Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Предложение фирм. Закон предложения





Функция предложения. Предложение и величина предложения. Предложение - это максимальное количество блага (Q), которое готовы реализовать фирмы в зависимости от условий на данном рынке за определенный период. Эти условия называются факторами (детерминантами) предложения. Зависимость объема предложение от определяющих его факторов называется функцией предложения. Таким образом, предложение – это многофакторная функция: QS = QS(P, R1, R2,…Rn, NS, T),

где P - цена данного товара;

R1, R2,…Rn - цены ресурсов, используемых для производства данного блага;

NS - число продавцов на рынке (NS);

Т - налоги на продавцов.

Перечень факторов предложения любого товара можно продолжить.

Различают понятия предложение и величина предложения. Если предложение – это функция, то величина предложения - это значение данной функции при фиксированном значении факторов предложения (ее аргументов) – QS*=QS(P*,R1*,R2*,…,Rn*,NS*,T*)= Q*.

Кривая индивидуального предложения. Функция индивидуального предложения (при NS =1) имеет вид: QS = QS(P, R1, R2,…Rn,, T).

Для графической интерпретации предложения также используется принцип «при прочих равных условиях». При этом предполагается, что все факторы предложения за исключением цены товара являются неизменными. Зафиксированные параметры называют неценовыми факторами предложения. Тогда каждому значению цены соответствует определенное значение величины предложения фирм: QS = QS(P).

Кривая предложения - это модель, показывающая максимальное количество блага, которое могут реализовать фирмы на рынке при разных значениях цены блага за определенный период при прочих равных условиях (зафиксированных неценовых факторах предложения). Величина предложения товара падает с уменьшением его цены и увеличивается при ее росте. Прямая зависимость между величиной предложения и ценой предложения называется законом предложения.

Предложение (на рис. 1.4 -индивидуальное предложение) графически – это вся кривая s. Величина предложения - координата точки на кривой s.

Величина предложения изменяется из-за изменения цены товара в результате движения вдоль кривой предложения. Например, при росте цены блага с P1 до P2 выпуск фирмы растет с Q1 до Q2 (рис. 1.4).



Предложение изменяется под действием неценовых факторов. В результате сдвигается вся кривая s. Так, при снижении стоимости ресурсов (R) предложение растет, и кривая s1 сдвигается вниз в положение s2. Наоборот, при росте, скажем, налоговпредложение падает, и кривая s сдвигается вверх из положения s1 в положение s3 (рис. 1.5).

Индивидуальное и рыночное предложение.Рыночное предложение – это сумма функций индивидуального предложения отдельных фирм:

Кривая рыночного предложения складывается из индивидуальных кривых предложения (по горизонтали). На рис. 1.6 построение рыночной кривой предложения (S) проведено по трем точкам, соответствующим трем уровням цен (0, P1, P2) для двух индивидуальных кривых предложения (s1,и s2).

4.2. Равновесие на товарном рынке

Рыночное равновесие: подход Л. Вальраса и А. Маршалла.Графически рыночное равновесие интерпретируется пересечением кривых спроса D и предложения S (рис. 1.7). Различают два подхода к моделированию рыночного равновесия: А. Маршалла и Л. Вальраса.

Швейцарский экономист Леон Вальрас полагал, что наиболее динамичными параметрами рынка являются цены. Величины спроса и предложения являются гораздо менее подвижными.

При помощи гибких цен рынок адаптируется к любым изменениям рыночной конъюнктуры. Это означает, что главным аргументом функций спроса и предложения является цена: QD = QD(P) и QS = QS(P).

По Вальрасу ситуация рыночного равновесия наступает тогда, когда величина спроса совпадает с величиной предложения (рис. 1.7). QD* = QS* = Q*. При этом рыночная цена (P*), балансирующая объемы спроса и предложения, называется равновесной.

С точки зрения А. Маршалла, наиболее динамичными параметрами рынка являются величины спроса и предложения. Именно при помощи их изменений рынок реагирует на колебания конъюнктуры. А. Маршалл различал цены спроса и цены предложения.

Цена спроса - это максимальная цена, по которой покупатели готовы приобрести существующее на рынке количество блага за данный период времени (при прочих равных условиях). Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовать существующее на рынке количество блага за данный период времени (при прочих равных условиях). Таким образом, по Маршаллу главным аргументом функций спроса и предложения является цена: PD = PD(Q) и PS = PS(Q).

По Маршаллу равновесие на рынке наступает тогда, когда цена спроса совпадает с ценой предложения (рис. 1.8). PD* = PS* = P*. Равновесная цена (P*) одновременно устраивает и продавцов, и покупателей. При этом количество блага на рынке (Q*), уравновешивающее цены спроса и предложения, называется равновесным количеством.

Восстановление нарушенного равновесия.Нарушения равновесия на рынке и его восстановление объясняются Вальрасом и Маршаллом по-разному.

По Вальрасу.Равновесие нарушается, когда например, цена на рынке (рис. 1.7) станет меньше, чем равновесная (P1<P*). При этом величина спроса станет больше величины предложения (QD1> QS1). На рынке возникнет дефицит в размере DQD=QS1-QD1. Между покупателями появится конкуренция за обладание благом, и они станут предлагать фирмам более высокие цены. При росте цены фирмы начнут увеличивать объем предложения, а покупатели снижать величину спроса. Эти процессы будут происходить до тех пор, пока на рынке не восстановится ситуация равновесия QD*=QS*=Q*.

Если, напротив, цена на рынке превысит равновесный уровень (P2 >P*), то объем предложения станет больше величины спроса QS(P2)>QD(P2). Возникнет излишек продукции DQS (рис. 1.7). Конкурируя за деньги покупателей, фирмы начнут снижать цену (и объем предложения). Покупатели в ответ на понижение цены будут увеличивать величину спроса. Эти процессы будут происходить до тех пор, пока на рынке не восстановится равновесие.

По Маршаллу. С позиций А. Маршалла равновесие нарушается, когда количество товара на рынке по каким-либо причинам отклоняется от равновесного уровня.

Если, например, количество товара на рынке (рис. 1.8) первоначально будет меньше, чем в состоянии равновесия (Q1<Q*), то цена спроса станет больше, чем цена предложения (PD1> PS1). Между фирмами появится конкуренция за обладание деньгами потребителей. В результате фирмы станут наращивать величину предложения и продавать продукцию по более низким ценам. При снижении цены покупатели начнут увеличивать объем покупок и снижать цену спроса. Все это будет происходить до тех пор, пока на рынке не восстановится ситуация равновесия, т.е. цена спроса не сравняется с ценой предложения: PD* = PS* = P*.

Если, напротив, количество товара на рынке превысит равновесный уровень (Q2 >Q*),, то цена предложения станет больше цены спроса PS(Q2)>PD(Q2). Возникнет конкуренция продавцов за деньги покупателей. Фирмы начнут снижать объем предложения (и цену предложения). Покупатели в ответ на снижение выпуска будут увеличивать цену спроса, снижая величину спроса. Это будет происходить до тех пор, пока на рынке не восстановится равновесие, т.е. цена спроса не сравняется с ценой предложения: PD*=PS*=P*





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (687)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)