Проблемы насилия войны и мира как глобальные проблемы современности
Уяснение существа таких явлений, как война и мир, предполагает в первую очередь уяснение существенных различий между насилием и ненасилием. Именно понятия «насилие» и «ненасилие» составляют содержание войны и мира. Причины возникновения войн и насилия очень часто увязываются с природой человека, сочетанием в этой природе добра и зла. На этот счёт существует ряд концепций. Основными среди них являются: а) естественнонаучные, б) религиозные, в) социальные. В естественнонаучных концепциях насилие и ненасилие предстают как необходимые свойства всего живого. Естественная необходимость в источниках существования порождает предпосылки к появлению насилия. Естественный отбор, соперничество особей представляют с этих позиций объективный фактор развития в природе. В то же время в природе заложена известная целесообразность, ограничивающая произвол и регулирующая сферу насилия правом биологически более жизнеспособного. Религиозные концепции. История показывает, что религия и насилие всегда находились в тесном соприкосновении. Это тесное соприкосновение выражается не в насильственном духе религии, а в попытках решить эту острейшую проблему, соотнеся добро и зло в человеке. В социальных учениях природа насилия и ненасилия объясняются результатом взаимодействия людей с противоположными интересами. При всех различиях в понимании насилия можно зафиксировать такой важный признак – это принуждение или подчинение воли и действий человека. В целом насилие можно определить как умышленное применение различных форм принуждения по отношению к определённым социальным субъектам вопреки их воли ради достижения каких-либо целей. Выделяют экономическое, социальное, политическое и духовное насилие. Экономическое насилие – это способ социального принуждения с использованием непосредственных экономических санкций против тех или иных субъектов в целях приобретения или сохранения материальных привилегий или прав. Социальное насилие представляет собой способ подавления интересов и действий различных социальных групп с целью ограничения их свободы выбора и принуждения к определённому поведению. Политическое насилие – это способ реализации социально-классовых интересов с применением мер политического принуждения. В зависимости от используемых средств политическое насилие может выражаться посредством вооружённого либо невооружённого насилия ( дипломатическое давление и другое). Духовное насилие отличается тем, что ему присуще подчинение, подавление сознания и воли человека. Оно проявляется в следующих формах: идеологическая борьба, психологическая война, цензура, религиозная или атеистическая пропаганда, борьба с «инакомыслием». Средипричин насилия можно выделить следующие: - склонность человека к дурному; - распространение иррационализма (чувства, страсти, эмоции); - нарастающие масштабы человеческой деятельности; - несоответствие средств поставленным целям. Склонность человека к дурному заключается в его деструктивной природе. Как отмечал З. Фрейд: «Каждый нормальный человек нормален лишь отчасти». Рост насилия в ХХ веке, две мировые войны, создание оружия массового уничтожения, склонность к насилию, проявляющаяся в молодёжной преступности и политических убийствах – подтверждают слов из Ветхого завета о том, что человек способен и к хорошему, и дурному. Он должен выбирать между добром и злом. Среди других причин роста насилия в современном мире видится распространение иррационализма. Утверждение рационализма, по мнению американского философа Карла Поппера ведёт к тому, «что не столько разум, сколько чувства и страсти являются основной движущей силой человеческих действий… иррационалистическое выпячивание страстей и эмоций… есть выражение презрения к человеческому разуму. Из чего следует обращение к принуждению и грубой силе… к насилию…». Нарастающие масштабы человеческой деятельности и несоответствие средств поставленным целям, как одна из причин насилия в современном мире, проявляется в опережении активного способа жизнедеятельности по отношению к ценностным установкам. Сначала что-то делается и лишь потом осознаётся хорошо это или плохо, гуманно или нет. Во второй половине ХХ века существенно усилились факторы сдерживания агрессии и насилия. Выражением такой ориентации является понятие ненасилия. Существуют следующие трактовки понятия «ненасилие»: 1) ненасилие – это совокупность философских, моральных и религиозных принципов, провозглашающих человека и жизнь высшими ценностями; 2) ненасилие – способ разрешения конфликтов; 3) ненасилие – социально-политическая концепция будущего общественного устройства, основанного на любви и справедливости. Ключевыми в понимании сущности и содержания ненасилия являются ряд принципов: 1) ненасилие – метод сопротивления, метод физической пассивности, но мощной духовной активности; 2) целью ненасильственной борьбы является не победа над противником, а построение достойного человека общества; 3) ненасилие направлено против зла, а не против конкретных людей, которые его осуществляют; 4) вставший на путь ненасилия должен быть готовым принять страдание и не должен стремиться ответить ударом на удар; 5) духовное насилие недоступно так же, как и физическое. «Борец за ненасилие отказывается не только стрелять в противника, но и ненавидеть его» (М.Л. Кинг); 6) основной характеристикой ненасильственного сопротивления служит понимание того, что на стороне справедливости находится весь мир. Развитие идеи ненасилия связано с наличием определённых социальных предпосылок. К социальным предпосылкам ненасилия относятся: 1) утверждение в обществе демократических ценностей; 2) изменение места и роли человека в мире, осознание его как главной ценности; 3) единство всего живого; 4) наличие свободы выбора; 5) утверждение среди людей толерантности. Мыслители различных эпох страстно мечтали о вечном мире и разрабатывали различные аспекты проблемы всеобщего мира. Современная эпоха ещё более обострила проблему значения мира. Мир – это состояние общества, при котором отношения между народами, классами, государствами основываются на проведении политики ненасильственными средствами. В зависимости от качественных характеристик, присущих тому или иному состоянию общественных отношений между странами, выделяют несколько уровней мира. 1. Региональный мир – стабильные долгосрочные отношения между народами и странами в отдельных регионах. 2. Развитый или устойчивый мир – всестороннее и равноправное сотрудничество, активные действия по недопущению применения насилия. 3. Неразвитый (негативный) мир – отсутствие войны и равноправного сотрудничества. 4.Всеобщий мир – осознание человечеством себя как единого взаимосвязанного целого, исключение войн из жизни человечества, полный отказ от использования насилия. Самым острым проявлением насилия является война. В вопросе происхождения войны в философской мысли доминируют две точки зрения. 1. Война – явление историческое и общественно-политическое, возникшее с расколом общества на антагонистические классы.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1595)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |