Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стадии региональной интеграции (на примере основных региональных группировок мира)



2016-01-26 2183 Обсуждений (0)
Стадии региональной интеграции (на примере основных региональных группировок мира) 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие региональной интеграции и её цели

Региональная интеграция– модель сознательного и активного участия страны(группы стран) в процессе глобальной стратификации мира. Ее главная общая цель – создание максимально успешной страты, т.е. укрепление позиций объединения в сферах, наиболее важных для данного этапа глобализации.

 

Признаки региональной интеграции:

1) игра с положительной суммой (все выигрывают, т.н. синергетический эффект)

2) выделение и обособление от остального мира (либерализация потоков товаров, капиталов, услуг и людей внутри интеграционной группировки сочетается с намеренной или невольной дискриминацией аутсайдеров)

3) сознательный и добровольный процесс (если взаимозависимость государств усиливается без участия правительств, этот процесс называется интегрированием, а не интеграцией; силовое объединение территорий также не является интеграцией)

4) охватывает внешнюю и внутреннюю политику государств-членов (в ЕС действуют общие правила конкуренции и принципы государственной бюджетной политики, существует гражданство ЕС. В отличие от региональных группировок, международные организации регулируют в основном трансграничные процессы (например, ВТО) и не являются интеграцией)

5) охватывает многие сферы общественной жизни: экономику, политику, право, экологию, образование и т.д. (в отличие от международных организаций, которые действуют лишь в одной сфере: МАГАТЭ – ядерной энергетикой, МВФ – валютными отношениями и т.д.)

6) имеет общие органы и нормативную базу (действуют на основе межправительственного сотрудничества. В наиболее продвинутых группировках страны делегируют наднациональным органам часть государственного суверенитета)

7) осознание единства будущей исторической судьбы (эта концепция предполагает, что члены объединения имеют постоянные обязательства в отношении друг друга)

 

Цели региональной интеграции:

1) укрепление позиций группировки в мире

2) политическая стабильность внутри региона

3) развитие экономики и рост благосостояния

 

Принципы построения интеграции:

1) интеграция является общим проектом для всех её участников (смещает баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран членов и создаёт льготные условия для наиболее слабых участников)

2) требует постепенности (например, ЕЭС возникло в 1957 г., а таможенный союз возник только через 11 лет, общий рынок – через 35 лет, валютный союз – спустя более чем 40 лет)

3) интеграции нужен адекватный механизм принятия решений и их реализации (успех ЕС получился благодаря согласованию позиций и поиску компромиссов; решения должны отвечать интересам всего сообщества, а их исполнение контролироваться)

 

Противоречия интеграции:

1) между общими и национальными интересами (при создании ЕОУС договорились об устранении таможенных барьеров, но Франция и Бельгия пытались сохранить таможенную защиту национальных шахт и металлургических заводов, т.к. опасались, что они не выдержат конкуренции с немецкими)

2) между национальным суверенитетом и полномочиями группировки (по мере развития ЕС круг наднациональных вопрос расширяется, происходит отход от единогласных решений и замена их голосованием большинством. Поэтому национальные правительства всё чаще вынуждены подчиняться коллективной воле)

3) между прогрессом интеграции и целостностью группировки (часть стран не хочет участвовать в новых проектах, например, Великобритания и Дания при создании валютного союза оговорили своё право не переходить на единую валюту)

4) между дееспособностью и правоспособностью группировки (передача власти с национального уровня на наднациональный может вызвать недовольство населения, т.к. гражданам становится всё сложнее понимать цели и правила интеграции)

 


Стадии региональной интеграции (на примере основных региональных группировок мира).

 

Классификацию стадий региональной интеграции предложил в 1961 г. известный американский экономист венгерского происхождения Бела Балаша.

1. Зона свободной торговли:

· Отмена таможенных пошлин и квот в торговле между государствами-членами;

· Каждый из участников сохраняет собственный торговый режим в отношении третьих стран

В настоящее время: 1994 г. – НАФТА (создана в 1988) (США, Канада Мексика).

 

2. Таможенный союз = зона свободной торговли + общий таможенный тариф и единая торговая политика в отношении третьих стран

В настоящее время: ЕВРАЗЭС и заключенный в его рамках таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном; Южноафриканский таможенный союз (Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Намибия, ЮАР); Восточноафриканское сообщество (Бурунди, Кения, Руанда, Танзания, Уганда)

 

3. Общий внутренний рынок = таможенный союз + свобода движения капиталов, товаров, услуг, лиц

В настоящее время: МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай, с 2006 г. начата процедура вступления Венесуэлы)

 

4. Экономический и валютный союз = общий рынок + общая экономическая политика и единая валюта

В настоящее время: с 1992 г. по Маастрихтскому договору таковым является ЕС

 

5. Политический союз = ЭВС + общая внешняя и внутренняя политика

 

В 1960-е гг. возникли следующие понятия:

Негативная интеграция – мероприятия, цель которых – предоставление бизнесу возможности свободно работать на всём пространстве регионального объединения (иными словами, устранение препятствий)

Примеры:

· Зона свободной торговли

· Таможенный союз в части либерализации товарных потоков

· Общий внутренний рынок в части свободы движения товаров, капиталов, услуг и людей

 

Позитивная интеграциясоздание новых форм объединения

Примеры:

· Таможенный союз в части создания общего таможенного тарифа

· Общий внутренний рынок в части общих правил регулирования рынков (гармонизации стандартов и санитарных норм, введения общих правил конкуренции и т.п.)


3. Политические и экономические предпосылки европейской интеграции после Второй мировой войны

Подъему общеевропейского движения способствовало несколько основных факторов.

Во-первых, народы Европы нуждались в долгосрочном мире. После двух мировых войн стало ясно, что концепция национального государства, зародившаяся и воплощенная в Европе в ее абсолютной форме (без каких-либо ограничений национального суверенитета) неизменно ведет к национализму и международным конфликтам. Еще во время войны, особенно в антифашистском движении Сопротивления, стали возрождаться идеи единой Европы с наднациональной политической структурой, которая заменила бы окончательно скомпрометировавшую себя традиционную структуру межгосударственных отношений, основанную на принципе «европейского баланса сил». Настороженное отношение Франции и других европейских стран к Германии усиливало стремление связывать ее международными обязательствами.

Во-вторых,политические элиты понимали, что экономическое возрождение региона возможно только при условии его тесной консолидации. Поступление американской помощи по Плану Маршалла завершалось в 1951г. В своем дальнейшем экономическом развитии западноевропейские страны могли опираться в основном друг на друга. Для этого требовалось активизировать их внешнюю торговлю и наладить широкую промышленную кооперацию. В январе 1949 г. на совещании в Москве представители Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии учредили СЭВ. В 1950 г. к нему присоединилась ГДР, Целью организации являлось развитие сотрудничества между странами «народной демократии» на принципах планового хозяйствования и единства социалистического лагеря. Страны Центральной и Восточной Европы, бывшие ранее традиционными источниками сырья и рынками сбыта для западноевропейских предприятий, оказались в зоне влияния СССР.

В-третьих,в итоге Второй мировой войны Западная Европа утратила роль одного из главных мировых центров силы. Сформировалась новая, биполярная система международных отношений, называемая Ялтинско-Потсдамской, с двумя полюсами – США и СССР. Именно они стали главными действующими лицами развернувшейся холодной войны с присущей ей гонкой вооружения и ядерным противостоянием. Послевоенный раздел Европы на сферы влияния, образование двух немецких государств – ФРГ и ГДР, а также война между двумя корейскими государствами при участии вооруженных сил США, Китая и СССР в 1950-52 гг. ясно показали европейцам, что ключевые вопросы современности решаются без их участия. Провозглашение независимости Индии в 1947г. положило начало крушению колониальной системы, являвшейся прежде важнейшим инструментом мирового господства европейских метрополий. Западной Европе предстояло заново определить свое место в системе международных отношений, найти новые рычаги укрепления своих позиций.

 

Высокоразвитая рыночная экономика:

- представляли собой самую развитую в индустриальном плане часть континента (2-е место в мире по экономической мощи);

- все страны имели сложившуюся рыночную экономику (схожий хозяйственный уклад), поэтому интеграция могла развиваться за счёт межфирменных связей (для сравнения: в социалистических странах блока СЭВ интеграция шла за счёт межгосударственных связей)

· Полицентрическая структура:

- наличие нескольких сильных стран примерно одного размера: вначале – Франция, Германия и Италия, затем присоединились Великобритания и Испания (такое положение характерно лишь для ЕС и АСЕАН; другие группировки имеют безусловных лидеров: в НАФТА – США, в СНГ – Россия, в Меркосур – Бразилия)

- такая структура позволяет справедливо распределить голоса в общем законодательном органе, исключает преобладания одной страны

· Общая культура и история:

- единая система ценностей европейской цивилизации: 1) система разделения властей и правовое государство; 2) демократия и права человека; 3) понятие собственности как абсолютного права и рыночная экономика; 4) городская автономия и развитое местное самосознание; 5) политическая традиция (социальный контракт Ж.-Ж. Руссо)

- единая историческая основа современной европейской культуры: наследие Античности, средневековая схоластическая философия, готика, искусство ренессанса и барокко, романтизм, идейное наследие эпохи Просвещения и др.

- практически интернациональная система образования, сложившаяся ещё в Средние века (студенты и профессора путешествовали из университета в университет)

- языковое единство: практически все народы Европы говорят на языках, принадлежащих к индоевропейской семье

- общая греко-латинская система научной, политической и правовой терминологии (этому способствовало широкое распространение латыни)

- уроки двух мировых войн (многонациональность, густая населённость, ограниченность в ресурсах издревле приводили к войнам)

- достаточно высокий уровень развития демократии, свойственный правовому государству. Теперь настало время ограничить часть суверенитета, делегировать её наднациональным органам

· Особенности послевоенного положения Европы:

- необходимость восстановить разрушенное войной хозяйство

- объединить усилия, чтобы не оказаться в глубокой экономической зависимости от США (за годы войны США стали мировым экономическим лидером, Европа утратила эту позицию)

- страх перед советской угрозой, формирование советского блока на востоке Европы после начала холодной войны

- начавшийся распад колониальной системы привёл к тому, что Европа начала терять традиционные рынки сбыта своих товаров, а также источники получения дешёвого сырья. Компенсировать эти потери можно было в результате создания интеграционного объединения

 




2016-01-26 2183 Обсуждений (0)
Стадии региональной интеграции (на примере основных региональных группировок мира) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стадии региональной интеграции (на примере основных региональных группировок мира)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)