Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Хоть какое-то положительное отношение обучаемых к тренингу является абсолютно необходимым условием его результативности



2016-01-26 395 Обсуждений (0)
Хоть какое-то положительное отношение обучаемых к тренингу является абсолютно необходимым условием его результативности 0.00 из 5.00 0 оценок




мнения обучаемых по поводу разных сторон и граней тренинговых процедур служат источником ценнейшей информации для совершенствования практики тренинга (текущая корректировка, общая оценка)

+ про жуковскую анкету ПИНТ (понятно, интересно, нужно, темп)

ВЕЛИЧИНА ГРУППЫ

Вачков приводит типичные границы. Минимум 4, максимум 18, оптимум в диапазоне от 8 до 12.

Что не так с большими группами? Это и групповая поляризация, и снижение личностного контроля над ситуацией, и пассивность значительной части участников, и преобладание официальных отношений, и снижение уровня продуктивной обратной связи, и уменьшение возможностей для проявления индивидуальной активности.

В краткосрочных тренингах большая успешность достигается при приближении к нижним границам эффективного функционирования учебной группы, в более продолжительных группах диапазон оптимальности сдвигается в сторону больших чисел.

В общем тренер сам играет численностью группы. Например, при достаточной замотивированности участников, можно сделать группу и побольше, ведь нам нужно в основном передать информацию и эмоциональный эффект не нужен. При обратной истории, где нет высокой мотивации, мы делаем ставку на эмоциональный отклик от тренинга и снижаем численность группы. Так же важным моментов является намерение организации делать серию тренингов. Желание продолжать обучение коррелирует как с настроением после тренинга, так и с оценкой полезности и интересности тренинга, а мы помним, как эти показатели связаны с численностью группы. Следовательно, в таком случае целесообразно делать малочисленную группу.

АКТИВНОСТЬ УЧАСТНИКОВ

Активность участников обязательна сама по себе, так как это активные методы обучения. Вопрос в том, что есть некий оптимум активности.

Слишком низкая, так и чрезмерно высокая индивидуальная активность членов группы может создавать угрозу успешности тренинга.

 

Нахождение оптимального баланса между активностью ведущего и активностью остальных участников процесса есть задача, решать которую необходимо с учетом контекста, в котором осуществляется тренинг. Последнее означает, что акцентированная дидактическая составляющая коммуникативного тренинга более уместна, когда коммуникативная подготовка включена как составная часть в более широкую систему обучения, например, проходящую в рамках программы МВА. С другой стороны, экспериентальная составляющая тренинга может быть более выраженной, когда коммуникативный тренинг проводится как достаточно самостоятельная и объемная по времени акция. Разумеется, необходимо принимать во внимание и уровень предшествующей подготовки и установки участников и степень продвинутости группы.

Собственная активность участников сказывается в прежде всего на эмоциональной стороне восприятия тренинга и лишь затем распространяет свое влияние на другие компоненты.

 

ЗНАНИЯ

Знания, получаемые в тренинге – особые. Есть даже такие высказывания, что эти знания существуют в виде опыта, а не информации об опыте.

Но что-нибудь померить таки надо, хотя бы ради заказчиков, которые вообще ничего не понимают.

На экзамене нам легко проверить воспроизведение той или иной инфы, но тренера не волнует то, насколько правильно участники воспроизводят информацию. Для него важно, чтобы эта информация эффективно использовалась.

 

С экзаменами есть и техническая проблема. Тренинг живой и должен легко меняться и подстраиваться, а если мы будем готовить в конце программы экзамен с вопросами то это значительно все усложнит.

Заказчиков тоже можно понять. Как минимум, надо оценить затраты на обучение. Как максимум, если речь идет о системе внутрифирменной подготовке, о которой столько говорят, то как же планировать карьеру сотрудника, если не иметь данных о его успехах в обучении?

Внутренний контроль знаний по схеме:

Ознакомление

Усвоение

Освоение

Прелесть тренинга в том, что полученная от тренера информация практически сразу пускается в ход. Контролировать само запоминание не принято. Это просто неприлично. Но спросить, все ли понятно и есть ли вопросы, можно и нужно.

Контроль качества усвоения осуществляется по ходу освоения. Если усвоиться должно нечто, кажущееся простым, но таковым на самом деле не являющимся, приходится пускать в ход специальные контрольные упражнения.

В основных тренинговых упражнениях идет как раз этап освоения знаний. Знания в нашем случае – это в первую очередь схемы анализа ситуации и правила поведения.

В тренинге социально-перцептивных умений обычно на первом этапе участники в ходе спонтанно-ролевой или сценарно-ролевой игры воспроизводят некоторую типичную ситуацию общения. То, что происходило, фиксируется. Актуализируются некие знания (ключи анализа), которые либо раньше проходились либо даются прямо сейчас. И по ним дальше анализируется демонстрационная ситуация.

В тренинге поведенческих умений последовательность иная. Этап актуализации знаний предваряет проведение игры или упражнений. Вначале ведущий тем или иным способом задает содержание поведенческой модели, и лишь затем участники совершают некие действия, после чего и следует разбор их результатов.

Оценка качества усвоения знаний происходит на основе оценки результативности умений, умений поведенческого и когнитивного характера. Таким образом, проблема оценки знаний решается созданием системы оценки умений.

+ принципиальным моментов является то, что полученные знания вообще-то надо мочь использовать вне тренинга. Поэтому встает вопрос об адекватных формах хранения знаний. Например, составление всевозможных памяток, коллажей и схем + фоточка на фоне. Важен сам факт участия в подобном творчестве, ну и продукт тоже может быть полезен. По хорошему такие штуки надо делать после каждого блока, но можно умудриться сделать и сквозную «памятку» типа видеофильма.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

Это вообще то основная цель.

Подобные улучшения порой можно увидеть только косвенно, непосредственно они могут и не измеряться. Например, оказалось, что тренинг умений приводит к приросту продуктивности без заметных изменений в частоте использования обновленных навыков. (Амелина)

Это ставит вопрос об отслеживании сопутствующих эффектов тренинга, кроме прямых

Есть следующая методика для такого анализа.

Перед началом игры надо попросить все участвующие стороны сформулировать те цели, которые они ставят перед собой. Желательно получить эти формулировки в письменном виде и сохранить у себя до завершения игры. Наблюдателям, если таковые предполагаются, необходимо сформулировать конкретные цели. Например, отслеживать случаи использования техники активного слушания.

После того, как игровое действо завершилось, каждому из игроков можно задать вопрос, на сколько ему удалось достичь поставленной цели. Ответ в процентах. Следующий вопрос - какую цель преследовали другие участники игры. Сопоставление формулировок целей, сделанных игроком до начала игры, с теми суждениями, которые производятся по ее окончанию другими игроками дает возможность оценить, насколько партнеры понимают смысл действий друг друга.

Следующий вопрос к участникам - каковы, по их мнению, взгляды их партнеров на причины создавшегося положения. Тут же другую сторону (другие стороны) можно попросить оценить в долях или процентах, насколько высказанные мнения отражают их действительную позицию. Аналогичную процедуру можно применить по отношению к видению путей разрешения проблемы. Все это позволяет оценить степень понимания участниками того, как их партнеры воспринимают ситуацию.

Если дополнить картину опросом тех членов группы, которые не принимали непосредственного участия в игре, а занимали позицию наблюдателей (попросить их высказать мнение о успешности разговора в целом, об использовании техник активного слушания и так далее), то получается дифференцированная качественно-количественная характеристика продуктивности беседы, из которой можно делать выводы о наличии или отсутствии прогресса в деле совершенствования коммуникативных умений.

ДИСПОЗИЦИИ

- моторные, когнитивные и социальные (в том числе и межличностные) установки, а также ценностные ориентации.

Входят в состав коммуникативной компетентности.

Тренинг на них тоже влияет. В книжке Жукова приведен пример исследования изменения локуса контроля (интернальности - экстернальности) в связи с коммуникативным тренингом. Вот что влияло на локус контроля:

Изначальная групповая интернальность. Чем выше общегрупповая средняя интернальность, тем значительнее ее прирост.

Интернальность лидера группы (тоже положительные корреляции)

Гетерогенность группы (чем выше гетерогеность, тем большего роста интернальности можно ожидать)

Вывод:

обнаруженные эффекты являются по своему характеру чисто групподинамическими, не специфичными для коммуникативного тренинга. Практически это значит, что для регулирования обнаруженных эффектов нет нужды пересматривать и переотлаживать программу тренинга, а если какие-то эффекты по каким-то причинам рассматриваются как нежелательные, то средством их купирования является тщательный отбор участников группы.

1.
2. УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПОРОЖДЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ.
Технический уровень (уровень коммуникативных техник)

Включает в себя то, что называется операциональным составом коммуникативных действий. Комплекс знаний и навыков, необходимых для осуществления успешной коммуникации. Он включает в себя:

o "знание" правил поведения в типичных социальных ситуациях

o широкий набор коммуникативных техник («репертуар межличностных реакций»).

o + чувство уместности («реактивной чувствительности», способности «подыграть» партнеру); только частично объясняется знанием правил коммуникативного этикета.

 

2. Оперативно-тактический уровень

Способность оперировать имеющимися знаниями и навыками для решения коммуникативных задач. Имеются в виду умения планировать и осуществлять коммуникативные действия на основе понимания целостной коммуникативной ситуации, включая видение открывающихся и закрывающихся по ходу развертывания взаимодействия возможностей для достижения целей.

o умение корректировать свои действия в связи с меняющей остановкой

o умение трансформировать своими действиями ситуацию, если она становится неблагоприятной для решения поставленных задач

На этом уровне определяется как человек будет что-либо делать и к чему это в конечном итоге может привести. Наиболее осознанный уровень.

3. Стратегический уровень

Включает в себя коммуникативные установки, ориентации и предрасположенности, такие как ориентация на открытое или закрытое общение, установка на манипулирование и тому подобные образования. Т.е. образования, которые обеспечивают трансситуативную ориентировку в коммуникациях и ответственны за понимание места и роли того или иного социального эпизода в жизни человека. На этом уровне мы соприкасаемся с личностной компетентностью.

Собственно говоря, степень осознанности и является критерием отнесения тех или иных процессов к тому или иному уровню. Технический уровень составляют компоненты, неосознаваемые, что называется, по определению (высокоавтоматизированные навыки и фоновыми знаниями, например, подстраивание громкости речи под расстояние от собеседника и уровень шума). Принципиально не то, используется навык или он отсутствует в репертуаре, а то отдает ли человек себе отчет в том, что он использует.

Образования, относимые к стратегическому уровню столь же неявны, что и компоненты оперативно-технического. Но по другой причине. В классическом психоанализе содержание сверх-Я объявляется принципиально неосознаваемым в связи со способом их формирования. Скорее дело не в том, что коммуникативные установки принципиально неосознаваемые, а в том, что они фактически безальтернативны и не требуют включения механизма сознательного выбора. Здесь важно не то, догадывается ли человек о своих верованиях, убеждениях и тд. Суть в том, что они направляют его мысли и поступки и при этом не удосуживаются "своевременно" известить его об этом. В момент своего воздействия на сознание они не подотчетны этому самому сознанию.

Отношения субординации между уровнями не всегда и не во всем совпадают с отношениями влияния. В каком-то смысле тактический уровень работает как "слуга двух господ", вырабатывая план действий исходя как из стратегической линии, так и из наличных технических ресурсов.

Схема взаимного расположения уровней, помогает выделить направления, по которым можно совершенствовать компетентность. Во-первых, это инвентаризация, расширение и обогащение репертуара коммуникативных техник и умножение фонда знаний в области локальных (сцепленных с конкретными социальными ситуациями) коммуникативных этикетов. Во-вторых, это наработка опыта по построению планов поведения и при решении разнообразных коммуникативных задач. В третьих, это анализ имеющихся надситуативных установок и ориентаций и, если это будет признано необходимым, работа по коррекции их содержания и направленности.

Кроме того, трехуровневое представление состава коммуникативной компетентности позволяет увидеть два магистральных пути совершенствования, базирующихся на концепции расширения сознания. Это временное расширение границ оперативно-тактического уровня с включением в его состав компонентов вышележащего и нижележащего уровней. Путь наверх характерен для тех видов тренингов, которые связываются с концепцией личностного роста. Расширение, направленное вниз, присуще тому, что называют инструментальным тренингом.
БИЛЕТ № 18
1. РОЛЬ СОЗРЕВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И АДАПТАЦИИ В ПРОЦЕССАХ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Сопоставление процессов и образований:

· Созревание (предрасположенности)

· Воспитание (метакомпетенции и коммуникативные ориентации)

· Образование (коммуникативные ориентации и ключевые компетенции)

· Адаптация (навыки и оперативные знания)

СОЗРЕВАНИЕ

На уровне созревания – наши предрасположенности.

Основные черты: наш организм нас не спрашивал (так или эдак?) и не поставил нас в известность о том, что у нас теперь предрасположенности есть. Они могут значительно влияют на судьбу (некоторые из них). Предрасположенность бессознательно (как мы складываем руки на груди).

Пример с мелким по росту парнем Николаем, который в детстве-отрочестве стал душой компании (скажем, компенсировал свой мелкий рост и развил в себе определенные качества). Потом он вырос все таки с нормальным ростом, а вот маска приросла к лицу и вести себя иначе он не может. Пришел на тренинг овладевать своими умениями и учиться отстраиваться.

Как раз на уровень предрасположенностей приходится юнгианская экстраверсия-интроверсия (и остальной набор из Кейрси)

ВОСПИТАНИЕ

Пиаже выявил метакомпетентность: поставить себя на место другого.

В какой руке мел у человека, стоящего напротив тебя? Считается, что работают два процесса: эмпатия или рефлексия

Это метакомпетентность. Если она не развита, у человека вообще не развивается интеллект

На счет воспитания, это в первую очередь, семья. Соответственно, тут формируются коммуникативные ориентации. К примеру, если ты вырос в семье манипуляторов.

ОБРАЗОВАНИЕ



2016-01-26 395 Обсуждений (0)
Хоть какое-то положительное отношение обучаемых к тренингу является абсолютно необходимым условием его результативности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Хоть какое-то положительное отношение обучаемых к тренингу является абсолютно необходимым условием его результативности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)