Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4: Логистические затраты и издержки



2015-11-07 4538 Обсуждений (0)
Тема 4: Логистические затраты и издержки 4.50 из 5.00 4 оценки




Логистические затраты представляют собой затра­ты трудовых, материальных, финансовых и информа­ционных ресурсов, обусловленные выполнением пред­приятиями своих функций по выполнению заказов потребителей. Затраты предприятий, включаемые в состав логистических затрат, весьма разнообразны и подразделяются по элементам затрат, функциональ­ным областям и центрам ответственности. Классификация логистических затрат, представлены на рисунке

 

 

Укрупнённый анализ логистических затрат осуществляется по следующим группам расходов: на за­купку, производство и сбыт продукции.

Затраты на закупку продукциивключают расхо­ды по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы по оформлению заказа, транспортные расходы, расходы на хранение производст­венных запасов, издержки на вложенный капитал.

Затраты на производство продукциивключают расходы на приёмку сырья и материалов, оформле­ние заказа на производство продукции, внутрипроизводственную транспортировку продукции, хранение продукции незавершенного производства, а также издержки от замораживания финансовых средств [3].

Затраты на сбыт продукциивключают расходы на хранение запасов готовой продукции, оформление заказа (упаковку, сортировку, маркировку и другие операции), продажу, транспортировку готовой про­дукции, а также издержки на вложенный капитал.

Последующий анализ затрат по отдельным стать­ям позволяет дифференцировать оперативную и фи­нансовую ответственность сотрудников подразделе­ний предприятий.

Транспортные расходы предприятий представля­ют собой оплату работ, выполненных транспортными и транспортно-экспедиционными организациями, а также собственным парком автотранспортных средств, аименно оплату тарифов по перевозке всеми видами транспорта, стоимости перевалки и перекач­ки, отправлений почтой, сборов транспортных организаций за хранение и экспедирование продукции, за погрузочно-разгрузочные работы и др.

Комплекс операций, составляющих содержание процесса хранения, включает в себя приёмку про­дукции по количеству и качеству, погрузочно-разгрузочные работы, перемещение продукции внутри складов и укладка ее на места хранения, наблюдение за состоянием хранящейся продукции, проведение профилактических мероприятий, предупреждающих порчу продукции, обслуживание и обеспечение рабо­ты складского оборудования, комплектацию и подго­товку продукции к реализации.

Затраты на переработку и хранение продукции, а также на оказание различных форм услуг, сопутст­вующих складской реализации продукции,включают все расходы предприятий, связанные с получением, хранением, подготовкой и отправкой продукции, а также общескладские расходы и расходы, связанные с недостачей продукции при хранении, потерями про­дукции в пути, естественной убылью продукции. Они группируются по этапам складской деятельности пу­тем их прямого отнесения на соответствующие статьи. Разделение логистических затрат по основным про­цессам (операциям) осуществляется на основе техно­логических схем переработки продукции, нормирова­ния отдельных операций.

Логистические затраты по обслуживанию зака­зов потребителейподразделяются на:

- затраты, связанные с получением заказов,— с осуществлением предприятием усилий для привлечения покупателей к своей продукции и продажи её (выплаты дилерам, комиссионные вознаграждения за представительство по продаже продукции, скидки с цены продукции с целью компенсации услуг по продаже продукции и др.);

- затраты, связанные с выполнением заказов, - с осуществлением специалистами подразделений предприятия деятельности по закупке, хранению, транспортировке, производству продукции, с её страхованием, оплатой таможенных пошлин и ус­луг транспортно-экспедиционных предприятий, с охраной продукции, её упаковкой изготовлением сопроводительной товарно-транспортной докумен­тации, связью и перепиской, а также с издержка­ми вследствие особых ситуаций.

Логистические затраты можно подразделить на следующие категории:

- продуктивные затраты - это затраты на созда­ние ценности, которую хочет иметь покупатель и за которую он готов платить. Сюда входят производственные затраты, а также затраты на сбыт продукции, оплату труда, осуществление­ финансовых операций и процесса продаж. Затраты на упаковочные работы рекомендуется включать сюда в том случае, если они помогают продвижению продукции на рынке;

- затраты на поддержание логистического бизне­са - затраты, которые сами по себе не создают ценностей, но их нельзя избежать. Это затраты на транспортировку, оформление заказов, про­верку работы сотрудников, ведение учёта продук­ции и т.д.;

- затраты на надзор - это затраты на мероприятия, направленные на предотвращение негативных ре­зультатов. Каждый бизнес нуждается в системе раннего предупреждения в случае, например, если товар не продается так хорошо, как ожидалось, или технологии компании больше не обеспечивают ей конкурентного преимущества на рынке. Сюда также относятся затраты на надзор за работой других участников бизнеса, например поставщи­ков или дистрибьюторов товара;

- убыточные затраты — это затраты на работы, которые не могут дать результатов, например затраты на «бездействие», на простой оборудова­ния и др.

Логистические затраты можно также подразделить на такие два вида:

1) затраты на формирование конечного продукта;

2) трансакционные затраты.

Затраты на формирование конечного продукта- это затраты производителя на преобразование сы­рья в конечный продукт [15].

Трансакционные затраты - это затраты по на­лаживанию и осуществлению обменных соглашений на рынке закупок или сбыта. Размер таких затрат зависит от вида приобретаемых услуг и выбранной формы их координации. Обычно они составляют 50% от общих затрат. Традиционные системы учёта пока не могут обеспечить предприятия достаточной информацией, чтобы ответить на вопрос: возможна ли вообще (и при каких обстоятельствах) экономия на траисакционных затратах на рынке, если дополни­тельные затраты по привлечению соответствующих услуг на самом предприятии ниже? Поэтому необхо­димо определить оптимальные формы координации услуг, связанных с обеспечением качества.

Трансакционные затраты можно подразделить в соответствии со следующими позициями:

1) поиск клиентов- сбор информации, налажива­ние контактов, координация взаимодействия, об­мен данными;

2) переговоры - выдача запроса, подготовка пред­ложений, ведение переговоров заключение дого­вора;

3) обеспечение интересов сторон— научные иссле­дования и разработки, соглашение о гарантии ка­чества;

4) процесс обмена— транспортные и складские опе­рации;

5) контроль - аудиторские проверки, испытания первых образцов, приёмка продукции, оконча­тельная проверка, рекламации, эффективность взаимодействия;

6) адаптация- подтверждение удовлетворённости обслуживанием, актуализация данных;

7) корректировка субоптимальных договорных условий – догрузка производственных мощностей, требование дополнительных ценовых скидок, изменение рамочных условий;

8) ослабление стратегических позиций— уход по­требителей, сокращение рыночной доли;

9) завершение сделки— исполнение платежных обя­зательств, увольнение лишнего персонала, оформ­ление заключительной документации.

По частоте возникновения различают одноразовые и регулярные трансакционные затраты. К регуляр­ным, наряду с прямыми затратами обмена относятся все затраты, образующиеся при реализации и кон­троле торгового соглашения в процессе обменных от­ношений.

Первые три из перечисленных видов трансакционных затрат возникают до заключения договора. Их можно охарактеризовать как затраты по согла­сованиюинтересов сторон. Трансакционные затра­ты с 5-го по 9-й вид появляются после заключения договора. Ясно, что между этими группами видов затрат существует обратная зависимость: чем выше затраты до заключения соглашения, тем ниже последующие.

Значительная часть трансакционных затрат имеет логистический характер, а именно:

- стоимость ресурсов, используемых для нахождения коммерческих партнеров, проведения переговоров об условиях поставок, составления контрактов и обеспечение прав собственности, получаемых по­средством конкретной хозяйственной связи;

- плата за посреднические услуги;

- рекламные расходы и стоимость времени на поиск коммерческих партнёров;

- затраты на транспортировку ресурсов от пункта приобретения к месту их использования.

В целях внедрения более совершенных форм орга­низации и оплаты труда следует группировать логи­стические затраты по статьям в тесной привязке их к конкретным функциям и работам, выполняемым от­дельными логистическими звеньями. Статьи логи­стических затрат являются, как правило, комплекс­ными, состоящими из нескольких элементов затрат.

Логистические затраты, учтенные по статьям, могут быть распределены между конкретными видами дея­тельности, работами и услугами, выполняемыми предприятиями, образуя себестоимость обслуживания заказов потребителей.

Группировка логистических затрат по функцио­нальному признакупозволит осуществить контроль над уровнем затрат по отдельным операциям, вы­явить эффективность различных схем организации логистической деятельности, провести сравнительные анализы логистических затрат предприятий.

Для отражения более полной картины функцио­нирования логистической системы определим поня­тие «логистическе издержки». Представим логисти­ческие

издержки как потери - последствия отклонений многих технико-экономических факторов от принятых при разработке планов производства.

Функциональные, центры логистических затрат могут быть подразделены на области логистического администрирования, поступления, обработки и оформления заказа, планирования производства, за­купок, поставок, складирования и хранения, сбыта продукции и доставки заказа потребителю. В соот­ветствии с этим делением возникают затраты и из­держки, связанные:

- с управлением;

- обслуживанием заказов потребителей;

- снабжением и закупками;

- планированием производства;

- транспортным обеспечением;

- складированием и хранением;

- распределением и сбытом продукции.

Отдельно можно выделить группу затрат, связан­ных с информационным обеспечением, хотя эти за­траты являются составляющей каждой из выше перечисленных групп затрат.

Подобная классификации логистических затрат позволяет создать модель системы затрат предпри­ятия, без которой трудно решать задачи планирова­ния, учёта, контроля и регулирования этих затрат.

С целью разработки системы управления затрата­ми необходимо классифицировать логистические за­траты по различным признакам и определить их роль в указанной системе. Классификация логисти­ческих затрат по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно лежит в основе организации учёта и анализа логистических затрат, а также калькулирования себестоимости обслуживания потребителей.

К признакам классификации можно отнести: возможность отнесения затрат на их носители (из­делие, группу изделий, заказ); зависимость затрат от интенсивности использова­ния факторов производства; временная соотнесённость затрат.

Всё разнообразие логистических затрат можно классифицировать по следующим признакам, которые представлены в таблице .

– Классификация логистических затрат

Классификационный признак Вид затрат
Экономическое содержание Мемориальные и альтернативные
Функциональное назначение Административные и операционные
Влияние на управленческие решения Релевантные и нерелевантные
Отношение к логистической системе Внутренние и внешние
Уровень организации потокового процесса Производительные и непроизводительные
Динамика потокового процесса Переменные, постоянные, смешанные
Характер логистических операций Прямые и косвенные
Масштаб потокового процесса Локальные и тотальные
Статьи затрат Материальные и нематериальные
Происхождение реальной стоимости Начальные и восстановительные
Степень регулируемости Полностью, частично и слабо регулируемые
Частота возникновения Одноразовые и регулярные
Отражение в отчётности Явные и неявные
Зависимость от принятого решения Дополнительные и невозвратные

В настоящее время разработаны многочисленные классификации затрат на производство по различным признакам. Одна из таких классификаций представлена в таблице 2 [11].

Одними из наиболее важных являются группиров­кизатрат по экономическимэлементам и статьям калькуляции.Единая классификация затрат для всех отраслей экономики до сих пор была существенным преимуществом отечественной системы учёта перед западной, где отсутствуют подобные единые класси­фикации затрат.

Таблица 2 – Классификация затрат на производство

Признак классификации Подразделение затрат
По экономическому содержанию На экономические элементы и статьи расходов
По отношению к технологическому процессу На основные и накладные
По единству состава На одноэлементные и комплексные
По способу отнесения на себестоимость обслуживания потребителя На прямые и косвенные
По отношению к объёму обслуживания На переменные и постоянные
По участию в процессе производства На производственные и внепроизводственные (коммерческие)
По целесообразности расходования На производительные и непроизводительные
По возможности охвата планом На планируемые и не планируемые
По соответствию реальным затратам На плановые (прогнозные) и фактические
По периодичности возникновения На текущие и единовременные
По степени усреднения На общие и средние
В зависимости от порядка отнесения затрат на период расчёта прибыли На затраты на продукт и затраты на период
По возможности регулирования в центре ответственности На регулируемые и нерегулируемые

 

Группировки по элементам позволяют выделить экономически однородные виды логистических за­трат. В настоящее время состав и содержание эле­ментов затрат определяется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (ра­бот, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансо­вых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утверждённым Постановлением Правитель­ства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 [20].

Поэлементная калькуляция необходима для опре­деления структуры затрат (соотношения их удельных весов), составления смет, анализа и выявления резервов, для организации учёта и формирования за­трат, исчисления себестоимости. На ней базируется метод «затраты - выпуск», который может быть ба­зой для определения конечного результата (прибыли, убытков) в экономических системах.

Группировка по калькуляционным статьям связа­на с организационно-техническими особенностями системы обслуживания. В настоящее время такая группировка затрат сохраняет своё значение во внут­рипроизводственном управлении, в организации кон­троля затрат на всех стадиях процесса выполнения заказов потребителей.

Принципиальное различие группировки затрат по статьям калькуляции от группировки по экономиче­ским элементам заключается в наличии комплекс­ных статей, объединяющих элементы по своему эко­номическому содержанию, принципу назначения (основные расходы и расходы по обслуживанию и управлению), способу распределения их между от­дельными видами обслуживания (прямые и косвен­ные) и зависящих от объема обслуживания (условно-постоянные и переменные).

Группировки логистических затрат по экономиче­ским элементам и по статьям калькуляции раскры­вают содержание затрат на осуществление процесса выполнения заказов потребителей с разных сторон и не повторяют, а взаимно дополняют друг друга, по­зволяя раскрыть их характеристику во взаимосвязи с конкретными условиями и результатами логистиче­ского обслуживания.

В научной и экономической литературе имеются различные предложения по использованию в учёте и планировании группировок по элементам и статьям затрат:

- ограничиться только поэлементным или только постатейным подразделением;

- осуществлять группировку по элементам и по статьям;

- выделять статьи затрат, а внутри их элементы.

В управлении логистическими затратами необхо­димо использовать и те и другие группировки, так как группировки по элементам и статьям затрат имеют различное назначение и могут по-разному ис­пользоваться [23].

Следует отметить, что использование калькуля­ции для контроля логистических затрат ограничи­вается её основным недостатком: она не даёт информацию, по которой возможно принять опера­тивное управленческое решение. Усреднённые дан­ные о себестоимости обслуживания, предоставляе­мого подразделениями, не отражает всей картины формирования себестоимости, так как скрыты ис­точники роста логистических затрат.

В отечественных научных исследованиях приме­няются следующие типы группировок затрат:

- по видам затрат: статьи (для организации анали­тического учёта и калькуляции себестоимости) и элементы затрат (для соответствия плановой системы и отчёта о затратах на производство);

- по видам продукции: изделия, группы однород­ных изделий, переделы, заказы, работы, услуги (для калькуляции себестоимости);

- по месту возникновения затрат [7].

По периодичности возникновения затраты делятся на материальные и операционные; организационные затраты являются текущими. Такое деление затрат имеет следующие преимущества по сравнению с су­ществующими классификациями:

- во-первых,такая классификация проводит парал­лель между затратами на обслуживание потреби­телей и основными функциональными областями деятельности в процессе логистического обслужи­вания, вносит упорядоченность и выделение цен­тров ответственности;

- во-вторых,материальные и операционные затраты носят переменный характер, поэтому такое деление позволит использовать при управлении затратами анализ безубыточности и все те преимущества, ко­торые предоставляет direct costing;

- в-третьих, такая классификация затрат позволит применить новый подход к определению полной себестоимости логистического обслуживания потребителей;

- в четвертых,систематизация затрат упрощает создание информационных баз данных о затратах, позволяет использовать различные методы обра­ботки информации и даёт возможность разработки принципиально новых методов обработки инфор­мации о затратах.

Обобщая отечественный и зарубежный опыт суще­ствующих классификаций затрат и исходя из сло­жившейся системы учета затрат на обслуживание потребителей, можно сделать вывод, что основные признаки классификаций делятся:

- на функциональные- по статьям, отражающим целевую направленность затрат с точки зрения их функций и роли в обеспечении качества обслужи­вания потребителей;

- по источникам возмещения- себестоимость про­дукции, прибыль, бюджетное финансирование;

- учётные— по характеру учёта затрат;

- калькуляционные— прямые и косвенные, условно постоянные и условно переменные затраты по от­ношению к процессу выполнения заказов потреби­телей;

- по периодичности- текущие, единовременные, затраты за определенный период времени;

- по месту возникновения— рабочее место, группа рабочих мест, участок, цех, предприятие;

- по стадиям процесса выполнения заказов потре­бителей.

Планирование и учёт логистических затрат в соот­ветствии с такими классификациями даёт возмож­ность оценить их абсолютную величину, решать задачи по обоснованности увеличения или уменьшения величины этих затрат, определять направления их наиболее эффективного использования, анализиро­вать и совершенствовать их структуру.

Одним из недостатков существующих классифи­каций логистических затрат является применение смешанных признаков их группировки по статьям затрат и по экономическим элементам. Отсюда двой­ной учёт одной операции и неполное отражение фак­тических расходов.

Выделение тех или иных затрат или группы за­трат зависит от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях. При этом общие логистические затраты делятся на четыре группы:

1) затраты на элементарные, и комплексные логисти­ческие операции;

2) потери от иммобилизации средств в запасах;

3) издержки от недостаточного уровня качества логи­стического менеджмента и сервиса;

4) издержки на логистическое администрирование.

Анализ структуры логистических затрат в разви­тых странах показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40%), транспортные расходы (15-35%), расходы на админи­стративно-управленческие функции (9-14%).

За по­следнее десятилетие заметен рост логистических затрат многих компаний на такие комплексные логи­стические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, логистическое администрирование [20].

За рубежом анализ логистических затрат обычно проводится в процентном отношении к ВНП (для страны в целом) или к объёму продаж готовой про­дукции предприятия.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте составляющие издержек по функциональным областям логистики.

2. Как определяется величина полных логистических издержек предприятия?

3. Дайте характеристику затрат и здержек в логистике. В чем их отличия?

4. Каковы основные методы анализа логистических затрат? Какой из методов, по вашему мнению, наиболее приемлем для предприятия?

5. Какие направления может использовать предприятие в качестве источников снижения логистических издержек?

6. Перечислите способы снижения уровня логистических затрат.

 



2015-11-07 4538 Обсуждений (0)
Тема 4: Логистические затраты и издержки 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Тема 4: Логистические затраты и издержки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4538)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)