Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что же происходит в России с развитием информационного общества?



2016-01-26 590 Обсуждений (0)
Что же происходит в России с развитием информационного общества? 0.00 из 5.00 0 оценок




Принятая в 2008 году Стратегия развития информационного общества получила свой план реализации, утвержденный Советом при президенте по развитию информационного общества в декабре 2009 года. В соответствии с утвержденными показателями Стратегии к 2015 году Россия должна войти в двадцатку стран-лидеров и преодолеть информационное (цифровое) неравенство между ее регионами. Каковы же позиции, с которых мы стартуем? Как показало обсуждение проекта новой десятилетней государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)" и системы мониторинга развития информационного общества в России, которое состоялось в конце сентября

на заседании президиума Совета при президенте по развитию информационного общества, наши места в ведущих мировых рейтингах - от 50 до 80.

В чем же причина, где эти зоны отставания? Анализ показывает, что хуже всего дело обстоит с факторами, которые способствуют развитию информационного общества: преодоление административных барьеров, независимость судебной системы, эффективность правовой защиты бизнеса в спорах с государством и многое другое. Низкие значения демонстрирует Россия и с точки зрения показателей реализации государственных программ по использованию ИКТ, в особенности для повышения эффективности государственных услуг, особенно в социально значимых сферах (образование, здравоохранение, культура).

Легче всего попытаться оправдать эту ситуацию неадекватностью, предвзятостью или необъективностью проводимых замеров развития информационного общества в России. Но то, что во всех без исключения рейтингах последнее десятилетие мы топчемся на одних и тех же (неподобающих для России) местах, никаким вселенским или экспертным заговором не объяснишь. Тем более что во всех рейтингах, системы показателей которых открыты и прозрачны, видно, что если есть в России сильные стороны, например, человеческий потенциал, то нам здесь честно ставят высокие места.

 

Чтобы достичь амбициозных целей, поставленных в национальной Стратегии, нужно очень постараться - ведь другие страны тоже не стоят на месте, понимая, что идет борьба за будущее место в глобальном информационном обществе, где главными факторами развития и благосостояния становятся информация и знания. Насколько же усилия, которые предпринимаются на федеральном и региональном уровнях, позволят преодолеть наше серьезное отставание?

 

 

В этом году завершается ФЦП "Электронная Россия", и ей на смену приходит программа "Информационное общество". Подводя итоги реализации "Электронной России", можно сказать, что за восемь лет ее реализации позиции Россия в рейтингах никак не изменились. Мы если и двигались по пути развития информационного общества, то отнюдь не быстрее других стран - никакого опережающего развития не было.

Проект:

«Социальная розетка»

В период 2010-2015 годов в России планируется осуществить новый социально-технологический проект «Социальная розетка». Суть его состоит в том, чтобы в каждой квартире 39 городов России появилось устройство, которое будет обеспечивать следующие информационные возможности: бесплатное подключение к сети Интернет; 8 основных каналов телевидения; 9 каналов проводного радиовещания с возможностью оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; прямая связь с экстренными службами (так называемая «тревожная кнопка»). Технологическая особенность этого проекта состоит в том, что для его реализации используются средства уже существующей городской радиотрансляционной сети, которая создавалась с учетом требований военного времени и поэтому является энергонезависимой и имеет многократное резервирование по оборудованию. Поэтому она может функционировать даже при аварийных перерывах в электроснабжении

Предполагается, что установка «социальных розеток» в квартирах будет производиться за счет средств городского бюджета, а пользование ею будет стоить столько же, сколько сегодня жители платят за обычную радиоточку.

Кризис государственного управления — особое переломное состояние в развитии и функционировании политической системы общества, государственно-властных структур, характеризуемое нестабильностью, разбалансированностью деятельности политических институтов, снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, нарастанием критической активности масс.

 

Сущностными признаками кризиса государственного управления являются следующие:

 

• обострение экономических и социальных конфликтов, которое приобретает ярко выраженный политический характер, ибо требования и запросы адресуются структурам власти для изменения ее политического курса, стратегии и методов управления;

 

• неспособность государственной власти управлять разрастающимися конфликтами, регулировать социально-экономические процессы и отношения прежними традиционными методами. Внутренняя и внешняя государственная политика все более проявляется как «зигзаговая», как политика шараханья и чехарды;

 

• разбалансированность структурно-функциональной системы управления и политических институтов власти, разрыв взаимодействия, конструктивных связей с окружающей средой; крах легитимности государственной власти; напряженное состояние общества, грозящее политической катастрофой.

 

Кризис государственного управления в проявлении всех названных признаков развивается поэтапно.

 

Первый, начальный этап характеризуется возникновением многочисленных конфликтных очагов в самых различных областях общественной жизни. В гибких плюралистических системах кризисы выявляют новое соотношение сил и интересов, их развязка может означать не что иное, как источник нового подъема общественного развития. В этом случае конфликты выполняют корректирующую, стабилизирующую роль. В ригидных (жестких) общественно-политических системах конфликты выполняют дестабилизирующую, расшатывающую роль, углубляют политический кризис.

 

Второй этап — развитие конфликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда они уже не могут быть разрешены путем компромиссов и отражают функциональное расстройство механизмов деятельности государственной власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся социально-экономическим условиям.

 

Третий этап — развитие и обострение кризиса, включающие распад существующих политических структур и ведущие к энтропии системы государственного управления, т. е. рассеянию, обесценению государственной власти, утрате властными органами своего сущностного качества — оказывать управляющее воздействие на общественные процессы. Речь идет в этом случае об общесистемном кризисе управления.

 

Конечно, выделение этих этапов имеет относительный и условный характер. На практике все гораздо сложнее. Между указанными этапами нет «китайской стены». Река жизни не всегда позволяет разглядеть, когда и где накапливаются волны, которые могут дать эффект «девятого вала».

 

Проанализируем подробнее процессы возникновения и прохождения кризиса государственного управления.

 

Известно, что конфликт является объективным элементом человеческих отношений. Это постоянно присутствующий и не поддающийся абсолютному устранению динамический тип социальных взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпочтений, интересов или ценностей.

 

В переходный период развития общества в качестве основной конфликтной доминанты выступает всеобъемлющий социально-политический конфликт, пронизывающий все важнейшие сферы общественной жизни. Суть переходного периода в том, что на встречных курсах протекают два процесса — демонтаж традиционных государственных институтов, привычек и стереотипов в реализации властных функций, с одной стороны, и наращивание совершенно новых, нетрадиционных институциональных структур, а также правил и норм политического поведения, с другой.

 

Переходный период означает также и глобальный поворот, когда в экономическом и политическом пространстве одновременно сосуществуют носители разных, подчас противоположных интересов и ценностей. Это и обнаруживается в конфликтах.

 

Специфика социально-политических конфликтов переходного периода заключается в том, что если в условиях общественной стабильности они носят преимущественно горизонтальный характер (борьба в рамках режима), то в переходный период — вертикальный — борьба против режима, за установление нового.

 

Социально-политические конфликты обусловлены столкновением следующих тенденций:

 

• объективно существующей и официально декларированной необходимостью перехода общества из ригидного состояния в плюралистическое, с одной стороны, и субъективным тяготением к использованию прежних, жестких механизмов управления обществом и государством, с другой;

 

• первоначальной направленностью на кардинальные демократические преобразования политических отношений в интересах всего общества, с одной стороны, и стремлением провести их лишь в интересах новых, обновленческих политических элит, с другой;

 

• лозунгом «свободы рынка», с одной стороны, и искусственным созданием неравных стартовых возможностей для эффективного участия субъектов общества в рыночных отношениях, с другой;

 

• необходимостью более прогрессивного устройства внутригосударственных и межгосударственных национальных отношений, с одной стороны, и использованием этнического диктата для реализации узкокорпоративных целей, с другой.

 

В переходный период существенно возрастает и зачастую становится определяющей роль сознания, надстроечных механизмов, политико-идеологических факторов. Ломка старых и установление новых установок в общественном сознании сопровождается стадией поляризованной культуры, когда крайне радикальные течения доминируют над центристско-умеренными. В условиях, когда общество перегружено враждой ценностных мировоззренческих установок, преодоление конфликтов становится трудной задачей, ибо ни одна из сторон (политических партий) не желает принять определение ситуации, предложенное другой.

 

В целом конфликт государственного управления, или политический конфликт, — это всегда противоборство по поводу организации, осуществления или перераспределения власти. Разрешение и устранение этих конфликтов, нахождение компромисса и согласия в каждой конкретной ситуации является важнейшим императивом, настоятельной потребностью государственной власти. Появляется проблема формирования новой современной парадигмы развития государственного управления и превращения государственной власти в организующий и стабилизирующий центр общества.

 

Дестабилизация в стране возникает не потому, что существуют конфликты. Они, как уже отмечалось, были и всегда останутся в человеческом обществе. Напряженность наступает из-за неумения выявить вовремя, контролировать и регулировать этот процесс, т. е. управлять им. Подчеркнем, что:

 

1) управление подразумевает урегулирование, разрешение, подавление или даже инициирование некоторых конфликтов в интересах общества или отдельных его субъектов;

 

2) «регулирование конфликтов» и «разрешение конфликтов» — термины несовпадающие. Разрешить конфликт — значит удовлетворить взаимные интересы конфликтующих сторон или определенным способом подавить одну из сторон, что часто наблюдается в жизни. Урегулировать конфликт — значит «ввести» конфликт в «правовой коридор», подчинив определенным правилам;

 

3) большинство социально-политических конфликтов в принципе может быть оптимизировано на любом уровне и любой стадии. Последовательность тактических действий по управлению конфликтом может выглядеть следующим образом:

 

• институциализация — установление норм и правил разрешения конфликта;

 

• легитимизация — постановка институциональной процедуры в жесткую зависимость от добровольной ответственности большинства участников конфликта соблюдать предложенные нормы и правила;

 

• структурирование противоборствующих групп; создание условий для проявления и организационного закрепления коллективных субъектов — носителей тех или иных интересов;

 

• редукция конфликта, т. е. его постепенное ослабление за счет перевода на другой уровень;

 

4) антикризисное управление означает придание конфликтному процессу формы, обеспечивающей минимизацию неизбежных политических, социальных, экономических и нравственных потерь. Отсюда стратегическая установка по отношению к социально-политическим конфликтам формулируется как преобразование немногих масштабных, острых и опасных конфликтов в многочисленные мелкие, неострые и неопасные конфликты. Необходимо максимально возможное исключение из жизни общества конфликтов с повышенным уровнем неопределенности, а следовательно, с низким процентом контролируемости;

 

5) сглаживание указанных противоречий и гармонизация социально-политических отношений возможны, в первую очередь, за счет создания механизма адекватной передачи «кризисного сигнала» снизу вверх;

 

6) на конфликт глазами власть предержащих можно взглянуть как на ценность, ибо он сигнализирует о неблагополучии в обществе, указывает на определенные проблемы и помогает лучше сформулировать цели политики, взять на контроль опасные точки, открыть новые направления социального развития. Его урегулирование облегчает «выпускание пара», снижает уровень враждебности в обществе, кроме того, дает шанс политикам проявить себя в роли миротворца, государственного мужа и лидера.

 

Конечно, правительство не обязано всякий раз вмешиваться в любые формы конфликтов. Существуют и другие институты, способствующие разрешению конфликтов «в обход» государства. Вмешательство государственно-административных органов необходимо в том случае, если конфликты угрожают серьезно задеть интересы людей, не участвующих в них, если возникает угроза правовому порядку в случае совершения субъектами конфликта актов незаконного насилия, если создается угроза национальной безопасности.

 

В то же время государственные органы не могут позволить себе превратиться в моносубъекты политического процесса, не рискуя противопоставить себя гражданскому обществу. Но и субъекты гражданского общества, по праву конкурируя с государством в разработке политической продукции (политических решений, программ, проектов, нормативно-правовых актов и пр.), участии в политических действиях и процессах, не могут претендовать на то, что составляет прерогативу государственной власти, а именно — право монополии на применение узаконенного государственного принуждения, не сводимого к прямому насилию, но включающего и влияние, и авторитет, и властно-административное воздействие;

 

7) государственное управление должно строиться на профилактике, на упреждении конфликтов. Такое упреждающее управление не останавливается перед решительным вмешательством в конфликт с целью его регулирования. Столь часто критикуемое бессилие государства вытекает из-за допущенной запоздалости его действий. Управлять значит предвидеть и упреждать, в противном случае государственная власть обречена бороться с симптомами конфликтов вместо причин.

10. Коммуникативные технологии как основа разработки политических решений

Системы поддержки принятия решений(DSS) — это компьютерные системы, использующие данные и модели и применяемые при принятии слабоформализованных решений . Обычно данные извлекаются из системы диалоговой обработки запросов или базы данных. Модель может быть простой, типа «доходы и убытки», для расчета прибыли при некоторых предположениях или комплексной, типа оптимизационной модели, для расчета нагрузки для электростанции на территории муниципального образования. Рисунок 8.3 показывает, что система поддержки принятия решений включает три первичных компонента: модель управления, управление данными для сбора иручной обработки данных и управление диалогом для облегчения доступа пользователя к DSS.

Пользователь работает с DSS с помощью интерфейса, выбирает модель и набор данных, которые нужно использовать, a DSS представляет результаты. Модель управления и управление данными тесно взаимосвязаны, а их сложность варьируется от относительно простой типовой (электронной таблицы) до комплексной модели планирования, основанной на математическом программировании.

Чрезвычайно популярный тип DSS реализован в виде генератора финансового отчета. С помощью электронной таблицы формата Microsoft Excel создаются модели для анализа различных вариантов финансового состояния. В качестве статистических данных используются предыдущие финансовые отчеты. Начальная модель включает предположения относительно будущих тенденций развития финансовой ситуации. После анализа результатов начальной модели руководитель проводит ряд исследований типа «что, если», изменяя одно или более предположений, чтобы определить их влияние на исходное состояние.

Исполнительные информационные системы(Executive Support System — ESS). Сущность таких систем состоит в том, что они поставляют актуальную информацию относительно сложившихся условий внешней среды. ESS используют возможности современной графики, средств связи и методов хранения информации, обеспечивая исполнителям легкий интерактивный доступ к актуальной информации

Переработка данных, добыча данных (Data Mining).Data Mining — это процесс аналитического исследования больших массивов информации с целью выявления определенных закономерностей и систематических зависимостей между переменными, которые используются для работы с новыми наборами данных. Это процесс обнаружения в больших объемах данных ранее не известных, но полезных и доступных для интерпретации знаний, необходимых для принятия управленческих решений. Data Mining подразделяется на несколько этапов: исследование, построение, анализ модели.

Добыча данных иногда рассматривается как вспомогательный элемент систем поддержки принятия решений, и особенно полезно, когда в распоряжении имеются большие объемы данных.

 

Искусственный интеллект (Artificial Intelligence).Наибольший интерес представляют две ветви AI, оптимальные для поддержки управления. Экспертные системы «используют» в процессе принятия решения логику человека-эксперта. Нейронные сети устроены по аналогии с человеческой нервной системой, по фактически используют статистический анализ, чтобы отобрать модели из большого массива информации посредством адаптивного изучения [2,14].

 

Экспертные системы (Expert Systems).В процессе проектирования экспертной системы специалисты (инженеры знания) общаются с экспертами в интересуемой предметной области. Если система предназначена для планирования развития муниципального образования, то инженер работает с экспертами но основным сферам муниципального управления, чтобы увидеть, какие проблемы существуют и какие механизмы и инструменты используются для их решения. Данные, полученные инженером, загружаются в базу знаний компьютерной системы в особом формате (рис. 8.4). База знаний объединяет правила и заключения, которые используются при принятии управленческих решений, необходимые параметры и факты [2,14,61, 64J.

 

Экспертная система также включает создатель заключения и интерфейс пользователя. Создатель заключения — логический блок с правилами, который имитирует процесс рассуждения. Один и тот же создатель используют для различных экспертных систем с различными базами знаний.

 

Подсистема объяснения призвана показывать, что система приближается к решению задачи. Подсистема накопления знаний позволяет инженеру знания регистрировать правила заключения и необходимые параметры в базе знаний.

 

Системы поддержки работы группы (Group Support Systems) — разновидность DSS, которая предназначена для поддержки группы, а не индивидуума (рис. 8.5). Система поддержки для группы, или система электронных встреч, позволяет использовать преимущества группы при принятии решения.

Каждый участник сеанса обсуждения (например, мозгового штурма) имеет возможность сохранить свою анонимность. Это позволяет исключить страх быть осмеянным за «глупую идею». В ходе голосования на участников не будет оказывать влияние то, кто как голосует. Таким образом, GSS позволяет разрабатывать более эффективные идеи и решения.

Первые решения в области GSS реализовывали поддержку традиционного сеанса работы группы. Современные системы GSS поддерживают группу вне зависимости от того, работают ли участники обсуждения «в одно время, в одном месте», как при традиционной встрече, или в режиме «различное время, различное место». Такие системы будут эффективны при обсуждении проблем и принятии управленческих решений в сферах государственного и муниципального управления.

Географические информационные системы (Geographical Information System) (ГИС) — пространственные системы поддержки принятия решений: геодемографическое, компьютерное картографирование и автоматизированные шаблоны (приложения, основанные на обработке связей в пространстве). ГИС накапливает, преобразует, демонстрирует и анализирует данные, «привязанные» к территории

Источниками информации для ГИС служат снимки из космоса, результаты геофизических исследований и аэрофотосъемка. Данные в ГИС группируются в слои, которые отображают информацию, необходимую для решения конкретной задачи, например определения границ избирательных участков, определения структуры и местоположения коммуникаций и др.

ГИС применяются во многих областях: маркетинговые исследования, экология, учет муниципального имущества, мониторинг популяций животных и т. д. К наиболее распространенным системам относятся: WinGIS, ARC/INFO (профессиональные ГИС для разработчика), WinMAP, Arc View GIS, SICAD/open (геоииформационные системы для конечного пользователя)

В ГИС муниципальное образование представляется как система компонентов: описание ландшафта, населения, градообразующей базы, транспорта, землеустройства, инженерного обеспечения, планировки зданий и сооружений. Для каждого географического объекта доступна атрибутивная информация.

ГИС используются для решения следующих задач

♦ создание паспортов территорий;

♦ создание БД по строительству, реконструкции, перспективным проектам развития;

♦ создание БД об экологическом состоянии территории;

♦ учет информации по социальной сфере;

♦ определение нагрузки и мониторинг состояния городских сетей (водоснабжения, теплоснабжения, канализации);

♦ инвентаризация недвижимости;

♦ ведение городского и земельного кадастров;

♦ учет населения;

♦ учет объектов торговли с возможностью анализа их оптимального местоположения (если ГИС интегрирована с БД по населению);

 

Актуальной и важной задачей для многих городов является создание земельного кадастра, который объединяет информацию о территории, земле и недвижимости.

В рамках создания и ведения земельного кадастра решаются следующие задачи

♦ анализ и проектирование городской черты, зон градостроительной ценности, кадастровых районов;

♦ анализ и проектирование кадастровых кварталов и границ земельных участков;

♦ подготовка правовых документов наземельные участки.

В рамках создания и ведения городского кадастра решаются следующие задачи:

♦ создание цифровых карт для нужд администрации МО;

♦ проведение работ по инвентаризации инженерных коммуникаций;

♦ учет и оценка объектов МО для формирования устойчивого экономического механизма управления и развития территории.

Основными проблемами при построении ГИС являются ведомственная разобщенность, ограниченный доступ к данным из-за их секретности, сложность поддержания актуального состояния и соблюдения регламента обновления информации.

Технологии управления на базе ситуационных центров.В настоящее время технологии, позволяющие создавать адаптивные модели управления и разрабатывать эффективные решения в условиях непредсказуемой внешней среды, отработаны и продолжают развиваться [19, 40]. Эти технологии лежат в основе центров стратегического управления, или ситуационных центров, которые обслуживают правительства разных стран, спецслужбы и министерства по чрезвычайным ситуациям.

Ситуационные центры обеспечивают два качественных аспекта обработки и предоставления информации: многоэкранность пользовательского интерфейса и применение для обработки информации высокоинтеллектуальных информационно-коммуникационных технологий.

Ситуационный центр— комплекс специально оборудованных рабочих мест для индивидуальной и коллективной аналитической работы группы руководителей. Его функция заключается в поддержке процесса принятия стратегических решений с помощью визуализации и тщательной аналитической обработки оперативной информации. Преимущество ситуационных центров связано с тем, что они позволяют использовать в процессе принятия решения образное и ассоциативное мышление руководителя. Представление ситуации в виде образов «сжимает» данные и обеспечивает обобщенное восприятие событий, влияющих на решение.

Концепция ситуационного центра как комплексной информационно-аналитической системы поддержки принятия и контроля исполнения управленческих решений представлена на рис. 8.7. Ситуационные центры используются руководителями органов власти и управления [40J.

Ситуационные центры используют уникальное организационно-техническое и программное обеспечение. Они реализуют самые современные методы и технологии, лежащие в основе принятия решений и инжиниринга бизнес-процессов, и используют следующие методы поддержки принятия решений [40J.

Методы прогнозирования. Их применение ограничено, и они не позволяют принять адекватные решения в кризисных условиях. Используются алгоритмы прогнозирования, среди которых наибольшее распространение получили: нейронные сети, фрактальные и интегрированные методы.

Методы ситуационного моделирования применяются для моделирования сложных социально-экономических и политических ситуаций с обратными связями и большим числом параметров. Они требуют специализированных пакетов программного обеспечения, включающих внутренний язык описания моделей, средства численного моделирования, оптимизаторы и развитый интерфейс.

 

Методы работы с неточными, неполными, размытыми данными. Снижение качества информации, достоверности данных в условиях

кризисной ситуации приводит к накоплению ошибок при обработке информации и утрате контроля над ситуацией. Для обработки неполных и неточных данных используют аппарат нечеткой логики, нечеткой алгебры и размытых множеств.

Методы оптимизации. Задачи определения наилучшего решения относятся к числу трудно решаемых, часто требующих последовательного перебора вариантов. В реальных ситуациях используются разнообразные методы упрощения, исследования окрестности локальных решений. В ситуационных центрах чаще всего используют генетические алгоритмы, которые позволяют сократить время поиска оптимальных решений и основаны на эволюционных расчетах.

Методы оценки рисков. Оценка рисков требует соблюдения предписаний нормативных документов и использования специфического математического аппарата. В России для оценки рисков широко используется отечественный пакет «Альфа-Риск».



2016-01-26 590 Обсуждений (0)
Что же происходит в России с развитием информационного общества? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что же происходит в России с развитием информационного общества?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)