В процессах информационно-коммуникационного развития государственного и муниципального управления имеются следующие общие проблемы
1. Резкое возрастание потребностей органов государственного управления в объективной, достоверной и современной информации о реальном положении дел, как в подведомственных, так и в смежных отраслях, регионах, городах, предприятиях;
2. Недостаточность только сбора информации, поскольку принятие эффективных управленческих решений возможно лишь с применением оперативно функционирующего аналитического аппарата, позволяющего вскрывать причинно-следственные связи явлений и прогнозировать ситуации, вырабатывать варианты решений и оценивать их, контролировать исполнение.
3. Повышение требований к информационной прозрачности самих органов власти.
Граждане должны иметь представление о структуре и функциях органов государственного управления. Взаимодействие граждан с органами государственного управления происходит по принципу «одного окна» и должно выглядеть следующим образом.
4. Недостаточность нормативной правовой базы и отсутствие единой методологии информатизации.
5. Недостаточный уровень финансирования программ информатизации.
6. Недостаточное количество и низкий профессионализм специалистов по информатизации органов государственного и муниципального управления.
На сегодняшний день внедрение электронных методов управления в систему государственного управления является одним из наиболее перспективных направлений административного реформирования.
В результате успешной реализации государственной информационной политики будет достигнуто устойчивое социально-экономическое развитие страны и существенное повышение уровня жизни населения на основе создания развитой информационной среды российского общества: широкомасштабного использования мировых и национальных информационных ресурсов, перспективных информационно-коммуникационных технологий и средств их реализации, национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, формирования и развития отечественной индустрии информационных и коммуникационных услуг
8. Международное сотрудничество в построении глобального информационного общества. Международные организации и информационное общество
Примером эффективного сотрудничества в этой сфере является деятельность Международного союза электросвязи (МСЭ), Всемирной торговой организации (ВТО), ЮНЕСКО, и, конечно же, Европейского союза, Совета Европы, а также неправительственных структур типа Корпорации Интернета по присвоению номеров и имен (ИКАН). Это сотрудничество, затрагивающее различные аспекты, выявляет определенные принципы и направления развития информационного общества.
Важнейшие направления в развитии информационного общества первыми определили специалисты Международного союза электросвязи в марте 1994 года на специальном конгрессе в столице Аргентины – Буэнос-Айресе. В выступлении вице-президента США Альберта Гора был выдвинут план развития Глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ) и сформулированы ее пять фундаментальных принципов:
1. поощрение частных инвестиций;
2. содействие развитию конкуренции;
3. создание подвижной регулирующей структуры, для поддержания темпов технологического и рыночного развития;
4. обеспечение открытого доступа к Сети всех провайдеров;
5. создание универсальной службы и организация универсального обслуживания.
Эти принципы легли в основу так называемой Буэнос-Айресской декларации, принятой на конференции. Решено, что ГИИ должна состоять из местных, национальных и региональных сетей. Как «Сеть сетей», она будет способствовать глобальному использованию информации, взаимосвязи и коммуникации, создавая единые глобальное информационное пространство и информационную рыночную площадь.
Важную роль сыграли США в разработке проекта инвентаризации государств в сфере информации. Таким образом, именно Соединенные Штаты, выступая в рамках межправительственной организации – Международного союза электросвязи, выдвинули концепцию нового глобального общества – информационного.
Всемирная торговая организация, созданная в 1995 году, приняла деятельное участие в разработке этих проблем несколько позже, открыв этап развития электронной торговли. В исследовании, проведенном ВТО 20 марта 1998 года, подчеркиваются экстраординарные возможности, которые предоставляет электронная торговля, прежде всего, для развивающихся стран. Вслед за этим, в мае того же года на специальной сессии Генерального совета ВТО была принята декларация о глобальной электронной торговле, что послужило еще одним стимулом развития международного информационного общества.
Отметим серьезную роль, которую играет в переходе человечества к информационному обществу так называемая «Семерка», а теперь «Восьмерка» ведущих индустриальных стран мира, которая на заседании в рамках конференции, проходившей в Неаполе, приняла решение о всемерной поддержке этого процесса. Конференция, специально посвященная информационному обществу, провозгласила: «новая революция ведет человечество вперед, в информационный век. Прогресс в информационных технологиях и коммуникациях изменяет тот образ жизни, который сегодня существует. Как мы работаем и занимаемся бизнесом, как мы учим наших детей, ведем исследования и обучаем сами себя, как мы развлекаемся. Информационное общество не только влияет на то, как люди взаимодействуют, но также требует, чтобы традиционные информационные структуры стали более гибкими, позволяющими более активное участие, и более децентрализовано»
Таким образом, именно авторитетные международные организации определили необходимость перехода к информационному обществу и указали на важность международного сотрудничества в этой сфере. С этой точки зрения следует очень внимательно относиться ко всем международным документам, посвященным проблемам информационного общества. Они акцентируют наше внимание на серьезных изменениях всей структуры общества в результате применения новых информационных технологий.
Направления международного сотрудничества
Международное сотрудничество затрагивает три основных аспекта: · сотрудничество для обеспечения доступа к новым информационно-коммуникационным технологиям, включающее взаимодействие по проблемам защиты потребителей, интеллектуальных прав и частной жизни, криптографии, борьбе с вредным и незаконным содержанием, универсального доступа к новым ИКТ; · взаимодействие общества и рынка, куда входят вопросы конвергенции телекоммуникаций, СМИ и информационных технологий, электронной торговли, а также финансирования информационного общества, управления Интернетом, телеработы и реорганизации привычных условий труда; · образование электронного правительства при демократическом участии населения в общественной и политической жизни, обеспечение свободы слова в век цифровых и электронных технологий.
Таким образом, международными документами определены приоритетные направления сотрудничества всех стран мира в развитии информационного общества. Эти принципы получают развитие в ходе все новых международных встреч.
Много внимания уделяет международная общественность защите интеллектуальной собственности, авторских прав, и, конечно же, частной жизни. Другая важнейшая проблема – защита от вредного и незаконного содержания. Она должна основываться на стремлении соединить действующее законодательство с саморегулированием, позволяющим не только с помощью уголовного права пресечь содержание, не подлежащее распространению, но и предупредить доступ к нему детей.
В разработке теоретических и практических аспектов информационного общества выдающуюся роль сыграл Европейский Союз. В 1997 году, в частности, был выпущен рабочий документ Генерального директората исследований Европейского парламента «Информационное общество и европейский экономический регион». Он обозначил основные индикаторы, определяющие уровень развития информационного общества. Рассмотрение этих индикаторов поможет понять не только суть современного информационного общества, но и увидеть, каково положение России в этой сфере.
Индикаторы включают в себя следующие показатели: · количество телефонных линий – общее и на тысячу человек; · доступ к телевидению; · доступ к сотовой и международной телефонной связи; · число людей, занятых в сфере телекоммуникаций; · объем капиталовложений (инвестиции) в телекоммуникации; · расходы на телекоммуникации, информационные технологии и развитие сетей.
В документах 1997 года не только фиксировались индикаторы, существовавшие в то время в ведущих странах, но и планировалось их развитие к 2000 году. Заметим, что к началу 21-го века большинство стран Европы превысило прогнозируемые цифры. Произошли изменения, которые невозможно было предусмотреть. Скажем, в Финляндии предполагалось, что на сто жителей будет 59 обычных телефонов вместо 55 в 1995 году. Но сегодня в Финляндии даже сотовых телефонов больше, что подчеркивает динамизм развития технологий информационного общества.
В документе Совета Европы о развитии телеработы в Италии указываются основные пути привлечения современных технологий для развития работы на дому. В этом случае связь между работодателем и работником осуществляется с помощью компьютеров и информационных сетей, прежде всего, Интернета.
Чрезвычайно важную роль в развитии концепции информационного общества сыграли две Зеленые Книги, выпущенные Европейским Союзом. Одна из них – Зеленая Книга о конвергенции телекоммуникаций, СМИ и информационных технологий. Вторая посвящена общественному сектору информации, который рассматривается как ключевой ресурс Европы. В этих документах изложены проблемы регулирования современной информационной среды. Речь идет о конвергенции СМИ вследствие глобализации и перевода в цифровую форму любого вида информации – текстовой, звуковой или аудиовизуальной. Подчеркнута важность свободного доступа к информационным ресурсам правительств и государственных организаций. Речь идет о том, что развитие общественного сектора информации создает предпосылки для возникновения так называемого «электронного правительства».
О регулировании Особо следует остановиться на материалах, посвященных деликатной проблеме – регулированию Интернета и международной информационной среды. Вспомним всемирное совещание «Интернет и новые услуги», состоявшееся в конце 1999 года в Париже под эгидой ЮНЕСКО. Представители многих стран мира рассмотрели законы о наблюдении над аудиовизуальным содержанием Интернета и пришли к выводу, что регулирование не является решающим фактором и первоочередной задачей.
Во-первых, Интернет выходит за рамки закона, находясь в виртуальном пространстве, с одной стороны, а с другой стороны, в нем уже действуют национальные и международные законодательные акты.
Во-вторых, Интернет не создает угроз традиционному радио- и телевещанию.
В-третьих, при создании документа не было ясно, сколь стремительно будет развиваться Интернет, а, следовательно, трудно было оценить реальную потребность в его нормативном регулировании.
В-четвертых, законодательство не может предвидеть и учесть все правовые проблемы, которые возникнут в связи с развитием информационных технологий.
В-пятых, не следует ставить под сомнение легитимность действий тех, кто занимается регулированием аудиовизуальной среды.
Кроме того, участники конференции пришли к выводу, что противопоставление регулирования и саморегулирования носит во многом искусственный характер. Они полагают, что следует вести речь о «сорегулировании», то есть об одновременном регулировании с помощью законодательства и саморегулировании. В каждой стране имеются национальные традиции, от которых многое зависит. Поэтому предложено создать институты, которые с помощью разного рода кодексов совмещали бы развитие регулирующего законодательства с саморегулированием.
Следует помнить о том, что регулирование Интернета может и должно быть не только на международном уровне, но и на национальном. Выдвинув, в противовес регулированию, концепцию конструктивного развития – саморегулирования, участники конференции подчеркнули, что такое саморегулирование может иметь различные формы.
Во-первых, необходимо поднять уровень сознательного отношения к содержанию Интернета, сделав его более осмысленным и критическим.
Во-вторых, уже подготовлены кодексы поведения профессионалов Интернета.
В-третьих, предполагается ввести аннотирование сайтов, чтобы пользователь заранее знал, с каким содержанием он столкнется.
В-четвертых, речь идет о создании так называемых «горячих линий», с помощью которых пользователь мог бы обратиться к властям или соответствующим органам по поводу распространения некорректной или запрещенной информации.
В-пятых, в различных странах планируется создать на многонациональной основе отдельную структуру, а также специальные программы для провайдеров Интернета.
В-шестых, ответственность технических поставщиков должна рассматриваться достаточно серьезно.
В-седьмых, для реализации этих предложений рекомендуется создать специальную регулирующую организацию.
В-восьмых, рассматривалось предложение о создание фильтров для контроля над содержанием Интернета со стороны провайдеров. Такая мера применялась, например, в Сингапуре. Но, как отмечено в документах ЮНЕСКО, это неприемлемо, так как является разновидностью цензуры.
По мнению участников совещания, необходимо расширение общественного сектора в Интернете. Информация из правительств, законы, регулирующие акты, доклады научных школ, университетов, исследовательских центров с помощью Интернета должны становиться всеобщим достоянием.
9. Россия в информационном обществе. Причины и последствия современного кризиса системы управления.
Направления государственной программы: 1. Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса. 2. Электронное государство. Повышение эффективности государственного управления. 3. Развитие российского рынка ИКТ и российских технологий. Обеспечение перехода к цифровой экономике. 4. Преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества. 5. Обеспечение безопасности в информационном обществе. 6. Развитие цифрового контента. Перевод контента в электронный вид.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (521)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |