменяемость и неприкосно­венность, а также достойное материальное обеспече­ние.

17. Российская федерация и ее субъекты

Важнейшим источником для характеристики на­ционально-государственного устройства РФ является Конституция, первая глава которой определяет форму государственного устройства и закрепляет основные принципы федеративного устройства РФ. Специально федеративному устройству РФ посвящена третья гла­ва Конституции. Наряду с Конституцией РФ источни­ком для характеристики национально-государствен­ного устройства РФ служит Федеративный договор, заключенный 31 марта 1992 г. Но он действует лишь в той части, в которой не противоречит Конституции РФ 1993 г. Большую роль в регулировании нацио­нально-государственного устройства РФ играют дого­воры о разграничении предметов ведения между феде­ральными органами государственной власти и органа­ми государственной власти субъектов РФ.

Россия — суверенное, целостное, федеративное го­сударство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего госу­дарства:

1. Государственная целостность.Это означает, что РФ — целостное, единое, хотя и федеративное госу­дарство, включающее другие государственные обра­зования. Они не имеют права выхода из состава Фе­дерации в одностороннем порядке. Современная Россия — государственное по своей природе объеди­нение всех субъектов Федерации, а не аморфный, слабый союз. Российская Федерация возникла не как договорная федерация, не в результате объедине­ния своих субъектов. Они были образованы ею самой в составе единого государства. В преамбуле Консти­туции РФ подчеркивается, что многонациональный народ РФ сохраняет исторически сложившееся го­сударственное единство. РФ имеет все признаки го­сударства: суверенитет, единую территорию, охва­тывающую территорию всех субъектов, единые пра­вовую и судебную системы, единое экономическое пространство и др.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)