Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СРЕДНЕВЕКОВЫЕ СЛАВЯНСКИЕ ГОРОДА



2016-01-26 1233 Обсуждений (0)
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ СЛАВЯНСКИЕ ГОРОДА 0.00 из 5.00 0 оценок




Раньше славяне, сложившиеся в самостоятельную историческую общность на территории нынешней России не ранее VI в. н.э., считались населением не городским, т.е. все более древние города, открытые археологами, не яв­лялись славянскими.

Поскольку славяне народ не кочевой, а оседлый, то им приходилось стро­ить дома. Но их оседлость была особого рода: истощив пашню на одном ме­сте, славяне легко покидали свое жилище. Таким образом, поселки славян имели поначалу очень мобильный характер. Об этом свидетельствуют и гре­ческие писатели, и древнерусский летописец, из слов которого о древлянах и вятичах можно понять, что они только что принялись за обработку земли. Области, в которых жили славяне, были лесные, поэтому наряду с земледе­лием развивались лесные промыслы, бортничество и охота.

Большинство поселений славян в VIII—IX вв., а частично даже в X в. при­надлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным об­щинам. Они не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены. Ограждения из бревен были не очень крепкими; их зада­чей было задержать врага, не дать ему внезапно ворваться в поселение. Выдер­живать многомесячную осаду хорошо вооруженного войска, как замки в Ан-

глии или Франции, славянские грады не могли и в этом не было необходимо­сти. Государство как таковое еще не сложилось, славяне жили вольными об­щинами, князя выбирали, несметных богатств в городах еще не накопилось, памятников древней культуры, как в Италии или Византии, еще не было. При наступлении врага надо лишь было собрать несложный скарб и покинуть се­ление, укрывшись в лесах. Свои укрепления славяне строили так, чтобы мак­симально использовать естественные преграды. Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота.

Рис. 31. Древнее «гнездовое» поселение (VI-VIII вв.)

Славяне не были городской нацией. Но уже в Киевской Руси было очень много городов. Изобилие богатых градов отмечали византийские и арабские купцы. Ибрахим ибн Якуб свидетельствовал: «Славяне строят большую часть своих городов таким образом: они направляются к лугам, изобилующим во­дой и зарослями, и намечают там круглое или четырехугольное пространство в зависимости от величины и формы, которую желают придать городу. За­тем они выкапывают вокруг ров и выкопанную землю сваливают в вал, ук­репивши его досками и сваями, наподобие шанцев, пока вал не дойдет до желаемой высоты. Тогда отмеряются в нем ворота, с какой стороны им угод­но, а к воротам можно подойти по деревянному мосту». Улицы городов час­то оборудовались деревянными мостовыми, как в Новгороде.

В дошедших до нас письменных источниках IX—X вв. упоминают, по крайней мере, 24 русских города, но ученые считают, что их было значительно больше. При этом их данные серьезно разнятся: одни насчитывают к концу XII в. 238 городских поселений, другие, в частности В. Махнач, пишут о том, что в начале XII в. на Руси насчитывалось около 400 городов. Согласно дан­ным А.В. Кузы, на Руси в X—XIII вв. имелось 1395 укрупненных поселений, из которых 414 поименованы в летописях9.

Подлинно «городская революция», когда город выступает вполне сфор­мировавшимся социальным институтом, начинается на Руси, как и в Запад-

'' Куза А.В. Малые города Древней Руси. М., 1989. С. 12.

ной Европе, не ранее середины XI в. По подсчетам М.Н. Тихомирова, если летописи IX—X вв. свидетельствуют о существовании 24 городов, то в XI в. упомянуто 64 новых города, а в источниках XII в. появились еще 134 города. Но эти данные явно неполны, так как основаны только на письменных ис­точниках без привлечения археологии. Тихомиров считает, что ко времени монгольского нашествия количество русских городов приближалось к 300ю.

Крупнейший русский домонгольский город — Киев — насчитывал в пе­риод расцвета не меньше 50 тыс. жителей. Здесь было более 40 церквей и не­сколько торговых площадей. Были и «30-тысячники»: Новгород, Смоленск, Чернигов; во многих городах проживали по 15—20 тысяч. Крупных городов на Руси было ненамного меньше, чем во всей католической Европе, на де­ревенском Западе. Если согласиться с мнением демографов, оценивающих население домонгольской Руси в 6,5—7,5 млн человек, нетрудно видеть, что горожане составляли тогда 20—25% русичей. Примерно, как в конце суще­ствования Римской империи, и намного больше, чем в любой стране сред­невековой Западной Европы". По подсчетам В. Чивилихина, в Северной зем­ле было больше городов, чем во всех других русских княжествах. Высокой культуры достигли вятичи. Известны такие города вятичей, какДевягорск, Дедославль, Домогощ, Карачев, Козельск, Коломна, Колтеск, Кремы, Лю-быньск, Москва, Трубеч и др.

У иностранцев и русских складывалось двойственное впечатление о Рос­сии как в XIII, так и в XIX в.: с одной стороны, она представлялась отсталой и по преимуществу аграрной державой, с другой — краем многочисленных городов и развитой торговли.

Центром древнерусского города был детинец (кром; отсюда его более со­временное название — «кремль») — резиденция князя или его представите­ля с дружиной («детские» — члены дружины, рядовые воины, отсюда — «де­тинец»). Поскольку для города выбиралось самое безопасное место, то центр пространственно возвышался над окраинами и господствовал над ними. Де­тинец окружали посады, а на окраинах находились слободы. Посад — торго-во-ремесленное поселение. На посаде находился торг — торговая площадь. Посад обносился крепостной стеной, а снаружи обрастал неукрепленным по­селением.

Укрепленная часть поселения (кремль) располагалась на холме в некото­ром отдалении от реки. Но развитие ремесел и торговли как бы само собой тянуло людей в подол, т.е. на низменность, к реке. Так и повелось: древний русский город состоял из более богатого и защищенного детинца (централь­ной части) и торгово-ремесленного посада — части менее безопасной, но зато более удобной. Городские посады (предгорья) возникали на Руси в конце X — начале XI в. Именно тогда родились слова, обозначающие городское насе­ление: горожанин, гражданин.

Центром общественной жизни города был торг, торговая площадь. Здесь не только торговали, но и выслушивали княжеские распоряжения, решения суда; здесь объявлялось об украденном имуществе и бежавших холопах. То, что торговая площадь была центром общественной жизни, свидетельствовало об относительно высоком уровне развития торговли.

10 Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М. 1956. С. 15.

" Махнач В.Л., Марочкин С.Н. Русский город и русский дом. — http://olmerl.newmail.ru/21_23.htm.

Как на Западе, так и на Востоке Европы город представлял собой, по на­блюдениям В.П. Даркевича, сложную модель, своего рода микрокосм с кон­центрическими кругами вокруг основного ядра. Первый круг — садовые и огородные культуры (огороды вплотную примыкают к городскому простран­ству и проникают в свободные его промежутки), а также молочное хозяйство; во втором и третьем кругах — зерновые культуры и пастбища. При раскоп­ках на территории городских дворов-усадеб находят огромное количество ко­стей домашних животных. Места для содержания скота обнаружены как в пределах укреплений, так и вне их12.

Почти все города Киевской Руси в отличие от западноевропейских име­ли не каменные, а деревянные укрепле­ния (поэтому наши предки говорили не «построить город», а «срубить»). Город­ские укрепления представляли собой деревянные срубы, наполненные зем­лей, которые приставлялись один к дру­гому, образуя заградительное кольцо. От этого и слово «город» имело в те вре­мена несколько значений: крепость, крепостная стена, ограда, населенный пункт. Чтобы попасть в такое поселе­ние, нужно было пройти через ворота. Количество ворот зависело от размеров города. Так, в Киеве было пять ворот. Главные, самые красивые, — Золотые. Над ними даже была сооружена так на­зываемая надвратная церковь. В детин­це находились все крупные городские сооружения, главным среди которых был собор, воздвигавшийся посреди площади. Здесь хранилась городская казна, принимали послов, располага­лась библиотека, работали переписчи­ки. Наконец, храм всегда был после­дним рубежом городской обороны. Не менее важной частью города являлся торг. Обычно торговые ряды окружали кремлевские стены и были как бы связующим звеном между властью и про­стым народом, живущим в посаде. Торговая площадь была местом не толь­ко оживленным, но и неспокойным, поэтому здесь строили церковь, само присутствие которой сдерживало страсти. Кроме того, церкви принадлежал контроль за правильностью мер и весов — в таких храмах хранились торго­вые мерила13.

Русские города — это политические центры, где сидели «великие князья», выполнявшие функцию предводителя союза племен. Так, Киев формировал­ся как политический центр полян, Новгород — славян, Ростов — мери и, ве-

12 Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов древней Руси (X—XIII вв.) // Вопросы истории.1994. № 10. С. 44.

13 Страна Гардарика: Популярная энциклопедия. — http://www.edu.nsu.ru.

роятно, кривичей, Любечь — северов (северян), Полоцк — кривичей, Иско-ростень — древлян. Город являлся самостоятельным политическим и куль­турным целым, который «сажал» своего князя, т.е. выбирал его, нанимал, а мог и прогнать. Князья подчинялись центральной власти, но могли прово­дить и самостоятельную политику, их города были самостоятельными горо­дами-государствами, что и дало И.Я. Фроянову основание говорить о нали­чии полисной системы в Древней Руси. Во время похода князя Олега на Царь-град князь потребовал «дати уклады» на русские грады: первое на Киев, так­же на Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Л юбечь и на прочие города, потому что «по тем бо городам седяху велиции князи под Олгом сущи», сви­детельствует «Повесть временных лет». Русское градостроительство имеет за собой тысячелетнюю историю, но у нее не было античности, она как бы сразу началась с феодализма и Средневековья. Большинство русских городов Средне­вековья были деревянными и распола­гались, как правило, в устьях слияния рек или на озерах — местах, удобных для строительства крепостей и обороны от врага. Живописная планировка, повто­ряя и используя естественный рельеф, гармонично в него вписывалась. Дере­вянные жилые постройки оттеняли бе­лизну церквей и монастырей. Но дере­во недолговечно — многочисленные пожары, войны да и само время уничто­жили эти города, сохранив для нас лишь каменные церкви и развалины древних крепостей.

Нередко, особенно на севере Руси, города возникали как «своеземские». т.е. расположенные на своей земле и не­зависимые от феодалов. Они управлялись народными вечевыми собрания­ми, т.е. были городами-республиками. К концу феодальной раздробленнос­ти такие города остались только в Новгородской земле — сам Новгород, Псков, Хлынов (Вятка). Большинство же своеземских городов было разру­шено во время монгольского нашествия.

Затем появились «княжеские» города, которые возникали как военно-ад­министративные центры. Преимущественно на границах княжеств князь строил крепость, ставил туда военный отряд, и под защиту крепостных стен стекался торгово-промышленный люд. Так возникли, например, Нижний Новгород и Ярославль.

Позднее появились «боярские» города — на базе феодальной вотчины. Двор крупного феодала обрастал торгово-ремесленным поселением, которое обносилось затем крепостной стеной. Такими по происхождению были пре­имущественно небольшие города — Скопин, Одоев, Алексин. Впрочем, и Москва первоначально была центром вотчины боярина Кучки14.

14 Конотопов MB., Сметании СИ. История экономики: Учебник для вузов. М., 1999. С. 42-66.

Новгород— один из древнейших городов России, расположенный на се­веро-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрыв­но связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства.

Как постоянное место жизни людей он возник в середине X в. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжес­кой династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

Единый город первоначально состоял из трех обособленных поселков, за­селенных одновременно и положивших начало трем древнейшим городским концам — Словенскому, Людину, Неревскому. Жители поселков пересели­лись в них не из других городов, а из сельской местности.

Рис. 32. Находки берестяных грамот XIXV вв. в Новгороде свидетельствуют о высоком уровне

грамотности разных слоев горожан

Все население древнего города жило на приблизительно одинаковых по площади усадьбах и делилось на владельцев усадеб и зависимых от них лю­дей. Богатые новгородские аристократы владели несколькими усадьбами.

Новгород возник не как центр племенного союза славян, а как столица огромной разноэтничной федерации славянских и финно-угорских племен, проживавших в бассейне озера Ильмень. Внешнее укрепление Новгорода — большой окольный город — возникло не ранее XIV в.

Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный ду­ховный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии пра­вославия были отмечены в середине XIIв. возведением их в сан архиепис­копов: новгородская владычная кафедра стала наиболее важной в Русской православной церкви.

С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся дея­телей русского Средневековья — Ярослава Мудрого. С помощью новгород­цев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В тече­ние десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактичес­кой столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.

Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обрете­ние самоуправления новгородской аристократией. Главным органом власти здесь было вечевое собрание, в котором принимало участие все население го­рода, а исполнительные органы (Совет господ, посадник и тысяцкий) состояли из представителей городской верхушки. Известно также, что в Новгороде были князья, например Александр Невский, но город приглашал их с дружинами на службу лишь в качестве военачальников для защиты своих владений. Здесь князь оставался в той роли, какую князья играли на Руси до образования государства, — роли предводителя военной дружины. За военную службу князю и его дружине Новгород обеспечивал «корм» — определенный доход с выделенных земель.

Присоединение Новгорода к Москве в XV в. положило начало единому рос­сийскому государству, открыло новую страницу русской истории. Все новгород­ские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы мос­ковским дворянам. Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города.

В 1570 г. Иван Грозный подверг новгородскую землю жестокому оприч­ному разгрому. По всей новгородской земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение. Тем не менее еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. В 1727 г. Новгород стал губернским цен­тром и оставался им на протяжении 200 лет. Строительство Петербурга в начале XVIII в. и перенос столицы империи на берега Невы привели к утра­те Новгородом своих функций духовного центра Руси.

За тысячу лет своего существования Новгород потерял гораздо больше па­мятников культуры, чем их сохранилось и дошло до нас. Новгород действи­тельно избежал монголо-татарского разорения, но, как и любой другой город, построенный в основном из дерева, его постоянно опустошали пожары, унич­тожавшие иногда весь город. В XVI в. он один из немногих пережил оприч­ный разгром, а в начале XVII в. был полностью разорен шведами. В XVIII в. в мирное время огосударствление церкви, изменение моды повлекли за собой гибель многих храмов, фресок, иконостасов. В годы Великой Отечественной войны в течение двух с половиной лет Новгород был фронтовым городом. Превращенный в руины, он был восстановлен реставраторами, вернувшими древней архитектуре ее первозданность. Однако и сегодня Новгород распола­гает и уникальным комплексом архитектурных памятников XIII—XVIII вв. Наряду с ними мировую известность городу придали раскопки берестяных грамот, начавшиеся в 1951 г. С тех пор обнаружено около 1000 древних памят­ников письменности. Большинство из них написано на древнерусском разго­ворном языке и только небольшая часть — на книжном церковнославянском. По мнению нынешнего руководителя Новгородской археологической экспе­диции академика В.Л. Янина, культурные слои Великого Новгорода еще хра­нят примерно 20 тыс. образцов. Древнейшие из них относятся к середине XI в., самые поздние — к середине XV в. Эти находки свидетельствуют о вы­соком уровне грамотности различных слоев населения новгородской земли.

Судьба берестяных грамот, как и всех писем, удручающая: все они были утеряны или выброшены адресатами, а обнаружены археологами в слоях, со­храняющих растительные остатки. Значительная часть грамот либо адресо­вана женщинам, либо написана ими самими, либо содержит упоминание о них. Большинство из них — частные письма, в которых затрагиваются бы­товые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения, описываются кон­фликты. Найдены грамоты, адресованные известным новгородским посад­никам и даже составленные ими. Среди археологических находок письма-распоряжения феодалов, крестьянские жалобы, доносы на соседей и донесения сельских старост, черновики завещаний и тексты магических за­говоров, хозяйственные и ростовщические записи, сообщения политического и военного характера, школярская шутка, переписка бытового содержания, завещания, любовные письма, ученические упражнения, судебные докумен­ты. Разнообразие почерков берестяных грамот, частная переписка, эмоцио­нальный характер многих писем, надписи на различных предметах, сделан­ные с целью их узнавания, многочисленные писала, дощечки (церы) для обучения письму свидетельствуют, что кроме профессиональных книжни­ков и писцов грамоте обучались почти все слои населения не только знат­ные и духовенство, но и низшие слои общества.

Берестяные грамоты — уникальный источник по истории древнерусского языка, социально-экономических и политических отношений, бесценный ис­точник сведений по истории древнерусского быта. Бытовое содержание писем на бересте отразилось на особенностях их языка — он близок к живой разговор­ной речи. Благодаря этому ученые открыли новые слова, выражения, мысли и способы их высказывать.

Врезка



2016-01-26 1233 Обсуждений (0)
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ СЛАВЯНСКИЕ ГОРОДА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СРЕДНЕВЕКОВЫЕ СЛАВЯНСКИЕ ГОРОДА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)