Методические указания
Для выполнения задания необходимо ознакомиться со схемой синтаксического разбора ССП, СПП в пособии Г.П.Домашенкиной «Грамматический разбор в вузе и школе».- М., 1989. Разбирая СПП по схеме, необходимо учесть разные структуры – расчлененные и нерасчлененные – и представить некоторые придаточные из обоих типов. Можно использовать различные источники текстов по выбору.
Тема: Бессоюзное сложное предложение
Методические указания
Задания направлены на закрепление знаний о структурных особенностях БСП и синтаксической синонимичности с союзными сложными предложениями. Требуют знания о видах БСП и особенностях в интонировании и постановке знаков препинания. Второе задание носит творческий характер и требует конкретного определения каждого из видов БСП. Можно использовать материал лекций и при необходимости материал учебника «Русский язык» под редакцией Л.Ю. Максимова.
Тема: Многочленное сложное предложение
Методические указания
Письменный структурно-семантический разбор сложных предложений
различного типа представляет собой словесный анализ синтаксических отношений в сложном предложении, разбор по членам предложения и схему с указанием средств связи и видов отношений, а также позиции (пре-пост-интерпозиции). Опирайтесь на схему анализа в пособии «Грамматический разбор в вузе и школе».
ЦЕЛИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ СРС
Самостоятельная работа студентов по запланированным темам представляет собой выполнение заданий в основном в письменной форме. Записывание, выписывание, самостоятельный анализ языковых единиц различного уровня позволяет глубже вникать в содержание материала, активизирует память и внимание, способствует творческому отношению к выполняемым заданиям. При выполнении различных заданий поискового, творческого характера закрепляется также и интерес к предмету или его отдельным темам. По ряду тем предусмотрены задания в виде конспектирования, тезирования статей. При составлении тезисов отрабатывается умение видеть главное в изучаемом материале и сформулировать основное содержание. К более сложным формам записей относятся реферирование, аннотации, составление критических отзывов и рецензий.
Много заданий по грамматике направлено на работу с текстами художественных произведений, в частности, выписывание предложений, слов, сочетаний с последующим анализом по теме. Также следует обратить внимание на задания по составлению таблиц, схем, органайзеров, модулей, которые способствуют не только усвоению тем, но и учат систематизации материала. Для развития письменной речи предлагаются задания: написать сочинение, эссе, мини-рассказ и др.
При выполнении заданий можно использовать не только указанные источники; следует чаще обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям, т.к. есть задания по лексикологии и другим разделам, где они необходимы.
Все эти формы самостоятельной работы способствуют более прочному усвоению материала, развитию навыков учебно-исследовательской деятельности, творческому отношению к выполняемым заданиям, повышению уровня профессиональной подготовки учителя начальных классов в преподавании предмета «Русский язык».
Цели: выработка навыков работы с дополнительной литературой;
развитие умения осуществлять частично-поисковый метод в ходе
выполнения заданий;
активизация познавательного интереса к теории языка;
развитие умений соотносить теорию вопроса с практикой;
совершенствование навыков работы с языковым материалом;
осуществление творческого подхода к выполнению заданий ( написание
эссе, составление предложений и текстов, составление таблиц, проектов,
графического органайзера, кроссвордов и т.д.);
практическое закрепление знаний, умений и навыков.
Календарно-тематический план СРС(спец.ПиМНО)
Семестр
№
срс
|
Содержание заданий
| Кол.
часов
| Срок
сдачи
| Форма контроля
|
1.
| Составить органайзер по разделу «Фонетика», сводную таблицу согласных фонем.
|
|
| Органайзер
Таблица
|
Затранскрибировать текст (не менее 70 слов)
|
|
| Транскрипция
|
Орфоэпические нормы русского языка. Упражнения в постановке ударений в словах. Произносительные нормы в области гласных и согласных. Принципы и разделы орфографии.
|
| 4 нед.
| Письменные упрвжнения.
|
2.
| Лексикология. Употребление в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Работа со словарем.
|
|
| Упражнения
|
Лексика с различных точек зрения. Лексика ограниченной сферы употребления.Выписать из романа М.Шолохова «Поднятая целина» 10 предложений с диалектизмами.Работа со словарем. Нейтральная, книжная и разговорная лексика.
|
|
| Карточки
|
Фразеологическая система русского языка
Выпишите из фразеологического словаря по 15 фразеологизмов с данными словами:
« голова», «рука», «вода», «глаза».
|
| 7нед.
| Фразеологизмы
|
3.
| Морфемика. Морфемный состав слова
Подготовить тезисы по теме, сделать практическое приложение в виде морфемного анализа или структурной схемы 5-6 слов.
|
|
| Тезисы, схемы.
|
Словообразование. Составить графический органайзер на тему: «Способы словообразования в русском языке» (с примерами).Сделать полный морфемно-словообразовательный анализ 5 слов.
|
|
| Органайзер, письменный анализ.
|
Исторические изменения в составе слова. Законспектировать словарный материал в энциклопедии «Русский язык на понятия «опрощение», «усложнение»», «переразложение»
|
| 11нед
| Конспект
|
4.
| Морфология. Система частей речи. Именные части речи.Составить графические органайзеры на все именные части речи.
|
|
| Органайзеры, таблица
|
Глагол. Категории глаголов. Кластер по всем категориям, заполненный примерами.
|
|
| Кластер
|
Заполнить сравнительную таблицу на тему «Наречие. Слова категории состояния».
|
| 14нед
| Таблица
|
Всего:
|
| |
|
| 2 семестр
|
1.
| Синтаксис словосочетания.
1.Составить словосочетания со словами: учиться, презентация, высоко, строжайше, каникулы, разговор, получает, у ворот, согласен. Определить тип отношений, вид связи.
2.Выписать из 5 предложений любого художественного текста все словосочетания, распределить в 4 группы по характеру стержневого слова.
3. Написать конспект на тему: «Слово. Словосочетание. Предложение. Сходства и различия»
|
|
4нед.
|
Письм.анализ
Таблица
Конспект
|
2.
| Простое осложненное предложение
1.Разработать серию вопросов и заданий
и цикл упражнений по темам:
«Предложение, осложненное однородными
членами», «Предложение, осложненное
обособленными членами», «Предложение, осложненное вводными словами и вставными конструкциями».
2.Заполнить таблицу «Нечленимые предложения» самостоятельно подобранными примерами
3. Синтаксический анализ простых предложений.
|
|
7нед.
|
Письменная форма
Таблица
Письм.
анализ
|
3.
| 1. Сложносочиненное предложение
Написать мини-сочинение на произвольную тему, используя все типы ССП с различными отношениями между частями.
2. Сложноподчиненное предложение
Подобрать из произведений Л.Н.Толстого СПП расчлененной и нерасчлененной структуры (12 - на каждый вид придаточного по одному), охарактери- охарактер
зовать каждое предложение, построить схемы.
3. Бессоюзное сложное предложение
Составить органайзер « Типы БСП», использовать
в таблице самостоятельно подобранные примеры
БСП из текстов произведений русских классиков
|
|
11нед
|
Сочинение
Письменный анализ, схемы,
Органайзер
|
4.
| 1. Многочленное сложное предложение с однотипной связью. Подобрать 5 предложений, сделать анализ и схемы.
2. Многочленное сложное предложение с разнотипной связью (смешанная конструкция). Подобрать 5 предложений, состоящих из не менее 7-8 предикативных частей, сделать анализ и схемы.
3. Написать конспект на тему: «Русская пунктуация».
|
| 14нед
| Письм.анализ, схемы
Письм.анализ, схемы
Конспект
|
| Всего:
|
|
|
|
Календарно-тематический план СРС(спец. Дефектология)
№
срс
|
Содержание заданий
| Кол.
часов
| Срок
сдачи
| Форма контроля
|
1.
| Составить органайзер по разделу «Фонетика», сводную таблицу согласных фонем.
|
| 2-ая нед
| Органайзер
Таблица
|
Затранскрибировать текст (не менее 70 слов)
|
| 3 нед.
| Транскрипция
|
Орфоэпические нормы русского языка. Упражнения в постановке ударений в словах. Произносительные нормы в области гласных и согласных. Принципы и разделы орфографии.
|
| 4 нед.
| Письменные упрвжнения.
|
2.
| Лексикология. Употребление в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Работа со словарем.
|
| 5нед.
| Упражнения
|
Лексика с различных точек зрения. Лексика ограниченной сферы употребления.Выписать из романа М.Шолохова «Поднятая целина» 10 предложений с диалектизмами.Работа со словарем. Нейтральная, книжная и разговорная лексика.
|
| 6нед.
| Карточки
|
Фразеологическая система русского языка
Выпишите из фразеологического словаря по 15 фразеологизмов с данными словами:
« голова», «рука», «вода», «глаза».
|
| 7нед.
| Фразеологизмы
|
3.
| Морфемика. Морфемный состав слова
Подготовить тезисы по теме, сделать практическое приложение в виде морфемного анализа или структурной схемы 5-6 слов.
|
| 8нед.
| Тезисы, схемы.
|
Словообразование. Составить графический органайзер на тему: «Способы словообразования в русском языке» (с примерами).Сделать полный морфемно-словообразовательный анализ 5 слов.
|
| 10нед.
| Органайзер, письменный анализ.
|
Исторические изменения в составе слова. Законспектировать словарный материал в энциклопедии «Русский язык на понятия «опрощение», «усложнение»», «переразложение»
|
| 11нед.
| Конспект
|
4.
| Морфология. Система частей речи. Составить графические органайзеры на каждую самостоятельную часть речи. Заполнить сравнительную таблицу на тему «Наречие. Слова категории состояния».
|
| 12нед.
| Органайзеры, таблица
|
Простое осложненное предложение
1.Разработать серию вопросов и заданий
и цикл упражнений по темам:
«Предложение, осложненное однородными
членами», «Предложение, осложненное
обособленными членами», «Предложение, осложненное вводными словами и вставными конструкциями».
Заполнить таблицу «Нечленимые предложения» самостоятельно подобранными примерами
|
| 13нед.
|
Письменная форма
Таблица
|
Сложноподчиненное предложение
1. Подобрать из произведений Л.Н.Толстого СПП расчлененной и нерасчлененной структуры (12 - на каждый вид придаточного по одному), охарактери- охарактер
зовать каждое предложение, построить схемы.
Бессоюзное сложное предложение
1.Составить органайзер « Типы БСП», использовать
в таблице самостоятельно подобранные примеры
БСП из текстов произведений русских классиков
|
| 14нед.
| Письменный анализ, схемы,
Органайзер
|
| Всего
|
|
|
|
Календарно-тематический план для заочной формы обучения
Спец. «Дефектология» – Дрз -321, Дрз -311 – 5 семестр
Спец. «Дефектология» – Дрз -131 – 2 семестр
№
| Наименование темы
| ЛК
| П\З
| СРС
|
1.
| Фонетическая система русского языка.
Фонетические единицы. Система гласных и согласных фонем. Фонетическая транскрипция.
|
|
|
|
2.
| Лексикология. Лексика русского языка с различных точек зрения.
|
|
|
|
3.
| Морфемика.Словообразование.
|
|
|
|
4.
| Морфология. Система частей речи.
|
|
|
|
5.
| Синтаксис.
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|