Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Конституционно-правовой статус органов



2016-01-26 419 Обсуждений (0)
Тема 10. Конституционно-правовой статус органов 0.00 из 5.00 0 оценок




Исполнительной власти

1. Понятие исполнительной власти, ее роль в управлении государством и статус в системе разделения властей.

2. Правительство и органы специальной компетенции; публичная администрация.

3. Правительство и парламент: сферы взаимодействия.

4. Конституционный статус члена правительства: сравнение со статусом парламентария.

 

Методические указания

 

Изучение материала о правительстве надо начать с определения понятия правительства, приняв во внимание, что конституции разных стран различно его называют. Различен и его политический и партийный состав. Определяя место правительства как органа исполнительной власти при различных формах правления, выявите взаимосвязи и взаимоотношения этого органа с главой государства, парламентом, судебными органами. При этом следует иметь в виду особенности этих взаимосвязей при различных формах правления. Обратите внимание на специфику США и других президентских республик в этом контексте.

Уясните значение термина «кабинет» и определите его соотношение с термином «правительство». При изучении конституций зарубежных стран явно выделяются различные модели формирования правительства. Проанализируйте причины такого положения вещей. Проследите, как и что именно высшие законы государств называют компетенцией правительства и как определяют его ответственность. Обратите внимание на состав правительства, различный статус министров, государственных секретарей и других должностных лиц государственных органов исполнительной власти специальной компетенции. Представляется интересным сравнение правительственных и депутатских привилегий и иммунитетов, осуществление принципа несовместимости в зависимости от формы правления (Германия, Соединенное Королевство, Франция, США).

Особое значение имеет статус главы правительства. Конституции содержат различные наименования этого института и по-разному определяют его правовое положение. Достаточно подробно регламентируют порядок выбора и назначения первого министра Основной закон для Германии (ст. 63), Конституция Французской Республики (ст. 21), Конституция Японии (ст. 67) и ряд других.

Анализируя статус премьер-министра и правительства, важно помнить об их ответственности, различая политическую и чисто юридическую ответственность. Соотнесите ответственность правительства и ответственность главы государства, выявите общее и различия между ними. Обратите внимание на особенности США, Франции, Польши.

Обычно вызывает затруднения у студентов вопрос о публичной администрации. Прежде всего, следует уяснить различные значения этого термина. Затем определить виды и принципы комплектования публичной администрации. Проанализируйте ее законодательное оформление, обратившись к правовым нормам шведской Формы правления (гл. 11), Конституции Словении (ст. 122), Конституции Мексики (ст. 90 - 93) и др.

 

Тема 11. Организация судебной власти зарубежных стран. Конституционный контроль

 

1. Понятие судебной власти и ее предназначение.

2. Конституционные принципы судоустройства.

3. Конституционные принципы судопроизводства.

4. Конституционная и административная юстиция как средства самоограничения публичной власти в зарубежных странах.

5. Квазисудебные органы.

6. Модели публичного обвинения и публичной защиты. Формы прокуратуры и адвокатуры.

7. Учреждения, обслуживающие судебную власть: следственные органы и органы дознания, судебная полиция, уголовно-исполнительные учреждения.

 

 

Методические указания

 

Особенностью судебной власти можно назвать то, что конституциями она обычно возлагается на совокупность органов, где каждый орган является ее носителем. Необходимо разобраться в понятиях «юстиция», «юрисдикция», «правосудие». Обратите внимание на социальную роль судебной власти в качестве гаранта цивилизованного способа разрешения правовых конфликтов, в том числе между человеком и государством. На практике при осуществлении правосудия встает очень много сложных проблем: «телефонное право», политическое влияние, оказываемое на деятельность судов и судей, материальные и моральные затраты при рассмотрении дел судом. Попробуйте определить свое отношение к этим проблемам. При анализе текстов конституционных законов представляется явной тенденция к расширению объема конституционного регулирования организации и деятельности судебной власти в зарубежных странах. Обратитесь к ряду конституций и попробуйте подтвердить предметно эту тенденцию. Специфична в этом контексте Конституция Кубы (ст. 123), определяющая лишь главные цели деятельности судов. Обратите внимание на то, как она их определяет.

В соответствии с англосаксонской или германо-романской системой права следует различать и структуру судебной власти. Предполагается, что студенты смогут объяснить понятие и причины полисистемности судебной власти в некоторых странах, особенно в континентальной Европе. Следует разобраться с различными видами судебных органов, учесть возможность их существования наряду с государственными иных судов. Необходимо иметь правильное представление об органах и учреждениях, обслуживающих судебную власть: прокуратуре, адвокатуре, судебной полиции, органах предварительного расследования, учреждениях исполнения наказаний и др. Оцените их роль и значение, а также правовой статус.

Один из важных вопросов темы - статус судей, прокуроров и следователей. Обратите внимание на современные способы формирования судейского корпуса, приверженность некоторых стран к особым способам их формирования (США, Япония). Важным моментом регламентации судебной власти является характеристика конституционно-правовых принципов организации и деятельности судебных систем. Разница в них очевидна. Надо разобраться в таких понятиях, как несменяемость, несовместимость, независимость судей. Сравните тексты конституций ряда стран, выявите общие и различные черты в регулировании этих институтов (Италия, Германия).

Интересен с точки зрения будущего развития отечественного конституционного права институт магистратуры. Определите понятие и назначение Высшего совета магистратуры (Италия, Франция) и подобных органов в судебной системе зарубежных стран.

Конституции некоторых зарубежных стран содержат положения о суде присяжных. Определите основные позиции этого института, оцените его роль в судебном процессе, отличия от суда шеффенов (Германия) и ассизов (Франция). Необходимо ориентироваться в таких формах обжалования, не вступившего в силу судебного решения, как апелляция и кассация, имеющие существенные различия и применяющиеся в зависимости от вида правовой системы.

Часто студенты затрудняются дать характеристику административной юстиции и административной юрисдикции. Следует иметь в виду, что понятия эти отнюдь не тождественны. Надо разобраться в системе органов административной юстиции, определить ее социальное назначение. Однако необходимо учесть, что не все конституции зарубежных стран предусматривают этот институт. Попробуйте определить причины этого.

Необходимо разобраться в понятии «конституционная юстиция». в принципах формирования этих органов, требованиях, предъявляемых к кандидатам в судьи, структуре конституционных судов и сроках их полномочий, процедуре и правовых последствиях решений. Регулирование конституционного судопроизводства предусматривает общую и специальные процедуры. Определите, что входит в эти понятия, обратившись к текстам конституций и законов о конституционных судах (Испания, Германия).

Хотелось бы, чтобы вы попробовали сравнить уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство, определив, может быть, черты сходства и различия.

Определите место прокуратуры в системе государственных органов зарубежных стран. Подумайте о месте адвокатуры и правовом оформлении этого института.

 

Тема 12. Избирательное право, избирательные системы зарубежных стран

 

1. Понятие принципа народного суверенитета (народовластия).

2. Институты непосредственного народовластия: понятие и виды народных голосований. 3. Понятие выборов, их социальные функции и виды.

3. Избирательный процесс и организация выборов.

4. Референдум в зарубежных странах.

5. Иные виды народных голосований.

6. Необходимость представительного правления (представительной демократии) как формы реализации народного суверенитета.

7. Механизм обеспечения представительного правления, его элементы.

 

Методические указания

 

Характерным признаком демократии является участие граждан в управлении делами государства. Такое участие возможно реализовать через конституционное право выбирать своих представителей либо решать государственные вопросы всенародным голосованием.

Изучение темы следует начать с уяснения понятия выборов, выделения их сущностных черт, отличающих их от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц. Необходимо определить социальное назначение выборов.

В зависимости от положенного в основу критерия определите виды выборов. Следует обратить внимание на периодичность выборов, связанную со сроком полномочий выборного органа. Противоположен выборам институт отзыва, присущий обычно (но не обязательно) императивному мандату. Представляется необходимым также отличать отзыв от отставки выборного лица и досрочного лишения мандата представительным органом, в котором состоит выборное лицо.

Для изучения этих институтов студентам следует обратиться к специальному законодательству (например, к Закону о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей КНР, Федеральному закону о выборах в Бундестаг ФРГ.).

Понятие «избирательное право» имеет два значения: в субъективном и объективном смысле. Определяя эти значения, важно выделить основные принципы, характеризующие субъективное избирательное право. Необходимо уяснить понятие избирательных цензов, их назначение и ценность в различных странах. Следует обратить внимание на такие ограничения всеобщего избирательного права, как несовместимость и неизбираемость. Успешнее всего уяснить эти моменты можно, обратившись к законодательству о выборах, скажем к французскому Избирательному кодексу.

Немаловажное значение имеет принцип свободного участия в выборах. Внимательно надо отнестись к проблеме абсентеизма, его причинам и правовым последствиям. Нужно помнить, что в ряде стран предусмотрен обязательный вотум. Уместна была бы ваша личная оценка этого института.

При характеристике равного избирательного права следует обратить внимание на возможность наличия у избирателя не одного, а большего числа голосов. Предполагается, что, характеризуя этот принцип избирательного права, студент обозначит понятия «плюральный вотум», «кумулятивный вотум». Необходимо разобраться с понятием «веса» голоса. Следует обратить внимание на некоторые отклонения от этого принципа в развивающихся странах, осмыслить их причины (куриальные выборы, квоты для представительства определенных социальных групп).

Студенты должны различать прямые и косвенные выборы, привести примеры их применения в различных странах. Важны различия между понятиями «избиратель» и «выборщик», определение значения термина «электорат».

Следует обозначить смысл и значение тайного голосования и ориентироваться в способах его обеспечения в разных странах.

Студент должен различать стадии избирательного процесса. Обозначив их, проще выявить его общие закономерности, а затем и особенности различных этапов в разных странах.

Следует помнить, что стадии избирательного процесса определяются законодательно. Поэтому более детально проработать эти моменты рекомендуется с первоисточником в руках. Особо предлагается обратить внимание на порядок разделения территории государства на избирательные единицы и на принципы образования избирательных округов. Во многих странах это достаточно подробно регламентируется конституциями и специальными законами о выборах (примером может служить германский Федеральный закон о выборах в Бундестаг). Следует различать одномандатные и многомандатные округа, территориальный и производственный принципы представительства. Изучающим курс предлагается определить свою точку зрения относительно возможных нарушений норм представительства при нарезке избирательных округов, целей и форм «избирательной географии» («избирательной геометрии», «джерримэндеринга»).

Необходимо различать характер и вид органов, на которые возлагается организационное руководство избирательным процессом, и определять их полномочия.

Выдвижение кандидатов в зарубежных странах возможно различными способами, в некоторых странах возможно сочетание этих способов. Было бы верным обратить внимание на выдвижение кандидатов посредством первичных выборов (праймериз), а также на некоторые требования, предъявляемые к кандидатам, в том числе имущественного характера (избирательный залог).

Характеризуя избирательный процесс, целесообразно обратить внимание на цели и формы финансирования избирательной кампании, правовую регламентацию роли государства на данной стадии избирательного процесса. Продемонстрировать это можно на примерах специального законодательства государств (например, гл. V Избирательного кодекса во Франции). Важно обратить внимание на роль СМИ в агитационной кампании и правовое регулирование этого вопроса в конституционном (государственном) праве зарубежных стран.

Надо различать способы голосования на избирательных участках, ознакомиться с различным законодательным регулированием этой стадии избирательного процесса. При подсчете голосов важна возможность вынесения решения о недействительности выборов, их нерезультативности, а также необходимости проведения дополнительного тура голосования.

Следует иметь в виду, что на случай возникновения избирательно-правового спора между участниками избирательного процесса, законодательство зарубежных стран устанавливает процедуры их разрешения, а также предусматривает ответственность за нарушение избирательного права (Испания, Франция).

Обычно для студентов сложность вызывает вопрос об избирательных системах и их разновидностях. Прежде всего следует определить суть, основополагающие принципы основных избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной. Но нельзя забывать, что существуют системы, сочетающие в себе достоинства основных систем, а также некоторые компромиссные варианты, позволяющие, не меняя кардинально избирательную систему, все, же свести к минимуму ее недостатки.

Характеризуя мажоритарную избирательную систему, следует отталкиваться от основного ее принципа - принципа большинства. Для более легкого усвоения материала, рекомендуется использовать числовые примеры. Это помогает разобраться в проблеме даже с чисто математической стороны. Обратите внимание, что законодатель обычно уточняет, что является точкой отсчета большинства (прежде всего, абсолютного). Кроме того, следует учесть, что при использовании каждой разновидности мажоритарной системы наблюдаются как положительные моменты, так и отрицательные. Надо знать способы преодоления нерезультативности рассматриваемой системы. Предполагается, что студенты смогут привести примеры стран, где используется тот или иной вид мажоритарной системы.

Важно разбираться в так называемых полупропорциональных (предпропорциональных) системах. Следует попытаться понять, почему они так называются и в чем их назначение. Определите суть предпропорциональных избирательных систем (ограниченный вотум и др.)

Зачастую студенты путаются в определениях системы единственного непередаваемого голоса и системы единственного передаваемого голоса, которая большинством из теоретиков относится все-таки к пропорциональной избирательной системе.

Характеризуя систему пропорционального представительства, прежде всего, определите, между, чем и чем должна быть установлена (соблюдена) пропорция. Обратите внимание на то, в каких округах может использоваться пропорциональная избирательная система в отличие от мажоритарной. Пропорциональная система так же не безгрешна, как и другие. Поэтому в зарубежных странах определяются различные способы ее корректировки, которые также надо уяснить.

Очень важно уметь раскрывать способы распределения мандатов внутри партийных списков. Надо разбираться в таких понятиях, как «связанные» и «свободные» списки, «преференциальное голосование», «панаширование» и др. Целесообразно проанализировать практику установления законодательством ряда зарубежных стран специальных избирательных систем. Необходимо обратить внимание на смешанные избирательные системы. Следует различать избирательные системы с доминированием пропорционального представительства (пропорционально-мажоритарные), с доминированием мажоритарной системы (мажоритарно - пропорциональная) и уравновешенные смешанные системы.

Попробуйте проанализировать достоинства и недостатки различных избирательных систем и определиться в своем предпочтении.

Надо уметь решать задачи на распределение мандатов по пропорциональной системе при произвольно выбранном числе мандатов, числе партий и числе полученных ими голосов.

Референдум имеет определенные отличительные черты от процедуры выборов. Представляется важным проанализировать этот институт непосредственной демократии, его преимущество перед представительной демократией и недостаток по сравнению с ней. Подумайте о соотношении непосредственной и представительной демократии, об их месте в механизме народовластия. Особенно следует учесть конституционные нормы и нормы других законодательных актов о референдуме (конституции Швейцарии, Италии, Испании, австрийский Федеральный закон о народном голосовании).

Студенты должны выделять виды референдума, определять стадии его проведения. Важно различать и соотносить такие понятия, как «референдум», «плебисцит», «всенародное голосование», «всенародный опрос», выделять возможные общие и различные черты. Необходимо представлять себе правовые последствия референдума, определять целесообразность его использования при принятии государственных и самоуправленческих решений.


 

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ



2016-01-26 419 Обсуждений (0)
Тема 10. Конституционно-правовой статус органов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Конституционно-правовой статус органов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)