Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Сложноподчиненное предложение. Методические указания



2016-01-26 680 Обсуждений (0)
Тема: Сложноподчиненное предложение. Методические указания 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические указания

Для выполнения задания необходимо ознакомиться со схемой синтаксического разбора ССП, СПП в пособии Г.П.Домашенкиной «Грамматический разбор в вузе и школе».- М., 1989. Разбирая СПП по схеме, необходимо учесть разные структуры – расчлененные и нерасчлененные – и представить некоторые придаточные из обоих типов. Можно использовать различные источники текстов по выбору.

 

Тема: Бессоюзное сложное предложение

Методические указания

Задания направлены на закрепление знаний о структурных особенностях БСП и синтаксической синонимичности с союзными сложными предложениями. Требуют знания о видах БСП и особенностях в интонировании и постановке знаков препинания. Второе задание носит творческий характер и требует конкретного определения каждого из видов БСП. Можно использовать материал лекций и при необходимости материал учебника «Русский язык» под редакцией Л.Ю. Максимова.

 

Тема: Многочленное сложное предложение

Методические указания

Письменный структурно-семантический разбор сложных предложений

различного типа представляет собой словесный анализ синтаксических отношений в сложном предложении, разбор по членам предложения и схему с указанием средств связи и видов отношений, а также позиции (пре-пост-интерпозиции). Опирайтесь на схему анализа в пособии «Грамматический разбор в вузе и школе».

 

ЦЕЛИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ СРС

 

Самостоятельная работа студентов по запланированным темам представляет собой выполнение заданий в основном в письменной форме. Записывание, выписывание, самостоятельный анализ языковых единиц различного уровня позволяет глубже вникать в содержание материала, активизирует память и внимание, способствует творческому отношению к выполняемым заданиям. При выполнении различных заданий поискового, творческого характера закрепляется также и интерес к предмету или его отдельным темам. По ряду тем предусмотрены задания в виде конспектирования, тезирования статей. При составлении тезисов отрабатывается умение видеть главное в изучаемом материале и сформулировать основное содержание. К более сложным формам записей относятся реферирование, аннотации, составление критических отзывов и рецензий.

Много заданий по грамматике направлено на работу с текстами художественных произведений, в частности, выписывание предложений, слов, сочетаний с последующим анализом по теме. Также следует обратить внимание на задания по составлению таблиц, схем, органайзеров, модулей, которые способствуют не только усвоению тем, но и учат систематизации материала. Для развития письменной речи предлагаются задания: написать сочинение, эссе, мини-рассказ и др.

При выполнении заданий можно использовать не только указанные источники; следует чаще обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям, т.к. есть задания по лексикологии и другим разделам, где они необходимы.

Все эти формы самостоятельной работы способствуют более прочному усвоению материала, развитию навыков учебно-исследовательской деятельности, творческому отношению к выполняемым заданиям, повышению уровня профессиональной подготовки учителя начальных классов в преподавании предмета «Русский язык».

 

Цели: выработка навыков работы с дополнительной литературой;

развитие умения осуществлять частично-поисковый метод в ходе

выполнения заданий;

 

активизация познавательного интереса к теории языка;

развитие умений соотносить теорию вопроса с практикой;

совершенствование навыков работы с языковым материалом;

осуществление творческого подхода к выполнению заданий ( написание

эссе, составление предложений и текстов, составление таблиц, проектов,

графического органайзера, кроссвордов и т.д.);

практическое закрепление знаний, умений и навыков.

 

Календарно-тематический план СРС(спец.ПиМНО)

Семестр

№ срс   Содержание заданий Кол. часов Срок сдачи Форма контроля
1. Составить органайзер по разделу «Фонетика», сводную таблицу согласных фонем.   Органайзер Таблица
Затранскрибировать текст (не менее 70 слов)   Транскрипция
Орфоэпические нормы русского языка. Упражнения в постановке ударений в словах. Произносительные нормы в области гласных и согласных. Принципы и разделы орфографии. 4 нед. Письменные упрвжнения.
2. Лексикология. Употребление в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Работа со словарем.   Упражнения
Лексика с различных точек зрения. Лексика ограниченной сферы употребления.Выписать из романа М.Шолохова «Поднятая целина» 10 предложений с диалектизмами.Работа со словарем. Нейтральная, книжная и разговорная лексика.   Карточки
Фразеологическая система русского языка Выпишите из фразеологического словаря по 15 фразеологизмов с данными словами: « голова», «рука», «вода», «глаза». 7нед. Фразеологизмы
3. Морфемика. Морфемный состав слова Подготовить тезисы по теме, сделать практическое приложение в виде морфемного анализа или структурной схемы 5-6 слов.     Тезисы, схемы.
Словообразование. Составить графический органайзер на тему: «Способы словообразования в русском языке» (с примерами).Сделать полный морфемно-словообразовательный анализ 5 слов.   Органайзер, письменный анализ.
Исторические изменения в составе слова. Законспектировать словарный материал в энциклопедии «Русский язык на понятия «опрощение», «усложнение»», «переразложение» 11нед Конспект
4. Морфология. Система частей речи. Именные части речи.Составить графические органайзеры на все именные части речи.   Органайзеры, таблица
Глагол. Категории глаголов. Кластер по всем категориям, заполненный примерами.   Кластер
Заполнить сравнительную таблицу на тему «Наречие. Слова категории состояния». 14нед Таблица
Всего:    
  2 семестр
1. Синтаксис словосочетания. 1.Составить словосочетания со словами: учиться, презентация, высоко, строжайше, каникулы, разговор, получает, у ворот, согласен. Определить тип отношений, вид связи. 2.Выписать из 5 предложений любого художественного текста все словосочетания, распределить в 4 группы по характеру стержневого слова. 3. Написать конспект на тему: «Слово. Словосочетание. Предложение. Сходства и различия»               4нед.   Письм.анализ     Таблица   Конспект
2. Простое осложненное предложение 1.Разработать серию вопросов и заданий и цикл упражнений по темам: «Предложение, осложненное однородными членами», «Предложение, осложненное обособленными членами», «Предложение, осложненное вводными словами и вставными конструкциями». 2.Заполнить таблицу «Нечленимые предложения» самостоятельно подобранными примерами 3. Синтаксический анализ простых предложений.         7нед.   Письменная форма   Таблица   Письм. анализ
3. 1. Сложносочиненное предложение Написать мини-сочинение на произвольную тему, используя все типы ССП с различными отношениями между частями. 2. Сложноподчиненное предложение Подобрать из произведений Л.Н.Толстого СПП расчлененной и нерасчлененной структуры (12 - на каждый вид придаточного по одному), охарактери- охарактер зовать каждое предложение, построить схемы. 3. Бессоюзное сложное предложение Составить органайзер « Типы БСП», использовать в таблице самостоятельно подобранные примеры БСП из текстов произведений русских классиков               11нед   Сочинение   Письменный анализ, схемы,     Органайзер
4. 1. Многочленное сложное предложение с однотипной связью. Подобрать 5 предложений, сделать анализ и схемы. 2. Многочленное сложное предложение с разнотипной связью (смешанная конструкция). Подобрать 5 предложений, состоящих из не менее 7-8 предикативных частей, сделать анализ и схемы. 3. Написать конспект на тему: «Русская пунктуация».         14нед Письм.анализ, схемы   Письм.анализ, схемы   Конспект
  Всего:    

 

 

Календарно-тематический план СРС(спец. Дефектология)

№ срс   Содержание заданий Кол. часов Срок сдачи Форма контроля
1. Составить органайзер по разделу «Фонетика», сводную таблицу согласных фонем. 2-ая нед Органайзер Таблица
Затранскрибировать текст (не менее 70 слов) 3 нед. Транскрипция
Орфоэпические нормы русского языка. Упражнения в постановке ударений в словах. Произносительные нормы в области гласных и согласных. Принципы и разделы орфографии. 4 нед. Письменные упрвжнения.
2. Лексикология. Употребление в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Работа со словарем. 5нед. Упражнения
Лексика с различных точек зрения. Лексика ограниченной сферы употребления.Выписать из романа М.Шолохова «Поднятая целина» 10 предложений с диалектизмами.Работа со словарем. Нейтральная, книжная и разговорная лексика. 6нед. Карточки
Фразеологическая система русского языка Выпишите из фразеологического словаря по 15 фразеологизмов с данными словами: « голова», «рука», «вода», «глаза». 7нед. Фразеологизмы
3. Морфемика. Морфемный состав слова Подготовить тезисы по теме, сделать практическое приложение в виде морфемного анализа или структурной схемы 5-6 слов.   8нед. Тезисы, схемы.
Словообразование. Составить графический органайзер на тему: «Способы словообразования в русском языке» (с примерами).Сделать полный морфемно-словообразовательный анализ 5 слов. 10нед. Органайзер, письменный анализ.
Исторические изменения в составе слова. Законспектировать словарный материал в энциклопедии «Русский язык на понятия «опрощение», «усложнение»», «переразложение» 11нед. Конспект
4. Морфология. Система частей речи. Составить графические органайзеры на каждую самостоятельную часть речи. Заполнить сравнительную таблицу на тему «Наречие. Слова категории состояния». 12нед. Органайзеры, таблица
Простое осложненное предложение 1.Разработать серию вопросов и заданий и цикл упражнений по темам: «Предложение, осложненное однородными членами», «Предложение, осложненное обособленными членами», «Предложение, осложненное вводными словами и вставными конструкциями». Заполнить таблицу «Нечленимые предложения» самостоятельно подобранными примерами 13нед.   Письменная форма   Таблица
Сложноподчиненное предложение 1. Подобрать из произведений Л.Н.Толстого СПП расчлененной и нерасчлененной структуры (12 - на каждый вид придаточного по одному), охарактери- охарактер зовать каждое предложение, построить схемы. Бессоюзное сложное предложение 1.Составить органайзер « Типы БСП», использовать в таблице самостоятельно подобранные примеры БСП из текстов произведений русских классиков     14нед. Письменный анализ, схемы, Органайзер
  Всего    

 

 

Календарно-тематический план для заочной формы обучения

Спец. «Дефектология» – Дрз -321, Дрз -311 – 5 семестр

Спец. «Дефектология» – Дрз -131 – 2 семестр

 

Наименование темы ЛК П\З СРС
1. Фонетическая система русского языка. Фонетические единицы. Система гласных и согласных фонем. Фонетическая транскрипция.      
2. Лексикология. Лексика русского языка с различных точек зрения.
3. Морфемика.Словообразование.
4. Морфология. Система частей речи.
5. Синтаксис.
  Всего:


2016-01-26 680 Обсуждений (0)
Тема: Сложноподчиненное предложение. Методические указания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Сложноподчиненное предложение. Методические указания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (680)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)