Софья Кимовна НАРТОВА-БОЧАВЕР
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОНОГРАФИЯ Ответственные за выпуск — Н. Иванова, М. Вишневская Издательство «Прометей» МПГУ Лицензия ЛР № 020457 от 22 июля 1997 года Подписано в печать 20.01.2005. Отпечатано в типографии МПГУ Список опечаток
Сноски Сноски к стр. 14 1 Отмечается, что, вопреки терминологической артикуляции, в практике античной культуры ценность субъекта как демиурга, творца была высока: в частности, при строительстве дорог строители не обходили гору, а прорубали через нее тоннель. На востоке существовало скорее предметно-объектное отношение к действительности, ориентированное на спонтанность происходящего, что может быть связано со спецификой аграрной культуры. Сноски к стр. 15 1 В клинической практике картезианство, по мнению М. Фуко, привело к низведению людей с психическими нарушениями с пьедестала уважаемых безумцев и началу пенитенциарной психиатрии. Таким образом невербальное знание, символические прогнозы, которые были раньше частью социального бытия, оказались из него исключенными, нерациональное познание стало осуждаться, а субъектами познания и знания стали признаваться только образованные рационально относящиеся к миру люди [178]. Сноски к стр. 19 1 Ярким примером постмодернистского искусства являются талантливая пьеса и фильм Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Идея «попадания» героя в текст продуктивно используется также в разных видах психотерапии, в частности, в гештальттерапии, не последнюю роль в которой играет освобождение от личной ответственности. Сноски к стр. 20 1 К. Г. Юнг писал по этому поводу так: «В основу этой удивительной книги положено не скудное европейское «или-или», а величественное и утверждающее «и-и» [198, с. 10] и ниже: ««Книга мертвых» говорит о первичности души, что крайне важно. Ибо это единственное, в чем жизнь нас не убеждает. Наша жизнь настолько переполнена вещами, теснящими и подавляющими нас, что, окруженные ими как «данностями», мы не находим времени поразмыслить: кем же они «даны»? Умерший освобождается от мира «данностей»; цель поучений «Книги мертвых» — помочь его освобождению» [198, с. 13]. 2 «...В «И цзин» противоположности не есть нечто самодовлеющее, они — лишь состояния, сменяющие друг друга. Так само противостояние становится относительным. Все дело в правильности отношения... При этом вся работа по адаптации к конфликту во внешнем мире совершается внутри. Если удается сохранить гармонию между внутренним и внешним «Я», мир — при всем многообразии его проявлений — не причинит вреда... Негибкость приведет к результату, прямо противоположному ожидаемому, и битва будет продолжаться вечно» [29, с. 10]. Сноски к стр. 32 1 Качество «прозрачности» субъекта проявляет себя не только по отношению к сознанию или телу, но также — по отношению к личной территории. Так, например, С. С. Рапапорт пишет: «...вписанность человека в освоенную среду и неанализируемость («недискретность»), или иначе — неосознаваемость этого слияния — условие нормального существования» [145, с. 71]. А вот новая или резко изменившаяся среда предстает в виде отчужденной, неузнаваемой, сдвинувшей социальные значения, и чтобы она оказалась «обжитой», признанной своей, нужно осуществить ее освоение, в ходе которого человек опирается на особого рода «семантизаторы» своего — лицо друга, вещь, что-то знакомое или узнаваемое. Таким образом, персонализованная среда, как и собственное тело человека, «прозрачна» и начинает осознаваться только при появлении каких-то препятствий. Сноски к стр. 34 1 «...В самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические или душевные качества, но также его платье, его дом, его жена, дети, предки и друзья, его репутация и труды, его имение, его лошади, его яхта и капиталы. Все это вызывает в нем аналогичные чувства», — писал У. Джемс [45, с. 131]. И там же: «Трудно провести черту между тем, что человек называет самим собою и своим. Наши чувства и поступки по отношению к некоторым вещам, составляющим нашу принадлежность, в значительной степени сходны с чувствами и поступками по отношению к нам самим». Сноски к стр. 37 1 Так, если некоторый человек переживает субъективно отсутствие вероятности того, что на него упадет потолок, а инженерные расчеты говорят о другом, последним обстоятельством можно пренебречь, считал Левин, потому что оно бесполезно для понимания жизненного пространства существующего в «безопасности» человека. Сноски к стр. 116 1 Проиллюстрируем это отрывком из романа Дж. Стейнбека «Заблудившийся автобус»: «Глаза Хуана смотрели на нее издалека, как на что-то забавное. И это вселяло в Алису ужас. Она знала, что он видит в ней не сердитую женщину, омрачающую мир, а просто одну из миллиона сердитых женщин, которых можно изучать, разглядывать — да, и даже получать от этого удовольствие. В ужасе Алисы был холод одиночества. Хуан заслонял собой весь мир, а она — она знала это — ничего ему не заслоняла. Он мог видеть не только вокруг нее, но и сквозь нее — что-то другое» [162, с. 126]. В приведенном примере общение со стороны Хуана принимает форму отчуждения, со стороны Алисы — симбиоза, но в обоих случаях отсутствует психологическая интимность. Сноски к стр. 122 1 Солидный анализ работ, посвященных изучению влияния социальной и эмоциональной депривации в детском возрасте, представлен З. Матейчиком и М. И. Лисиной, и потому останавливаться на особенностях этих видов нарушений или несформированности границ психологического пространства в нашей работе мы не будем. Сноски к стр. 161 1 Поскольку использовалась интервальная шкала, а распределение близко к нормальному, коэффициент корреляции рассчитывался с использованием программы MS Excel по формуле: , где 1 х,у 1 и
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (881)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |