Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ



2016-01-26 432 Обсуждений (0)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




БЛАГА

Блага - это средства, предназначенные для удов­летворения индивидуальных человеческих и общест­венных потребностей.

Количество почти всех благ ограничено, они назы­ваются экономическими благами и состоят из вещей и услуг. К неограниченным благам относятся воз­дух, солнечная энергия и др.

Индивидуальные блага полностью потребляют­ся одним членом общества (продукты питания, продукция легкой промышленности и т. д.). Общест­венные блага принадлежат обществу в целом, их нельзя разделить (армия, телевидение и т. д.).

Согласно теории К. Маркса стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общест­венно необходимого труда, т. е. труда, совершаемо­го при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда.

Все блага подразделяются:

1)по натуральным характеристикам:

-на продукты;

-на услуги;

2)по продолжительности пользования:

-на кратковременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т. п.);

-на долговременные, предполагающие многора­зовое использование (автомобиль, книга, элект­роприборы, видеофильмы и т. д.);

3)по характеру использования:

-на личные;

-на коллективные;

4)по степени удаленности от конечного потре­бителя:

-на потребительские блага;

-на ресурсы.

Взаимозаменяемые блага (субституты) есть блага, свойства которых могут быть замещены другими, более распространенными благами. К ним относятся многие потребительские товары и произ­водственные ресурсы, а также услуги транспорта (поезд, самолет, автомобиль), сферы досуга (кино, театр, цирк) и т. д. Взаимодополняемые блага (комплементарые) - это блага, которые не мо­гут использоваться без другого блага (стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага).

Человек может и не испытывать потребности во многих благах, но все равно приобретать их, это происходит под влиянием общества, в связи с веяниями моды. Многие блага потребляются в соответствии с жизненной необходимостью, потребление некото­рых благ («привилегированных»)зависит от уровня дохода, от уровня социального положения чело­века.

Классификация благ по уровням:

1) низший уровень. Такие блага потребители по­купают в разных количествах в зависимости от степени их потребности, но при любых ценах со­гласно увеличению или уменьшению дохода;

2) средний уровень. Потребление благ данного уровня возрастает с ростом доходов потреби­телей, что приводит к увеличению или уменьше­нию спроса на них;

3) высший уровень. Человек, потребляющий та­кие блага, практически не заинтересован в их сто­имости, его более интересуют качество, престиж­ность марки и т. д. Блага этого уровня могут выступать показателем благосостояния населения. Согласно неоклассическим воззрениям ценность благ зависит от их редкости, от интенсивности по­требности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. Предполагается, что лю­бая потребность может быть удовлетворена несколь­кими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потреб­ностей.

 

ПОТРЕБНОСТИ

Потребность - это ощущение недостаточности, нужда, необходимость в чем-либо.

Удовлетворение потребностей - это цель лю­бой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, развлечения. По­требности выступают как внутренний побудитель активной деятельности человека.

Потребности делятся на 3 группы:

1) материальные потребности - материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одеж­ды, жилище и домашняя обстановка, коммуналь­ные и бытовые услуги и т. п.);

2) духовные потребности определяются духовной деятельностью человека, под которой понимает­ся не только интеллектуальная, но и любая дея­тельность, порождаемая внутренним состоянием человека;

3) социальные потребности - потребности в об­щественной деятельности, самовыражении, обще­нии с людьми, обеспечении социальных прав и т. д. Классификация потребностей А. Маслоу.

Первичные потребности - потребности, кото­рые по своей природе являются врожденными, это физиологические потребности: в пище, во сне, в одеж­де, потребность в безопасности и т. д.

Если у человека первичные потребности удовлет­ворены, то он переходит к вторичным потребностям.

Вторичные потребности не являются врожден­ными, сформированы в ходе развития и обретения жизненного опыта. Это социальные потребности (че­ловеку необходимо принадлежать к той или иной со­циальной группе, ощущать себя в социуме - тако­ва общественная природа человека), потребности в уважении (человеку необходимо признание окру­жающих), потребность в самовыражении.

Пять уровней потребностей представляются в виде пирамиды, в основании которой лежат пер­вичные потребности (физиологические). Второй уро­вень ~ потребности в безопасности, защите. Тре­тий уровень - социальные потребности (любовь, дружба, общение и т. д.). Четвертый уровень - по­требность в самовыражении. Пятый уровень - по­требность в самореализации, развитии собственных способностей и талантов.

Особенность классификации А. Маслоу: пока человек не удовлетворит свою насущную потреб­ность, он не может перейти к следующей группе потребностей.

Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные - могут. Деление эконо­мических потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с раз­витием общества изменяется.

Потребность характеризует готовность и способ­ность потребителя к приобретению и использованию блага. Степень интенсивности потребности опреде­ляется ее значимостью для человека, временем ожи­дания и т. д.

Полезность - удовлетворенность от потребле­ния, она зависит от объекта и количества потребляе­мых благ, является субъективным показателем отношения потребителя к продукции.

С повышением степени удовлетворения потребно­стей общества состояние удовлетворенности вос­принимается как должное.

Уровень возможного насыщения потребностей учи­тывается при выработке рациональных норм потреб­ления, таких как: нормы питания, обеспечение на­селения одеждой и обувью, физическими и социально необходимыми минимальными нормами, обеспече­ние жилой площадью.

 

 

РЕСУРСЫ

Ресурсы (с франц. - «вспомогательное средство») -это вещи, которые используют для производства благ и услуг. Для человека ресурсы выступают в качест­ве источников получения необходимых материаль­ных и духовных благ, которые можно реализовать при имеющихся технологиях и социально-экономи­ческих связях.

Виды ресурсов:

1) природные: воздушные, водные, лесные, полез­ные ископаемые и др.;

2) трудовые: трудоспособное население от 16 (иногда от 14) до 60 лет;

3) технические (капитальные): машины, меха­низмы, оборудование и т. д.;

4) информационные (совокупность информацион­ных материалов, документов);

5) организационные.

Иногда в этот перечень включают финансовые ресурсы (денежные средства, финансовые активы). Это справедливо для краткосрочного периода, но в долго­срочном периоде финансовые ресурсы превращают­ся в другие виды ресурсов (путем покупки естест­венных ресурсов, средств производства) или опосредуют их деятельность (в виде доходов от ис­пользования ресурсов). В микроэкономическом ана­лизе термин «экономические ресурсы» часто заме­няется термином «факторы производства».

Экономические ресурсы существуют в ограничен­ном количестве. Ограничены физические и интел­лектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжений средства производства, инфор­мация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. Ограничен­ность ресурсов является относительной. С развити­ем общества возможно ее преодоление. Наша планета содержит ограниченное количество ресурсов, которые можно использовать в производстве това­ров и услуг. Пахотные земли, полезные ископаемые, капитальное оборудование и рабочая сила - их на­личие ограничено определенным пределом. Вслед­ствие этого одновременное и полное удовлетворе­ние всех потребностей принципиально невозможно. Ограниченность ресурсов порождает стремление к их эффективному использованию. Это достигает­ся путем использования достижений НТП, повыше­ния производительности труда, повышения качества продукции, применения выгод международного раз­деления труда, использования работы менеджеров и маркетологов и др. В этой связи перед экономи­ческой наукой встает двойная задача - объективная и субъективная, или позитивная и нормативная.

Факторы, определяющие потребность в ре­сурсе:

1) изменение предельной доходности ресур­са. Если предельная доходность снижается мед­ленно, то потребность в ресурсе будет относитель­но невелика. Если скорость падения доходности высока, то и потребность высока;

2) взаимозаменяемость ресурсов. Если ресурс легко заменяется другим, потребность в нем бу­дет мала;

3) потребность в продуктах питания, таких как молоко, мясо, хлеб, относительно высока, явля­ется постоянной, поэтому потребность в сырье для их производства также будет иметь высокую степень.

Цены на все виды ресурсов формируются через взаимодействие спроса и предложения на рынке факторов производства аналогично принципу уста­новления равновесной цены на готовую продукцию.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР

Человеческие потребности не имеют границ. Од­нако ресурсы, возможности и резервы, за счет ко­торых могут быть удовлетворены эти потребности, ограничены и порой невосстановимы. Общество долж­но научиться правильно использовать свой потен­циал, уметь выделять для себя главное и второсте­пенное, заботиться о дне завтрашнем и будущем. Чтобы эффективно вести производственно-хозяй­ственную деятельность, нужно как можно более про­грессивно отвечать на постоянно стоящие перед ним вопросы.

1. «Что производить?» На него необходимо ответить, потому что невозможно произвести все и удовлетворить все общественные и индивидуальные потребности. Поэтому нужно решить, что произ­водить в первую очередь, что является более не­обходимым для общества в данный момент времени, какое количество этого товара (услуг, работ) нужно произвести. От ответа на этот вопрос будет зави­сеть степень удовлетворенности общественно-эко­номической системы.

2. «Для кого производить?» Этот вопрос актуа­лен при распределении произведенной продукции. От того, между какими категориями и слоями общест­ва будут распределены полученные блага, будет зависеть экономическая и социальная стабильность системы. Нужно учитывать, для кого эти блага яв­ляются более необходимыми, соблюдать и учиты­вать различные отраслевые и социальные пропор­ции и справедливость. Неправильно распределенные блага могут привести к серьезным негативным по­следствиям.

3. «Каким образом, как производить?» На этот вопрос необходимо ответить, когда только начина­ется производство и есть возможность выбора, какие ресурсы использовать, какие можно заменить на более распространенные, менее исчерпаемые и т. д. Можно использовать более эффективные тех­нологии производства - более экономичные, более производительные, менее вредные и т. д.

От того, как общество будет распоряжаться имею­щимися запасами и резервами экономических, производственных, трудовых ресурсов, насколько серьезно подойдет к решению этой трудной задачи, насколько эффективно и правильно будет распре­делять имеющиеся ресурсы, будут зависеть объем произведенных благ и степень удовлетворенности общества;

Эти 3 вопроса (проблемы) являются основной задачей экономистов и современной экономической науки. Фактически эти проблемы заключают в себе все 4 фазы процесса воспроизводства на ши­роком, масштабном уровне - производство, распре­деление, обмен и потребление. От того, как будет поставлено воспроизводство на мировом обществен­ном уровне, будут зависеть и зависят стабильность мирного существования народов, их активное взаи­модействие и интеграция.

Из-за ограниченности экономических, производ­ственных, интеллектуальных, трудовых ресурсов не­обходимо постоянное взаимодействие между госу­дарствами, формирование мирового сообщества. На этом основаны мировая торговля, международ­ное разделение труда, международные экономиче­ские отношения.

Проблема нехватки ресурсов носит глобальный характер и объединяет многие мировые обществен­но-экономические системы. Общество должно по­стоянно искать новые эффективные решения основ­ных производственных вопросов.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Экономические отношения - форма общест­венного производства, в результате которого осуществляется трудовой процесс, взаимодействие и присвоение людьми природных объектов для удов­летворения личных или общественных потребностей.

В процессе хозяйствования люди вступают в кон­такт и взаимодействуют друг с другом. Любое произ­водство носит общественный характер: его осу­ществление невозможно вне общества.

Производственные (экономические) отно­шения основаны на удовлетворении общественных потребностей и решают основную экономическую проблему - экономное, эффективное использова­ние ресурсов.

Элементы экономических отношений:

1) субъекты производственных отношений -субъекты хозяйственной деятельности - домохо­зяйства, бизнес и государство (определяющий элемент экономических отношений);

2) объект отношений - причина взаимодействия, с помощью чего можно удовлетворить возникшую потребность. Цели субъектов экономических от­ношений носят противоположный характер. Ес­ли рассматривать экономические отношения по по­воду купли-продажи, то оказывается, что один из субъектов (продавец) заинтересован дороже про­дать объект отношений, другой субъект (покупа­тель) имеет целью как можно дешевле купить. Это противоречие называется конфликтом. Он носит объективный характер и возникает при любом об­ществе и при любых отношениях, потому что сам корень отношений основан на противоборстве сто­рон, так как они изначально преследуют различные экономические цели.

Экономические отношения состоят в противоре­чивом взаимодействии противоположных эконо­мических интересов субъектов по поводу опреде­ленных результатов общественного производства;

3) экономические отношения определяются весь воспроизводственный процесс, т: е. они являют­ся основой и движущей силой четырех фаз вос­производства. Процесс производства непрерыв­но связан с потреблением, потому что отсутствие одного из элементов приводит к невозможности другого. Потребление невозможно без производ­ства объекта потребности, а производство невоз­можно без возникновения потребности общества в объекте потребления. На этом принципе и ос­нованы экономические и производственные отно­шения субъектов;

4) организационно-трудовые отношения непо­средственно связаны с трудовыми резервами об­щества, производительностью труда и средства­ми производства;

5) отношения собственности основаны на при­своении факторов производства и способов их использования. Эти формы отношений - струк­турные составляющие экономических отношений -также носят противоречивый характер и содержат внут­ренний конфликт, определяющий направление их развития или изменения. Для них характерно единство, они дополняют и взаимоопределяют друг друга.

Организационно-трудовые отношения изменяют факторы производства (собственность), определяют изменение системы отношений собственности.

Отношения собственности воздействуют на кон­сервативное (медленное) или революционное (стре­мительное) развитие организационно-трудовых от­ношений.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Экономическая система - способ регулирова­ния и решения экономических отношений в масшта­бе государства.

Основными составляющими экономической системы являются экономические (производственные) отношения и органы (способы, методы), их регули­рующие.

Типы экономических систем:

1) традиционная экономическая система - эконо­мические отношения решаются традиционным способом, естественным для данной нации, при­вычным и автоматическим, «как заведено»;

2) централизованная экономическая система -производственные отношения регулируются цент­рализованным способом, преобладает государ­ственное правовое регулирование экономической сферы;

3) рыночная экономическая система - экономиче­ские отношения регулируются рыночными закона­ми, производители и потребители свободны от власти и традиций, производственные противоречия решаются на основе естественного соотношения рыночного спроса и рыночного предложения. Чистая рыночная экономика не предусматривает решения социальных вопросов и конфликтов;

4) смешанный тип экономической системы - наи­более прогрессивный и эффективный, в такой системе экономические отношения регулируются сочетанием нескольких чистых экономических систем. В данное время во многих странах преоб­ладает смешанная рыночная экономика, которая сочетает в себе рычаги регулирования как чистой рыночной системы, так и централизованной. Учитываются социальные явления.

В каждой системе независимо от ее типа реша­ются 3 основных экономических вопроса: «что про­изводить?», «как производить?», «для кого производить?» Решение этих вопросов определяется типом господ­ствующей системы производственных отношений в стране.

Структуру любой экономической системы можно представить в виде совокупности экономических ресурсов (трудовых, природных, средств производ­ства и т. д.), самого процесса производства и ре­зультатов производства. Движущие силы развития экономической системы кроются в ее структуре. Все составляющие структуры находятся в постоянном взаимодействии друг[ с другом и беспрестанном дви­жении, изменении пропорций и т. д.

Отраслевая структура экономической системы определяет ее функционирование с точки зрения деления ее на отдельные отрасли, которые характе­ризуются единством выполняемых задач и целей.

Региональная структура экономической систе­мы определяет ее деятельность как единство отдельных регионов, которые характеризуются террито­риальным и ресурсным единством.

Экономические системы постоянно изменяются, развиваются и движутся за счет изменения их структурных составляющих. Происходит смена од­ной формации другой, более совершенной. Изу­чением этих процессов занимаются экономическая исто­рия и экономическая теория. Первая занимается изучением их порядка и последовательности, а вто­рая - изучением причин, первоистоков, следствий и закономерностей данного развития или измене­ния. Изучение этих аспектов позволяет делать вы­воды относительно дальнейшего развития системы, выделять закономерности этого движения или из­менения.

 



2016-01-26 432 Обсуждений (0)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)