Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Электронная демократия как модель улучшения политического участия граждан



2016-01-26 844 Обсуждений (0)
Электронная демократия как модель улучшения политического участия граждан 0.00 из 5.00 0 оценок





Установление демократического режима и построение гражданского общества невозможны без участия в процессе принятия политических решений активных и сознательных граждан, которые способны реализовывать свои права и нести ответственность перед обществом за свои действия. В последнее время во всех сферах деятельности как украинского, так и российского государства прослеживается тенденция к широкому использованию новейших информационных технологий. Так как страны постсоветского пространства, особенно Украина и Россия, пытаются построить демократическое гражданское общество, крайне актуальным является вопрос вовлечения простых граждан в политические процессы. В странах развитой демократии повышение степени участия граждан в политических процессах связывают с введением электронной демократии. Эта концепция предусматривает возможность для граждан получать информацию и устанавливать тесный контакт, направленный на обсуждение проблем и содействие новым демократическим процессам вне времени и пространства. Формы электронной демократии - е-голосование, е-петиции, е-протесты и т.д. - способствуют качественному расширению участия граждан в политике, тем самым подтверждая эффективность и целесообразность реализации концепции е-демократии на практике. Опыт зарубежных стран доказывает, что концепция «электронная демократия» не просто декларативный сценарий развития общества, созданный в угоду западным веяниям и тенденциям, а эффективный способ решения проблем с вовлечением граждан в политические процессы. Исследование проблемы реализации концепции электронной демократии тесно связано с политологическим анализом трансформации политической системы государства в целом и внедрением информационно коммуникационных технологий в политическую жизнь общества. Соответственно проблематике построения информационного общества и введения электронного управления посвящены труды Т. Беккера, М. Вершинина, М. Грачева, Д. Дубова, С. Дубовой, Н. Корытниковой, А. Пазюка. Обращаясь к научным трудам, в которых изучался вопрос политического участия граждан, отдельно следует выделить основательные исследования Н. Ротар. Некоторые аспекты проблемы электронной демократии и ее форм, используемых за рубежом, обоснованы в исследовательских работах А. Березы, И. Быкова, В. Дрожжинова, А. Штрик, А. Дубаса, Дж. Кэдди, В. Мещерякова и др.

В данной политологической постановке проблема электронной демократии рассматривалась частично, хотя и существуют значительные наработки ученых, которые занимались исследованиями этого вопроса. Несмотря на то, что проблематика эффективной реализации концепции электронной демократии характеризуется многогранностью и важностью практического применения, данное явление в контексте права граждан на участие в принятии политических решений проанализировано в недостаточной степени.

Стремясь построить демократическое гражданское общество, политические процессы в котором осуществляются с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий, многие страны мира обращаются к концепции электронной демократии. Она пришла на смену наиболее прогрессивной формы правления в индустриальном обществе – представительной демократии. Тем не менее, ее реализация предполагает сочетание инновационных политических инструментов с традиционными, таким образом облегчая и улучшая процесс реализации демократических прав и свобод, в частности, на участие в общественной жизни и демократических процессах. Исследователь М. Грачев в наиболее общем плане определяет «электронную демократию» как основанный на применении сетевых компьютерных технологий механизм обеспечения политической коммуникации, что способствует реализации принципов народовластия и позволяет привести политическое устройство в соответствие с реальными потребностями развивающегося информационного общества. Кстати, народовластие, или власть граждан в условиях информационного общества - это когда граждане имеют прямое право слушать, думать, спорить и говорить, спрашивать, действовать и голосовать по своему усмотрению и с выгодами для себя, с помощью информационно-коммуникационных технологий

 

. Поэтому электронная демократия часто рассматривается как возможность отказа от системы представительства в пользу более прямого вовлечения. Таким образом, внедряя концепцию е-демократии, происходиттрансформация всей политической системы страны Надо четко понимать, что электронная демократия не связана ни с каким конкретным типом демократии и не ведет к нему

. Используя информационно-коммуникационные технологии и информационную инфраструктуру, государство развивает и усиливает существующие демократические институты,

а также расширяет участие граждан в общественной и политической деятельности. Именно е-демократия дает возможность каждого участвовать в формировании и реализации государственной политики, принятии решений органами власти, используя при этом информационные технологии для двусторонней интерактивной связи между государством (органами власти) и гражданами Ученые В. Дрожжинов и А. Штрик предлагают рассматривать это понятие в узком и в широком смысле. Они считают, что в узком смысле демократия заключается в использовании электронной поддержки для обеспечения соответствующих конституционных прав, требующих тех или иных формальных решений, а в широком – означает систематизацию мыслей и привлечения граждан и организаций в процесс принятия политических решений

Изменение формы и степени привлечения граждан к принятию политических решений является основной сутью электронной демократии. Так как в основе концепции лежит стремление сделать политические процессы более открытыми для каждого гражданина, то предоставляются возможности для более активного участия в политике. Соответственно благодаря информационно-коммуникационным технологиям, в том числе Интернету, те, чьи голоса слышатся реже или тише, могут выражать свои взгляды по отдельности или объединяться с единомышленниками, создавая коллективные формы политического участия. Как следствие, социально не задействованные, территориально удаленные и ограниченные в физических возможностях группы

населения привлекаются к участию в политическом процессе, тем самым преодолевая социальный разрыв

Таким образом, электронная демократия, облегчая доступ к информации и предоставляя возможности для дискуссии, повышает уровень качества и законности политических решений в результате объединения знаний граждан, основанных на опыте Также в концепции е-демократии заложена возможность обеспечивать:

• более эффективное управление посредством эффективных организационных действий;

• более эффективную связь между политикой и гражданами;

• активацию и мотивацию, направленные на привлечение граждан в политику за пределами Интернета и с помощью самого Интернета

Интерактивность - обеспечение постоянного интерактива, то есть непрерывного обратной связи. Интернет дает потенциальную возможность каждому быть услышанным и участвовать в решении актуальных политических вопросов на национальном и глобальном уровне. Партиципаторность электронной демократии базируется на использовании новейших информационно-коммуникационных технологий для реализации гражданских прав, свобод и интересов, что является основой прямой демократии. Согласованность - процедура обсуждения актуальных вопросов, установления диалога на основе высокого уровня осведомленности участников и выработки оптимального на данный момент взгляда на политические вопросы

Необходимо отметить, что процесс становления е-демократии должен осуществляться постепенно и системно, чтобы принести максимальную пользу обществу и усовершенствовать политическую систему государства.

Электронная демократия способна объединить ответственных лиц и граждан в новых формах вовлечения и разработки политики. С одной стороны, это может привести к лучшему пониманию ответственными лицами общественного мнения и потребностей народа, с другой – к лучшему пониманию общественностью задач и сложностей, с которыми сталкиваются ответственные лица. Это обеспечит гражданам более эффективное определение демократической системы и более высокий уровень уважения и доверия к демократии

Соответственно, следует проанализировать некоторые примеры применения идеи е-демократии на практике.

Онлайновые дебаты. Этой формой является предоставление гражданам возможности обсуждения решений городского совета, или законопроектов в Интернете.

В Российской Федерации также известны случаи применения онлайн дебатов на практике, а именно интернет-обсуждение законопроекта «О полиции». По официальным данным, от Интернет-пользователей было получено около 20 тыс. предложений, однако их дальнейшее применение неизвестно

Онлайновые протесты. В январе 2012 г. в Интернете прокатилась волна

протестов против принятия в США законопроекта «Акт о прекращении онлайн-пиратства» (Stop Online Piracy Act, SOPA)

Согласно этому законопроекту, любой участник деятельности в сети Интернет – начиная с провайдеров, поисковых систем и даже рекламодателей, – обязан фактически по любому обращению правообладателя прекратить предоставление услуг ресурсу, обвиняемому в пиратстве, и прекратить с ним любое взаимодействие; в противном случае любой из прямых и косвенных контрагентов обвиняемого сайта будет расцениваться как его соучастник Более 7 тысяч сайтов, в том числе Facebook, Google, Mozilla Corporation, Wikipedia, ушли в оффлайн в знак протеста, аргументируя это тем, что документ несет угрозу свободе слова в Интернете и развитию высоких технологий. В результате многочисленных протестов сетевой аудитории и крупнейших Интернет и IT-компаний работа над законопроектом отложена на неопределённое время. Более того, в конце 2012 г. стало известно, что американские законодатели вообще не намерены готовить аналоги антипиратских законов SOPA, принятие которых сорвалось из-за массовых протестов Онлайновые муниципалитеты: Обеспечивают постоянный диалог между местной властью и обществом. Основной задачей является активизация гра ждан на межвыборном этапе электорального цикла, привлечение их к обще национальной политической дискуссии

В России гражданам предоставляется возможность через сайт «Демократор», созданный в 2010 г., объединяться вокруг общих социально- значимых проблем, совместно редактировать тексты коллективных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, а также отслеживать состояние работы по указанным коллективным обращениям» Вышепроанализированные формы электронной демократии являются далеко не единственными инструментами, эффективно реализующими поставленные цели и задачи по укреплению демократии и качественного расширения участия граждан в процессе принятия политических решений. Однако четкого следования положениям концепции е-демократии недостаточно, ведь часто возникают индивидуальные для каждого государства барьеры и препятствия.



2016-01-26 844 Обсуждений (0)
Электронная демократия как модель улучшения политического участия граждан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Электронная демократия как модель улучшения политического участия граждан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (844)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)