Эффективность использования ограниченных ресурсов
ЭКОНОМИКА Учебно-методическое пособие
(для студентов «Президентской программы подготовки управленческих кадров», программы «Мастер делового администрирования» ИРДПО)
Барнаул 2014
ББК 65я73
Коврижных, И.В. Экономика: учебно-методическое пособие / И.В. Коврижных /; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014. – 79 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для оказания учебно-методической помощи студентам «Президентской программы подготовки управленческих кадров», программы «Мастер делового администрирования ИРДПО, изучающим курс «Экономика для менеджеров», «Основы экономической теории». Текст, с выделением основных экономических категорий, будет полезен при подготовке к семинару, зачету, экзамену.
Рекомендовано к изданию на заседании кафедры экономической теории и предпринимательства Протокол №9 от 30.04.2014
Рецензент к.э.н., доцент Данильчик Т.Л. Тема 1. Базовые экономические понятия.
Потребление, блага, ресурсы.
В современных условиях экономика рассматривается как: 1. Совокупность общественных отношений, связанных с хозяйственной деятельностью людей. 2. Производственная система, хозяйство (город, район, мировая экономика). 3. Научная и учебная дисциплина. Экономическая теория – это наука, изучающая как в обществе с ограниченными ресурсами принимаются хозяйственные решения и происходит управление ограниченными ресурсами для улучшения условий жизнедеятельности. Предмет экономической теории – изучение выбора, который люди совершают, используя ограниченные ресурсы. Основная проблема: противоречие между относительно ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями. Взаимодействие общества с природой носит утилитарный характер (со стороны общества - потребительский). Присвоение благ происходит в виде вещей и процессов из природы. Выделение отходов – антиблага, то есть речь идёт о вторичных отходах, которые никогда уже не будут использованы. Благо – это всё то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них полезность – реальную или мнимую. Бесплатные блага – явления природы. Экономические блага – то, к чему прикладывают усилия для получения (экономические товары) и за что надо платить. Товар – продукт труда, предназначенный для обмена. Экономические товары: предметы потребления, средства производства. Любое благо обладает свойствами: 1. Полезность (выгода, удовлетворение от блага). 2. Ценность (оценка степени полезности блага). Показатели ценности: универсальность, значимость, редкость. Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурными особенностями индивида. Виды потребностей: 1. Производственные (всё, что необходимо для процесса производства). 2. Непроизводственные (личные и общественные). Ресурсы (потенциалы) – это блага, используемые для производства других благ. Факторы производства – главные экономические ресурсы, которые непосредственно используются в процессе производства. 1. Земля (все природные ресурсы) → рента (доход) 2. Труд (умственные и физические способности людей) → зарплата (доход) 3. Капитал→процент (доход). Два вида капитала: 1) производственный (экономические товары, которые позволяют увеличить отдачу земли и труда в производственном процессе – здания, сооружения, машины, оборудование, товарные запасы) 2) финансовый (денежные средства, которые привлекаются для приобретения производственного капитала у его владельцев и обеспечивающие соединение ресурсов в едином производственном процессе) 4. Предпринимательская способность (решения и риск) → прибыль (доход) Структура экономики: макроэкономика изучает экономику, как единое целое (инфляция, безработица и т.д.), микроэкономика изучает экономические отношения и процессы на уровне отдельных хозяйственных единиц (изучение отдельных рынков и экономических агентов). Эффективность использования ограниченных ресурсов. Эффективность – соотношение между результатами и затратами производства. Сравнительное преимущество – это способность производить товары с относительно минимальными альтернативными издержками. Альтернативный выбор – это поиск лучшего сочетания факторов производства. Цена выбора(упущенная выгода, альтернативная стоимость) – измеряется не суммой уплаченных денег, а полезностью (ценностью) той, другой комбинации товаров, от потребления или производства которых пришлось отказаться ради получения избранных товаров. Основные вопросы экономики: что производить (какие товары, в каком объёме, в данное время и месте), как производить (какие ресурсы и способы их комбинации, технологии), кто должен производить, для кого производить (кто будет покупать и извлекать выгоду). Модель кривой производственных возможностей учитывает эффективность выбора и альтернативную стоимость, показывает идеальное сочетание производства двух благ при данных ресурсах. Альтернативная стоимость – это цена, измеряемая через другую вещь, которую вы должны отдать взамен.
Точки на кривой А, Б, В, Г, Д – эффективное производство. В точке Н ресурсы заняты не полностью, в точке W производство не возможно при данных ресурсах. Кривая имеет выпуклый вид, так как растут альтернативные издержки. Закон возрастания затрат (альтернативной стоимости): при замене производства одного блага другим при полном использовании ресурсов альтернативные издержки второго блага растут. Закон убывающей производительности ресурсов говорит о снижении эффективности по мере увеличения производства, так как на каждую единицу продукта приходится увеличивать дополнительное количество ресурсов.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (955)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |