Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общество как специфический объект познания. Основные подходы к пониманию общества



2016-01-26 735 Обсуждений (0)
Общество как специфический объект познания. Основные подходы к пониманию общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные факторы, способствующие возникновению общества:

1.Появление человека.

2. Смена приспособительной деятельности на деятельность по приспособлению природы.

3. Передача накопленного опыта в знаковой форме.

4. Общение.

5. Система предписаний запретов и ограничений.

6. Согласование коллективных действий.

7. Регулирование деятельности.

Появившееся человеческое общество, объединение людей существенно отличалось от объединения животных. Животные живут и действуют по принципу биофизиологического разделения функций, а объединение людей базируется на единстве культурных норм.

Особенности общества как специфического образования:

Во-первых, это своеобразная подсистема объективной реальности, относительно обособленная от природы.

Во-вторых, в отличие от естественных объединений человек сознательно соотносится с окружающим миром.

В-третьих, основным элементом общества является человек как существо социальное, а не биологическое.

В-четвёртых, общество осознанно противопоставляет себя среде, преобразуя её. Лишь в обществе возможен организованный труд.

В-пятых, общество представляет собой сочетание материального и идеального, объективного и субъективного, стихийного и планомерного. Это связано с тем, что в обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделённые сознанием и волей.

В-шестых, общество характеризуется особым способом передачи информации.

В-седьмых, для общества характерна высокая скорость протекания социальных процессов по сравнению с развитием биологических популяций, не говоря уже о явлениях неорганического мира

Обладают своей спецификой, отличаясь от законов природы, и законы общественной жизни:

Во-первых, если законы природы, будучи законами стихийных сил, реализуются независимо от человека, то законы общественного развития реализуются только через сознательную деятельность людей.

Во-вторых, специфика общественных законов состоит в том, что они не вечны, а возникают вместе с возникновением общества.

В-третьих, законам общества в большей степени присущ статистический, вероятностный характер, в их проявлении велика роль случайностей.

В-четвёртых, законы природы и общества отличаются друг от друга, как по характеру действий, так и по диапазону.

Законы общества носят объективный характер. Их объективность состоит в том, что законы общества, отражающие отношения между людьми, действуют независимо от воли и сознания людей.

К числу таких законов относятся закон о решающей роли материального производства в обществе, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон соотношения общественного бытия и общественного сознания, закон социальной преемственности и другие.

Особенности познания социальных явлений:

1. Общество является самым сложным из объектов познания. В силу этого сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаружить гораздо труднее, чем при исследовании неорганической и органической природы.

2. В социальном познании мы имеем дело с исследованием не только материальных (как в естествознании), но и идеальных, духовных отношений. А эти отношения гораздо многообразней и противоречивей, чем связи в природе.

3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания. Люди творят свою собственную историю и они же познают её.

4. В социальном познании неуместно использование приборов и оборудования, усиливающих возможности органов чувств. Всё это должна заменить сила абстракции.

5. В познании социальных явлений субъект зачастую оказывается связанным моральными, правовыми, религиозными и политическими ограничениями.

Так, например, проведение социальных экспериментов в ряде случаев предполагает согласие со стороны их предполагаемых участников, т.к. недопустимо вмешательство в личную жизнь граждан. Ряд сведений, касающихся тех или иных сторон жизни общества, могут носить закрытый характер.

Специфика общества, особенности познания социальных явлений, естественным образом повлияли на разнообразие подходов в понимании общества.

Одной из первых концепций понимания общества и источников его развития является религиозно-мифологическая модель. Общество, как и отдельный человек, через призму данной модели рассматривалось в системе общего мирового (божественного) порядка – Космоса (Бога), выступающего источником и первоосновой всего сущего.

В Новое время значительное распространение получила натуралистическая концепция общественной жизни. Натурализм рассматривает социальные явления исключительно как действие природных сил: физических, географических, биологических и т.п.

В отличие от натуралистической концепции идеалистическая модель изолирует человека от природы, превращает духовную сферу общественной жизни в самодовлеющую субстанцию.

Карл Маркс (1818 - 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895 гг.) являются создателями диалектико-материалистической концепции. Суть социальной концепции марксизма состоит в том, что труд и возникшие на его основе производственные отношения являются главными материальными силами, которые привели к собственно человеческой форме существования – обществу.

Говоря о современных подходах к обществу, уместно остановиться на одной из наиболее известных концепций общества, созданная Максом Вебером (1864 - 1920 гг.), которая имеет название интерпретации социального действия.Во все эпохи природу общества необходимо понимать как толкование смысла социальных действий людей.

Вебер различал четыре типа социального действия. Это, во-первых, целерациональное действие (например, инженера, строящего мост, где рациональны и цели и средства). Во-вторых, – ценностно-рациональное действие, которое рационально ориентированно по отношению к некоторой абсолютной ценности (например, спасение души). В-третьих, – аффективное действие, которое может быть вызвано определёнными страстями или эмоциональными состояниями (такова культурная церемония какой-либо религиозной секты). И, наконец, в-четвёртых, традиционное действие, определяемое традициями и глубоко укоренёнными привычками (например, у сторонников иудаизма).

Таким образом, общество, во-первых, представляет собой обособившуюся от природы часть материального мира. Во-вторых, общество – одна из сложнейших систем объективной действительности. В-третьих, общество – специфическая часть действительности, имеющая свои собственные закономерности.

 



2016-01-26 735 Обсуждений (0)
Общество как специфический объект познания. Основные подходы к пониманию общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общество как специфический объект познания. Основные подходы к пониманию общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (735)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)