Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформы Петра I Великого



2016-01-26 539 Обсуждений (0)
Реформы Петра I Великого 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К концу XVII в. в России сложился особый тип исторического развития, для которого были характерны гипертрофированная роль государства, развитая система крепостничества, постепенно укреп­ляющаяся неограниченная власть монарха. Причем если на Западе уже нарастал кризис феодально-абсолютистского строя, то в России он далеко еще не исчерпал собственные ресурсы, скорее наоборот, его развитие шло по восходящей линии. Реформы первой четверти XVIII в. в России происходили именно на феодально-крепостнической основе.

К началу XVIII в. отставание России от передовых европейских стран становилось все более заметным. Во-первых, налицо была экономическая отсталость страны. Сказались последствия Смутного времени, многочисленных войн и социальных конфликтов ХVII века, низкая эффективность подневольного труда крепостных. В Голландии и Англии начался промышленный переворот. Россия, несмотря на появление в конце XVII в. мануфактурного производства и формирование внутреннего общероссийского рынка, по-прежнему оставалась преимущественно сельскохозяйственной страной с преобладанием натурального хозяйства и укрепляющейся системой крепостничества. Она не обладала удобными выходами к морям, что обрекло страну на изоляцию и сдерживало ее экономическое развитие.

Во-вторых, существенным было отставание России в военном деле. В военном деле Европы произошла революция: главной военной силой стала не дворянская кавалерия, а наемная пехота. Резко возросло значение артиллерии, фортификационного искусства. Армии европейских государств стали регулярными, профессиональными. В России же по сути дела боеспособной армии не было. Дворянское ополчение созывалось только на время военных кампаний, а стрельцы в мирное время помимо службы были вынуждены зарабатывать себе на жизнь ремеслами и торговлей. Русское войско было плохо обучено и вооружено.

В-третьих, неэффективной была работа сложного, неповоротливого государственного аппарата. Особенно наглядно это проявлялось в военное время.

В-четвертых, передовые люди России осознавали отставание России от Европы в области духовной культуры, науки и техники.

Для того, чтобы поднять престиж России на международной арене, сохранить суверенитет, ликвидировать отсталость, нужны были радикальные перемены, которые и выпало осуществить в истории страны Петру I (1682–1725).

Петровские реформы не означали полного и радикального разрыва с прошлым, они имели реальные корни в экономическом и культурном развитии предыдущих эпох, традициях власти в России, хотя и использовали опыт Европы. Однако Петр не просто продолжил начатое ранее, а интенсифицировал происходящие процессы. Сущность петровских реформ состояла в том, что они представляли собой пример радикальных преобра­зований, которые нужны обществу в принципе, но проводятся государством сверху, без участия и даже при сопротивлении широких слоев населения.

Характер и последовательность преобразований Петра I диктовались логикой военных действий в ходе Северной войны со Швецией за обладание балтийским побережьем (1700–1721 гг.). Не было специального плана проведения реформ. Нередко случалось так, что новые соображения и предписания упраздняли недавно созданное и не выдержавшее проверки временем. При этом действиями Петра руководили рационалистические идеи достижения «общего блага», «государственного интереса» [9; 84].

Первые поражения русской армии в 1700 г. положили начало реорганизации вооруженных сил. Была создана регулярная армия с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием. Для пополнения рядового состава вводился рекрутский принцип комплектования (регулярные наборы с 1705 г.): с определенного числа крестьянских дворов брался один рекрут (призывник), который обязан был служить пожизненно (позднее срок службы был ограничен 25 годами). Офицерский состав комплектовался из дворян. Но офицерский чин (а, следовательно, и дворянский титул) мог получить и простолюдин за образцовое несение службы. Содержание солдат и офицеров государство полностью брало на себя. Совмещение военной службы с другими родами деятельности запрещалось. Армия становилась профессиональной.

Война отчетливо выявила все недостатки работы государственного аппарата. Петр I замыслил создать рациональное государство, в котором использовались бы хорошо продуманные законы, обеспечивающие бесперебойное функционирование всего механизма управ­ления. В ходе административных реформ произошла ломка структуры традиционных государственных учреждений. Боярская дума, утратившая свое значение по мере усиления самодержавия, была заменена Сенатом (с 1711 г.), который объединял, направлял и контролировал деятельность всего механизма государства. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Первоначально Сенат был образован как чрезвычайный орган на то время, когда Петр участвовал в военных походах. Позже Сенат становится постоянно действующим учреждением, в котором решения принимались коллегиально и только единогласно. Руководство и контроль за деятельностью сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр называл «оком государевым».

Вместо многочисленных и неповоротливых приказов с перекрещивающимися функциями были созданы коллегии (с 1718 г.). При этом Петр использовал в качестве образца шведские учреждения, приспособив их к особенностям России. Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами, большей централизацией (власть коллегий распространялась на территорию всего государства), детальной регламентацией. С целью устранения волокиты и повышения эффективности работы государственного аппарата Петром был издан особого вида документ, содержащий общие принципы деятельности бюрократических учреждений – «Генеральный регламент». Петр надеялся, что такая система обеспечит слаженную, бесперебойную работу управленческого аппарата, позволит регулировать социальные отношения.

В ходе губернской реформы (с 1708 г.) было изменено административно-территориальное устройство, сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд – про­винция – губерния. Во главе губерний стояли губернаторы, обладавшие всей полнотой исполнительной и судебной власти на местах.

С ростом бюрократической системы усилились ее спутники – взяточничество и казнокрадство. Своеобразие эпохи состояло во введении жестокой системы контроля за дея­тельностью должностных лиц и наказания за их злоупотребления. С этой целью создается институт фискалов (1711 г.), задача которого заключалась в тайном узнавании и изобли­чении всех преступлений против государства [1, c. 161].

В 1721 г. Петр упраздняет патриаршество и передает управление церковью Святейшему Синоду (Духовной коллегии) во главе с гражданским чиновником – обер-прокурором. Так была ликвидирована независимость церкви, окончательно устранена политическая конкуренция с ее стороны.

Бюрократический характер государства требовал изменения и порядка занятия должностей. Старый порядок замещения государственных должностей в соответствии со знатностью происхождения был заменен новым порядком – в зависимости от личных заслуг. В 1722 г. была разработана «Табель о рангах». «Табелью» вводилось 14 рангов чинов. Каждый чиновник должен был последовательно пройти все ступени служебной лестницы. Темпы продвижения по службе определялись личным усердием. Выходцы из низших податных сословий с 8-го ранга на гражданской службе или с 14-го – на военной получали потомственное дворянство. Это давало возможность пополнять ряды правящего класса за счет наиболее способных и упорных выходцев из простых сословий.

Служба была пожизненной. За уклонение дворянина от службы могла последовать конфискация имения. Чтобы побудить дворянство к прохождению государственной службы, Петр I в 1714 г. издает «Указ о единонаследии», по которому имение передавалось лишь одному сыну. Другие же сыновья обязаны были служить. Даже купить себе новые имения они могли лишь через 7 лет прохождения службы. Разница между вотчиной и поместьем ликвидировалась. Все это можно охарактеризовать как своеобразное «закрепощение» дворянства: оно превращалось в такую же зависимую от государственных интересов категорию населения, как и все остальные [1, c. 163-164; 2].

Содержание армии и разросшегося государственного аппарата требовало огромных средств. Во время Северной войны военные статьи составляли 96 % расходной части бюджета страны. Это предопределило необходимость проведения налоговой реформы. Если до Петра налогами облагался двор, то при Петре – каждый человек. Для учета налогоплательщиков в 1718 г. была проведена подушная перепись населения, по результатам которой была введена подушная подать – 74 коп. в год с помещичьего крестьянина и 1 руб. 74 коп. с государственного крестьянина или посадского человека.

Социальная политика Петра привела к более четкой сословной дифференциации общества. Именно в петровское время начинает отчетливо вырисовываться «служилый» характер государства с точным определением обязанностей каждого сословия по отношению к власти, в отличие от европейских стран, которые к тому времени сословность уже преодолевали и двигались к общему гражданству с более широкими правами и свободами.

Потребности воюющей армии обусловили необходимость изменения экономической политики государства. Характерной ее особенностью при Петре I было активное и глубокое проникновение государства во все сферы хозяйственной жизни, создание системы централизованного управления торговлей и промышленностью.

Начал создаваться мощный государственный сектор в экономике. Из 221 мануфактуры, которые работали в России к 1725 г., только 21 была основана до Петра. Из них 43 % были созданы на государственные средства. Половина из них работала на армию и флот. Это – металлургические заводы, оружейные, суконные, полотняно-парусные и др. мануфактуры. Строились они с учетом достижений европейской технической мысли, но трудились на них не вольнонаемные рабочие, а подневольные крестьяне, приписанные к определенным предприятиям. В 1721 г. Петром был подписан указ, разрешающий покупать к мануфактурам крепостных крестьян.

Государство также поощряло создание частных промышленных предприятий, однако главным требованием, предъявлявшимся частным предпринимателям, оставалось бесперебойное выполнение государственных заказов. Если это условие не выполнялось, заводы у владельца конфисковались, даже если были построены без участия казны.

По отношению к отечественной промышленности Петр I проводил политику протекционизма. В 1724 г. был введен новый таможенный тариф, покровительствующий отечественной промышленности и торговле. В итоге принятых правительством мер Россия начала вывозить за рубеж железо, перестала закупать оружие, сократила ввоз тканей и т. д. [1, c. 166].

Активная предпринимательская деятельность государства, обладавшего преимущественными правами по отношению к другим участникам экономики, регламентация и опека им частного сектора экономики, отсутствие рынка наемного труда и широкое использование труда крепостных существенно замедляли процесс формирования свободного рынка. Российский предприниматель не был заинтересован в использовании наемного труда – он мог использовать даровой труд приписных крестьян. Он не был заинтересован в совершенствовании производства, т. к. был защищен от конкуренции льготами, привилегиями, протекционистской таможенной политикой государства, обеспечивавшей ему возможность покрывать хозяйственные издержки за счет монопольно высоких цен на продукцию.

Кроме того, развитие государственного предпринимательства привело к значительному росту численности чиновников. При Петре бюрократия стала социальной группой, численность которой стала вполне сопоставимой с численностью других социальных групп населения. К тому же, она стала привилегированной социальной группой, даже по сравнению с дворянством. Именно в петровскую эпоху она стала подлинным правящим классом России.

Среди всех петровских преобразований наиболее соответствующими понятиям «модернизация» и «европеизация» были нововведения в области культуры и быта. Среди них можно выделить: создание в России гражданских школ и гимназий, подготовка открытия Академии наук, введение западно­европейского летоисчисления, нового гражданского шрифта и учреждение газеты, открытие первых музеев и создание театра, перевод и печатание книг, зарождение науки, переустройство быта и многое другое. Однако культурная вестернизация осуществлялась Петром лишь до такого уровня, который был необходим для обеспечения минимума потребностей государства. Россия при нем заимствует на Западе прежде всего то, что так или иначе было связано с военным и военно-инженерным делом, промышленным производством.

В результате петровских реформ Россия сделала значительный шаг по пути интеграции в европейскую политику. Россия стала одним из ведущих государств Европы. К концу правления Петра Россия обладала сильнейшей в Европе армией численностью до 250 тыс. чел. и вторым в мире флотом (более 1000 кораблей).

Однако при Петре же в России произошло полное огосударствление общественной жизни. Самодержавное государство, бюрократия подмяли под себя все сословия и социальные группы, перекрыв пути для формирования зачатков гражданского общества. Произошло полное закрепощение тех слоев общества, которые в предыдущие эпохи оставались формально свободными [1, c. 174; 90].

В первой четверти XVIII в. произошло юридическое и идеологическое оформление неограниченной власти в России. Сложилась абсолютная монархия, для которой было характерно наличие сильного разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. В 1721 г. Сенат преподнес Петру титул императора и Отца Отечества. Социальной базой российского абсолютизма стало крепостническое дворянство, служилое сословие.

Петровская модернизация обошлась народу России дорогой ценой. Прогрессивные преобразования проводились Петром I методом кнута. В одних ситуациях это диктовалось объективными обстоятельствами, в других, – сказывались политические стереотипы, традиции страны. Но в любом случае это способствовало консервации российской феодально-крепостнической системы. Однако взятый Петром I курс на сближение России с Европой с его смертью не завершился и был продолжен в делах его преемников.



2016-01-26 539 Обсуждений (0)
Реформы Петра I Великого 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реформы Петра I Великого

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)