Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология построения многофакторных индексов



2016-01-26 1449 Обсуждений (0)
Методология построения многофакторных индексов 0.00 из 5.00 0 оценок




Построение агрегатных индексов, рассмотренных ранее, позволяет оценить влияние двух факторов, которые формируют результативный показатель. Однако индексный метод позволяет оценить влияние не только двух, но и большего количества факторов.

Многофакторные индексы строятся в тех случаях, когда результативный показатель можно представить как произведение нескольких факторов.

Например: пример 1

Среднегодовая среднечасовая продолжительность среднее число

выработка = выработка х рабочего дня в х дней, отработ.

1 рабочего 1 рабочего часах 1 рабочим

W a b c

 

Или пример 2

Среднемесячная заработная плата 1 рабочего К   = среднее число дней, отработанных 1 рабочим х   х средняя продолжительность рабочего дня в часах у     х среднечасовая оплата труда (в руб.)   z

 

Построение многофакторных статистических моделей подчиняется следующим правилам:

1) факторы-сомножители должны быть расположены таким образом, чтобы умножение каждого из них на один или несколько предыдущих давало экономически осмысленную величину.

Например, аb– среднедневная выработка,

у z − среднедневная заработная плата,

х у – время в часах, отработанное 1 рабочим за месяц, и т.д.

2) первым фактором-сомножителем в модели может быть либо интенсивный (количественный) показатель либо экстенсивный (количественный, объемный) показатель.

Пример 1: а – качественный показатель,

Пример 2: х – количественный показатель.

Если результирующий показатель является произведением факторных, то и связь между их индексами выражается произведением:

(9.58)

Аналогично k = x∙y∙z, следовательно .

Для оценки влияния каждого фактора на результирующий показатель используется система последовательно-цепных аналитических индексов: последовательно меняются величины каждого фактора и остаются неизменными другие. При этом возможны два варианта:

Вариант 1. Если система взаимосвязанных факторов начинается с качественного показателя, то еще не рассмотренные факторы фиксируются на уровне отчетного периода, а уже рассмотренные – на уровне базисного.

Т.е. для оценки влияния на результирующий показатель W строятся следующие индексы:

- для оценки влияния фактора а:

 

(9.59)

 

- для оценки влияния фактора b:

 

(9.60)

 

- для оценки влияния фактора с:

 

. (9.61)

 

Можно доказать . (9.62)

Вариант 2. Если система взаимосвязанных факторов начинается с количественного показателя, то еще не рассмотренные факторы фиксируются на уровне базисного периода, а уже рассмотренные – на уровне отчетного.

Следовательно, изменение результирующего показателя K происходит под влиянием факторов, количественная оценка которых производится с помощью следующих индексов:

 

- фактора х: (9.63)

 

- фактора у: (9.64)

 

- фактора z: (9.65)

 

Взаимосвязь доказывается:

. (9.66)

 

Абсолютное изменение результирующего показателя и факторных влияний на него происходит вычитанием из числителя знаменателя индекса. Так, абсолютное изменение среднегодовой выработки 1 рабочего.

 

(9.67)

в т.ч.: - за счет фактора а

 

(9.68)

 

- за счет фактора b

 

(9.69)

- за счет фактора с

 

(9.70)

 

В итоге:

 

(9.71)

 



2016-01-26 1449 Обсуждений (0)
Методология построения многофакторных индексов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология построения многофакторных индексов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1449)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)