Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование тренинга в психологической практике



2016-01-26 487 Обсуждений (0)
Использование тренинга в психологической практике 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из сравнительно новых методов интерактивного обуче­ния является тренинг.

В преподавании социаль­ной психологии в некоторых учебных заведениях тренинг («со­циально-психологический тренинг») применяется в каче­стве метода практического занятия в учебных группах для моде­лирования ситуаций межличностного взаимодействия в процес­се деятельности.

Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игро­выми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуа­ции, в которых надо действовать со всей ответственностью за ре­зультат действия. Чувство ответственности за исход действия здесь особое: не только перед самим собой, как это имеет место в индивидуальном обучении и даже в групповом обучении при свободной дискуссии, но и перед партнерами по группе, так как успешность действия каждого — это залог успеха деятельности всей группы.

В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Но различие этих методов обучения довольно явное: один из них служит обучение практическому применению тео­рии (по принципу «дело на основе теории»), а другой — практи­ческому обучению самой теории («теория из живой практики»). Не случайно, что метод группового тренинга находит примене­ние не где-нибудь, а именно в преподавании социальной психо­логии, теоретическое содержание которой всецело посвящено закономерностям внутригрупповых и межгрупповых отноше­ний. Понять и усвоить их лучше всего удается на практических занятиях в форме группового тренинга, где моделируются теоре­тические положения науки, изучаемые другими методами (лек­ции, чтение научной литературы).

Методом тренингазанятия проводятся редко. Причины:

· Во-первых, это новый в учебной прак­тике и далеко не всеми опробованный (не говоря уж об освое­нии) метод.

· Во-вторых, подготовка занятия по этому методу — процесс довольно трудоемкий и требует много времени.

· В-третьих, не всегда бывает ясно преподавателю, какие проблемы социальной психологии целесообразнее всего вынести на груп­повой тренинг, а какие — нецелесообразно.

Первые две причи­ны, по-видимому, несущественны, а что касается третьей, то в принципе ее можно устранить и сейчас, назвав темы и пробле­мы, по которым чаще всего проводятся тренинги. Так, в подго­товке руководителей в академиях управления или институтах повышения квалификации практикуются тренинги по делово­му общению руководителей (менеджеров), в студенческих ауди­ториях — по теме «Коллектив» (по сплочению ученического или студенческого коллектива с девизами «Знакомство», «Взаимопонимание», «Мимика хорошего настроения — эмо­циональная близость», «Общение без конфликта», «Как быть с конфликтом: замять; обострить и разрешить; пустить на само­тек?», «Сплоченность», «Я и коллектив» и т. п.), интеллекту­альные тренинги по развитию мышления (и речи как его выра­жения) в процессе взаимодействия индивидов в группе (тре­нинг на вербально-интеллектуальные действия в процессе взаи­модействия) и другие.

Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы, как, впро­чем, и при других формах групповых занятий («деловая игра», «круглый стол» или семинар-дискуссия и т. д.).

Подготовка включает в себя:

1) Работу над планом-сценарием тренинга;

2) Работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг (это обычно делает­ся посредством заблаговременно вручаемых им вопросов-проб­лем по изучаемой теме);

3) Самоподготовку преподавателя (он продумывает свое по­ведение на тренинге: как ставить вопросы, как реагировать на ответы или реплики, на спорные ситуации; драматизировать ситуацию спора или соглашаться с одной из спорящих сто­рон; высказываться самому или требовать высказывания ва­риантов решения участников группы; как реагировать на яв­но неверные решения; как и когда делать обобщающие выво­ды; за что и как оценивать активность студентов в ходе тре­нинга и т. д.);

4) Распределение ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство окажется в роли как бы сторон­них наблюдателей и невольных критиков и в этом качестве при­нимать самое деятельное участие в тренинге. В ходе тренинга на исполняемые роли могут переназначать­ся другие участники тренинга. Роли могут быть самые разные. Они зависят от темы занятия.

Социально-психологический тренингэто не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных на­выков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта.

Важной осо­бенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную студенческую учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский по­лигон для их изучения или практическую лабораторию для кор­рекции. Вот почему социально-психологический тренинг мож­но считать практическим, жизненным моделированием теории, помогающим изучать социальную психологию на реальной, вос­создаваемой на занятиях живой действительности. И еще раз можно убедиться, что если «деловая игра» учит практической деятельности с использованием научной теории, то тренинг учит теории психологии на использовании моделей практических си­туаций как аналогов жизни.


 



2016-01-26 487 Обсуждений (0)
Использование тренинга в психологической практике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование тренинга в психологической практике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)