Тема 12 : Информационное обеспечение логистики
1. Информационная логистика ~ это часть логистики, которая является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом предприятия и занимается организацией потока данных, который сопровождает материальный поток в процессе его перемещения. Задача информационной логистики заключается в доставке информации к и от системы управления предприятием. При этом каждый уровень иерархии предприятия должен получать только необходимую ему информацию, причем в требуемые сроки. Приведем структуру информационной пирамиды организации (рис. 4). Она отображает уровни
Иерархии предприятия и необходимую на этом уровне информацию. 2. В ходе протекающих в логистической системе процессов информационная логистика должна реализовыватъ следующие функции1: • сбора информации в местах ее возникновения; • анализа информации и ее преобразования; • накопления информации и ее хранения; • транспортировки информации; • фильтрации потока информации, т. е. отбора необходимых для того или иного уровня управления данных и документов; • объединения и разъединения информационных потоков; • выполнения элементарно-информационных преобразований; • управления информационным потоком. Информационный поток 1. Объектом работы информационной логистики является информационный поток. Информационный поток .— это совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между нею и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Организация информационных потоков -дорогостоящее дело. На их формирование, передачу, прием, хранение, анализ расходуются большие средства. Информационные потоки протекают в информационном пространстве. Создание и поддержание в надлежащем состоянии материально-технической базы, обеспечивающей движение информационных потоков, — капиталоемкий и длительный процесс. Сообщения, составляющие информационные потоки, выполняются на разных носителях. • бумажных документах традиционного типа; • электронных документах (магнитных и бумажных —• перфоленте, перфокартах); устные. • телефонные; • речевые (общение без телефона).
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков в зависимости: • от вида связываемых потоком систем: • горизонтальный (информационные потоки, охватывающие сообщения между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления: предприятиями-поставщиками и предприятиями-потребителями материальных ресурсов либо между ними и их посредниками по процессу обращения товаров); • вертикальный (информационные потоки, охватывающие сообщения, поступающие сверху, из руководящих инстанций в подведомственные им звенья логистической системы: из корпорации холдинга в дочерние предприятия и т. д.); • места прохождения: • внешний (информационные потоки, протекающие в среде, внешней по отношению к логистической системе. Так, горизонтальные информационные потоки сообщений от предприятий — партнеров (других логистических систем) выступают внешними по отношению к тому партнеру, которому они направлены и который их получит); • внутренний (информационные потоки — сообщения, циркулирующие внутри одной логистической системы (предприятия, оптовой базы и др.). Для логистических подсистем внутренними являются потоки сообщений внутри подсистемы, остальные сообщения для ник внешние); • направления по отношению к логистической системе: • входной (информационные потоки представляют собой сообщения, входящие в логистическую систему либо в одну из ее подсистем); • выходной (информационные потоки — сообщения, выходящие за пределы одной логистической системы либо одной из ее подсистем); • срочности: • обычные; • срочные (соответствующая пометка "срочная" указывается на носителе информации и служит указателем срочности сообщения); • очень срочные — "молнии" (соответствующая пометка "срочная", "молния" указывается на носителе информации и служит указателем срочности сообщения); • конфиденциальности (секретности): • обычные; • содержащие коммерческую тайну (направляются с грифом-пометкой о секретности документа); • содержащие государственную тайну (аналогично). Благодаря этому удается ограничить доступ к такого рода документам и предотвратить утечку важной информации; • значимости для информационных потоков почтовых сообщений. • простые; • заказные (принимаются с регистрацией, с выдачей отправителю квитанции об их приемке, вручаются адресату под роспись. За своевременность их доставки организации связи ведут контроль полнее, чем простых сообщений); • ценные (имеют цену компенсации, которую в случае их утери организации связи уплачивают подателю сообщения)"; • скорости передачи: • традиционные (почтовые сообщения); • быстрые (факсимильная связь, электронная почта, телеграф,. телетайп, телефон); • области охвата (в зависимости от этого различаются способ • местные; • иногородние; • дальние; • международные. Важную роль среди информационных потоков играют сообщения документального, характера, которые оформляются чаще всего на бумажных носителях определенной формы, заполненных в установленном порядке и заверенных подписями и печатью отправителя сообщения. Такие сообщения называются документальными. 2, Информационный поток характеризуется такими показателями1, как: • источник возникновения; • направление движения потока; • скорость передачи и приема; • интенсивность потока и др. • Информационные потоки характеризуют с помошъю следующих оценок: • по источнику возникновения; • направлению; • объему; • периодичности; $/ порядку согласования; • порядку утверждения; • срокам действия; • порядку хранения и др. Источники возникновения сообщений могут быть различными — от участников логистических цепей и смежных с ними организаций, сообщения которых влияют на перемещение, организацию и приемку потоков. Таковы сообщения, например, паводковой комиссии об аварии моста и его разрушении, сделавшие невозможным проезд по нему и требующие движения по иному маршруту. По направлению информационные потоки могут быть горизонтальными (туда и обратно) и вертикальными (сверху вниз и обратно). Горизонтальными называют сообщения между участниками логистического процесса одного уровня — равноценными партнерами. Вертикальные информационные потоки протекают между разными уровнями управления: верхним — руководящим и нижним — подчиненным. Таковы, например, сообщения дирекции предприятия руководителям цехов и ответы на них. Направление информационного потока трактуется и по-другому: как прямое и косвенное. Прямое направление -партнеру (руководителю) или другому адресату — для исполнения требований, имеющихся в сообщении. Косвенное направление информационного потока — направление копий сообщений для сведения, ознакомления с данным вопросом, без участия в его решении. Есть и третий вариант определения понятия "направление информационного потока" — учет географического или территориального адресата его назначения: на Крайний Север, Дальний Восток, Украину и другие страны, либо область (край), город, населенный пункт назначения сообщения. Объем информационных потоков учитывают несколькими способами. Один из них — учет размеров потока по числу: документов; листов в потоке; страниц в потоке; пачек документов. Этот способ применяют для определения объема больших информационных потоков. Второй способ учета объема информационных потоков применяют для малых потоков. При нем объем потока определяют числом строк в документе — документо-строк или числом слов в сообщении — телеграммах. Третий способ — учет числа знаков в сообщении — оценивается в компьютерных системах в особых единицах измерения для учета потребности в магнитных носителях, размещения в памяти ПЭВМ и в других случаях. Периодичность информационных потоков характеризует частоту их формирования. В логистике многие информационные потоки — разовые, не повторяются и создаются один раз на каждый материальный поток, параллельно с ним, чуть ранее или чуть позже. Но некоторые информационные потоки в логистике оформляют один раз в месяц, ежеквартально и с другой частотой. Такова, например, отчетность по движению материальных ресурсов. Информационные потоки документального характера проходят при оформлении определенную процедуру согласования. Так, плановые сообщения на предприятиях согласуют с руководителями цехов и членами дирекции предприятия. Для каждого документа обычно устанавливают определенные правила согласования его проектируемого содержания. Каждое документальное сообщение информационного потока утверждается (подписывается) определенными лицами: генеральным директором, исполнительным директором, их заместителями и т. д. Без соответствующей подписи документ силы не имеет. Некоторые документы имеют срок действия, за пределами которого они становятся недействительными. Таковы лицензии, квоты, право на место в транспортном средстве, некоторые . уведомления о возможности заказа, праве на востребование похищенного груза и др. Такие документы можно использовать лишь в течение срока их действия. Но большая часть информационных потоков к таким документам не относится и представляет собой уведомительные сообщения, необходимые для управления материальными потоками раскрывает характеристику этих потоков и состояния их движения к заданному месту доставки. Различен и порядок хранения сообщений, доставленных в информационных потоках. Некоторые сообщения собирают в отдельные пачки, другие хранят на магнитных носителях и в другой форме. Срок хранения информации различен: один, два года, пять лет, постоянно (вечно) и др. 3* Управлять информационным потоком можно1: • изменяя направление потока; • ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема; • ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути. 4. Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными. Считается, что каждому материально- . му потоку соответствует информационный поток. Такое соответствие не всегда бывает изоморфным (полным). Часто информационные и материальные потоки протекают в разных временных интервалах. Так, материальный поток может прибыть в заданное место, а документы на него сюда могут быть еще не доставлены. Тогда материальный поток считается неотфактурованными поставками, принимается получателем на ответственное хранение и лишь потом, после прибытия документов, проверяется соответствие прибывших материалов этим документам. Может быть и наоборот: документы на груз прибыли на место назначения, а материальный поток находится еще в пути следования. Такие документы фиксируются как основание для учета "запасов в пути" и после прибытия груза сверяются с его составом и объемом. Предпочтительнее вариант опережения информационных потоков по сравнению с движением материальных потоков. Это дает возможность лучше подготовиться к приему грузов. Фактически же информационные потоки имеют опережение далеко не всегда. Информационные потоки должны быть адекватны материальным потокам в части характеристики этих потоков. Но такое соответствие есть не всегда: в ряде случаев оформляются документы, общие для нескольких потребителей-получателей, и тогда в них отражается информация, часть которой избыточна для каждого отдельного получателя данных ресурсов.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (967)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |