Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Потребительский спрос. Закон спроса





 

Функция спроса.Спрос – это максимальное количество блага (Q), которое готовы приобрести покупатели за определённый период в зависимости от условий на данном рынке. Последние называются факторами спроса. Зависимость объёма спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса или просто спросом.

Факторами спроса: цена данного товара (Р), цены других (сопряжённых) с данным благом товаров (Р1, Р2, Р3,… Рi,… Pn), число покупателей на рынке (ND), их доход (I), потребительские вкусы или предпочтения покупателей (U1, U2, U3,… Ui,…UN), запас накопительного потребителями богатства (W), налоги на покупателей (T). Перечень факторов спроса на любой товар на рынке можно продолжить (вплоть до погоды и даже пятен на солнце). Очевидно, что спрос – это многофакторная функция.

Спрос и величина спроса.Различают понятия спрос и величина спроса. Спрос – это функция, которая, например, при перечисленных выше аргументах имеет вид:

В самом общем виде функция записывается следующим образом:

Qd=Qd (P1, …, Рi, …, Рn, E, R, N, T, X),

Где Qd – величина спроса на рассматриваемый товар i;

P1, … Pi, … Pn - цены рассматриваемого и других товаров;

Е – ожидания потребителей относительно будущих цен, доходов и доступности товаров;

R – денежный доход потребителей;

N – количество потенциальных покупателей;

Т – вкусы и предпочтения потребителей;

Х – другие факторы, влияющие на спрос товара.

Если все факторы, кроме цены рассматриваемого товара, принять за неизменные для данного периода, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены:

Qd=Qd(Pi)

 

Где Qd – величина спроса на товар i,

Piцена анализируемого товара i.

Функциональная зависимость между величиной спроса и ценой (как и любая другая функциональная зависимость) может быть представлена тремя традиционными способами:

 

- табличными;

- аналитическим (через уравнение).

Например: уравнение может иметь вид для линейной функции спроса

 

Qd = a – bPi;

 

Для степенной функции –

Qd = c(Pi)-e

 

Где a,b,c,e – соответствующие коэффициенты;



Р – цена товара.

 

- графическим

Кривая спроса – это графическая модель, показывающая максимальное количество блага, которое могут приобрести покупатели при разных значениях цен за определённый период при прочих равных условиях (зафиксированных неценовых факторах).

Из эмпирических наблюдений каждый покупатель может сделать очевидный вывод: объём спроса на товар растёт с уменьшением его цены и сокращается при её росте.

Обратная зависимость между величиной спроса и ценой блага называется законом спроса.

Спрос - это вся кривая спроса (на рис. 1.1. это кривая индивидуального спроса d). Величина спроса – координаты определённой точки на кривой.

 

 

Рис. 1.1 Рис. 1.2

 

Величина спроса изменяется вследствие изменения цены блага в результате движения по кривой спроса. Например, при снижении цены блага с Рi до Р2 величина индивидуального спроса растёт с Q1 до Q2 .

Индивидуальный и рыночный спрос.Рыночный спрос – это сумма функций индивидуального спроса отдельных домохозяйств.

 

Кривая рыночного спроса складывается из индивидуальных кривых спроса (по горизонтали). Для такого построения на всех индивидуальных кривых спроса при различных ценах фиксируются соответствующие им величины спроса, которые затем суммируются.

На рис. 1.3 построение графика рыночного спроса (D) проведено по двум точкам, соответствующим двум уровням цен (0, P1) для двух графиков индивидуального спроса (d, и d’).

 

Действие закона спроса может быть на основе действия двух взаимосвязанных эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.

С одной стороны, сокращение цены увеличивает реальную покупательную способность, или реальный доход, потребителя при неизменной величине его денежного дохода. Человек может купить то же количество товара за меньшие деньги, и, таким образом, у него остаётся больше средства на дополнительные покупки (эффект дохода).

С другой стороны, у человека возникает стимул к замещению более дорогих товаров более дешёвым аналогом, что опять-таки ведёт к росту величины спроса на товар (эффект замещения).

Теоретически при определённых обстоятельствах на рынке может сложиться ситуация, при которой закон спроса не действует. Данный парадокс впервые был описан в монографии английского экономиста Роберта Гиффена (1837 – 1910).

Исследователь обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века рост цен на картофель вызвал не сокращение, а напротив, увеличение спроса на картофель. Гиффен связал это с двумя обстоятельствами: 1) со значительной долей расходов на данный продукт в бюджете наиболее бедных семей, что обуславливало сильный эффект дохода на картофель, и 2) с принадлежностью данного продукта к относительно худшим товарам, спрос на которые обычно возрастает с падением доходов населения (отрицательный характер эффекта дохода). Повышение цен на картофель привело к значительному падению реальных доходов населения, сокращению покупок прочих товаров и к ещё большему увеличению спроса на картофель, чтобы выжить и не умереть от голода.

В нормально функционирующей рыночной экономике парадокс Гиффена (как называется подобная ситуация) встречается крайне редко.

При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить чёткое различие между спросом и величиной спроса и соответственно между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1094)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)