Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическая коммуникация в информационном обществе



2016-01-26 1019 Обсуждений (0)
Политическая коммуникация в информационном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок




Современное общество характеризуется постоянным умножением, ускорением, уплотнением и глобализацией коммуникаций. Информационные технологии проникают во все сферы общеественной жизни, но наиболее заметно их влияние в политике.

Компъютерно-опосредованная политическая коммуникация может быть определена разновидность политической коммуникации по признаку коммуникационного канала.

Электронная демократия— это любая демократическая поли­тическая система, в которой компьютеры и компьютерные сети ис­пользуются для выполнения важнейших функций демократическо­го процесса, например распространения информации и коммуни­кации, объединение интересов граждан и принятие решений (путем совещания и голосования).

Теоретики электронной демократии уверены в том, что такие свойства новых средств информации, как интерактивность, более быстрые способы передачи информации, возможности связи боль­шого числа пользователей друг с другом, изобилие информации и новые пользовательские возможности по управлению процессами, могут положительно влиять на демократическую политическую систему. Главной целью электронной демократии декларируется расширение политического участия граждан.

Растущая популярность новых информационных технологий удобство доступа и разнообразие информационных ресурсов пода толкнуло российские политические организации к освоению Интернета как нового средства массовой информации и агитации.

Наиболее популярные способы политической агитации в Интернете — распространение сообщений через телеконференции группы новостей. Среди преимуществ телеконференции можно выделить следующие: охват большой аудитории за небольшой отрезок времени; краткость сообщения; удобное для пользователя время получения сообщения. Основными ее недостатками являются: контроль рассылки сообщений; невозможность передать яркий визуальный образ для лучшего запоминания сообщения.

С развитием электронных, компьютеро-опосредованных коммуникаций идеи формирования эффективного гражданского общества с опережающим развитием горизонтальных связей между избирателями приобретают необходимую материальную базу.

Развитая система политического информирования граждан не­сомненно способствует росту общественного доверия, необходимо­го для эффективного функционирования власти. Для формирова­ния устойчивой обратной связи важно и то, что Интернет предо­ставляет возможность интерактивного взаимодействия. Не только граждане получают достаточно полную информацию о деятельнос­ти правительства, но и у правительства появляется дополнитель­ный канал информации, добровольно предоставляемой граждана­ми, что ведет к наращиванию той формы социального капитала, ко­торую ряд исследователей называет «моральные ресурсы». Чем больше граждане и власть узнают о деятельности и нуждах друг друга, тем выше степень взаимного доверия.

 

Электронное правительство — это система интерак­тивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета, новая модель государственного управления, преобразующая традиционные отношения граждан и властных структур.

Электронное правительство — главная задача властей в едином сетевом пространстве и основа всех моделей государственного уп­равления XXI в.

Работы по созданию электронных правительств в различных го­сударствах проводятся под лозунгом большей открытости и подот­четности правительств гражданам. Электронизация, скажем, вы­платы гражданами налогов является лишь технологической и дале­ко не главной задачей в этом движении. В свою очередь подотчет­ность не сводится лишь к предоставлению какой-то нужной гражданам информации, а обеспечивается открытой специфика­цией комплексов показателей работы конкретных государствен­ных органов и созданием доступных населению средств монито­ринга этих показателей. Построение такой системы позволит граж­данам самостоятельно судить об эффективности работы правитель­ственных учреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ.

При наличии объективных показателей работы государственно­го учреждения, в жизнедеятельности которого, как и любой ком­мерческой фирмы, можно выделить свою цепочку продуктивных и вспомогательных (обеспечивающих) бизнес-процессов, появляется возможность оценить организацию этих процессов в целом и каж­дого в отдельности. Это позволяет проводить в учреждениях реин-жиниринг внутренних бизнес-процессов с применением отработан­ных и широко используемых коммерческими предприятиями мето­дик и инструментов, а также внедрять передовой опыт реализации бизнес-процессов и их тестирования.

15. Интернет – новый властный ресурс.

понятие «политический процесс» как категория политологии заключает в себе функциональный и динамический аспект политической жизни. Функциональный аспект отображает действия политической системы, как она воспроизводит и сохраняет себя, динамический показывает эволюцию системы, ее реформацию, расцветание и деградацию.

В политологии нет единой точки зрения на определение политического процесса. Исследователи полагают, что у политического процесса может быть два значения, которые зависят от уровня развёртывания политики. В первом случае речь идет о микроуровне, охватывающий непосредственно действия групп и индивидов. Здесь политический процесс определяется, как «некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов». Во втором случае политический процесс рассматривается на макроуровне, то есть на фазах функционирования и деятельности институтов, таких как партии, государства и т.д. Под политическим процессом подразумевают «цикл политических изменений, последовательную смену состояний политической системы» Несмотря на то, что в данных определениях речь идет о разных явлениях, в действительности оба отражают одну и ту же сторону политики, ее действительность.

Кроме этого, в «Международной энциклопедии социальных наук» авторы подчеркивают, что «политический процесс сводится к деятельности людей в различных группах по поводу борьбы за власть и её использование для достижения своих индивидуальных и групповых интересов»

Именно циркуляция сообщений, охватывающая значимые социально и политически сферы общества, обуславливает возникновение политического процесса. Такой «кругооборот» сообщений и данных предопределяет функционирование социально-информационной области политики, наличие которой выступает важнейшим фактором существования политического процесса.

Структура политического процесса может быть определена как совокупность взаимодействий между акторами, условий этих взаимодействий, его логической последовательности («сюжета» политического процесса) и результатов. Основными акторами политического процесса выступают политические системы, политические институты (государство и партии), организованные и неорганизованные группы людей и индивиды.

Таким образом, политический процесс – это совокупность действий политических акторов, направленных на осуществление своих функций и ролей в области власти, которые в свою очередь обеспечивают формирование и функционирование политической системы общества.

Политическая власть, властные институты и отношения по поводу власти являются фундаментом политического процесса.

В политической науке понятие «власть» определяют, как «способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия». А политическая власть представляет собой разновидность власти, охватывающая все разновидности властных отношений в политической сфере. Политические деятели на каждом этапе завоевания, исполнения и удержания политической власти применяют методы и приемы, суть которых заключается в подчинении своей воле деятельности, поведения и воли социальных групп, слоев, общностей, а также отдельных индивидов. Власть становится политической, если результаты деятельности политического деятеля оказывают влияние на решения тех или иных политических проблем.

 

Отсюда следует, что власть во всех случаях рассматривается в зависимости «господство – подчинение», что наиболее актуально, когда речь идет о коммуникационной составляющей политического процесса.

Можно сказать, что власть зависит от набора ресурсов, которые дают возможность субъекту осуществить свою волю по отношению к объекту. Таким образом, как подчеркивает Р.Мартин “основными элементами любого объяснения власти являются цели актора и распределение ресурсов, необходимых для их достижения”. «Позиция является структурным элементом власти, обозначающим ее «отправную точку». Ресурсы – динамический элемент власти, они выражают действующие силы, обусловливающие сам процесс властвования»

Ресурсы власти разнообразны. Конкретно для властных отношений являются обязательными знания, физические способности, умения, возможности и воля, так как их отсутствие не позволит субъекту реализовать свой властный потенциал и преобразовать его во властное отношение. В эпоху информационного общества коммуникативные процессы образуют, транслируют и оказывают поддержку властным отношениям и политической общности.

К положительным тенденциям ИКТ можно отнести: возможность многосторонней коммуникации, которая также подразумевает возможность обратной связи, что в конечном счете приводит к повсеместному использованию последних в политическом процессе; использование коммуникационных каналов в Интернете имеет разветвленный характер, что гораздо осложняет и удорожает манипулятивный фактор воздействия со стороны государства, это значит, что государство теряет возможность оказания максимального влияния при минимальных расходах; Интернет не только заключает в себе все преимущества традиционных СМИ, но и позволяет пользователям активно проникать в политический процесс на мировом и национальном уровнях; с каждым днем число Интернет-пользователей растет, что способствует их увеличивающейся активности в сфере детального изучения коммуникационных каналов, которые находятся в новом Интернет-пространстве.

К негативным же моментам относятся: строгая дифференциация Интернет-пространства. Многообразные социальные группы, будучи носителями информации, начинают компьютерно-опосредованное взаимодействие друг с другом, формируя при этом единое пространство. Помимо областей с высокими показателями социально-политического взаимодействия в структуре Интернет-пространства также содержатся области с низкой активностью. Последние отличаются однонаправленной коммуникацией, т.е. пользователь выступает только в роли получателя информации. Такая неоднородная политическая активность в Сети затрудняет изучение политической интернет-коммуникации. Ранжированность взаимодействия в Сети формируется согласно уровнем осведомленности политической информацией Интернет-пользователей. Традиционные критерии определения общественного положения исчезают, таким образом возрастные, гендерные, расовые и личностные характеристики больше не имеют главное влияние.

Основным фактором, свидетельствующим о том, что Интернет становится одним из самых важных ресурсов государства, является регулярная коммуникация власти с обществом в Сети. Эффективность и успешность коммуникационного канала напрямую зависит от количества пользователей, активно участвующих в обмене информацией по данному каналу. Возможности сети Интернет увеличиваются с каждым днем. Это подтверждает количество Интернет-пользователей в мире. Так, согласно опубликованному Международным союзом электросвязи прогнозу по мировому рынку телефонии и Интернет-доступа в 2015 году количество пользователей Интернета во всем мире достигнет 3 млрд[9]. Более того, по прогнозу МСЭ в 2015 г. проникновение интернета в Европе достигнет 75% (или трое из четырех человек) − самого высокого уровня в мире, в Северной и Южной Америке - 66%, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона - 45%, в Африке почти 20%

В настоящее время новейшие Интернет-технологии активно используются в системе «власть-общество», что способствует полному проникновению сети Интернет в социально-политические сферы общества. Данная тенденция свидетельствует о том, что со стороны власти происходит расширение форм и методов влияния и воздействия как на политическую систему в целом, так и на процесс формирования политических решений. Трансформация способов и форм политической коммуникации служит индикатором, по которому можно оценивать состояние, интенсивность и подконтрольность властно-управленческого процесса.

При рассмотрении генезиса взаимодействия власти и общества за последние два века, можно отметить, что характерными особенностями первой половины XIX века являются радикальные митинги, забастовки и выступления. В XX же веке вследствие становления демократических принципов мирового сообщества на их смену пришли электоральная активность граждан, образование профсоюзов, движений, сообществ и т.д. В данное время нельзя отрицать тот факт, что активное применение Интернет-технологий в современном политическом процессе способствует неизбежному развитию политического взаимодействия в социуме. Именно внедрение сети Интернет в политику, возникновение «сетевой политики» и «цифровой дипломатии» полностью модифицировало ресурсы власти.

Социальные сети являются наиболее посещаемыми веб-сайтами в сети Интернет. Количество активных пользователей всемирно известных коммуникационных платформ следующее: Facebook-1 млрд.[11], Twitter – 200+ млн.[12], LinkedIn – 180+ млн.[13], Tencent Qzone – 400+ млн.[14], ВКонтакте – 80 млн.[15]. Таким образом, социальные сети представляют наиболее перспективный вид политической коммуникации в Интернете для взаимодействия государства с обществом. Кроме того, сейчас наибольшую популярность набирает феномен электронного правительства. «Электронное правительство - система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества»

Блоги и социальные сети как коммуникационный ресурс государства. На виртуальных платформах образуется определенное коммуникационное пространство, в котором значительное количество пользователей могут принимать участие в одно время. Данное обстоятельство выгодно для власти, и она активно его использует.

На сегодняшний день трудно назвать мирового политика, не использующего Интернет-технологии с целью обратной связи с обществом. ИКТ находятся в постоянном развитии и усовершенствовании, появляются новые программы, сайты, методы и способы не только коммуникации, но и непосредственного воздействия на сознания населения через сеть Интернет.

Большинство влиятельных политиков мира имеют сегодня персональные блоги. Например, президент России Владимир Владимирович Путин (putin.kremlin.ru), президент США Барак Обама (www.barackobama.com), канцлер Германии Ангела Меркель (www.angela-merkel.de), госсекретарь США Джон Керри (http://www.johnkerry.com). Каждый блог выполнен по последним тенденциям виртуального мира. В блогах можно найти биографию и некоторые факты из жизни политиков, а также информацию о их политических взглядах. Для удобства посетителей все записи отсортированы в обратном хронологическом порядке. Главное отличие блогов от обычных веб-сайтов заключается в возможности обратной связи, т.е. посетители блога могут задавать вопросы автору блога, комментировать записи, принимать участие в онлайн-голосованиях и т.д. Блог это один из самых легких, быстрых и дешевых способов передачи информации. Информацию в блогах отличает информативность, доступность, визуальностью, понятливость и спонтанность.

К политическим функциям блога можно отнести:

1) Блог – как цензор старых медиа (телевидение, газеты, журналы). Большая часть контента политических блогов является результатом мониторинга того же медийного пространства. Политически значимое событие для блогера - это часто то, что происходит в самих медиа, а не во внемедийной реальности.

2) В большинстве случаев в блогах освещаются новости, которые не публикуют в старых медиа. Новые медиа освещают те истории, которые старые предпочитают часто обходить молчанием, руководствуясь иными критериями значимости события.

3) Блоги изменили функционирование политических позиций в публичном пространстве. В новых медиа политический успех демистифицируется, т.е. сводится к простым рациональным правилам: демократия – это политическая конкуренция позиций в ходе рациональной дискуссии, в которой всегда должен быть проигравший. Все участники такой дискуссии действуют рационально, по общепринятым правилам аргументации. Однако противники этой точки зрения считают, что реально всегда аргументация искажается и что кроме рационального выбора существует еще и не менее важный выбор ценностей. Борьба ценностей,

которые определяют политическую позицию, становится в блогах зачастую важнее, чем борьба аргументов. Факты представляются сквозь призму ценностей. Политика -столкновение ценностных позиций, в которой противник не обязательно должен быть побежден посредством победы в дискуссии

Но кроме этого важно отметить, что доступность коммуникации в блоге способствует такой ситуации, в которой каждый пользователь оказывается потенциальным публицистом. Блоги стали местом привлечения людей, не интересующихся политикой, а также групп давления. Из чего можно заключить, что с одной стороны, сфера блогинга проблематизирует огромный спектр вопросов, а с другой стороны, для регулярного мониторинга и анализа информации в Интернете требуются определенные знания, объективность и способность самостоятельно обрабатывать данные. Итак, отслеживание и анализирование информации в Сети становится необходимой задачей.

Это общеизвестный факт, что мировые политики сегодня активно используют социальные сети как основную площадку для коммуникации. С появлением социальных сетей становится гораздо проще и дешевле продвигать свои интересы и взгляды, привлекать сторонников и общаться с гражданами. Социальные сети отличает от блогов, форумов и сайтов наличие системы друзей и групп для упрощения коммуникации между пользователями. Для регистрации в социальный сети требуется создать аккаунт. Аккаунт представляет собой виртуальный портрет пользователя: персональные данные, образование, место работы, увлечения, фотографии т.д. С помощью этих данных можно сформировать политический имидж в сети Интернет, и более того находить единомышленников для создания виртуальных групп.

В начале 2010 года быстро набирает популярность в Интернете проект Правительство 2.0 – Gov 2.0, главной задачей которого стало интегрировать политиков и чиновников в социальные сети. На сайте www.gov2summit.com пользователи имеют возможность следить за деятельностью правительства США. На сайте имеется контактная информация для обратной связи: телефон и электронная почта. Также можно отслеживать деятельность правительства через социальные сети – Facebook, Twitter, Instagram, Linkedin. Для увеличения эффективности менеджмента правительства большинства стран проводят стратегии слияния технологий Web 2.0 с процессами принятия управленческих решений.

В демократическом политическом режиме государственная власть выступает от имени всего общества, отсюда следует, что доступность информации, наблюдение за событиями и наличие возможности коллективного участия в политическом процессе демонстрируют формирование легитимности данной власти. Активность политический деятелей в сети Интернет показала некогда скрытые для общего доступа неточности и неоднородности в социально-политической жизни общества.

 

Одной из наиболее популярных социальных сетей среди политиков является Твиттер. Большинство мировых политиков активно ведут свои микроблоги. «В отличие от других сервисов Twitter является средством массового информирования. Пользователи собирают на своих страничках ссылки на понравившиеся им статьи по той или иной тематике, видеоролики или музыкальные файлы. К примеру, эксперты, отслеживающие тему развития электронного правительства, аккумулируют в своих «твиттах» все новости на этот счет. И остальным уже нет надобности тратить время на мониторинг этой темы на бескрайних просторах Интернета, достаточно подписаться в Twitter на какого-нибудь эксперта в этой сфере и иметь всю информацию»[18]. Таким образом, активность в Твиттере способствует массовой общественно-политической коммуникации власти с обществом.

В соответствии с докладом Digital Policy Council, к началу 2012 года политические лидеры 123 стран мира (каждый третий из четверых) вели микроблог в Твиттере для общения с гражданами. С 2011 года данный показатель увеличился на 78% . Государственные деятели осознают выгодность прямого общения с населением. Более того, отличительной особенностью Твитера является быстрое, «вирусное» распространение новостей.

Самым популярным мировым политиком в Твиттере уже долгое время остается президент США Барак Обама (@BarackObama). Его аккаунт насчитывает почти 60 млн. подписчиков. Кроме этого, на аккаунт президента США подписано рекордное количество мировых лидеров. Его фолловерами являются около 230 официальных правительственных аккаунта. Среди российских политиков на первом месте по количеству подписчиков (около 3,5 млн) находится председатель правительства РФ Дмитрий Медведев (@medvedevrussia). Также, большое количество читателей (почти 3,8 млн) имеет премьер-министр ОАЭ шейх Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум (@HHShkMohd).

Конкретно в политической сфере Твиттер считается оперативным и экономически эффективным способом политической мобилизации. Государство и бизнес уже давно мониторят Твиттер для оценки общественного мнения и трендов виртуального пространства. Важно отметить, что Твиттер – это пространство общения в реальном времени, т.к. более 90% откликов случается в течение часа после публикации оригинального сообщения. Таким образом, в случае если сообщение появляется во время наименьшей активности пользователей, то количество откликов будет незначительным.

Но важно учитывать тот факт, что каждый источник новостей имеет свои принципы и алгоритмы распространения информации, свою степень надежности. Кроме этого, необходимо принимать во внимание, что новость пропадает из поля зрения пользователей после 12-50 часов с момента публикации в социальной сети, т.е. каждое сообщение обладает своей степенью «жизнеспособности», зависящей от авторитетности источника и актуальности информации.

Вышеперечисленные онлайн-площадки имеют общую черту: они не являются строго национальными коммуникационными каналами и, следовательно, позволяют создать площадку для международного обмена информацией, в особенности политической[19].

Бесспорно, социальные сети с годами буду набирать всю большую популярность как среди правительства, так и среди общества. Более того, количество интернет-пользователей увеличивается год за годом, именно поэтому данный способ политической коммуникации стоит относить к полноценным ресурсам политической власти.

 

Электронное правительство (ЭП). Сами идеи электронной коммерции (e-Business), электронной демократии (e-Democracy) и электронного управления (e-Governance) родились раньше, чем появилось основное понятие – электронное правительство (e-Government).

В докладе Института развития информационно общества под электронным правительством понимают «использование в практике органов власти современных ИКТ для осуществления всего спектра правительственных функций, нацеленное на обеспечение доступа граждан к достоверной официальной информации, на создание условий для взаимодействия органов власти между собой, с населением, бизнесом и институтами гражданского общества, а также на повышение эффективности и прозрачности государственного управления».

Тем не менее данный термин следует употреблять в более узком значении, «электронное правительство» - реализация государственных полномочий при помощи потенциала интернет-технологий.

«В основе общей концепции электронного правительства положены три руководящих принципа: ориентация ресурсов и услуг на рядовых граждан, а не чиновников, высокая отдача проектов по результатам использования, рыночная система внедрения технологий и инвестирования проектов. Ожидается, что реализация данной концепции позволит в будущем сократить время обслуживания граждан при их обращениях в правительственные инстанции до нескольких часов и даже минут, например, для получения справочной информации, вместо нескольких дней или недель в настоящий момент»

Одной из важнейших задач электронного правительства становится трансформация традиционный взаимоотношений правительство-граждане с помощью использования информационных технологий и сетей коммуникации для улучшения предоставления услуг обществу и бизнесу, а также привлечения к участию граждан в процессах управления и руководства страной[22]. Кроме того, ЭП способствует усилению контроля со стороны пользователей за деятельностью государственного аппарата, что непосредственно относится к электронному гражданскому обществу.

Таким образом, под электронным правительством подразумевается, как открытость государственного аппарата для местных и иностранных граждан, так и вовлеченность максимального количества граждан во властно-управленческий процесс.

 

16. Внедрение политической интернет-коммуникации в электоральный процесс

На протяжении всей истории исследований по данной проблематике можно проследить развитие двух основополагающих подходов к изучению способов воздействия средств массовой информации на электоральное поведение, установки избирателей и той роли, которую играют СМИ в политическом процессе.

В рамках первого подхода ученые и исследователи утверждают, что средства массовой информации оказывают значительное воздействие на аудиторию, формирование политических ориентации и установок избирателей. Основой для данной концепции послужили работы У.Липманна. В рамках второго подхода роль средств массовой информации в этом процессе сводится к минимуму, их воздействие определяется рядом опосредованных факторов. Исследования Д.Лернера, К. Ховланда показали, что аудитория так же активна, как и сами средства массовой коммуникации. Их работы опровергают концепцию прямого воздействия средств массовой информации на аудиторию. Кроме названных ученых, необходимо выделить крупного исследователя роли средств массовой информации в избирательном процессе и их влияния на формирование политических ориентации избирателей П. Лазарсфельда. Он пришел к выводу, что средства массовой информации не являются единственным источником политического информирования, межличностное общение здесь не менее важно. П. Лазарсфельд выделил такие характеристики, влияющие на политические предпочтения избирателей, как социальный статус, доход, профессия, религиозная принадлежность и другие, а средства массовой информации работают на усиление уже существующих, ранее сформированных политических установок и ориентации.

Средства массовой информации обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение.

Они активно влияют не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль средств массовой информации в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.

В последнее время в наиболее развитых странах особой популярностью пользуются глобальные компьютерные сети. Интернет из узкоспециализированной компьютерной среды развился в мощное информационное пространство, охватывающее в той или иной степени все аспекты общественной жизни страны. Одно из отличий российского Интернета от западного заключается в том, что в России онлайновые технологии в значительно большей степени востребованы в политической и медиасреде. По состоянию на конец этого года, по данным Минсвязи, Интернетом в той или иной степени пользуются уже не менее 10 миллионов россиян. Увеличение числа пользователей неизбежно влечет за собой и постепенное увеличение влияния сети на политическую жизнь страны.

Наиболее наглядно влияние СМИ на электоральное поведение граждан проявляется в ходе предвыборных кампаний. Поскольку прямые выборы федерального уровня в силу своей массовости исключают для большинства избирателей возможность содержательной личной коммуникации с избираемыми, постольку выбор фактически осуществляется между их образами, транслируемыми через различного рода посредников. В такой ситуации чрезвычайно возрастает роль средств массовой информации как одного из основных инструментов доведения образов конкурирующих политических субъектов до избирателя.

Выборы - это поле деятельности для СМИ. В связи с этим наблюдается обострение отношений «пресса - власть». Увеличение конфликтов в информационной сфере следует рассматривать не как чрезвычайную ситуацию, а периодически возникающую реальность. Она характеризуется обострением политической борьбы, возрастанием ответственности всех участников процесса - избирателей, кандидатов, СМИ. Предвыборная кампания позволяет сделать выбор, и здесь роль СМИ переоценить невозможно.

Следует отметить, что именно телевидение играет доминирующую роль в избирательных кампаниях в России. Хотя контроль над электронными СМИ не гарантирует победу на выборах, телевидение обладает огромными возможностями для формирования содержания кампании и управления ею. Необходимым условием для создания такой ситуации является доминирующая позиция того или иного канала и эксплуатация этого СМИ для политических целей. Влияние СМИ имеет многоаспектный характер. Люди в большинстве своем подвержены влиянию всего информационного поля, а не только одного конкретного СМИ. И чем более согласованными оказываются сообщения, получаемые индивидом из различных источников, тем большего эффекта достигает воздействие. Восприятие индивидом того или иного политического персонажа определяется не только (и не столько) последней полученной информацией, но всей суммой ранее воспринятой и усвоенной информации. Исследователи влияния средств массовой информации на электоральное поведение выделяют 3 модели реагирования избирателей на воздействие масс-медиа:

1. Модель максимальной информационной чувствительности, При которой электоральные предпочтения аудиторий конкретного СМИ напрямую связаны с соответствующим представлением политической партии или политика в этом СМИ.

2. Модель минимальной информационной чувствительности, когда связь между предпочтениями избирателей и информацией, поступающей от средств массовой информации, отсутствует или не является значимой.

3. Модель обратной чувствительности, то есть реакция аудитории конкретного СМИ обратная представлению политика в этом СМИ.

Значимость СМИ заключается не только в самой возможности эффективного информационного влияния на электоральные ориентации активных избирателей, но и в том, каким образом распределяются голоса этой части электората под влиянием СМИ. Так, согласно опросам ВЦИОМ, в большей степени склонны доверять средствам массовой информации следующие категории респондентов: люди с высшим образованием - почти в два раза чаще, чем имеющие более низкий уровень образования, респонденты с высоким уровнем душевого дохода - почти в два раза чаще, чем люди с более низким доходом, жители крупных городов - в полтора раза чаще, чем жители других населенных пунктов, а также руководители различного уровня, предприниматели и студенты. Можно предположить, что именно эти категории избирателей в наибольшей степени подвержены влиянию СМИ. Лишь треть активного электората может быть признана объектом эффективного пропагандистского воздействия в преддверии выборов. Остальные избиратели, по всей видимости, более устойчивы в своих предпочтениях и принимают решение исходя из более глубоких пристрастий, не столь подверженных прямому информационному насилию (по крайней мере, за короткий период избирательной камлании). Их политические предпочтения, вероятно, определяются не только восприятием конъюнктурной политической информации, но и в существенной степени социальными и культурными позициями.

В связи с этим важно уточнить, что влияние СМИ имеет «кумулятивный» характер, т.е. его эффект может накапливаться. Это влияние больше тогда, когда направленное информационное воздействие по поводу того или иного политического персонажа в СМИ является устойчивым и долговременным. Существуют некоторые косвенные свидетельства увеличения наряду с потреблением политической информации и уровня доверия к сообщениям, транслируемым СМИ.

Перенос центра тяжести борьбы за избирателя из сферы реального социального действия в информационное пространство привел к тому, что многие исследователи, анализируя ход общенациональных избирательных кампаний в последние годы, приходили к заключению о решающей роли масс-медиа в политическом выборе россиян.

СМИ в современном обществе выполняют ряд общих политических функций, основными среди которых являются информационная, образовательная, социализации, критики, контроля, артикуляции и интеграции. Выделяют такие функции СМИ, как инновационная, оперативная, функция формирования общественного мнения, мобилизационная. Все рассмотренные политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику.

Проблеме эффективности СМИ посвящено огромное количество публикаций. Американские исследователи первые задумались о том, каким образом средства массовой информации влияют на людей. Анализируя взаимосвязь между средствами массовой информации и пропагандой, Г.Лассуэлл в 1948 году определяет первую в понятиях как ее собственной структуры, так и выполняемых ею основных социальных функций, предложив при этом ставшее классическим определение «акта коммуникации», который раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие по мере осмысления вопросы «кто сообщает, что, по какому каналу, кому, с каким эффектом». Ученый считал, что коммуникации присущи любому феномену социальной жизни, пытался дать целостное описание массово-информационных процессов и их циркуляции, а введя в структуру коммуникативного процесса такой его важнейший элемент, как «эффект» (неотделимый от анализа аудитории и канала), он одним из первых в американской науке поставил вопрос об управлении массовым сознанием (массовыми представлениями, ожиданиями, иллюзиями, заблуждениями). Он пришел к выводу, что социологический анализ именно массовых иллюзий, ожиданий и представлений полнее всего раскрывает природу и специфику общественного сознания и общественного мнения, чем изучение его систематизированных духовных образований (идеологий). Поэтому он считал особенно важным изучение «реального», «практического», «массового», «разлитого» сознания.

Огромное значение в научных исследованиях Г.Лассуэлла имеют про



2016-01-26 1019 Обсуждений (0)
Политическая коммуникация в информационном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическая коммуникация в информационном обществе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1019)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)