Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции организационной культуры



2016-01-26 645 Обсуждений (0)
Функции организационной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Организационная культура выполняет различные функции, которые ее характеризуют наиболее полно. Все функции условно можно подразделить на две группы:

1). Функции, определяемые внутренним состоянием формального механизма организации.

2). Функции, определяемые необходимостью адап­тации организации к своей внешней среде.

К первой группе функций относятся следующие.

1. Охранная функция культуры. Культура служит своеобраз­ным барьером для проникновения нежелательных тенденций и от­рицательных ценностей, характерных для внешней среды, т.е. она нейтрализует действие негативных внешних факто­ров. Она включает в себя специ­фическую систему ценностей, особый климат и способы взаимо­действия участников организации и тем самым создает неповто­римый облик фирмы, позволяющий отличать ее от других фирм, субъектов хозяйственной жизни и от внешней среды в целом. Особенно актуальна эта функция культуры для современных российских экономических организаций.

Во внешней среде российского бизнеса:

¨ отсутствуют необходимыеусловия, упорядочивающие хо­зяйственную жизнь, - как формальные (экономическое за­конодательство), так и неформальные, которые определяют­ся развитием общей экономической культуры;

¨ существует высокая агрессивность внешней среды российских организаций;

¨ российские фирмы действуют в условиях нестабильности и неопределенности политической среды;

¨ российские компании до сих пор являются относительно чужеродным элементом в структуре общества, которое в ос­новном не адаптировалось к изменяющимся условиям су­ществования и не приняло формирующейся системы цен­ностей российской частнопредпринимательской экономики.

Указанные факторы обусловливают необходимость особого внимания руководителей российских организаций к проблемам формиро­вания организационной культуры. Она способна ограничить пространство неопределенности и изменить баланс сил в пользу стабильности и устойчивости.

2. Интегрирующая функция. Прививая определенную сис­тему ценностей, организационная культура создает ощущение идентичности у индивидов и групп - ее участников. Это позволяет каждому субъ­екту внутриорганизационной жизни:

¨ лучше осознать цели организации;

¨ приобрести наиболее благоприятное впечатление об организации, в которой он работает;

¨ ощутить себя частью единой системы и определить свою ответственность перед ней.

3. Регулирующая функция. Организационная культура вклю­чает в себя неформальные, неписаные правила. Они указывают на то, как люди должны вести себя в процессе работы. Эти правила определяют привычные способы действий в организации: последовательность совершения работ, характер рабочих контактов, формы обмена информацией и т.д. Таким образом, задаются однозначность и упорядоченность хозяйственных основных актов.

Интегрирующая и регулирующая функции способствуют рос­ту производительности в организации, поскольку:

¨ ощущение идентичности и восприятие ценностей органи­зации позволяют повысить целеустремленность и настойчи­вость участников организации в выполнении своих задач;

¨ наличие неформальных правил, упорядочивающих органи­зационную деятельность и устраняющих несогласован­ность действий, создает экономию времени в каждой хозяйственной ситуации.

4. Замещающая функция. Сильная организационная культура, способ­ная к эффективному замещению формальных, официальных меха­низмов, позволяет фирме не прибегать к чрезмерному усложнению формальной структуры и увеличению потока официальной инфор­мации и распоряжений. Таким образом, происходит экономия на из­держках управления в организации. Так как культура, в отличие от формального механизма, в большей своей части самовоспроизводящийся феномен - самовоспроизводятся язык культуры, культурные коммуникации, привычные формы поведения в рамках культурной среды, то многие элементы культуры для своего воспроизводства не требуют специальных усилий и затрат.

5. Адаптивная функция. Наличие организационной культуры облегчает взаимное приспособление работников к организации и организации к работнику. Адаптация осуществляется посредством совокупности мер, называемых социализацией. В свою очередь, возможен противоположный процесс - индивидуализация, когда фирма организует свою деятельность таким образом, чтобы макси­мально использовать личностный потенциал и возможности инди­вида для решения собственных задач. Для российских фирм, у которых вопросы кадровой политики стоят очень остро, функция адаптации чрезвычайно актуальна.

6. Образовательная и развивающая функция. Культура все­гда связана с образовательным, воспитательным эффектом. Управляющие в организациях должны забо­титься о подготовке и образовании своих работников. Результатом таких усилий является приращение знаний и навыков работников, которые организация может использовать для достижения своих целей. Таким образом, организация расширяет количество и качество экономических ре­сурсов, находящихся в своем распоряжении.

7. Функция управления качеством. Поскольку культура в ко­нечном итоге воплощается в результатах хозяйственной деятельно­сти фирмы - экономических благах, постольку организационная культура, продуцируя более внимательное и серьезное отношение к работе, способствует повышению качества товаров и услуг, предла­гаемых экономической организацией. Другими словами, качество работы и рабочей среды переходит в качество продукции.

Ко второй группе функций организационной культуры относятся следующие.

1. Функция ориентации на потребителя. Учет целей, запро­сов, интересов потребителей, отраженный в элементах культуры способствует установле­нию более прочных и непротиворечивых отношений фирмы со своими покупателями и клиентами. Многие современные организации выделяют заботу о потребителях в качестве наиболее значимой ценности.

2. Функция регулирования партнерских отношений. Орга­низационная культура вырабатывает правила взаимоотношений с партнерами, предполагающие моральную от­ветственность перед ними. В этом смысле организационная культу­ра развивает и дополняет нормы и правила поведения, выработанные в рамках экономической куль­туры рыночного порядка.

3. Функция приспособления экономической организации к нуждам общества. Действие этой функции создает наиболее благоприятные внешние усло­вия для деятельности организации. Ее эффект заключен в устранении барьеров, пре­град, нейтрализации воздействий, связанных с нарушением или игнорированием организацией правил общественной игры. То есть, выгода организации заключена в устранении экономических «минусов» - убытков.



2016-01-26 645 Обсуждений (0)
Функции организационной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции организационной культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)