Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ответственность условно осужденных



2016-01-26 1065 Обсуждений (0)
Ответственность условно осужденных 0.00 из 5.00 0 оценок




При невыполнении условно осужденным требований, предъявляе­мых к нему в период испытательного срока, законом предусмотрена оп­ределенная ответственность, реализация которой осуществляется путем, во-первых, продления испытательного срока (ч. 2 ст. 74 УК РФ), во-вто­рых, направления осужденного для реального отбывания назначенного наказания в связи с отменой условного осуждения и, в-третьих, назначе­ния наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ).

При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыска­ние, уголовно-исполнительная инспекция берет у осужденного объяс­нение и выносит ему в письменной форме предупреждение о возможно­сти отмены условного осуждения (ч. 1 ст. 190УИКРФ).

Под уклонением от исполнения возложенных на условно осужден­ного обязанностей следует понимать такое поведение лица, когда оно не исполняет (разовое неисполнение) одну или несколько возложенных на него судом обязанностей, не имея при этом какой-либо уважительной причины. Однако необходимо уточнить, что при этом должны отсут­ствовать два определяющих признака - систематичность и злостность, которые согласно ч. 3 ст. 74 УК РФ являются основаниями для отмены условного осуждения.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, перечислены в гл. 20 КоАП РФ. К ним относятся: мелкое хулиганство (ст. 20.1); нарушение установлен­ного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демон­страции, шествия или пикетирования (ст. 20.2); демонстрирование фа­шистской атрибутики или символики (ст. 20.3); нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4); нарушение требований режима чрез­вычайного положения (ст. 20.5); невыполнение требований норм и пра­вил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6); нарушение правил гражданской обороны (ст. 20.7); нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8); установка на гражданском или служебном оружии приспособления для

541


Уголовно-исполнительное право

бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 20.9); незаконные изготовление, продажа или передача пнев­матического оружия (ст. 20.10); нарушение сроков регистрации (пере­регистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11); пе­ресылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12); стрельба из оружия в не отведенных для этого местах (ст. 20.13); нарушение правил сертифи­кации оружия и патронов к нему (ст. 20.14); продажа механических рас­пылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивы­ми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии (ст. 20.15); незаконная частная детективная или охранная деятельность (ст. 20.16); нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17); бло­кирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18); нарушение особо­го режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) (ст. 20.19); распитие алкогольной и спиртосодержащей продук­ции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21); появление в состоянии опьянения не­совершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодер­жащей продукции, потребление ими наркотических средств или психо­тропных веществ в общественных местах (ст. 20.22); нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных техни­ческих средств, предназначенных для негласного получения информа­ции (ст. 20.23); незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (ст. 20.24); самоволь­ное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25); самовольное прекращение работы как средство разрешения коллектив­ного или индивидуального трудового спора (ст. 20.26); невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоря­жения лица, проводящего указанную операцию (ст. 20.27)10.

Поскольку институт условного осуждения УК РФ 1996 г. вобрал в себя определенные положения ранее существовавшего в УК РСФСР 1960 г. института отсрочки исполнения приговора, то разъяснения Пленума Верховного Суда СССР, данные им в п. 13 Постановления от 21 июня 1985 г. № 8 «О судебной практике по применению отсрочки исполне­ния приговора», могут использоваться для ныне действующего институ­та условного осуждения. В нем разъяснялось, что нарушениями обще­ственного порядка могут быть мелкое хулиганство, неповиновение за-1 конному распоряжению или требованию работника милиции или

542


Глава 40. Правовое регулирование контроля за условно осужденными

народного дружинника, распитие спиртных напитков в общественных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляю­щем человеческое достоинство и общественную нравственность11.

Очевидно, что в перечень нарушений общественного порядка Пле­нум включил правонарушение, содержащееся в гл. 19 КоАП РФ (гл. 14 КоАП РСФСР), посягающее на установленный порядок управления -неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, воен­нослужащего или сотрудника органов уголовно-исполнительной систе­мы (ст. 19.3 КоАП РФ; ст. 165 КоАП РСФСР). Согласно ч. 2 ст. 74 УК РФ можно сделать вывод, что неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего или сотрудника органов уго­ловно-исполнительной системы будет основанием отмены условного осуждения только в том случае, если за совершение данного правонару­шения к виновному будут приняты меры административного взыска­ния. Кроме того, как справедливо отмечает А.Н. Ружников, «следует учитывать, что в соответствии со ст. 165 Кодекса РСФСР об администра­тивных правонарушениях неповиновение возможно лишь в тех случаях, когда работник милиции или народный дружинник находится при ис­полнении обязанностей по охране общественного порядка. Это могут быть, например, действия по пресечению мелкого хулиганства, распи­тия спиртных напитков в общественных местах и т. д.»12, об этом свиде­тельствует и ст. 19.3 КоАП РФ.

Следует помнить, что, кроме названных, никакие другие правонару­шения не образуют основания для отмены условного осуждения (то есть нарушения ни правил пожарной безопасности, ни охоты, ни рыбной ловли и т. п.)13.

Применение мер административного взыскания, указанных в зако­не, подразумевает, что лицом было совершено правонарушение и оно в установленном законом порядке привлечено к административной от­ветственности. В соответствии с п. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об администра­тивных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся ад­министративном правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения (п. 2 ст. 4.5). В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекра­щения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя призна­ков административного правонарушения административное взыскание мо­жет быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Необходимо отметить, что нарушение общественного порядка, со­вершенное условно осужденным, должно свидетельствовать о том, что

543


Уголовно-исполнительное право

данное лицо не желает оправдать оказанное ему судом доверие и дока­зать, что оно может исправиться без применения реального лишения свободы. Например, не должно рассматриваться как явное нежелание исправиться нарушение условно осужденным правил дорожного дви­жения, как и не должно оно стать предпосылкой отмены условного осуждения. Исходя из содержания ст. 4.5 КоАП РФ можно заключить, что со дня нарушения общественного порядка условно осужденным до дня применения к нему за это нарушение административного взыска­ния может пройти продолжительное время. Не являются основаниями для продления испытательного срока административные наказания, погашенные в установленном законом порядке или снятые до рассмот­рения данного вопроса14. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, ко­торому назначено административное наказание, считается подвергну­тым данному наказанию в течение одного года со дня окончания ис­полнения постановления о назначении административного наказания.

В том случае, если осужденный после письменного предупреждения инспекции не изменил своего поведения и продолжает уклоняться от ис­полнения возложенных на него судом обязанностей, а также исходя из личности осужденного, характера преступления и отношения к совер­шенному деянию, труду, учебе инспекция направляет в суд представле­ние о продлении испытательного срока с приложением характеризующе­го материала.

Суд, рассматривая вопрос о продлении испытательного срока, дол­жен, во-первых, убедиться в законности и обоснованности принятой в отношении условно осужденного меры административного взыскания, во-вторых, выяснить причины неисполнения им возложенных обязан­ностей и, в-третьих, проверить степень обоснованности представления уголовно-исполнительной инспекции.

При убежденности суда в необходимости продления испытательного срока в соответствии с ч. 2 ст. 74 УК РФ он может осуществить это только один раз и не более чем на один год, а согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» и тогда, когда условно осуж­денному первоначально был установлен испытательный срок максималь­ной продолжительности15.0 продлении осужденному испытательного срока делается отметка в журнале учета, справочной, сторожевой и кон-трольно-сроковой карточках, информируется организация, в которой он работает, и участковый инспектор милиции.

В случае отказа суда в удовлетворении представления инспекции о продлении испытательного срока следующее представление вносится в суд после совершения осужденным еще одного нарушения обществен-

544


Глава 40. Правовое регулирование контроля за условно осужденными

ного порядка, повлекшего применение мер административного взыска­ния, или продолжения неисполнения возложенных на него судом обя­занностей (п. 6.6 Инструкции).

Для направления начальником уголовно-исполнительной инспек­ции* в суд представления об отмене условного осуждения и исполнения назначенного приговором суда наказания осужденный должен система­тически или злостно не исполнять возложенные на него судом обязан­ности. Под понятием «систематичность» в теории уголовного права по­нимается такая преступная деятельность, которая характеризует опреде­ленную линию преступного поведения виновного, совершившего не менее трех раз одинаковые, внутренне связанные друг с другом деяния16.

Понятие систематичности в действующем законодательстве сформу­лировано в ч. 5 ст. 190 УИК РФ. Систематическим неисполнением обя­занностей являются совершение запрещенных или невыполнение пред­писанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо ничем не обоснованное уклонение от исполнения возложенных на него обязанностей в течение продолжительного времени (более 30 дней). Заметим, что фразу «более двух раз» следует понимать не иначе как «мно­гократно (не менее трех раз)», то есть фактически законодатель не от­клонился от принятого понимания систематичности, а только сформу­лировал его несколько иначе. Необходимо отметить, что в данной ситу­ации не будет иметь значения, предупреждался или нет осужденный уголовно-исполнительной инспекцией о неприемлемости такого пове­дения и о возможности отмены условного осуждения. Для признания нарушения условно осужденным возложенных на него обязанностей систематическим не требуется наличия совокупности всех указанных в законе оснований, а достаточно одного из них17.

Злостное неисполнение осужденным указанных обязанностей пред­полагает упорное нежелание осужденного встать на путь исправления, что может заключаться в явном неуважении к суду или уголовно-испол­нительной инспекции, выражаясь, например, в продолжающемся неис­полнении какой-либо обязанности, возложенной на него судом, после письменного предупреждения, вынесенного уголовно-исполнительной инспекцией, или после продления испытательного срока, уклонении от исполнения обязанностей либо совершении административного право­нарушения, нарушающего общественный порядок, за что последовало наложение взыскания.

Кроме того, злостное неисполнение условно осужденным возложен­ных на него обязанностей имеет место в случаях совершения им наруше-

' В отношении несовершеннолетних направляют совместно УИИ и ОППН ОВД.

545


Уголовно-исполнительное право


Глава 40. Правовое регулирование контроля за условно осужденными


 


ния общественного порядка, свидетельствующего о том, что осужденный своим поведением не оправдал оказанного ему доверия и не встал на путь исправления, или уклонения от исполнения обязанностей, последовав­ших после того, как суд, несмотря на совершение условно осужденным в течение испытательного срока преступления, в соответствии с ч. 4 ст. 74 УК РФ постановил о сохранении условного осуждения18.

Следует отметить, что указанные основания для отмены условного осуждения являются самостоятельными. Это означает, что не обязатель­на их совокупность, при наличии любого из них УИИ может направлять представление в суд. Последний, убедившись в реальной возможности осужденного выполнять возложенные обязанности и усмотрев обосно­ванность представленного материала, постановляет об отмене условного осуждения и исполнении назначенного в приговоре наказания. Зако­ном не предусматривается зачет части испытательного срока в срок отбы­ваемого реально наказания после отмены условного осуждения.

Принимая решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания в виде лишения свободы по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 74 УК РФ, суд назначает вид исправительного учреждения в соответствии сост. 15 и 58 УК РФ19.

В случае отказа суда в удовлетворении представления инспекции об отмене условного осуждения следующее представление вносится в суд после совершения осужденным еще одного нарушения общественного порядка, повлекшего применение мер административного взыскания, или продолжения неисполнения возложенных на него судом обязанно стей.

Следующим основанием для направления в суд представления об от мене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного при­говором суда, является тот факт, что осужденный скрылся от контроля УИИ (ч. 4 ст. 190 УИК РФ). Пленум Верховного Суда РФ в п. 28 Поста­новления от 11 июня 1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» факт того, что осужденный скрылся от контро­ля, сделал составной частью понятия злостного неисполнения возложен­ных обязанностей. В ч. 4 ст. 190 УИК РФ оно рассматривается как само­стоятельное основание для отмены условного осуждения. Согласно ч. 6 указанной статьи скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней в результате проведения инспекцией первоначальных ро­зыскных мероприятий.

Согласно п. 5 разд. I Инструкции инспекции осуществляют следую­щие мероприятия по установлению местонахождения скрывшегося ус­ловно осужденного.

546


 

1. Проводят опрос родственников, соседей и других граждан, кото­
рым могут быть известны связи и сведения о вероятном местонахожде­
нии осужденного либо иные данные, способствующие розыску осуж­
денного.

2. Устанавливают через организацию, где работал осужденный, сведе­
ния о его возможном местонахождении, а также через адресно-справоч­
ное бюро, военный комиссариат, по домовой книге, адресно-справоч­
ной картотеке горрайоргана внутренних дел о его выписке с постоянно­
го места жительства.

3. Осуществляют проверки по учетам органов внутренних дел с целью
выявления скрывшегося среди задержанных, арестованных, подсудимых
и ранее числившихся в розыске, а также по учетам медицинских учреж­
дений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев.

4. Направляют запросы в органы внутренних дел других регионов для
установления разыскиваемого по месту жительства его родственников и
знакомых.

Материалы, полученные в ходе первоначальных розыскных меропри­ятий, концентрируются в отдельной папке в личном деле осужденного.

Если в результате первоначальных розыскных мероприятий место­нахождение условно осужденного не установлено, инспекция направ­ляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполне­нии наказания, назначенного приговором суда. В указанном представ­лении отражаются конкретные факты уклонения осужденного от исполнения возложенных на него обязанностей, нарушения обществен­ного порядка, время, в течение которого он не являлся в инспекцию, меры воздействия, принимаемые к нему, его реакция на них, а также наличие приводов.

В отношении осужденного, местонахождение которого неизвестно, в представлении указываются имеющиеся сведения о том, что он скрылся от контроля инспекции, а также результаты первоначальных розыскных мероприятий.

К представлению прилагаются характеристики с места работы, учебы и жительства, рапорт участкового инспектора милиции о поведении осуж­денного, его образе жизни, объяснения осужденного и другие документы.

Копия определения суда об отмене условного осуждения и материа­лы на разыскиваемое лицо направляются в службу криминальной мили­ции для осуществления розыска и принятия мер к исполнению наказа­ния, назначенного приговором суда (разд. I, IV Инструкции).

В течение испытательного срока условно осужденным может быть совершено преступление. При наличии данного факта в большинстве случаев можно утверждать, что он не сделал надлежащих выводов из при-

547


 


Уголовно-исполнительное право

менения в отношении его условного осуждения и, следовательно, не встал на путь исправления. При совершении осужденным в течение испыта­тельного срока преступления условное осуждение в отношении его от­меняется (ст. 74 УК РФ). Однако не всякое преступление является бе­зусловным основанием для отмены условного осуждения. В ч. 4 ст. 74 УК РФ определено, что в случае совершения условно осужденным в те­чение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой тяжести вопрос об отмене или сохранении условного осуждения решается судом, то есть такая отмена возможна, но необязательна20.

Согласно ч. 1 ст. 26 УК РФ преступлением, совершенным по неосто­рожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небреж­ности. Данным деянием может быть и тяжкое преступление, предусм! ренное, например, ст. 263,264 УК РФ.

Как было отмечено, при совершении условно осужденным в теч ние испытательного срока неосторожного преступления или умышле: ного преступления небольшой тяжести для него согласно ч. 4 ст. 74 РФ существует возможность сохранить свой статус, но для этого суд основе анализа имеющихся данных должен прийти к выводу, что с вершение преступления произошло случайно, при стечении небл: приятных жизненных обстоятельств, а не является отображением выра­ботавшегося в сознании виновного негативного отношения к обще­ственным нормам и ценностям. В противном случае суд отменяет условное осуждение и назначает виновному наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 УК РФ, то есть по совокупности приговоров.

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» указывается, что при решении вопроса о возможности отмены или сохра­нения условного осуждения в отношении лица, совершившего в период испытательного срока новое преступление по неосторожности либо умышленное преступление небольшой тяжести, необходимо учитывать характер и степень общественной опасности первого и второго преступ­лений, а также данные о личности осужденного и его поведении во вре­мя испытательного срока. При необходимости для выяснения таких дан­ных в судебное заседание может быть вызван представитель органа, осу­ществляющего контроль за поведением условно осужденного. Установив что условно осужденный в период испытательного срока вел себя отр] цательно, не выполнял возложенные на него обязанности, нарушал об­щественный порядок, суд может в силу ч. 4 ст. 74 УК РФ отменить услов­ное осуждение с мотивировкой принятого решения и назначить наказа­ние по совокупности приговоров.

548


Глава 40. Правовое регулирование контроля за условно осужденными

В случае, если суд придет к выводу о необходимости сохранения ус­ловного осуждения, то в описательной части приговора должно содер­жаться указание на это, а в резолютивной части - что условное осужде­ние по первому приговору исполняется самостоятельно.

Если в отношении условно осужденного лица будет установлено, что оно виновно еще и в другом преступлении, совершенном до вынесения приговора по первому делу, правила ст. 69 УК РФ применяться не могут, поскольку в ст. 74 УК РФ дан исчерпывающий перечень обстоятельств, на основании которых возможна отмена условного осуждения. В таких слу­чаях приговоры по первому и второму делу исполняются самостоятель­но21. Об этом указывается в определении Судебной коллегии по уголов­ным делам Верховного Суда РФ от 8 июля 1999 г.: «Условное осуждение может быть отменено в том случае, если осужденный совершил преступ­ление в период испытательного срока. При назначении наказания за преступления, совершенные до условного осуждения, правила ст. 69 и 70 УК РФ не применяются, а приговоры исполняются самостоятель­но»22.

Совершение условно осужденным в течение испытательного срока умышленного преступления средней тяжести, тяжкого либо особо тяж­кого преступления является согласно ч. 5 ст. 74 УК РФ безусловным осно­ванием для отмены условного осуждения и назначении наказания по со­вокупности приговоров, то есть в соответствии со ст. 70 УК РФ. Однако следует обратить внимание на то, что при решении указанного вопроса судами допускается весьма распространенная ошибка, заключающаяся в том, что, применяя правила ст. 70 УК РФ, суды не отменяют, как того требует закон, условное осуждение по первому приговору, но присоеди­няют неотбытое наказание частично или полностью к наказанию, назна­ченному по последнему приговору23.

В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40 указывается, что при решении вопроса о назначении нака­зания по совокупности приговоров необходимо выяснять, какая часть основного и дополнительного наказания реально не отбыта лицом по предыдущему приговору, и указывать об этом во вводной части пригово­ра. Неотбытым наказанием следует считать весь срок назначенного по предыдущему приговору условного осуждения.

Неотбытое по предыдущему приговору дополнительное наказание может присоединяться к основному, назначенному по совокупности приговоров, только в качестве дополнительной меры наказания либо складываться с назначенным по новому приговору дополнительным на­казанием того же вида в пределах установленных соответствующими ста­тьями Общей части УК РФ сроков для данного вида наказания24.

549


Уголовно-исполнительное право

Пункт 23 указанного Постановления гласит, что при полном присо­единении наказания, назначенного по первому приговору, который суд постановил считать условным, к наказанию, назначенному по последнему приговору, суд должен зачесть в окончательный срок наказания по сово­купности приговоров время нахождения лица под стражей в порядке меры пресечения или задержания в случаях их применения.

В целях определения вида исправительного учреждения при назна­чении условного осуждения к лишению свободы в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» установлено, что при условном осуждении к лишению свободы вид исправительного уч­реждения не назначается. Однако, если условно осужденным в период испытательного срока совершено новое преступление, суд, решая во­прос об отмене условного осуждения на основании ч. 4 или 5 ст. 74 УК РФ, назначает вид исправительного учреждения по правилам ст. 58 УК РФ с учетом тяжести как преступлений, совершенных в период ис­пытательного срока, так и преступлений, за совершение которых было назначено лишение свободы условно. Суд, принимая решение об отме­не условного осуждения и исполнении наказания в виде лишения сво­боды по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 74 УК РФ, назначает вид ис­правительного учреждения в соответствии со ст. 58 УК РФ25.

Следует отметить, что в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» лицо, условно осужденное к лишению свободы, которое по основаниям, изложенным в ч. 3,4 и 5 ст. 74 УК РФ, было направлено для отбывания лишения свободы в исправи­тельное учреждение, будет иметь статус ранее отбывавшего наказание в виде лишения свободы, что в дальнейшем может отрицательно сказаться, например, при выборе судом вида исправительного учреждения. И на­оборот, не будет считаться ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы лицо, находившееся в исправительном учреждении по приго­вору суда, если в отношении его приговор отменен в порядке надзора и применено условное осуждение к лишению свободы26.

Согласно п. 7 ст. 397 УПК РФ вопросы об отмене условного осужде­ния или о продлении испытательного срока в соответствии со ст. 74 УК РФ входят в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора по представлению учреждения или органа, ис­полняющего наказание (п. 5 ч. 1 ст. 399 УПК РФ), а в соответствии с ч. 4 ст. 396 УПК РФ - отнесены к ведению суда, находящегося по месту жительства осужденного. Таким образом, предусмотренная законом от­ветственность условно осужденных к лишению свободы за нарушение

550


Глава 40. Правовое регулирование контроля за условно осужденными

требований, предъявляемых к ним в течение испытательного срока, по­средством удержания от совершения антиобщественных поступков слу­жит в конечном счете достижению основной цели - исправлению осуж­денного.

1 См.: Лядов Э.В. Условное осуждение к лишению свободы как институт уго­
ловного и уголовно-исполнительного права: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань,
2001. С. 83.

2 См.: Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.
С. 286.

3 См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова.
М, 1998. С. 84.

4 См.: О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при примене­
нии указов Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1982 г. «О дальней­
шем совершенствовании уголовного и исправительно-трудового законодатель­
ства» и от 15 октября 1982 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты СССР»: Постановление Пленума Верховного Суда СССР
от 26 апреля 1984 г. № 2 // Бюл. Верховного Суда СССР. 1984. № 3. С. 22.

5 Гаверов Г. С. Роль общественности в исправлении условно осужденных // Об­
щественность в борьбе с правонарушителями. Иркутск, 1963. С. 156-157.

6 См.: Ружников А.Н. Цели контроля за поведением условно осужденных и лиц,
в отношении которых применена отсрочка исполнения приговора, и основные
средства их достижения // Применение наказаний, не связанных с лишением
свободы: Сб. науч. тр. М., 1989. С. 82.

7 См.: Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний в виде
исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведени­
ем условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих
малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания: Приказ
МВД России от 1 июля 1997 г. № 403. Приложение № 1.

8 См.: Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред.
А.И. Марцева. Омск, 1998. С. 293.

9 См.: Горяйнова Е.А. Условное осуждение по советскому уголовному праву:
Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987. С. 147.

10 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушени­
ях. М., 2002.

11 См.: О судебной практике по применению отсрочки исполнения приговора:
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 8 // Бюл.
Верховного Суда СССР. 1985. № 4. С. 16.

12 Ружников А.Н. Основания отмены условного осуждения и отсрочки исполне­
ния приговора // Сов. юстиция. 1986. № 4. С. 20.

13 См.: Горяйнова Е.А. Указ. соч. С. 155.

14 См.: Российское уголовное право. Общая часть: Учебник / Под. ред. В.Н. Куд­
рявцева, А.В. Наумова. М., 1997. С. 339.

15 См.: О практике назначения судами уголовного наказания: Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40 // Бюл. Верховного Суда
РФ. 1999. № 8. С. 8-9.

551


Уголовно-исполнительное право


16 См.: Леонтьев Б.М. Повторность преступлений // Советское уголовное пр
Общая часть. М., 1981. С. 291.

17 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Фе­
дерации / Под ред. П.Г. Мищенкова. М., 1997. С. 386.

18 См.: Российское уголовное право. Общая часть. С. 337.

19 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 14 //
Рос. юстиция. 2000. № 6. С. 59.

20 См.: Курс уголовного права. Общая часть / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой,
И.М. Тяжковой. М., 1999. Т. 2. С. 215.

21 См.: О практике назначения судами уголовного наказания: Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40.

22Бюл. Верховного Суда РФ. 2000. № 6. С. 12.

23 См.: Чернова Т., Мешков В. Назначение наказания по совокупности пригово­
ров // Рос. юстиция. 1999. № 10. С. 47.

24 См.: О практике назначения судами уголовного наказания: Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40.

25 См.: О практике назначения судами видов исправительных учреждений: По­
становление Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. № 14 // Рос. газ.
2001. 5 дек.

26 См.: Там же. ,


Глава 41

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ

УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ

1ХХУДАРСТВАХ

История убедительно показывает, что каким бы разнообразным ни было развитие того или иного капиталистического государства, всюду этот строй имеет общие черты и закономерности. Это целиком относится к уголовному и уголовно-исполнительному законодательству.

Тюремная политика капиталистических государств не была неизмен­
ной, она прошла ряд этапов, и для каждого из них была характерна своя
тюремная система. .

Тюремные системы, которые с теми или иными изменениями суще­ствуют и в наши дни, возникли позже. Наиболее известные из них -пенсильванская и оборнская.

Со временем пенсильванская и оборнская тюремные системы пере­стали удовлетворять власти капиталистических государств. Экономика брала верх в борьбе с преступностью. Расходы на содержание преступ­ников в одиночных камерах не оправдывались, поэтому эти тюрьмы не получили широкого распространения. Постепенно режимные правила смягчались: не стали применяться правила об абсолютном молчании и запреты на контакты заключенных с внешним миром, осужденных чаще стали привлекать к труду.

В XIX в. стала развиваться так называемая прогрессивная система тюремного заключения, имевшая несколько разновидностей. В том или ином виде она сохранилась и в наши дни.

Несмотря на все усилия ученых-правоведов и руководства зарубеж­ных государств, положительных сдвигов в работе тюремных учреждений не наблюдается. Об этом свидетельствует статистика о рецидивной пре­ступности. Не приходится говорить об исправлении осужденных в тюрь­мах отдельных государств, потому что основное средство положительно­го воздействия на человека - труд - не может быть надлежащим обра­зом организован в силу того, что обязательным атрибутом таких государств является безработица. Естественно, что при наличии армии безработных на свободе нельзя ликвидировать безработицу в тюрьмах.

Тюремные системы современности включают в себя следующие эле­менты. Прежде всего, это система исправительных учреждений, предна-

553


Уголовно-исполнительное право

значенных для исполнения наказания в виде лишения свободы, класси­фицированных по нескольким признакам - территориальному (цент­ральные, региональные, местные тюрьмы), режиму (общего, строгого и т. д.), специализации (например, для несовершеннолетних) и др.

Кроме того, элементом тюремной системы является сама деятельность тюремных учреждений по исполнению наказания в виде лишения сво­боды, правовая основа такой деятельности, а именно: режим исполне­ния и отбывания наказания, труд, профессиональное образование, вос­питательная работа с заключенными, меры поощрения и взыскания, при­меняемые к заключенным, условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания наказания. Все эти элементы в ходе историчес кого развития государства претерпевали изменения и совершенствуюта по сей день.

§ 1. Тюремная система США

В США существуют две тюремные системы: федеральная система и i ремная система штатов. Управление федеральными местами заключения возложено на генерального атторнея (он же министр юстиции). Федераль­ные тюрьмы предназначены для содержания лиц, осужденных по законам США, а не отдельных штатов. К федеральным тюремным учрежден относятся и исправительные учреждения для лиц, не достигших 21 года. Тюремные системы штатов существуют самостоятельно и отличаются ( федеральной системы. Структура управления тюремной системой одног штата не похожа на структуру управления другого штата. Места заключе ния находятся в двойном подчинении. Ими непосредственно ведают му­ниципальные органы и управление пенитенциарного заведения в масшта­бе всего округа.

В США независимо друг от друга функционируют как федеральные исправительные учреждения для несовершеннолетних, так и соответству­ющие заведения штатов.

Стоит особо отметить американские следственные изоляторы - джей-лы. Дело в том, что они не только предназначены для содержания задер­жанных или арестованных до суда, но и являются местом отбывания на­казания для осужденных к кратким срокам лишения свободы. Число таких лицхотя и меньше, чем подследственных, но достигает 40 %. Кста­ти, в следственных изоляторах УИС России также содержатся осужден



2016-01-26 1065 Обсуждений (0)
Ответственность условно осужденных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ответственность условно осужденных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1065)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)