Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Теория потребительского поведения



2015-11-06 1081 Обсуждений (0)
Тема 2. Теория потребительского поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПОЛЕЗНОСТИ И СПРОСА. ЗАКОНЫ ГОССЕНА. РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми, индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом па наиболее полное удовлетворение своих потребностей.

Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спросаоснован на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах — ютилах (от англ. utility — по­лезность).

Применительно к каждому виду блага индивидуум различает общую и предельную полезность.

Общая полезность (TU) это удовлетворение, которое индивид получа­ет от потребления товаров или услуг в данном объеме.

Функция полезности:

TV=f (QA,QB,...,Qz),

где QA, ОB..., Qz — объемы потребления благ Л, В,..., Z.

Предельная полезность (MU) это прирост общей полезности при уве­личении объема потребления данного блага па единицу.

 

ΔTU ¶TU

MU= или MU=

ΔQ1 Q1

Величина предельной полезности при одном и том же объеме потребления у различных индивидуумов окажется разной, что может быть объяснено раз­личиями в их вкусах и предпочтениях.

Теория субъективной полезности опирается на законы, открытые Генри­хом Госсеном.

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена):

• в одном непрерывном акте потребления полезность последующей еди­ницы потребляемого блага убывает;

• при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага
уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном по­треблении.

Формулировка условия оптимума потребителя дается во втором зако­не Госсена.Потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства па покупку различных товаров таким образом, что:

1) для всех реально покупаемых им товаров А, В, С... имеет место:

 

Р 'а

где MUA, MUB, MUC ... — предельные полезности товаров А, В, С...; l — коэффи­циент, который характеризует предельную полезность денег;

2) для всех не покупаемых им товаров Z, У... имеет место:

Из второго закона Госсена следует, что увеличение цены какого-либо бла­га (при неизменных ценах на все прочие блага и том же доходе) ведет к паде­нию соотношения предельной полезности от его потребления и цены. Сниже­ние предельной полезности означает меньшую готовность индивида платить за данное количество, то есть более низкий спрос.

Недостатки количественного подхода: не существует единиц для объек­тивного измерения полезности различных товаров; предельная полезность денег не постоянна, она изменяется с изменением дохода, а значит, деньги не могут служить мерой полезности.

Порядковый подход к анализу полезности

И СПРОСА. АКСИОМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Предложенная Ф. Эджуортом, В. Парето, И. Фишером порядковая теория полезности позволила обойти стороной те трудности, с которыми столкну­лась количественная теория.

В своей основе она опирается на ту же теоретическую базу, что и количе­ственный подход.

Порядковый подход основан на менее жестких предпосылках, чем количе­ственный (не требует измерения полезности в абсолютных единицах и посто­янства предельной полезности денег).

В рамках порядкового подхода от потребителя требуется только ранжиро­вать наборы благ по степени предпочтения.

Порядковый подход построен нааксиомах:

1. Полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель может сказать,
что А >В (набор А предпочтительнее набора В), либо В >А, либо
А~ В (набор А инабор В равноценны).

2. Транзитивности: если А > В > С , или А ~ В ~ С, или А >В ~ С, то
А > С.

3. Непасыщения: если набор А содержит не меньшее количество каждого
товара, а одного из них больше, чем набор В, то А >В.

4. Независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ ине зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.

При порядковом подходе для исследования поведения потребителей пользуются понятиями кривой и карты безразличия.

Кривая безразличия является геометрическим местом точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю без­различно, какую из них выбрать.

Множество всех кривых безразличия на плоскости называется картой без­различия.

Y

 
 


D

U3

C U2

B

U1

0 X



2015-11-06 1081 Обсуждений (0)
Тема 2. Теория потребительского поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Теория потребительского поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1081)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)