Значение философии Платона
1. Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Фе-дон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. 2.Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: - материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; - окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; - реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); - чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; - любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.); - весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). 3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: - «единого»; - «ума»; - «души». «Единое»: - является основой всякого бытия; - не имеет никаких признаков (ни начала, ми конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); - есть ничто; - выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; - первоначало всего – всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). «Ум»: - происходит от «единого»; - разделен с «единым»; - противоположен «единому»; - является сущностью всех вещей; - есть обобщение всего живого на Земле. «Душа»: - подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления; - также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; - душа человека (вещи) есть часть мировой души; - душа бессмертна; - при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; - постоянство души и смена телесных форм – естественный закон Космоса.
4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: - поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»; - «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»); - «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); - высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства(что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются: - монархия – справедливая власть одного человека; - тирания – несправедливая власть одного человека; - аристократия – справедливая власть меньшинства; - олигархия – несправедливая власть меньшинства; - демократия – справедливая власть большинства; - тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. 6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану: - все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники; - работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; - воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях; - философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; - философы и воины не должны иметь частной собственности; - жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; - не существует брака, все жены и дети общие; - допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
7. Историческое значение философии Платона в том, что: - впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; - положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» – противоположность материалистической «линии Демокрита»); - впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т. д.; - были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.); - была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1500)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |