Тема 5 Функциональные области логистики. Закупочная логистика
Логистику можно разделить на пять основных областей: • закупочная логистика — это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство; • производственная логистика — управление материальным потоком в процессе его прохождения производственных звеньев при движении от первичного источника сырья до конечного потребителя; • распределительная логистика — "это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров"1. Распределительная логистика охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.; • транспортная логистика — это управление транспортировкой грузов, т. е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств; • информационная логистика — это часть логистики, которая является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом предприятия и занимается организацией потока данных, который сопровождает материальный поток в процессе его перемещения. 2» Области логистики имеют свои особенности: • информационная логистика. Эта область логистики, в отличие • транспортная логистика. Ее методы используются при организации любых перевозок, при которых решаются специфические задачи транспортной логистики. При этом используются два вида транспорта: транспорт общего пользования, т.е. транспорт специальных транспортных организаций, и собственный транспорт нетранспортных предприятий. В основном, транспортная логистика занимается транспортом общего пользования; • закупочная логистика. Занимается обеспечением предприятий сырьем и другими необходимыми материалами. Решение этих задач имеет также свою специфику, которая и учитывается закупочной логистикой. Она решает задачи выбора поставщиков, заключения договоров с ними и контроля исполнения этих договоров. Также задачей закупочной логистики является принятие мер при нарушении условий поставок; • распределительная логистика. Занимается сбытом произведенной продукции. Этот круг задач решается как непосредственно предприятиями-производителями так и предприятиями посредниками. При этом следует учитывать, что к решению этих задач имеют непосредственное отношения структуры власти, которые заинтересованы в удачном их решении, так как от этого зависит экономическое состояние в регионе. Задачи распределительной логистики должны решаться еще на уровне планирования производства, поскольку эта область логистики определяет такие параметры материального потока, как размер изготовляемой партии, вопросы тары, упаковки и времени выпуска партии, ведь они имеют непосредственное отношение к проблеме реализации; • производственная логистика. Ее главная особенность в том, что Несмотря на то что все области логистики имеют свои специфические методы, не следует забывать, что они взаимосвязаны, а общая концепция логистики осуществляет управление сквозным материальным и информационным потоком. Удачное решение логистических задач возможно только при тесном взаимодействии всех участников логистического процесса. ' . Функциональные области логистики Закупочнаялогистика (Логистика закупок)
Служба закупок на предприятии решает следующие задачи; - что закупить; - сколько закупить; - у кого закупить; - на каких условиях закупить. \ Логистический подход к процессу закупок заключается в оптимизации его на всех этапах. Начиная с определения потребности и заканчивая ее удовлетворением. Процесс закупки материальных ресурсов у поставщика можно представить в виде схемы на рис. Внутренний цикл отражает пять правил закупки (цена товара, его качество, спецификация, время закупки товара, поставщик). Внешний цикл отражает последовательность действий при закупке материальных ресурсов. Он начинается с выявления потребности и заканчивается удовлетворением этой потребности. Рис.. Схема процесса закупки Определение потребности и расчет количества заказываемых материалов Существует множество методик определения того, сколько необ ходимо закупать материалов для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков, но все они требуют информации о том, как использовались аналогичные материалы в прошлом. Например, в прошлом году было использовано 1000 единиц сырья, что за неделю составило 1000:52=19 единиц. Это количество может быть использовано в будущем. 1 В логистике также используют детерминированный, стохастический, эвристический методы определения потребления. Детерминированный используется, когда известны определен ныи период выполнения заказа и потребность в материалах по количест ву и срокам. Стохастический, когда основой для расчета являются мате-матико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность. С помощью эвристического метода потребность определяется на основе опыта работников. Кроме определения потребности для осуществления оптимального процесса закупки, рассчитываются экономичная партия заказа товара, точка возобновления заказа, минимальная величина полных затрат на выполнение заказа. Размер экономичной партии заказа определяется по формуле Уилсона: (1) где дэ - размер экономичной партии заказа; С - затраты, связанные с размещением и выпшнеш S - годовой спрос (годовая потребность) на товар; / - годовые затраты на хранение единицы товара на складе. Экономичная партия заказа - количество, которое обеспечивает минимальные суммарные годовые затраты на размещение/выполнение заказа и хранение запаса. Расходы на размещение и выполнение заказа включают затраты, связанные с поиском поставщика, заключением контракта с поставщиком, контролем выполнения заказа, стоимостью обработки заказа, а также стоимостью доставки материалов покупателю. Расходы на хранение запаса на складе включают плату за арен: ду склада (если он арендуется), все затраты на складские операции. Точка возобновления заказа ( Тз ) определяется по формуле: (2) где Рз - средний расход товара в расчете на единицу продолжительности заказа; щ - продолжительность цикла заказа (временной интервал между размещением заказа и его получением); Зр - размер резервного (гарантийного) запаса. Расчет минимальной величины полных затрат Рп на выполнение заказа определяется по формуле: (3) где / - годовые затраты на хранение единицы товара (сырья, материала и т.д.) на складе за год; П - партия заказа товара; С - затраты, связанные с размещением и выполнение одного заказа; S - годовой спрос предприятия в товаре; Ц - закупочная цена единицы товара. . Составление спецификации Нужно точно определить свое желание с точки зрения количества и качества товара или задать его спецификацию. Способами задания спецификации являются: - эскизы или чертежи; - торговый стандарт; - сорт или торговая марка; - химическая формула; -образец; - детальное описание; V- исходные продукты-и способполучения; - государственный стандарт например, ГОСТ; -отраслевые стандарты; -■ предполагаемые рабочие характеристики. . Задача выбора поставщика Если поставщик не является монополистом, то предприятие стоит перед выбором. Сделать правильный выбор можно с помощью рейтинга поставщика. Рейтинг проводится по ряду критериев, которые оцениваются по 5-балльной системе, иногда по 100: балльной системе. Каждый критерий имеет определенный вес для предприятия, чем он важнее, тем больше вес. Произведение баллов и веса критерия, а затем их суммирование дают комплексную оценку поставщика. В итоге выбирается поставщик, набравший большее количество баллов. Критерии выбора поставщика представлены в табл.. Таблица Выбор поставщика
Таблица 4 Примерная схема оценки поставщиков-(ш некоторым критериям)
Окончание табл.4
При традиционной схеме отношении предприятие-покупатель получает максимально возможное количество необходимых материалов из нескольких источников. Это гарантирует бесперебойность снабжения. Однако, как показывает практика, осуществление поставок из одного источника сокращает издержки, которые несет поставщик, снижает цену, которую платит покупатель, в чем заинтересованы обе стороны. Вот почему так важен правильный выбор поставщика. . Стратегии снабжения В послелние десятилетия разработан ряд методов снабжения, ориентированных на конкурентную потребность производства; - метод «Канбан» - разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает потребность, которая исходит из конечного монтажа; - система планирования потребности в материалах, охватывающая планирование на двух уровнях: на первом уровне осуществляется программное планирование, затем - распределение материалов и управление закупками (здесь фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования, и возникает замкнутая система); - метод «Точно в срок», с помощью которого в результате частых («дробных») nocrateoK резко сокращаются накопленные запасы; - система снабжения по запросам, по которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фак-. ической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения; - метод прогнозных показателей - спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом; - электронно-информационный метод коммуникации клиента и поставщика на основе передачи необходимых данных, когда запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении. Более подробно рассмотрим метод закупки «Точно в срок». Закупки «точно вовремя» (JIT) прямо ведут к понижению потерь, которые проявляются при получении заказов и входном контроле; они также понижают избыток запасов (заделов всех видов), исключают плохое качество и задержки во времени различного вида» Эти потери присутствуют на всем протяжении производственного процесса, и поставки как часть его являются критической функцией, снижающей потери и позволяющей осуществлять работу в стиле JIT. Точно так же; как материал, поданный на рабочее место (на производственную операцию), должен приобрести дополнительную ценность, так и каждое продвижение материала (комплектующих) должно добавлять ценность. .
Основные характеристики JIT закупок
В зарубежной практике для успешной деятельности с поставщиками разработаны следующие принципы: - обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы; - не забывать демонстрировать на деле общность интересов; - знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций; - проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика; - соблюдать принятые на себя обязательства; - учитывать в деловой практике интересы поставщика; - поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере. 3.1.6. Методы закупок Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава комплектующих изделий >1 .материалов. Основными методами закупок являются: - оптовые закупки; - регулярные закупки мелкими партиями; - закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов. У каждого.метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки. Рассмотрим наиболее часто используемые .методы. 1.Закупка товара .одной партией.Метод.предполагает поставкутоваров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки - большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала, 2 Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель ->;' пзыв^ег необходимое количество товаров, которое поставляется •jmy юргичмч в чечение определенного периода. Преимущества данного метода таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещения; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Его недостатки: вероятность заказа избыточного количества товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе. 3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там/ где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежед! :евно (ежемесячно) и включают следующие сведения: - полный перечень товаров; - количество товаров, имеющихся на складе; - требуемое количество товаров. Преимущества данного метода: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок. 4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров/но характеризуется следующими особенностями: - количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно; - поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем; - оплачивается только поставленное количество товара; - по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены. Преимущества данного метода: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота кали-тала, минимум работы по оформлению документов. 5.. Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения это-го метода - покупка не часто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток данного метода - в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального осЬормления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков. Контрольные вопросы по теме : «Функциональные области логистики. Логистика закупок.» 1. На какие функциональные области делится логистика. Дайте характеристику, раскройте цели и задачи каждой функциональной области логистики? 2. Какие задачи ставит и решает логистика закупок на предприятии ? 3. Раскройте сущность рейтинговой оценки поставщика. Приведите примеры основных критериев выбора поставщика? 4. Как рассчитывается оптимальная партия закупки товаров на основе формулы Вильсона? 5. Что лежит в основе выбора метода закупок ? 6. В чем преимущества использования логистической концепции «Закупки точно в срок» ? 7. Какие правила работы с поставщиками используются в практике зарубежом ?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2183)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |