Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первой половины XIX в



2016-01-26 644 Обсуждений (0)
Первой половины XIX в 0.00 из 5.00 0 оценок




В истории XIX в. общественно-политическая мысль занимает особое место. Происходило интеллектуальное рождение России. В начале XIX в. русское общество оценивало себя и Россию исключительно с позиций европейской цивилизации. Европеизация, осуществлявшаяся правительством сугубо в нуждах государства и армии, распространяясь на жизнь общества, оказала влияние на развитие общественно-политической мысли России.

Отказ властей от политики преобразований, усиление реакции вызвали среди либерально настроенного дворянства усиление оппозиционных настроений, которые вылились в первое в России антиправительственное движение, названное впоследствии движением декабристов. Одним из источников дворянского «вольномыслия» стал мощный подъем патриотизма, вызванный Отечественной войной 1812 г. Будущие декабристы в большинстве своем были участниками войны и заграничных походов русской армии 1813–1814 гг. Они познакомились с идеями Просвещения, увидели разницу в уровне жизни населения. Основную причину отставания России от европейских стран они видели в сохранении крепостного права. Молодые либерально настроенные офицеры выдвигали идеи преобразования России. Главными из них были отмена крепостного права и введение конституции [60; 77; 126].

После возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге стали создаваться первые тайные общества – «Союз спасения» (1816 г.), затем «Союз благоденствия» (1818 г.). Единства среди будущих декабристов не было. Уже в 1821 г. возникли две новые тайные организации – «Южное общество» на Украине во главе с П. И. Пестелем (идеологом радикального направления декабризма, создавшим первый в истории России республиканский конституционный проект – «Русскую Правду») и «Северное общество» в Петербурге во главе с Н. М. Муравьевым (идеологом умеренного направления, подготовившего проект Конституции, предусматривавший провозглашение в России конституционной монархии).

«Русская Правда» Пестеля предусматривала уничтожение самодержавия, крепостного права, сословного строя, равенство всех граждан перед законом. Россия, по Пестелю, провозглашалась республикой, единым централизованным государством с разделением властей. Объявлялись свободы слова, собраний, печати и т. д. Аграрный вопрос предполагалось решить за счет передачи в общественный фонд монастырских и казенных земель, из которого получали земельные наделы все граждане, пожелавшие заниматься сельским хозяйством.

По «Конституции» Муравьева в России также отменялись самодержавие, крепостное право, вводилось разделение властей, провозглашались гражданские свободы. Но политический режим, устанавливавшийся в стране по Муравьеву, был конституционно-монархическим: царь оставался главой исполнительной власти. Не предусматривалось Муравьевым и равноправия граждан: для получения полноправного гражданства устанавливался высокий имущественный ценз. Кроме того, Муравьев видел Россию федерацией из четырнадцати держав и двух областей со столицей в Нижнем Новгороде.

Несмотря на программные разногласия, в тактическом отношении декабристы были единомышленниками: все склонялись к тактике заговора.

Выступление декабристов ускорила смерть Александра I в ноябре 1825 г. Декабристы намеревались помешать присяге Сената, заставить нового императора Николая I подписать «Манифест к русскому народу» с объявлением о введении конституции и отмены крепостного права. 14 декабря 1825 г. они вывели войска на Сенатскую площадь Петербурга. Однако о планах заговорщиков Николаю стало известно, и он принял присягу Сената до появления на площади мятежных воинских частей, которые к вечеру были по его приказу расстреляны из пушек. Восстание было подавлено. Пятеро заговорщиков были повешены, около 280 декабристов сосланы на каторгу в Сибирь [1, c. 218-222; 25].

Основные причины поражения движения: ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания, отчужденность от народа, проявившаяся в боязни привлечения его к осуществлению своих планов. Однако движение декабристов стало значительным событием в русской истории: по сути, оно стало первым организованным революционным движением в истории России.

После выступления декабристов правительство Николая I резко ужесточило контроль над общественно-политической жизнью страны. В условиях мрачного политического застоя николаевской эпохи наблюдается интенсивная духовная жизнь, компенсировавшая вынужденную пассивность интеллигенции в практическом решении насущных общественных проблем. Передовая общественность мучительно искала ответ на вопрос о путях будущего развития Отечества. В 30–40-е гг. оформляются основные общественно-политические течения. Либералы предлагали постепенное реформирование политической системы, радикалы настаивали на ее коренной ломке, консерваторы выступали за сохранение и упрочнение существовавших порядков. Все они были убеждены, что заботятся о благе и процветании страны [1, c. 222-223].

Начало либеральному оппозиционному движению положило выступление П. Я. Чаадаева с критикой российской действительности в «Философических письмах», опубликованных в 1836 г. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Царские власти автора «Писем» официально объявили сумасшедшим. В интеллигентской же среде развернулось широкое обсуждение поднятых в работе Чаадаева проблем, в ходе которого выявились две позиции. Сторонников одной из них именовали западниками, а второй – славянофилами. И те, и другие были сторонниками ненасильственных методов преобразований в обществе. И те, и другие осуждали крепостнические порядки и искали пути совершенствования существующего строя. И те, и другие в основу своих воззрений на будущее России положили идеи западноевропейских философов.

Идеологами западников были историки, юристы, писатели и публицисты Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин и др. Методологической основой их концепции послужила теория немецкого философа Г. Гегеля, доказывающая, что исторический процесс во всех странах обусловлен едиными объективными закономерностями. Поэтому они полагали, что России предстоит пройти те же этапы развития, которые прошли остальные европейские страны. Вся специфика страны объяснялась ими только одним обстоятельством – серьезным ее отставанием от Западной Европы [45; 82].

Если западники считали, что Россия идет по европейскому пути развития, то славянофилы отстаивали идею самобытности страны. Методологической основой их взглядов послужили идеи другого немецкого философа Ф. Шеллинга о проявлении в народах различных свойств (граней) мирового абсолюта. Идеологи славянофилов – А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья И. С. и К. С. Аксаковы, – мечтали вернуться к идеалам допетровской Руси с ее общинностью, патриархальностью, соборностью, истинным православием и отсутствием крепостного права, разделившего русский народ на рабов и господ. Отмена крепостного права, возрождение земского строя позволили бы изжить деспотические проявления самодержавия и возродить духовное единство русского народа [48; 131].

Начало радикальному (или революционно-демократическому) движению положила деятельность кружков братьев Критских, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева (30-е гг.), М. В. Буташевича-Петрашевского (40-е гг.). Революционные демократы разделяли основные идеи западников, соглашаясь с ними в том, что Россия в своем развитии должна идти европейским путем. Вместе с тем они подвергали резкой критике современный им европейский буржуазный строй. Россия, считали радикалы, в своем развитии должна вместе с Западной Европой перейти к социализму и осуществить это только революционным путем.

Все члены революционных организации подверглись суровым репрессиям. При Николае I вообще любые проявления инакомыслия сурово пресекались. В области печати был издан «Устав о цензуре», прозванный современниками «чугунным». Смысл работы цензоров сводился к недопущению каких-либо порицаний власти. Общим правилом становится установление полицейского надзора за авторами, чьи произведения были запрещены. Новые периодические издания могли открываться только с разрешения императора. Правительство усилило контроль за деятельностью учебных заведений. Университетская автономия стала формальной. Прогрессивные преподаватели подвергались гонениям. Сократился студенческий набор, была повышена плата за обучение.

Основные принципы консервативно-охранительной политики правительства были сформулированы в официальной доктрине николаевского режима – «теории официальной народности». Ее автором стал граф С. С. Уваров, министр просвещения при Николае I. Суть теории была заключена в формуле: «самодержавие, православие, народность». Самодержавие объявлялось основным устоем жизни российского общества, обеспечивающим величие и мощь России; православие представлялось основой духовной жизни народа; под «народностью» подразумевалось неразрывное единство царя и простого народа. В этой теории Россия впервые сознательно противопоставлялась «загнивающему» Западу, чьи порядки объявлялись совершенно несовместимыми с российскими традиционными правовыми, социальными и правовыми устоями. Главной особенностью русского народа сторонники теории считали его коллективистскую мораль. Русский народ не буржуазен, ему чужды моральные нормы, принципы западноевропейцев, основанные на «испорченных» идеалах реформированного христианства – католицизма и протестантизма. Придерживающийся «истинной веры» – православия – русский народ призван показать «загнивающему» Западу правильный путь развития. Слабой стороной «теории официальной народности» было отсутствие внутреннего потенциала развития, т. к. существующие порядки объявлялись правильными, совершенными, не подлежащими обновлению [100].

К середине XIX в. потенциал, созданный реформаторскими начинаниями Петра I и Екатерины II, окончательно исчерпал себя. Консервативный курс Николая I, явившийся в значительной степени реакцией на рост революционного движения в Западной Европе и на восстание декабристов в самой России, не допускал проведения серьезных реформ, которые могли бы разрешить нарастающие противоречия. Правительство Николая не решило ни одного важного государственного вопроса. Россия оказалась «колоссом на глиняных ногах». Настоящим испытанием созданному императором политическому режиму стала крайне неудачная для страны Крымская война (1853–1856 гг.). Это было первое крупное военное поражение России со времени образования Российской империи Петром I. По сути же это было поражение всего политического курса Николая I. Страна вновь оказалась перед необходимостью проведения радикальных реформ «сверху».

 

В XVIII–первой половине XIX столетий самодержавная Россия достигла пика своего могущества. Пройдя тернистый путь внутренних перипетий, завершившийся коренной ломкой прежних порядков в эпоху преобразований Петра Великого, страна уверенно вошла в число ведущих европейских держав того времени, упрочив тем самым свой новый, имперский, статус. Блеск военных побед, открытое вмешательство в международные дела, роскошь двора и абсолютная власть царей над безмолвным населением заставляли многих соседей отныне смотреть на Россию со страхом и завистью. А частые придворные интриги показывали, насколько может быть привлекательна власть в столь сильном государстве.

Однако высшая точка развития – это и начало конца. Феодально-крепостническая экономика, основанная на принудительном труде, засилье военно-бюрократического аппарата, отсутствие гражданского общества делали Империю негибкой, неспособной к саморазвитию. Россия все больше и больше не походила на европейские государства, место среди которых она стремилась удержать. «Золотой век» российской культуры и мысли, связанный с именами Карамзина, Пушкина, Чаадаева, Герцена, организациями декабристов, кружками западников и славянофилов, – это время формирования национального самосознания. Это время осмысления места и роли своей страны в мировой истории, будущего ее развития – тех вопросов, ответы на которые теперь вынуждено искать каждое новое поколение.

 

Вопросы для размышления

 

1. Соотнесите причины, цели и итог петровских преобразований. Как Вы оцениваете их эффективность?

2. Какую роль сыграла война в реформах Петра I? Каковы причины самих военных действий?

3. Какое влияние оказали дворцовые перевороты на политическое и социально-экономическое развитие России XVIII века?

4. В чем сущность «просвещенного абсолютизма»? Почему он обрел наиболее полное воплощение в странах Центральной и Восточной Европы, в том числе России?

5. Чем можно объяснить большое количество проектов, как правительственных, так и общественных, по преобразованию страны в начале XIX века? Почему все они остались нереализованными?

6. Восстание декабристов – первый опыт революции в России или очередной дворцовый переворот? Обоснуйте Ваше мнение.

7. Как соотносится «золотой век» русской культуры и кризисное состояние политики и экономики в первой половине XIX века? Можно ли считать это явление парадоксальным?

 

 

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIXНАЧАЛЕ XX вв.

 



2016-01-26 644 Обсуждений (0)
Первой половины XIX в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первой половины XIX в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)