Значение средневековой теологической философии
1. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения). Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 – 220), Август Блаженный (354 – 430), Боэций (480 – 524), Альберт Великий (1193 – 1280), Фома Аквинский (1225 – 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Пьер Абеляр (1079 – 1142), Уильям Оккам (1285 – 1349), Николай из Отрекура (XIV в.). Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии: - теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог); - изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога; - господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии); - сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом; - человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); - провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; - выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; - выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества; - мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога. Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
2. Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения: - Бог сотворил окружающий мир из ничего; - творение мира есть результат акта Божественной воли; - мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; - природа не может творить сама себя; - единственным творческим началом во Вселенной является Бог; - Бог вечен, постоянен и всепроникающ; - подлинным бытием является только Бог; - сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; - поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; - нет четкой границы между Богом и Его творением. Согласно догмату откровения: - мир можно познать, только познав Бога; - Бог недоступен для познания; - несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию; - единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии; - Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.
3. Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения: - окружающий мир всецело сотворен Богом; - Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости; - следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром; - зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога; - поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей; - в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом. В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.
4. Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство. Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище «Философия – служанка богословия»). Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины. Схоласты подразделяли знание на два вида: - сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии); - естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога). В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения. В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления – номинализм и реализм. Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо. Номинализм (от лат. nomen – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» – определяемые материальные вещи.) Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дуне Скот.
5. Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она: - стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени; - сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения; - способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании); - способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный; - положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм); - пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; - выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1665)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |