Правовое регулирование содержания лиц, осужденных к смертной казни
До принятия и вступления в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ вопросы содержания осужденных к смертной казни, а также приведения приговора в их отношении в исполнение регулировались ведомственными нормативными актами МВД СССР (МВД РФ). В настоящее время порядок и условия содержания, правовое положение осужденных к смертной казни регламентируются нормами уголовно-испол-лительного законодательства (гл. 23 УИК РФ). Нормы рассматриваемого правового института не применяются, вместе с тем законодатель не пытается их исключить из структуры УИК РФ. Такой подход обусловлен тем, что смертная казнь сохраняется в системе уголовных наказаний, следовательно, должен быть и уголовно-исполнительный механизм ее исполнения. Уголовные дела, по которым назначается смертная казнь, могут рассматриваться только верховными судами РФ, республик в составе России либо областными, краевыми судами. Это правило закреплено в уголовно-процессуальном законодательстве в целях обеспечения наиболее квалифицированного рассмотрения данной категории дел. Кроме того, в соответствии со ст. 20 Конституции РФ обвиняемый, по делу которого может быть назначена смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Уголовные дела, по которым вынесен приговор к смертной казни, в обязательном порядке проверяются Верховным Судом РФ, генеральным прокурором РФ и, в некоторых случаях, комиссией по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации10. При обращении осужденного с ходатайством о помиловании (с этого момента исполнение приговора суда приостанавливается до получения ответа на данное ходатайство) его уго- 412 Глава 33. Исполнение уголовного наказания в виде смертной казни ловное дело рассматривается указанной комиссией в обязательном порядке. Администрация СИЗО, тюрьмы, принимая от осужденного ходатайство о помиловании, обязана проверить, правильно ли оно адресовано, и дать при необходимости соответствующие разъяснения. В комиссию по вопросам помилования вместе с ходатайством о помиловании направляются также копии всех имеющихся в личном деле приговоров, определений и постановлений судов, извещений о вступлении приговоров в законную силу, другие судебные решения, а также характеристика на осужденного, иные документы, которые могут иметь значение при рассмотрении вопроса о помиловании. После исследования материалов уголовного дела комиссия вносит свои предложения Президенту РФ, который принимает окончательное решение о возможности помилования осужденного к смертной казни. Только Президенту РФ согласно Конституции РФ (п. «в» ст. 89), а также ст. 85 УК РФ принадлежит право помилования. Во всем мире помилование считается актом милосердия верховной власти, полностью или частично освобождающим осужденного от наказания либо сокращающим это наказание, заменяющим его более мягким или снимающим судимость. При распространении акта помилования налицо, осужденное к смертной казни, это наказание заменяется пожизненным лишением свободы либо лишением свободы на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ). Обратиться с ходатайством о помиловании - право осужденного, поэтому он может и не подавать такое ходатайство. В этом случае факт отказа осужденного от подачи прошения о помиловании в обязательном порядке должен быть документально зафиксирован админис-—щией учреждения, где содержится осужденный. По факту отказа от обращения с ходатайством о помиловании администрацией с участием прокурора составляется акт, где излагаются мотивы отказа осужденного обратиться с ходатайством о помиловании. Акт направляется на рассмотрение в комиссию, при этом она может запросить дело конкретного осужденного для проверки по своей инициативе. Приговор в отношении осужденного к смертной казни, отказавшегося от подачи ходатайства о помиловании либо не подавшего ходатайство в установленный срок, не может быть приведен в исполнение до получения сообщения о результатах рассмотрения комиссией направленных ей материалов либо сообщения из Верховного Суда об итогах проверки уголовного дела. Осужденные к смертной казни содержатся в специально оборудованных одиночных камерах следственного изолятора или тюрьмы, обеспечивающих их усиленную охрану и изоляцию. Как свидетельствует предыдущая практика, исполняли смертную казнь только отдельные СИЗО 413 Уголовно-исполнительное право и тюрьмы, определенные Инструкцией МВД СССР, хотя приговоренные к смертной казни могли содержаться в любом из этих учреждений. Администрация СИЗО или тюрьмы в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» (с последующими изменениями и дополнениями), другим федеральным законодательством, атакже требованиями ведомственных нормативных актов обеспечивает охрану и режим содержания осужденных к смертной казни, необходимые жилищно-бы-товые условия для данной категории осужденных, предоставляет им по установленным нормам питание и другие виды материально-бытового обеспечения, организует медицинское обслуживание. Камеры для осужденных к смертной казни располагаются, как правило, в отдельной секции или в конце коридора режимного корпуса, где ограничено движение лиц, заключенных под стражу, и осужденных. Для охраны данной категории осужденных подбираются наиболее подготовленные в физическом и психическом отношении сотрудники. В целях обеспечения изоляции и усиленной охраны камеры оборудуются следующим образом: на окна вешаются прочные металлические решетки, двери с внутренней стороны обиваются железом, устанавливается два замка, дополнительная электроблокировка или сигнализация, чтобы исключить открывание дверей без ведома оперативного дежурного. Наряду со столь жесткими режимными требованиями содержания осужденных к смертной казни в законодательстве детально регламентируется их правовое положение. Нарушение правовых норм в этой сфере расценивается как нарушение законности. До приведения приговора в исполнение за осужденным к смертной казни сохраняются многие права и юридические обязанности. Лицо, приговоренное к смертной казни, продолжает оставаться гражданином России (или другого государства). В связи с этим осужденный имеет целый комплекс прав, законных интересов и обязанностей, составляющих его специфический правовой статус. Ранее вопрос о правовом положении осужденных к смертной казни регламентировался ведомственными нормативными актами, что было нарушением законов о правах человека и гражданина. УИК РФ, урегулировав в отдельной статье правовое положение осужденных к смертной казни, во многом устранил этот пробел. Законодатель в ч. 2 ст. 185 УИК РФ определяет основные субъективные права осужденных к смертной казни. Так, после вступления приговора в законную силу осужденный к смертной казни вправе: оформлять необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения; получать юридическую помощь и иметь свидания без ограничения их продолжительности и количества с адвокатами и иными ли- 414 1 Глава 33. Исполнение уголовного наказания в виде смертной казни цами, имеющими право оказывать юридическую помощь; получать необходимую медицинскую помощь (она оказывается, как правило, непосредственно в камере; перевод в медицинский стационар учреждения производится по письменному указанию начальника СИЗО или тюрьмы и только в исключительных случаях, когда требуется срочное хирургическое вмешательство, при условии обеспечения изоляции и охраны); получать и отправлять письма без ограничения; иметь ежемесячно одно краткосрочное свидание с близкими родственниками; иметь свидания со священнослужителем; пользоваться ежедневно прогулкой продолжительностью 30 минут; ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства в размере, установленном для осужденных, содержащихся в тюрьме на строгом режиме. При предоставлении свиданий осужденным к смертной казни с адвокатами, а также иными лицами должны соблюдаться следующие требования: - свидание проводится наедине с адвокатом в следственном кабине - у прибывшего на свидание лица проверяется наличие ордера на - во время свидания осужденному разрешается иметь при себе доку Свидания с адвокатом, иными лицами, имеющими право оказывать юридическую помощь, должны быть предоставлены осужденному при поступлении от него заявления с просьбой о предоставлении свидания с ними. Количество свиданий, их продолжительность закон не ограничивает. Правовое положение осужденного к смертной казни, предусмотренное ч. 2 ст. 185 УИК РФ, возникает у него после вступления приговора в законную силу (в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством приговор вступает в силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если он не был обжалован; в случае принесения кассационной жалобы или протеста приговор вступает в законную силу по рассмотрению вышестоящим судом). До вступления приговора в законную силу правовое положение осужденного к смертной казни регулируется Федеральным законом «О содержании под стражей 415 Уголовно-исполнительное право подозреваемых и обвиняемых», а также иными нормативными актами по вопросам содержания лиц в СИЗО. Различие в правовом положении осужденных к смертной казни, то есть в объеме субъективных прав, зависит от решения вопроса о помиловании. УИК РФ предусматривает правовое положение осужденных к смертной казни, в отношении которых: приговор суда вступил в законную силу, но вопрос о помиловании не решен, либо ходатайство о помиловании удовлетворено, но указанные осужденные не направлены в исправительные учреждения для дальнейшего отбывания наказания (ч. 3 ст. 185), либо ходатайство о помиловании отклонено, и они не направлены в соответствующие учреждения уголовно-исполнительной системы (как правило, это СИЗО и тюрьмы) для исполнения приговора (ч. 4ст. 185). В том случае, если направлено ходатайство о помиловании и не получен ответ или решен вопрос о помиловании, осужденные к смертной казни по правовому положению приравниваются к осужденным, отбывающим пожизненное лишение свободы в строгих условиях в исправительных колониях особого режима (ст. 127 УИК РФ). Им предоставляется ежедневная прогулка продолжительностью 1,5 часа, а при хорошем поведении и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до 2 часов. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 125 УИК РФ им разрешается: приобретать на имеющиеся на лицевых счетах средства продукты питания и предметы первой необходимости; иметь два краткосрочных свидания в течение года; получать одну посылку или передачу и бандероль втечение года. Расходовать денежные средства осужденные вправе в том случае, если они заработаны в период отбывания лишения свободы. Поскольку осужденные к смертной казни во время содержания в СИЗО к труду, как правило, не привлекаются, то данное субъективное право может быть реализовано ими только в перспективе, по прибытии в исправительную колонию особого режима при условии, что они будут трудоустроены. Вместе с тем в результате последних изменений, внесенных в УИК РФ, определяется, что «осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов» (ч. 1 ст. 88 УИК РФ). Таким образом, все ограничения сняты, и осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на деньги, полученные по переводам, поскольку положения Общей части УИК РФ являются основополагающими для нормативных установок Особенной части. Налицо коллизия правовых норм, выполняющих неодинаковую роль в процессе правового регулирования. 416 Глава 33. Исполнение уголовного наказания в виде смертной казни Правовое положение осужденных к смертной казни, в отношении которых ходатайство о помиловании отклонено, до направления их в соответствующие учреждения уголовно-исполнительной системы для исполнения приговора предусмотрено ч. 4 ст. 185 УИК РФ. Следует иметь в виду, что уголовно-процессуальное законодательство устанавливает лишь срок обращения приговора к исполнению судом, постановившим приговор. При получении извещения об отклонении ходатайства о помиловании суд, постановивший приговор, не позднее трех суток после его получения обращает приговор к исполнению и направляет администрации учреждения, где содержится данный осужденный, распоряжение об исполнении приговора.. Сроки приведения приговора к смертной казни в исполнение, а также отправки этих осужденных в учреждения уголовно-исполнительной системы, где исполняется высшая мера наказания, в законодательстве конкретно не определены. Устанавливается, что осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией СИЗО извещения (ст. 75 УИК РФ). Но вряд ли аналогия может быть применима в отношении осужденных к смертной казни. До направления в СИЗО или тюрьму, где исполняется смертная казнь, данная категория осужденных содержится в условиях, предусмотренных ч. 5 ст. 131 УИК РФ для осужденных, отбывающих наказание на строгом режиме в тюрьме. Осужденным к смертной казни разрешается: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 60 % минимального размера оплаты труда; иметь два краткосрочных свидания в течение года; получать одну посылку и одну бандероль в течение года; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час. Также они могут реализовать и права, предусмотренные ч. 2 ст. 185 УИК РФ. Аналогично их правовое положение и во время пребывания в тех учреждениях, где исполняется смертная казнь. Как показывает практика, до приведения приговора в исполнение осужденный находится в учреждении, исполняющем смертную казнь, определенное время и должен обладать в этот период правовым статусом. Любой человек находится в рамках правоотношений в течение всего периода физической жизни, является носителем общего, специального и индивидуального правовых статусов. Следовательно, осужденный к смертной казни, ожидая исполнения приговора, обладает специальным правовым статусом, предусмотренным ч. 5 ст. 131 и ч. 2 ст. 185 УИК РФ.
Перед приведением приговора в исполнение для осужденных к смертной казни устанавливается особый порядок свиданий со священнослу- И Уголовно-исполнительное право. Том 2 Уголовно-исполнительное право жителями. Согласно ч. 6 ст. 14 УИК РФ осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей. Кроме того, согласно п. «е» ч. 2 ст. 185 УИК РФ свидания со священнослужителем предоставляются осужденному в течение всего периода, предшествующего смертной казни, без ограничения их количества и времени, но при условии обеспечения личной безопасности священнослужителя. Порядок проведения свиданий осужденных к смертной казни установлен Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнитель^ ной системы, иными нормативными актами. Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, заключение председателя Верховного Суда РФ и генерального прокурора РФ об отсутствии оснований для опротестования приговора, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании либо акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании. После отклонения ходатайства о помиловании осужденного к смертной казни соответствующее постановление Президента РФ направляется Верховным Судом РФ для обращения приговора к исполнению в суд, вынесший приговор. Последний направляет в орган, в подчинении которого находится следственный изолятор, распоряжение (с приложением заверенной гербовой печатью копии постановления Президента РФ) о приведении приговора в исполнение. Осужденный к смертной казни этапируется в учреждение уголовно-исполнительной системы, в котором исполняется смертная казнь. Начальник данного учреждения лично объявляет осужденному постановление об отклонении ходатайства о помиловании. Смертная казнь исполняется путем расстрела, непублично, то есть в присутствии лишь ограниченного числа лиц, специально упомянутых в законе. Приведение приговоров к смертной казни в исполнение поручается конкретному сотруднику следственного изолятора или тюрьмы, обладающему хорошими навыками в стрельбе из огнестрельного оружия и устойчивой психикой. При исполнении приговора в обязательном порядке присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь (как правило, начальник СИЗО), и врач. Об исполнении приговора суда составляется протокол, который подписывается лицами, присутствовавшими во время смертной казни. Об исполнении приговора в отношении лица, осужденного к смертной казни, администрация учреждения, в котором исполнена смертная Глава 33. Исполнение уголовного наказания в виде смертной казни казнь, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства немедленно извещает суд, постановивший приговор. Вместе с извещением в суд направляется копия протокола об исполнении приговора суда к смертной казни. Суд, постановивший приговор, сообщает соответственно Верховному Суду РФ и извещает лиц, обращавшихся с ходатайством о помиловании, об отклонении их ходатайства и о приведении приговора в исполнение, а также направляет в органы ЗАГС по последнему месту жительства осужденного извещение о его смерти для регистрации. После приведения приговора к смертной казни в исполнение администрация учреждения (следственного изолятора или тюрьмы), в котором исполнена смертная казнь, ставит об этом в известность одного из близких родственников осужденного, принимает меры к пересылке им личных вещей, денег и ценностей осужденного, если они не подлежат конфискации. Тело родственникам для захоронения не выдается. Захоронение производится за счет следственного изолятора или тюрьмы и о его месте не сообщается, отметка производится в специальном журнале, хранящемся в спецотделе учреждения. 1 См: Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности. М., 1988. Т. 7. 2 См.: Ключевский В.О. Русская история: Курс лекций: В 3 кн. М., 1993. Кн. 3. 3 См.: Смертная казнь: за и против / Под ред. С.Г. Келиной. М., 1989. С. 29. 4 См.: Шишов О.Ф. Смертная казнь в истории России // Смертная казнь: за и 5 См.: Михлин А.С. Смертная казнь. Вчера, сегодня, завтра. М., 1997. С. 17-19. 6 Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции: В 2 т. М., 1994. Т. 2: Часть 7 См.: Там же. 8 Более подробно о смертной казни в советский период (1917-1991 гг.) см.: 9 По делу о проверке конституционности положений ст. 41 и ч. 3 ст. 42 УПК 10 О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ: Указ Глава 34 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ § 1. Сущность и содержание уголовного наказания в виде ограничения свободы. Места отбывания ограничения свободы В УК РФ включено новое уголовное наказание в виде ограничения свободы, которое заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. В законодательстве и научной литературе ограничение свободы трактуется как новый вид уголовного наказания, хотя его появление не стало чем-то абсолютно новым для уголовного и уголовно-исполнительного законодательства России. Свыше трех десятилетий (с 60-х по 90-е годы XX в.) в систему уголовных санкций входила и очень активно применялась такая уголовно-правовая мера, как условное осуждение (условное освобождение) с обязательным привлечением к труду. В теории уголовного права длительное время велись дискуссии относительно природы данной уголовно-правовой меры. Несмотря на то что условное осуждение с обязательным привлечением к труду не входило в систему уголовных наказаний, оно применялось именно в качестве такового. Исполнялась данная уголовно-правовая мера спецкомендатурами органов внутренних дел. Введение рассматриваемого правового института было обусловлено двумя факторами: производственной необходимостью в рабочей силе в наиболее неперспективных и малооплачиваемых отраслях народного хозяйства (химическое производство, строительство и др.) и потребностью реализации принципа экономии репрессии в 1970-х годах после принятия Исправительно-трудового кодекса РСФСР. Ограничение свободы относится к группе наказаний, называемых согласно отечественной и международной терминологии альтернативными лишению свободы1. Его наиболее важным свойством является то, что в цепи (системе) уголовных наказаний оно служит ключевым звеном, соединяющим группу наказаний, связанных с изоляцией преступ- 420 Глава 34. Правовое регулирование исполнения наказания... ника от общества, с остальными наказаниями. Специалистами в области отраслей права уголовно-правового цикла (уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного) и криминологии неоднократно отмечалась необходимость введения в систему уголовных наказаний института, который связывал бы лишение свободы как наиболее острую форму реагирования государства на совершение преступления с другими видами уголовных наказаний. С переходом страны к рыночным отношениям и появлением безработицы экономическая целесообразность существования такого правового института, как условное осуждение с обязательным привлечением к труду, отпала, в связи с чем в начале 1990-х годов он был исключен из УК и ИТК РСФСР. Однако занимаемая им ниша в системе уголовно-правовых мер не была заполнена, что привело к увеличению частоты применения наказания в виде лишения свободы. Кроме того, образовался существенный разрыв в лестнице уголовных наказаний между наказаниями, связанными с лишением свободы, и исправительными работами как вторым по уровню содержащихся в нем правоограничений видом уголовного наказания. Таким образом, социальное назначение наказания в виде ограничения свободы заключается в том, что, оно, во-первых, является реальной альтернативой лишению свободы, во-вторых, способствует реализации принципа экономии уголовной репрессии, в-третьих, позволяет достичь целей наказания без изоляции личности от общества. Ограничение свободы - наказание достаточно жесткое, чтобы достигать общепредупредительной цели. В то же время у него отсутствуют присущие лишению свободы негативные свойства, проявляющиеся прежде всего в отчуждении личности от общества. Лишение свободы, длительное время считавшееся прогрессивным видом уголовного наказания, показало многие проблемы как правового, так и неправового характера. Это десоциализация личности, психологические трансформации, рост рецидива, экономическая неэффективность при исполнении и др. Еще в начале прошлого века было очевидно, что назрела необходимость поиска новых видов уголовных наказаний, где, с одной стороны, не столь явно были бы выражены все эти негативные тенденции, с другой - имелась бы возможность оказывать на преступников реальное исправительное воздействие. По мнению известного правоведа того времени А.А. Жижиленко, ключ к разрешению этой Проблемы находится в сфере юриспруденции, в перестройке государственного отношения к политике формирования совершенно новой системы наказаний и всего механизма уголовно-правовой юрисдикции, где каждый вид уголовного наказания имел бы свое социальное пред- 421 Уголовно-исполнительное право назначение и реально конкурировал бы с обширно применяемым лишением свободы2. Карательный потенциал ограничения свободы, безусловно, ниже, чем у лишения свободы, но выше, чем у иных видов альтернативных уголовных наказаний. По замыслу законодателя, данный вид уголовного наказания выполняет роль промежуточного, предназначен для применения к тем преступникам, которым в силу их личностных особенностей или совершенного преступления нецелесообразно назначать наказания с минимальными мерами контроля (исправительные, обязательные работы, условное осуждение) и лишение свободы. Ограничение свободы в системе уголовных наказаний выполняет функцию стимулирования правопослушного поведения осужденных, добросовестного исполнения ими возложенных на них обязанностей и иных правоограничений. Согласно ст. 49,50 УК РФ в случае злостного уклонения осужденных от отбывания обязательных или исправительных работ они заменяются ограничением свободы из расчета один день ограничения свободы за восемь часов обязательных работ либо за один день исправительных работ. По отношению к лишению свободы ограничение свободы является менее строгим наказанием и может применяться при замене лишения свободы более мягким наказанием (ст. 80 УК РФ). В этом случае ограничение свободы, с одной стороны, стимулирует правопослушное поведение осужденных, с другой - выполняет функцию адаптации осужденных к условиям жизни в обществе, восстановления социальных навыков, утраченных в связи с изоляцией, присущей уголовному наказанию в виде лишения свободы. Ограничение свободы - это основное наказание, согласно ст. 53 УК РФ оно назначается лицам старше 18 лет и только двум категориям осужденных: за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости - на срок от одного года до трех лет; за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от одного года до пяти лет. Таким образом, минимальный срок ограничения свободы составляет 1 год, однако в том случае, если данное наказание назначается в порядке замены обязательных или исправительных работ, его срок может быть и менее 1 года. Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами 1-й или 2-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ч. 5 ст. 53 УК РФ). Ограничения применения рассматриваемого вида наказания в отношении указанных субъектов обусловлены тем, что 422 Глава 34. Правовое регулирование исполнения наказания... осужденные, отбывая назначенное наказание, стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг оплачивают за счет собственных средств, то есть они обязательно должны трудиться и соответственно быть трудоспособными. Как показало время, прошедшее после принятия и введения в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ, законодателю не удалось избежать ошибок при формировании института ограничения свободы и его применения. На момент принятия УК РФ и УИК РФ у государства не было и в ближайшем будущем не предвидится поступлений денежных средств на строительство даже минимально необходимого количества исправительных центров (одного на каждый субъект Федерации), которые должны исполнять данное наказание. Это не позволяет применять ограничение свободы, в связи с чем принимаются отлагательные нормы. В настоящий момент устанавливается, что положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий (то есть строительства учреждений, его исполняющих, формирования нормативной базы, выделения рабочих мест и др.), но не позднее 2005 г.3 Существует еще одна проблема сугубо правового характера, не позволяющая эффективно применять ограничение свободы. Речь идет о конкуренции двух правовых институтов: наказания в виде ограничения свободы и лишения свободы, исполняемого в колониях-поселениях в отношении лиц, совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавших лишение свободы, а также осужденных за преступления, совершенные по неосторожности. Конкуренция начинается уже на стадии назначения уголовного наказания. Санкции многих статей Особенной части УК РФ альтернативно, наряду с лишением свободы, предусматривают и ограничение свободы. Суд стоит перед выбором различающихся по уровню содержащейся кары уголовных наказаний, применение которых влечет разные правовые последствия, в частности различные сроки, необходимые для погашения судимости (ст. 86 УК РФ). Лицо, отбывшее ограничение свободы, считается несудимым по истечении одного года после отбытия наказания, тогда как в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести (они, как правило, направляются для отбывания наказания в колонии-поселения), - по истечении трех лет после отбытия наказания. Конкуренция сохраняется и на стадии исполнения лишения свободы: одинаково положительно характеризующимся осужденным, содержащимся в исправительных колониях, суд может как заменить лишение свободы 423 Уголовно-исполнительное право наказанием в виде ограничения свободы в порядке ст. 80 УК РФ и ст. 172 УИК РФ, так и перевести их для дальнейшего отбывания лишения свободы в колонию-поселение для положительно характеризующихся осужденных из исправительных колоний общего и строгого режимов. И если с точки зрения суда, руководствующегося нормами права, нет каких-либо решающих факторов, которые могли бы повлиять на его выбор, то осужденному далеко не безразлично, какой вид наказания и в каком учреждении он будет отбывать. Пока изложенные особенности конкуренции правовых институтов существуют потенциально, но с введением в действие ограничения свободы конкуренция станет реальной. Существующая проблема в последние годы рассматривается представителями науки4, практическими работниками, вносятся конкретные предложения по размежеванию сферы влияния указанных видов уголовного наказания. Предлагаются два реальных пути устранения возможной конкуренции данных правовых институтов. 1. Ограничение свободы следует исполнять не в исправительных цен 2. Иной подход к решению указанной проблемы разработан феде Пробация обладает всей совокупностью признаков, присущих любому виду наказания: мера государственного принуждения, применяемая только судом от имени государства или штата, при назначении которой проявляется отрицательная оценка обществом преступления и лица, его совершившего; мера, связанная с причинением осужденному определенных лишений, имеющих правовые последствия. Кроме того, установлена высокая степень репрессивности большинства специальных условий (обязанностей), налагаемых судом при назначении пробации в зависимости от характера совершенного преступления и личности правонарушителя5. Пробация состоит в установлении надзора за преступником, который остается в обществе, но на него судом возложены определенные обязатель- 424 Глава 34. Правовое регулирование исполнения наказания... ства и ограничения: посещать дневные центры пробации, периодически встречаться с надзирающим офицером пробации, принимать участие в определенных видах деятельности, предусмотренных положением о пробации, придерживаться правопослушного поведения. В США, некоторых азиатских и африканских государствах созданы специализированные органы, исполняющие многие альтернативные наказания, - службы пробации. Это государственные внеполицейские, внетюремные (в некоторых странах гражданские) ведомства, получившие свое название от одного из самых распространенных за рубежом видов альтернативных наказаний - пробации, возникшей в США. В ряде штатов США служба пробации является самостоятельным ведомством, исполняющим альтернативные наказания, которое находится в двойном подчинении - судов и органов местного самоуправления. Создаются специальные центры пробации, которые осужденный обязан посещать. Там он участвует в различных исправительных программах. Аналогично, видимо, будут организованы и центры ограничения свободы в структуре уголовно-исполнительных инспекций. В настоящий момент уголовно-исполнительное законодательство определяет, что ограничение свободы исполняют исправительные центры (ч. 7 ст. 16 УИК РФ), которые структурно входят в уголовно-исполнительную систему. Их деятельность осуществляется на основе УИК РФ, Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями от 15 июня 1996 г.; 13 апреля, 21 июля 1998 г.; 20 июня 2000 г.; 9 марта 2001 г.; 2
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (795)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |