Тема 6. Нарушение процесса коммуникации в семье
В ходе взаимного общения в семье могут происходить самые различные явления, не слишком заметные, но ухудшающие процесс коммуникации и, соответственно, влияющие на взаимопонимание. Было исследовано знание различных языков в семейном общении: речи, жестов, мимики ( Christensen L ., Wallace L ., 1976; Boyd L., Roach A., 1977); выявлены пути и способы, которыми члены семьи управляют процессом информационного общения в семье и информированностью друг друга; рассмотрены некоторые примеры злоупотребления коммуникативным процессом, использования его для своих (скрываемых) целей (Bernt E., 1964), особенности и нарушения передачи информации о чувствах, испытываемых членами семьи друг к другу (Сатир В., 1964), и, наконец, различные взаимоотношения, возникающие между членами семьи в ходе информационного общения, способы борьбы за "коммуникационный канал", способы подавления одного из партнеров общения. Все вышесказанное доказывает неизбежность трудностей и проблем в семье в случае нарушения коммуникаций, а так же как показывают исследования отечественных и зарубежных психологов, искаженные коммуникации достаточно распространенное явление. 6.1. Формы коммуникационных нарушений. Учитывая значимость процесса общения, как процесса обмена информацией и значимость всех сопровождающих его компонентов (жесты, мимика, поза, аксессуары и др.) рассмотрим в каких формах могут встречаться коммуникационные нарушения. 1. Искажения речи у родителей, склонность к односторонней коммуникации (вместо диалога-монологи). Особенно остро данное нарушение реагирует и ярко деформирует ребенка раннего возраста. 2. Отсутствие зрительного контакта - при разговоре члены семьи не смотря друг на друга. 3. Неожиданные выходы из контакта, когда общающийся член семьи просто забывает о процессе общения, поворачивается спиной или без предупреждения начинает заниматься чем-то другим. 4. К противоречивому (парадоксальному) сообщению добавляется и запрет (или, по крайней мере, комментировать) его противоречивость. (например, когда муж пытается сблизиться с женой, она застывает и отодвигается, когда же он начинает "отступать", она провоцирует его на сближение и в обидной для него манере спрашивает почему он такой пассивный). 5. Маскировка, затушевание того, что происходит в семье: один член семьи подтверждает содержание того, что говорит и что действительно ощущает другой, но в тоже время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. (Например, молодой муж возвращается с работы и находит свою жену там, где он её оставил, - перед телевизором, в тех же грязных джинсах, окруженную тем же беспорядком. Ж: Ты зол? М: Да нет, я просто сильно устал? Ж: Так почему же ты выглядишь злым? М: Это тебе просто кажется. Ж: Зачем ты говоришь неправду? Я же вижу... М: Я не знаю, о чем ты говоришь...). Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис вводят ряд понятий, необходимых для анализа связи психической травматизации личности с особенностями процесса межличностной коммуникации в семье. Коммуникационная проблема - это такая ситуация в жизни семьи, когда: ·у одного из членов семьи существует определенная потребность; ·удовлетворение этой потребности зависит от действий другого члена семьи; ·эти действия имели бы место, если бы член семьи, имеющий потребность, передал определенную информацию (просьбу, намек и т.п.); ·однако такая передача невозможная в силу каких-либо психологических особенностей данного лица; ·потребность сохраняется, несмотря на невозможность её удовлетворить (т.е. не происходит значимого снижения уровня притязаний). Коммуникационный барьер -особенности члена семьи, имеющего потребность, и других её членов (от действия которых зависит её удовлетворение) или особенности их взаимоотношений, в силу которых передача информации оказывается затрудненной. Дефицитная информация - информация, прохождение которой по коммуникационному каналу предупредило бы возникновение психотравмирующего семейного нарушения. Развитие коммуникационной проблемы - это совокупность процессов, которые возникают под её воздействием и приводят к психотравмирующим особенностям семьи. На основании клинического анализа этого процесса можно выделить следующие этапы его развития. 1. Информационно-дефицитный. Возникает и становится выраженной коммуникативная проблема. Имеет место неудовлетворенная потребность и невозможность коммуникации. Этот этап нередко протекает в форме воображаемой коммуникации имеющего проблему индивида с тем, от кого зависит её решение. Индивид мысленно обращается к другому, а точнее - к своему представлению о другом, с так или иначе важной просьбой, требованием, намеком и мысленно получает его ответ. В итоге первого этапа член семьи так или иначе оказывается перед тем фактом, что важная для него потребность (в любви, симпатии, жалости, уважении и т.д.) не может быть удовлетворена, так как информация о ней не может быть передана или понята. 2. Этап замещающе-искаженной коммуникации. Коммуникационная проблема может остановиться в своем развитии на первом этапе и остаться источником "тлеющей неудовлетворенности". Однако возможно и дальнейшее развитие: член семьи все же пытается сообщить о своей потребности, но так как у него нет возможности выразить её прямо, он ищет способы легализовать свою просьбу или требование. Так жена (муж) имеющие какие-либо желания или потребности не могут из-за закрытия коммуникационного канала прямо высказать свою просьбу, а говорят о ней через какие-то связанные с ней факты (косвенно), что естественно не может быть верно истолковано второй стороной. И это понимание трактуется как запрет. 3. Поведенчески-коммуникационный этап. Замещающе-искаженная информация может оказаться недостаточной для решения проблемы. В этом случае член семьи с неудовлетворенной потребностью переходит к манипулированию отношениями в семье с целью создания ситуации, дающей возможность удовлетворить эту потребность: например, оказывает психологическое давление на другого члена семьи с целью принудить его поступать так или иначе или создает ситуации, когда другой вынужден поступить определенным образом. На этом этапе коммуникация отходит на второй план. Ведущую роль играют методы взаимного влияния. В то же время сохраняется определенный коммуникационный аспект поступков, совершаемых каждым из супругов. Коммуникационная проблема на данном этапе превращается в конфликт.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3061)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |