Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционное развитие Беларуси с 1990-2004гг



2016-01-26 659 Обсуждений (0)
Конституционное развитие Беларуси с 1990-2004гг 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие конституционализма в данный период можно разбить на следующие этапы:

- Принятие Декларации о государственном суверенитете и Закона о принципах народовластия;

- Конституция 1994 года;

- Изменения и дополнения в Конституцию принятые на республиканском референдуме от 24 ноября 1996 года.

Первый этап. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь была принята 27 июля 1990 года и состояла из преамбулы и 12 статей. Республика Беларусь признавалась суверенным государством, утвердившимся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Впервые закрепляется положение о том, что неотъемлемые права республики реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В ст.7 говорилось, что на территории республики устанавливается верховенство Конституции и законов. Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования республики как правового государства.

Республика Беларусь ставила своей целью сделать территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством. Особое значение имела статья 11, где закреплялось право Республики Беларусь самостоятельно осуществлять права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Единственным представительным органом имеющим право выступать от имени народа республики признавался Верховный Совет Республики Беларусь.

27 февраля 1991 года был принят Закон о принципах народовластия. Основными принципами признавались:

1) единственным источником государственной власти является народ,;

2) обеспечение прав и свобод граждан;

3) верховенство законов;

4) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

5) равный доступ к государственной службе;

6) невмешательство государства в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство общественных организаций в деятельность государства не допускается;

7) признание политического плюрализма.

Два данных акта легли в основу Конституции Республики Беларусь 1994 года.

Второй этап. Конституция Республики Беларусь была принята квалифицированным большинством депутатов Верховного Совета 15 марта 1994 года и вступила в силу 30 марта 1994 года (со дня опубликования). Состояла из 8 разделов и 149 статей.

Республика Беларусь признавалась унитарным демократически социальным правовым государством. Закреплялись принципы правового государства. Государственным языком являлся только белорусский язык. Во втором разделе закреплялись права, свободы, гарантии и обязанности граждан Республики Беларусь. Выборы являлись всеобщими, равными, свободными, прямыми при тайном голосовании. Закреплялся принцип разделения властей на законодательную в лице Верховного Совета Республики Беларусь, исполнительную в лице Президента и Правительства и впервые на конституционном уровне закреплялось понятие «судебная власть». Впервые на законодательном уровне закреплялся институт президентства. Судебная власть принадлежала судам. Впервые получил законодательное закрепление институт судебного конституционного контроля, который принадлежал Конституционному Суду Республики Беларусь. По Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года Конституционный Суд Республики Беларусь относился к органам конституционного контроля и надзора. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривался Верховным Советом Республики Беларусь по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента и Конституционного Суда.

Раздел 4 именовался как «законодательная, исполнительная и судебная власть». В иерархии высших государственных органов первое место занимал Верховный Совет Республики Беларусь. Он признавался высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти. Состоял из 260 депутатов. Срок полномочий – 5 лет. Для организации его работы создавался Президиум Верховного Совета Республики Беларусь. Правом законодательной инициативы обладали: депутаты Верховного Совета Республики Беларусь, постоянные комиссии Верховного Совета, Президент, Высший Хозяйственный Суд, Генеральный прокурор, Контрольная палата, Национальный банк и граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч.

Президент Республики Беларусь являлся главой государства и главой исполнительной власти. Им мог быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет и проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет. Срок полномочий – 5 лет. Кандидаты выдвигались не менее чем 70 депутатами Верховного Совета, а также гражданами – при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Президент мог издавать указы и распоряжения. Для реализации полномочий исполнительной власти в области экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров Республики Беларусь.

Судебная система строилась на основе следующих принципов:

1. независимости и подчинения только закону;

2. коллегиальности и единоначалии;

3. открытости судебных разбирательств;

4. состязательности и равенства сторон в процессе

5. несменяемости.

Конституционный Суд Республики Беларусь избирался Верховным Советом Республики Беларусь в составе 11 судей, срок полномочий 11 лет, а предельный возраст членов– 60 лет. Конституционный Суд по предложению Президента, Председателя Верховного Совета, постоянных комиссий, не менее 70 депутатов, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Генерального прокурора давал заключения о соответствии законов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированными Республикой Беларусь; о соответствии правовых актов международных образований, в которые входит Республика Беларусь указов Президента, постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, а также актов Верховного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, имеющих нормативный характер, Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. Конституционный Суд мог поставить вопрос о конституционности того или иного нормативного акта по собственной инициативе. Еще одним контрольным органом являлась Контрольная палата, образуемая Верховным Советом. Она действовала под его руководством и была подотчетна ему.

Анализ Конституции позволяет сделать вывод, что по форме правления Республика Беларусь была парламентским государством.

Третий этап. 24 ноября 1996 года по результатам республиканского референдума были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь от 15 марта 1994 года. Изменения касались в основном устройства государственной власти. По форме правления Республику Беларусь можно признать как смешанная республика. В настоящее время Конституция состоит из 9 разделов и 146 статей.

Первые разделы не претерпели существенных изменений. В настоящее время государственными языками признаются белорусский и русский.

Право назначения республиканских референдумов принадлежит Президенту Республики Беларусь. Инициирование референдума принадлежит Президенту, Палате представителей и Совету Республики, граждан в количестве 450 тысяч, в том числе не менее 30 тысяч от каждой области и города Минска.

В иерархии высших государственных органов первое место принадлежит Президенту, который является теперь главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Им может быть гражданин Республики Беларусь по рождению и проживающий не менее 10 лет в Республике Беларусь перед выборами. Возрастной ценз и срок полномочий не изменился. Полномочия расширились. Президент может издавать декреты, указы и распоряжения. Впервые введено понятие делегированного законодательства.

Парламент называется – Национальным Собранием и состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Парламент работает сессионно. Постоянно действующими органами палат являются соответственно Совет и Президиум. Уменьшился количественный состав парламента. Палата представителей включает 110 депутатов, избираемых путем всеобщих, равных, прямых выборов путем тайного голосования, пассивное избирательное право – 21 год. Совет Республики избирается путем косвенных выборов и состоит из 64 членов, из которых восемь назначаются Президентом. Устанавливается возрастной ценз – 30 лет и ценз оседлости – 5 лет. С введением двухпалатной структуры полномочия распределяются между палатами. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правительство – Совет Министров является центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в республике. Подотчетно Президенту и несет ответственность перед Парламентом. Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Конституционный Суд отнесен к органам судебной власти. Состоит из 12 судей, шесть назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики. Срок полномочий не изменился, а предельный возраст увеличился до 70 лет. Конституционный Суд утратил право по собственной инициативе рассматривать конституционность актов. Инициаторами проверки конституционности актов теперь являются: Президент, Парламент, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд и Совет Министров. Контроль только последующий. Раздел 5 «Местное управление и самоуправление» был дополнен статьей в которой предусматривается, что руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

Контрольная палата была переименована в Комитет государственного контроля, образуемый Президентом.

Вопрос об изменении и дополнении может рассматриваться только по инициативе Президента и граждан в количестве 150 тысяч. Конституция была дополнена 9 разделом. Ранее данный вопрос решался путем принятия Закона о порядке вступления в силу конституции.

Четвертый этап.В Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума от 17 октября 2004 года были внесены изменения, а именно, статья 81 изложена в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».



2016-01-26 659 Обсуждений (0)
Конституционное развитие Беларуси с 1990-2004гг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционное развитие Беларуси с 1990-2004гг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)