Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5 Функциональные области логистики. Закупочная логистика



2015-11-07 2006 Обсуждений (0)
Тема 5 Функциональные области логистики. Закупочная логистика 4.75 из 5.00 4 оценки




Логистику можно разделить на пять основных областей:

закупочная логистика это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство;

производственная логистика управление материальным по­током в процессе его прохождения производственных звеньев при движении от первичного источника сырья до конечного потребителя;

распределительная логистика "это комплекс взаимосвязан­ных функций, реализуемых в процессе распределения матери­ального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров"1. Распределительная логистика охватывает всю цепь системы распределения: марке­тинг, транспортировку, складирование и др.;

транспортная логистика это управление транспортировкой гру­зов, т. е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств;

информационная логистика это часть логистики, которая яв­ляется связующим звеном между снабжением, производством и сбытом предприятия и занимается организацией потока дан­ных, который сопровождает материальный поток в процессе его перемещения.

Области логистики имеют свои особенности:

информационная логистика. Эта область логистики, в отличие
от четырех других, занимается управлением информационным
потоком, а не материальным. Соответственно для нее непри­
менимы методики, которые используются в других областях
логистики. К тому же с развитием в последнее десятилетие
информационных технологий появилась возможность опери­
ровать мощными информационными потоками и тем самым
обеспечивать сквозное управление материальным потоком. Это
и послужило толчком к созданию информационной логистики;

транспортная логистика. Ее методы используются при органи­зации любых перевозок, при которых решаются специфиче­ские задачи транспортной логистики. При этом используются два вида транспорта: транспорт общего пользования, т.е. транспорт специальных транспортных организаций, и собст­венный транспорт нетранспортных предприятий. В основном, транспортная логистика занимается транспортом общего поль­зования;

закупочная логистика. Занимается обеспечением предприятий сырьем и другими необходимыми материалами. Решение этих задач имеет также свою специфику, которая и учитывается за­купочной логистикой. Она решает задачи выбора поставщиков, заключения договоров с ними и контроля исполнения этих до­говоров. Также задачей закупочной логистики является приня­тие мер при нарушении условий поставок;

распределительная логистика. Занимается сбытом произведен­ной продукции. Этот круг задач решается как непосредственно предприятиями-производителями так и предприятиями посредниками. При этом следует учитывать, что к решению этих за­дач имеют непосредственное отношения структуры власти, ко­торые заинтересованы в удачном их решении, так как от этого зависит экономическое состояние в регионе. Задачи распреде­лительной логистики должны решаться еще на уровне плани­рования производства, поскольку эта область логистики оп­ределяет такие параметры материального потока, как размер изготовляемой партии, вопросы тары, упаковки и времени вы­пуска партии, ведь они имеют непосредственное отношение к проблеме реализации;

производственная логистика. Ее главная особенность в том, что
управление материальным потоком на данном этапе его суще­
ствования выполняется на территории одного предприятия,
движение потока происходит на основе решений системы
управления предприятием, а участники логистического про­
цесса не вступают в товарно-денежные отношения.

Несмотря на то что все области логистики имеют свои специ­фические методы, не следует забывать, что они взаимосвяза­ны, а общая концепция логистики осуществляет управление сквозным материальным и информационным потоком. Удач­ное решение логистических задач возможно только при тесном взаимодействии всех участников логистического процесса.

'

. Функциональные области логистики

Закупочнаялогистика (Логистика закупок)

 

Служба закупок на предприятии решает следующие задачи;

- что закупить;

- сколько закупить;

- у кого закупить;

- на каких условиях закупить.

\ Логистический подход к процессу закупок заключается в опти­мизации его на всех этапах. Начиная с определения потребности и за­канчивая ее удовлетворением.

Процесс закупки материальных ресурсов у поставщика можно представить в виде схемы на рис. Внутренний цикл отражает пять правил закупки (цена товара, его качество, спецификация, время закуп­ки товара, поставщик). Внешний цикл отражает последовательность дей­ствий при закупке материальных ресурсов. Он начинается с выявления потребности и заканчивается удовлетворением этой потребности.

Рис.. Схема процесса закупки

Определение потребности и расчет количества заказываемых материалов

Существует множество методик определения того, сколько необ ходимо закупать материалов для производства продукции и с какой пе­риодичностью они должны поступать от поставщиков, но все они требу­ют информации о том, как использовались аналогичные материалы в прошлом. Например, в прошлом году было использовано 1000 единиц сырья, что за неделю составило 1000:52=19 единиц. Это количество мо­жет быть использовано в будущем.

1 В логистике также используют детерминированный, стохастиче­ский, эвристический методы определения потребления.

Детерминированный используется, когда известны определен ныи период выполнения заказа и потребность в материалах по количест ву и срокам. Стохастический, когда основой для расчета являются мате-матико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность. С по­мощью эвристического метода потребность определяется на основе опы­та работников.

Кроме определения потребности для осуществления оптималь­ного процесса закупки, рассчитываются экономичная партия заказа то­вара, точка возобновления заказа, минимальная величина полных затрат на выполнение заказа.

Размер экономичной партии заказа определяется по формуле Уилсона:

(1)

где дэ - размер экономичной партии заказа; С - затраты, связанные с

размещением и выпшнеш S - годовой спрос

(годовая потребность) на товар; / - годовые затраты на хранение

единицы товара на складе.

Экономичная партия заказа - количество, которое обеспечивает

минимальные суммарные годовые затраты на размещение/выполнение

заказа и хранение запаса.

Расходы на размещение и выполнение заказа включают затраты, связанные с поиском поставщика, заключением контракта с поставщи­ком, контролем выполнения заказа, стоимостью обработки заказа, а так­же стоимостью доставки материалов покупателю.

Расходы на хранение запаса на складе включают плату за арен: ду склада (если он арендуется), все затраты на складские операции.

Точка возобновления заказа ( Тз ) определяется по формуле:

(2)

где Рз - средний расход товара в расчете на единицу продолжительно­сти заказа; щ - продолжительность цикла заказа (временной ин­тервал между размещением заказа и его получением); Зр - раз­мер резервного (гарантийного) запаса. Расчет минимальной величины полных затрат Рп на выполне­ние заказа определяется по формуле:

(3)

где / - годовые затраты на хранение единицы товара (сырья, материала и т.д.) на складе за год; П - партия заказа товара; С - затраты, связанные с размещением и выполнение одного заказа; S - годо­вой спрос предприятия в товаре; Ц - закупочная цена единицы товара.

. Составление спецификации

Нужно точно определить свое желание с точки зрения количест­ва и качества товара или задать его спецификацию. Способами задания спецификации являются:

- эскизы или чертежи;

- торговый стандарт;

- сорт или торговая марка;

- химическая формула; -образец;

- детальное описание;

V- исходные продукты-и способполучения;

- государственный стандарт например, ГОСТ; -отраслевые стандарты;

-■ предполагаемые рабочие характеристики.

. Задача выбора поставщика

Если поставщик не является монополистом, то предприятие сто­ит перед выбором. Сделать правильный выбор можно с помощью рейтин­га поставщика. Рейтинг проводится по ряду критериев, которые оцени­ваются по 5-балльной системе, иногда по 100: балльной системе. Каждый

критерий имеет определенный вес для предприятия, чем он важнее, тем больше вес. Произведение баллов и веса критерия, а затем их суммиро­вание дают комплексную оценку поставщика. В итоге выбирается по­ставщик, набравший большее количество баллов. Критерии выбора по­ставщика представлены в табл..

Таблица Выбор поставщика

Критерии выбора поставщика Предпри­ятие-поставщик Баллы Г" Вес критерия Произве­дение 2x3
Цена материала        
Качество материала (сорт)        
Периодичность поставки        
Минимальная партия поставки        
Расстояние от предприятия-покупателя до поставщика        
Соблюдение сроков поставки •■      
Форма расчетов        
Возможность уменьшения (скид­ки) цены        
Вид упаковки        
Коммуникационный аспект        
Стабильная цена за дополни­тельную поставку        
Сумма баллов__   ............i --,----:------  

Таблица 4 Примерная схема оценки поставщиков-(ш некоторым критериям)

[ Критерий 5 баллов - 4 балла - З&адоэ- 2 балла - 1 балл - \
  очень хорошо федае удовлетво- | ПЛОХО ;
  хорошо     рительно  
6 1
Качество Высшее Превосходит ; Соответству- В некото- В редких
  качество минималь- ет минималь- рых случаях случаях
    ные требо- ным требова- не соответ- соответст-
    вания стан- ниям стан- ствует вует мини-
    дартов дартов минималь­ным требо­ваниям мальным требовани­ям
Цена Ниже Ниже сред- Соответству- Выше сред- Выше сред-
  средней ней цены не ет средней ней цены ней цены 1
  цены более чем цене не более более чем \
  более чем на 5%   чем на 5% на 5%
  на 5%        

Окончание табл.4

 

 

\ 1: / 2 / 3 / 4 \ S 1 6  
\ Время 1 Меньше среднего бопее чем на 10% 1 Меньше среднего не более чем на 10% \ Соответству­ет среднему времени поставки 1 Превышает среднее не более чем на 10% 1 Превышает среднее бопее чем на 10% f  
П | Каче- Поставки Качество Качество Качество Качество  
0 К А 3 А Т Е ство превосхо­дят точ­ность по всем пунк­там дого­вора превосходит точность по некоторым пунктам договора точно соот­ветствует договору имеет'неко­торые (не­большие) отклонения имеет зна­чительные отклонения  
Время Время Поставки Поставки Поставки Поставки  
Л И   договора точно осуществ­ляются на 1 осуществляг ются на 2 дня осуществ­ляются на 1 осуществ­ляются  
К А Д Е Ж Н   выполня­ется неделю раньше срока дого­вора позже или более чем на 1 неделю раньше срока договора неделю позже срока договора более чем на 2 недели прзже срока договора  
Коли­чество Постав­ляемое Поставляе­мое количе- Поставляемое количество Поставляе­мое количе- Поставляе­мое количё-  
0 С т и товара количест­во точно соответст­вует дого­вору ство может превышать договорное не более чем на 5% может пре­вышать более чем на 5% договорное или быть меньше на' 5% ство может быть мень­ше дого­ворного на 10% .ство может быть мень­ше дого­ворного более чем на 10%  
ПЛ ювиё1 атежа Все 803-можные По факту поставки По факту поставки 50% пред­оплаты 100% пред­оплаты  
    продукции с предостав­лением продукции      
    кредита 1 '      

При традиционной схеме отношении предприятие-покупатель получает максимально возможное количество необходимых материалов из нескольких источников. Это гарантирует бесперебойность снабжения. Однако, как показывает практика, осуществление поставок из одного источника сокращает издержки, которые несет поставщик, снижает цену, которую платит покупатель, в чем заинтересованы обе стороны. Вот по­чему так важен правильный выбор поставщика.

. Стратегии снабжения

В послелние десятилетия разработан ряд методов снабжения, ориентированных на конкурентную потребность производства;

- метод «Канбан» - разработан в Японии с целью управления по­ставками в условиях поточного производства; учитывает потребность, которая исходит из конечного монтажа;

- система планирования потребности в материалах, охватываю­щая планирование на двух уровнях: на первом уровне осуществляется программное планирование, затем - распределение материалов и управ­ление закупками (здесь фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования, и возникает замкнутая система);

- метод «Точно в срок», с помощью которого в результате час­тых («дробных») nocrateoK резко сокращаются накопленные запасы;

- система снабжения по запросам, по которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фак-. ической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;

- метод прогнозных показателей - спрос на большие партии за­купок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;

- электронно-информационный метод коммуникации клиента и поставщика на основе передачи необходимых данных, когда запрос по­ступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняют­ся в прямом межкомпьютерном общении.

Более подробно рассмотрим метод закупки «Точно в срок».

Закупки «точно вовремя» (JIT) прямо ведут к понижению потерь, которые проявляются при получении заказов и входном контроле; они также понижают избыток запасов (заделов всех видов), исключают пло­хое качество и задержки во времени различного вида» Эти потери при­сутствуют на всем протяжении производственного процесса, и поставки как часть его являются критической функцией, снижающей потери и по­зволяющей осуществлять работу в стиле JIT. Точно так же; как материал, поданный на рабочее место (на производственную операцию), должен приобрести дополнительную ценность, так и каждое продвижение мате­риала (комплектующих) должно добавлять ценность. .

 

 

Основные характеристики JIT закупок

Г ~ Поставщики 1
Г Несколько поставщиков (небольшое количество)
Поставщики размещаются недалеко от предприятия
Повторение (возобновление) деловых отношений с уже проверенны-
ми поставщиками
Развивая своих поставщиков до желаемого уровня цен, покупатели
активно используют для этого методы анализа
Концентрировать отдаленных поставщиков
Конкурентные цены ограничиваются новым небольшим числом
План закупок потребителя препятствует вертикальной интеграции,
которая ведет к прекращению бизнеса поставщика
Поставщики поддерживают развитие системы JIT закупок для «своих»
поставщиков и так далее по цепочке поставок______________________
Г Количество
Г Устойчивая скорость выпуска (желательно и в предшествующие пе-
риоды)
Долгосрочные контракты по поставкам
Частые поставки небольшими партиями
Максимальное освобождение от бумажной работы
Доставляемые количества различны от поставки к поставке, но фик-
сированы в целом по контракту
Небольшое или недопустимое количество излишних или просрочен-
ных выплат
Поставщик поощряется за упаковку б точных количествах
Поставщик поощряется за понижение им производственных размеров
продукции (или за хранение им не вывезенных материалов) ________I
Г______________________Качество__________________________1
Минимальное число спецификаций,^ предлагаемых для исполнения
поставщику
Оказание помощи поставщикам, чтобы удовлетворить требования по
1 качеству /
Близкие отношения между персоналом покупателя и поставщика, от-
ветственным за качество
Поставщики поощряются в использовании карт контроля процессов
вместо использования выборочного контроля
  Окончание табп,5 \  
1 Отгрузка \  
I Составление расписаний (графиков) прибывающих грузов ) Выигрышное управление отгрузкой, использующей средства собст­венной компании или других компаний на основе контрактов об отгрузке, ! складировании, перевозке и складировании, вместо того, чтобы исполь­зовать случайных наемных перевозчиков грузов  

В зарубежной практике для успешной деятельности с поставщи­ками разработаны следующие принципы:

- обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;

- не забывать демонстрировать на деле общность интересов;

- знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;

- проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;

- соблюдать принятые на себя обязательства;

- учитывать в деловой практике интересы поставщика;

- поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.

3.1.6. Методы закупок

Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава комплектующих изделий >1 .материалов. Основными методами закупок являются:

- оптовые закупки;

- регулярные закупки мелкими партиями;

- закупки по мере необходимости и различные комбинации пере­численных методов.

У каждого.метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки. Рас­смотрим наиболее часто используемые .методы.

1.Закупка товара .одной партией.Метод.предполагает поставкутоваров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимуще­ства: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки - большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала,

2 Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупа­тель ->;' пзыв^ег необходимое количество товаров, которое поставляется •jmy юргичмч в чечение определенного периода. Преимущества данного

метода таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается эко­номия площади складских помещения; сокращаются затраты на докумен­тирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю постав­ку. Его недостатки: вероятность заказа избыточного количества товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.

3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведо­мостям. Такой метод закупки широко используется там/ где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости со­ставляются ежед! :евно (ежемесячно) и включают следующие сведения:

- полный перечень товаров;

- количество товаров, имеющихся на складе;

- требуемое количество товаров.

Преимущества данного метода: ускорение оборачиваемости ка­питала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.

4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров/но характеризуется следующими осо­бенностями:

- количество поставляемых товаров не устанавливается, а опре­деляется приблизительно;

- поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

- оплачивается только поставленное количество товара;

- по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества данного метода: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота кали-тала, минимум работы по оформлению документов.

5.. Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения это-го метода - покупка не часто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он тре­буется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток данного метода - в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального осЬормления документации при каждом заказе, мелкими размерами зака­зов и множеством поставщиков.

Контрольные вопросы по теме : «Функциональные области логистики. Логистика закупок.»

1. На какие функциональные области делится логистика. Дайте характеристику, раскройте цели и задачи каждой функциональной области логистики?

2. Какие задачи ставит и решает логистика закупок на предприятии ?

3. Раскройте сущность рейтинговой оценки поставщика. Приведите примеры основных критериев выбора поставщика?

4. Как рассчитывается оптимальная партия закупки товаров на основе формулы Вильсона?

5. Что лежит в основе выбора метода закупок ?

6. В чем преимущества использования логистической концепции «Закупки точно в срок» ?

7. Какие правила работы с поставщиками используются в практике зарубежом ?



2015-11-07 2006 Обсуждений (0)
Тема 5 Функциональные области логистики. Закупочная логистика 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Тема 5 Функциональные области логистики. Закупочная логистика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2006)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)