Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Историческое значение философии Аристотеля



2016-01-26 706 Обсуждений (0)
Историческое значение философии Аристотеля 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – древнегреческий философ классическо­го периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

- 367–347 гг. до н. э. (20 лет) – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

- 347–335 гг. до н. э. (12 лет) – жил и работал в Пелле – столице Македон­ского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Алек­сандра Македонского;

- 335–322 гг. – основал собственную философскую школу – Ликей (пери­патетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Орга­нон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История жи­вотных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

 

2. Философию Аристотель делил на три вида:

- теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

- практическую – о деятельности человека, устройстве государства;

- поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть филосо­фии была выделена логика.

 

3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой фи­лософии Платона,согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отобра­жением соответствующей «чистой .идеи».

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

- не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действитель­ностью, отображением которых являются все вещи и предметы мате­риального мира;

- существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

- данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конк­ретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои при­знаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно опреде­ленные параметры, а не «идея дома», и т. д.;

- индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индиви­дуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) – вторичной.

 

4. Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается че­рез высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древне­греческого – высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный воп­рос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики.

Данными категориями являются:

- сущность (субстанция);

- количество;

- качество;

- отношение;

- место;

- время;

- положение;

- состояние;

- действие;

- страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытиеэто сущность (субстанция), об­ладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, по­ложения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории – это выс­шее отражение и обобщение окружающей действительности, без кото­рых немыслимо само бытие.

 

5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя?

По Аристотелю, материяэто потенция, ограниченная формой (напри­мер, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

- все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

- изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо фор­мы) приводит к изменению сущности самого предмета;

- реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

- потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

- высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

 

6. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души:

- растительная душа;

- животная душа;

- разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощуще­ния и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он счи­тает, что человек:

- по биологической сущности является одним из видов высокоорганизо­ванных животных;

- отличается от животных наличием мышления и разума;

- имеет врожденную склонность жить вместе с себе, подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приво­дит к возникновению общества – большого коллектива людей, занима­ющегося производством материальных благ и их распределением, про­живающего на – одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т. д.) является государство.

 

7. Аристотель выделяет шесть типов государства:

- монархия;

- тирания;

- аристократия;

- крайняя олигархия;

- охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

- полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государ­ство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

 

8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

- внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

- дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

- выделил 10 философских категорий;

- дал определение бытия через категории;

- определил сущность материи;

- выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

- внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вы­вода из двух и более посылок заключения).



2016-01-26 706 Обсуждений (0)
Историческое значение философии Аристотеля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Историческое значение философии Аристотеля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (706)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)