Понятие индекса. Классификация индексов
Латинское по происхождению слово «index» буквально означает указатель, показатель. В статистике индекс – это относительная величина, полученная в результате соотношения двух уровней одного явления. Вместе с тем, не всякая относительная величина может быть названа индексом. Индексами называются лишь такие относительные величины, которые характеризуют изменение явления во времени, степень выполнения плана или являются результатом сравнения в пространстве. Следовательно, относительные величины структуры, интенсивности, координации индексами не являются. Показатель, изменения которого характеризуется индексом, называется индексируемой величиной. В статистике при использовании индексного метода применяется своя терминология и символика. Так, каждая индексируемая величина имеет свое обозначение: q – физический объем продукции, товара (работ, услуг) (количество в натуральном выражении). Слово «физический» означает, что объем продукции, товаров измеряется в единицах, свойственных их физическому состоянию: л, м, м2, кг, тонны, шт., пары и т.д.; p – цена единицы продукции, товара; p*q = s – стоимость данного вида продукции, товара (объем в стоимостном выражении); S = Σqp – стоимость всей продукции предприятия, товаров магазина и т.д. (т.е. это могут быть показатели товарной продукции, реализованной продукции, товарооборота и т.д.); z − себестоимость единицы продукции; Z = Σ qz – издержки, т.е. себестоимость всей продукции по совокупности (цеху, предприятию и т.п.). Обозначение самих индексов: i – индивидуальный индекс, т.е. индекс, который характеризует изменение признака у отдельного элемента изучаемой совокупности. Так, индекс физического объема определенного продукта (товара):
(9.1)
При построении индексов для обозначения базового значения индексируемой величины используется подстрочечный знак «0», а для обозначения отчетного – «1». Далее можем записать: − индивидуальный индекс цены; − индивидуальный индекс себестоимости. Вместе с тем, при исследовании экономических явлений наряду с индивидуальными индексами, которые характеризуют изменение отдельных элементов изучаемой совокупности, широко используются сводные относительные величины для характеристики изменения совокупности (продукции, товаров и т.д.) в целом. Для этих целей рассчитывают общие индексы, которые обозначают I. Например, индекс стоимости продукции:
(9.2) либо индекс издержек: . (9.3)
Эти индексы позволяют оценить изменение индексируемой величины в целом по сложной совокупности, отдельные элементы которой несопоставимы (т.е. несоизмеримы в физических единицах). Например, товарооборот магазина: молоко (л) + мясо (кг) + сигареты (шт)+ … . Допустим, что товарооборот магазина характеризуется следующими данными (таблица 9.1):
Таблица 9.1 – Динамика товарооборота магазина за май-июнь отчетного года
Получаем индекс товарооборота: Это означает, что в июне товарооборот увеличился на 12,31 % по сравнению с маем. Примеры индивидуальных индексов: - индекс цены для товара А либо индекс физического объема товара В Таким образом, общий индекс позволил дать оценку совокупности, отдельные элементы которой несопоставимы. Общие индексы широко используются в статистической практике на различных уровнях: предприятие, отрасль, национальная экономика в целом. Когда речь идет об индексном методе или индексной теории, в статистике подразумевается под этим построение общих индексов. Множество индексов, разработанных статистикой, классифицируются по различным признакам: 1) по степени охвата явления (по степени охвата единиц изучаемой совокупности): - индивидуальные; - общие. Могут быть также и групповые: индекс промышленного производства – общий; индекс производства легкой промышленности – групповой; индекс производства ОАО «КИМ» – индивидуальный. 2) по базе сравнения они могут быть: - динамические, когда в качестве базы сравнения принимается показатель прошлого периода:
(9.4)
территориальные, когда в качестве базы сравнения выступает другая территория, другие предприятия и т.д., т.е. сравнение в пространстве: (9.5)
- нормативные, в которых за базу сравнения принимаются плановые или нормативные показатели:
(9.6) 3) по характеру объекта исследования: - количественные (объемные); - качественные. Количественные характеризуют изменение объемных показателей и в случае общих индексов составляются на основании неизменных качественных показателей. Например, индекс физического объема:
или (цена остается неизменной).
Качественные индексы характеризуют изменение качественных показателей (цены, себестоимости, производительности труда и т.д.) и составляются с неизменными количественными показателями. Например, индекс себестоимости: (9.7) или (объем остается неизменным); (9.8)
4) по методологии расчёта индексы могут быть: - агрегатные и средние; - с постоянными и переменными весами; - с постоянной и переменной базой сравнения; - постоянного и переменного состава и структурных сдвигов и т.д.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |