Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семейные противоречия




Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис отмечают, что важным фактором интеграции семьи и согласования её развития с развитием личностей её членов являются устойчивые противоречия между ними. Развитие члена семьи и семьи в целом - это процессы часто независимые и противоречия между ними совершенно естественны. Они могут возникать сколь угодно часто. К семейной норме многие ученые относят ситуацию, когда индивид не вполне доволен своей семьей, постоянно сталкивается с тем, что та или иная сторона жизни семьи его не устраивает, когда между членами семьи имеются разногласия, а стабильность семьи находится под постоянной угрозой. Член такой семьи постоянно стоит перед выбором: притерпеться к этой не устраивающей его особенности семьи (например, в случае внебрачной связи мужа жена может делать вид, что ни о чем не догадывается), отвергнуть (например, устраниться от участия в воспитании трудного ребенка) или, осуществить реинтеграцию (так изменить свою роль и место в семье, чтобы объединить свои потребности и структуру семьи). Семья, в которой "тишь да гладь), - не норма, а скорее отклонение. Это просто непритязательная семья, члены которой постоянно выбирают первое решение - притерпеться, отказаться от удовлетворения личных потребностей в пользу сохранения стабильности семьи. И это является не мудростью, а слабостью.

Основой оценки функционирования семьи оказывается не общая или индивидуальная удовлетворенность, не отсутствие конфликтов, не наличие или отсутствие тех или иных трудностей в её функционировании, а эффективность семейных механизмов интеграции семьи и личности, а из этого следует, что наиболее важным для характеристики семьи является то, как семья ведет себя перед лицом проблемы, столкнувшись с трудностью, с необходимостью перестроить свою жизнь и свои отношения (Н. Аккерман).

Семейные проблемы.

Семейные проблемы - это ситуации, в которых семье необходимо принять определенное решение и принятие этого решения или его исполнение сталкивается со значительной для данной семьи трудностью. Например, бюджет семьи не является проблемой, если денег много, а потребностей мало, но в том случае, если наоборот, - проблема, безусловно, существует.



Виды решений проблем:

1.Реинтегрирующее - решение которое обеспечило достаточно высокую степень интеграции потребностей индивида с его семьей на основе реконструирования его позиции в семье, другими словами, каждый получил то, чего хотел.

2. Дезинтегрирующее - любые другие, такие как: отказ от решения (дезинтегрирующее - конфликтное); взаимная уступка (дезинтегрирующее - конформистское); отказ одного из супругов от притязаний на лидерство (дезинтегрирующее - ретритистское); прямая дезинтеграция (никто из супругов не подчиняется другому).

Интеграция семьи прежде всего зависит от её склонности искать и умения найти реинтегрирующее решение.

Эффективность процесса решения семейных проблем в семье определяется взаимодействием двух сил: с одной стороны, наличием в семье навыков решения самых различных проблем и, с другой - интенсивностью факторов, искажающих, нарушающих этот процесс.

Умение выдвигать, обсуждать и решать проблемы жизненно необходимо семье.

Широкий подход к обучению семьи решению семейных проблем был разработан в рамках семейной групповой терапии под руководством Джона Белла. Главная задача работы Белла - помочь семье менее безболезненно решать имеющиеся у него проблемы: за счет более четкой формулировки целей, конструктивного взаимодействия между членами семьи и гибкого приспособления ролевой структуры к сути решаемой проблемы. Основной формой психотерапевтической деятельности была "семейная конференция", в которой должны были участвовать все члены семьи.

Работа велась в несколько этапов.

Первый - его задача уточнить цели, которые семья ставит перед собой в ходе сессий; пути, какими эти цели будут достигнуты; роль и место психолога и каждого члена группы.

Второй - состоял в использовании приобретенных навыков, для того чтобы уточнить цели семьи и методы их достижения, причем важно было не то, сколь верны будут найденные решения, а дальнейшее развитие способности семьи вести себя рационально в процессе поиска.

На протяжении всего процесса работы подчеркивалось, что семейные проблемы должна решать вся семья, а не отдельные её члены.

Каждая успешно решенная семейная проблема совершенствует интеграцию семьи, следствием чего является цепь позитивных изменений в самых разных сферах жизни и взаимоотношений, такие как:

1. У членов семьи формируются представления, навыки, привычки именно семейного, а не индивидуального удовлетворения различных потребностей. В их сознании семейная жизнь представляется наиболее естественным, удобным, привычным способом удовлетворения их материально-бытовых и сексуальных потребностей, потребностей в понимании, уважении, общении и т.д.

2. Укрепление семьи, забота о её благе - увеличение семейного бюджета, улучшение бытовых условий всей семьи - воспринимается членами такой семьи как самый простой и естественный путь удовлетворения собственных потребностей. Также удовлетворение своих психологических потребностей - в понимании, сочувствии, симпатии - он связывает с улучшением психологической атмосферы в семье.

3. Развивается "семейное доверие". Оно проявляется в том, что в такой семье противоречия смягчаются или снимаются за счет взаимных уступок либо добровольной уступки одной из сторон. В основе такой уступки лежит не самопожертвование, а определенный тип доверия. Система взаимоотношений в такой семье в определенной мере напоминает взаимоотношения экипажа судна, находящегося в дальнем плавании, где каждый понимает, что, заботясь о судне и экипаже, он заботится и о себе.

Интеграция семьи и личности может идти только путем постоянного возникновения все новых противоречий и их конструктивного разрешения, когда одновременно создаются новые возможности развития и для семьи, и для отдельных членов.

Мюррей Боуэн наблюдая над процессом обсуждения проблем в семьях был поражен эмоциональностью и стихийностью этого процесса: чем важнее был вопрос и чем больше он касался каждого отдельного члена семьи, тем его обсуждение было менее целенаправленным, более стихийным, тем чаще оно определялось моментами, не имеющими отношения к делу. Члены семьи действовали не в соответствии с целью и особенностями своей личности: их поступки, высказывания, эмоции более всего зависели от предшествующего события, высказывания, поступка того или иного члена семьи. То, что Боуэн увидел, он охарактеризовал термином из психоанализа "недифференцированная эмоциональная масса". Дальнейшие наблюдения показали, что то, что в одних семьях является лишь кратковременным эпизодом, в других - обычный стиль взаимоотношений и обсуждения семейных проблем.

Введенные Боуэном понятия "недифференцированной семейной массы" (когда речь идет о семье) и "эмоционального слияния" (когда речь идет о её члене), вобрали в себя все, что способствует растворению личности в семье: неспособность осознать себя, свои интересы и потребности и видеть их соотношение с интересами и потребностями других членов семьи; недостаток - неспособность отделить сферу эмоций от рационального, а сиюминутные побуждения от долговременных целей.

Противоположное этим явлениям - "эмоциональная дифференциация". Это способность индивида отделить свои чувства от своего мышления. Недифференцированные люди плохо отличают свои эмоции от мыслей. Их поведение - это реакции на эмоции других, при этом достаточно примитивные. Дифференцированный человек, способен к сильным эмоциям, однако умеет и сдерживать их, и действовать вопреки им.

Недифференцированность создает предпосылки для передачи нерешенных проблем следующему поколению: оказывается сложной проблемой взросление детей, их выход из родительских семей и создание ими собственных семей.

Н. Аккерман выделяет основные элементы семейных проблем, отмечая, что проблемы супружеских взаимоотношений характеризуются двумя основными составляющими: 1) отсутствие взаимной удовлетворенности и 2) конфликт. Конфликт обычно связан с отсутствием гибкости во взаимоотношениях.

Конфликт между супругами затрудняет само определение проблемы. Задача состоит в том, чтобы выделить главное во взаимоотношениях и дать краткую приемлемую формулировку. В основе нарушения семейных взаимоотношений лежит конфликт, скрытый или явный, действительный или мнимый, осознанный или неосознанный, в любых возможных сочетаниях. Более того, конфликт между супругами так или иначе взаимосвязан со структурой внутреннего конфликта каждого из партнеров.

Прежде всего, важно увидеть невротический паттерн супружеского взаимодействия на фоне отношений в целом. Влияние невротической мотивации может присутствовать в разнообразных вариантах, как диффузно, так и локально, в отдельной личности или во взаимоотношениях.

В супружеских парах, испытывающие противоречивые чувства взаимной любви и соперничества с невротическим оттенком, проявлением одним из партнеров патологической тревоги обычно запускает такую же реакцию у другого. Незрелость, неготовность к созданию гетеросексуального союза приводит к тому, что супруги склоны выступать по отношению к друг к другу в роли родителей. Ожидая от партнера родительской любви и защиты, каждый супруг стремится к установлению необходимой ему формы супружеских отношений типа «ребенок - родитель».

Клинические наблюдения свидетельствуют об отсутствии надежных критериев для постановки диагноза и коррекции проблемных отношений между супругами.

Невротическая тревога, являясь важным этиологичеким фактором, находится во взаимодействии со множеством других, не менее важных процессов и явлений, определяющих судьбу супружеских взаимоотношений. Причины семейных проблем кроются как в патологии отдельных личностей, так и в характере самих взаимоотношений. Отношения между супругами зависят от множества факторов, к которым относится совместимость темпераментов, целей, жизненных интересов и ценностей, качество эмпатии и коммуникации, границы идентификации, взаимное удовлетворение эмоциональных и сексуальных потребностей, стечение обстоятельств во взаимоотношениях с другими людьми и в общественной жизни и так далее.

Решающее значение имеет то, с чем именно связана ведущая жалоба клиента (члена семьи), - с его собственным невротическим конфликтом или с проблемами в супружеских отношениях. То, от чего пациент хочет избавиться, напрямую связанно с мотивацией к перемене. Эффективность психотерапии частично обусловлена личностью психолога и методом, техникой работы. Говоря о психотерапевтической работе с семейными проблемами, следует отметить, что сила влияния индивидуальной психотерапии одного или обоих супругов на их взаимоотношения зависит от большого числа факторов. К важнейшим из них относятся: характер патологии их взаимоотношений, вторичное воздействие отношений с другими людьми, психосоциальный статус семьи в целом, адаптационные возможности каждого из супругов.

Итак, в решении семейных проблем могут принимать участи, как психологи, так и психотерапевты (на более глубинном уровне).

Семейные роли.

Конкретной социально-психологической формой организации жизнедеятельности семьи является структура существующих в ней ролей. Именно она в основных чертах определяет, что, кем, когда и в какой последовательности должно делаться. Под "ролью" в психологии и социальной психологии чаще всего понимаются "нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений"(Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1985). Кроме самого поведения, в понятие "роль" включаются также "желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение" (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1985).

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. пишут, что это определение относится и к семейным ролям "отец", "мать", "муж", "жена", "ребенок", "родственник".

Роль - это сложное образование.

Ролевая норма - это "определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их совместная деятельность была возможна" (Андреева Г.М., 1980). Нормы определяют, что конкретно должно выполняться носителем роли: мать должна помогать детям в овладении различными умениями и навыками, контролировать их поведение, в случае необходимости - наказывать.

Санкция - это реакция на выполнение или невыполнение своей роли, исходящее от самого индивида. Мать, которая чувствует, что не любит своего ребенка, испытывает угрызения совести - вот пример внутренней санкции.

Важное значение для изучения семейных ролей имеет дифференциация конвенциональных и межличностных ролей. Конвенциональные роли - это роли, определенные правилом, моралью, традицией для любого человека. Например, права и обязанности любой матери по отношению к детям и детей по отношению к матери закреплены законодательно, они конкретизируются моралью и традицией.

Межличностные роли (например "любимчик"), исходят от конкретной семьи и индивида. Т. Шибутани (1969) отмечает, что конвенциональные роли стандартизированы и безличны; права и обязанности остаются одинаковыми, независимо от того, кто эти роли исполняет. Но те, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их чувств и предпочтений.

Данные роли в семье складываются под влиянием широкого круга обстоятельств: право, обычаи, моральные установки, а для межличностных ролей ещё и особенности личности членов семьи, условия, в которых семья живет. Однако, какие бы факторы ни участвовали в возникновении роли, необходимо, чтобы сама она и вся система ролей в данной семье соответствовали следующим требованиям:

1. создавать достаточно целостную систему. Если требования к представителю определенной роли противоречивы, возникают серьёзные трудности при её выполнении. Проблемы возникают также при противоречивости различных ролей, выполняемых одним и тем же индивидом.

2. совокупность ролей, которые выполняет индивид в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей - в уважении, признании, симпатии. Например, роль мужа - это не только определенные обязанности, но и права. Выполняя эту роль социальную роль, муж ожидает любви, уважения, удовлетворения своих сексуально-эротических и других потребностей.

3. выполняемые индивидом роли должны соответствовать его возможностям. Когда требования при выполнении роли непосильны, в результате может возникнуть нервно-психическое напряжение, тревога (как следствие неуверенности в своей способности справиться с ролью).

4. система семейных ролей, которые выполняет индивид, должна быть такой, чтобы обеспечить удовлетворение не только его потребностей, но и потребностей других членов семьи. Такая ролевая структура, при которой отдых одного члена семьи обеспечивается за счет непомерного труда и отсутствия отдыха другого, а разрядка эмоционального напряжения достигается путем его "вымещения" на другом, легко может стать психотравмирующей.

Потенциальные роли в семье - это роли, которые в семье актуально не исполняются и, вполне возможно не исполнялись никогда, но член семьи имеет определенное представление о них и они проявляются при появлении соответствующих обстоятельств (например, роль "больного" не актуальна, если все здоровы).

В зарубежной психологии, пишет Л.Б. Шнейдер, рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями большинство авторов понимает систему культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Иногда эту систему называют полоролевой системой.

Полоролевые системы - это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия "дом-работа". Ю.Е. Алешина приводит следующую классификацию ролей:

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи.

2. Хозяин - хозяйка.

3. Роль ответственного по уходу за младенцем.

4. Роль воспитателя.

5. Роль сексуального партнера.

6. Роль организатора развлечений.

7. Организатор семейной субкультуры.

8. Роль ответственного за поддержание родственных связей.

9. Роль "психотерапевта".

Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями (например, матерью можно быть лишь в том случае, если есть ребенок).

Представляет интерес распределение ролей в зависимости от типа семьи. Так, традиционная семья - это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли - жена выполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения.

В эгалитарной семье фактически все роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну. Между традиционной и эгалитарной семьей лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфика. Таков, например, брак-супружество, где жена хотя и выполняет прежде всего роли матери и хозяйки, но огромное внимание уделяет также выполнению роли друга (психотерапевта) по отношению к мужу.

Ученые отмечают, что в последнее время в структуре современной семьи произошли определенные изменения: уменьшились размеры семьи и количество детей в ней, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом. Выше обозначенная проблема – выбор ролей, распределение ролей, так же может послужить причиной обращения семьи в психологическую консультацию. Задача психолога помочь семье отыскать резервы и возможности членов семьи к выполнению тех или иных ролей, формирование готовности к принятию и их выполнении.

Патологизирующие роли

Говоря о различных теориях ролей, следует отметить теорию патологизирующих ролей в семье. Речь идет о межличностных ролях (не конвенциональных), которые в силу своей структуры и содержания оказывает психотравмирующее воздействие на членов семьи. Таковы роли "семейного козла отпущения", "семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя семьи", "больного члена семьи" (Ваrker Ph., 1981; Richter H.-E., 1970).

Патологизирующая роль - яркий пример ситуации, когда нарушение индивида обуславливается нарушением в семье, причем нередко во всей семье в целом. Указывается, что роль семейного "козла отпущения" возникает прежде всего потому, что вся семья, испытывающая конфликтные, фрустрирующие переживания нуждается в "громоотводе" для разрядки эмоций (Vjgel E., Bell N., 1960).

Мотивы возникновения патологизирующих ролей:

1. Психологические проблемы, возникающие в результате значительной выраженности у одного из членов семьи потребностей, несовместимых с его представлением о себе (агрессии, садизма, стремления привлекать к себе внимание).

2. "Замещающее удовлетворение потребностей". Причиной перехода к патологизирующим ролям становится стремление удовлетворить собственную потребность в помощи другого лица. Травмирующая роль - "ребенок-вундеркинд", "ребенок-надежда семьи" нередко бывает связана со стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности. В прошлом у таких родителей - недостаточная реализация карьеры, различным образом сформировавшееся ощущение своей неполноценности и желание через идентификацию с ребенком все это компенсировать. Требование к ребенку непомерно возрастают, отношение к нему со стороны родителей ставится в сильную зависимость от его успехов в какой-либо сфере (различных престижных видах спорта, искусстве и т.п.).

4. Влияние механизма проекции на возникновение патологизирующих ролей. Психологический механизм проекции заключается, как известно, в "неосознанном наделении другого человека присущими данной личности мотивами, чертами и свойствами" (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1985). Например, индивид испытывающий чувство агрессии по отношении к другому и в тоже время убежденный в аморальности такого чувства, находит выход из этого противоречия в том, что приписывает агрессивность другому ("Это не я плохо к нему отношусь, а он ко мне"). Представляет интерес случай, когда один член семьи не только приписывает собственные недостатки другому, но и использует свое влияние для того, чтобы добиться преобразования семейных ролей. В результате его усилий другой член семьи действительно начинает выполнять одну из ролей, для носителей которой характерен "необходимый" недостаток. Это может быть роль "трудновоспитуемого", "проблемной личности", "позора семьи".

Выше описанные аспекты, могут не осознаваться семьё, приводя, таким образом, все к более серьёзным психологическим проблемам и нарушениям.

Литература:

 

1. Агеев В.С. Психологические и социальные факторы полоролевых стереотипов, // Вопросы психологии. 1987. №2.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

3. Заслужнюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. – М.,1996.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-512 с.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1995.

6. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1996.





Читайте также:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (926)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)