Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование содержания лиц, осужденных к смертной казни



2016-01-26 795 Обсуждений (0)
Правовое регулирование содержания лиц, осужденных к смертной казни 0.00 из 5.00 0 оценок




До принятия и вступления в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ вопросы содержания осужденных к смертной казни, а также приведения приговора в их отношении в исполнение регулировались ведомственными нормативными актами МВД СССР (МВД РФ). В на­стоящее время порядок и условия содержания, правовое положение осуж­денных к смертной казни регламентируются нормами уголовно-испол-лительного законодательства (гл. 23 УИК РФ).

Нормы рассматриваемого правового института не применяются, вме­сте с тем законодатель не пытается их исключить из структуры УИК РФ. Такой подход обусловлен тем, что смертная казнь сохраняется в системе уголовных наказаний, следовательно, должен быть и уголовно-испол­нительный механизм ее исполнения.

Уголовные дела, по которым назначается смертная казнь, могут рас­сматриваться только верховными судами РФ, республик в составе Рос­сии либо областными, краевыми судами. Это правило закреплено в уго­ловно-процессуальном законодательстве в целях обеспечения наиболее квалифицированного рассмотрения данной категории дел. Кроме того, в соответствии со ст. 20 Конституции РФ обвиняемый, по делу которого может быть назначена смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Уголовные дела, по кото­рым вынесен приговор к смертной казни, в обязательном порядке про­веряются Верховным Судом РФ, генеральным прокурором РФ и, в не­которых случаях, комиссией по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации10. При обращении осужденного с хо­датайством о помиловании (с этого момента исполнение приговора суда приостанавливается до получения ответа на данное ходатайство) его уго-

412


Глава 33. Исполнение уголовного наказания в виде смертной казни

ловное дело рассматривается указанной комиссией в обязательном по­рядке.

Администрация СИЗО, тюрьмы, принимая от осужденного ходатай­ство о помиловании, обязана проверить, правильно ли оно адресовано, и дать при необходимости соответствующие разъяснения. В комиссию по вопросам помилования вместе с ходатайством о помиловании направля­ются также копии всех имеющихся в личном деле приговоров, опреде­лений и постановлений судов, извещений о вступлении приговоров в законную силу, другие судебные решения, а также характеристика на осужденного, иные документы, которые могут иметь значение при рас­смотрении вопроса о помиловании.

После исследования материалов уголовного дела комиссия вносит свои предложения Президенту РФ, который принимает окончательное решение о возможности помилования осужденного к смертной казни. Только Президенту РФ согласно Конституции РФ (п. «в» ст. 89), а также ст. 85 УК РФ принадлежит право помилования. Во всем мире помилова­ние считается актом милосердия верховной власти, полностью или час­тично освобождающим осужденного от наказания либо сокращающим это наказание, заменяющим его более мягким или снимающим суди­мость. При распространении акта помилования налицо, осужденное к смертной казни, это наказание заменяется пожизненным лишением сво­боды либо лишением свободы на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ).

Обратиться с ходатайством о помиловании - право осужденного, поэтому он может и не подавать такое ходатайство. В этом случае факт отказа осужденного от подачи прошения о помиловании в обязательном порядке должен быть документально зафиксирован админис-—щией учреждения, где содержится осужденный. По факту отказа от обраще­ния с ходатайством о помиловании администрацией с участием проку­рора составляется акт, где излагаются мотивы отказа осужденного обра­титься с ходатайством о помиловании. Акт направляется на рассмотре­ние в комиссию, при этом она может запросить дело конкретного осужденного для проверки по своей инициативе. Приговор в отноше­нии осужденного к смертной казни, отказавшегося от подачи ходатай­ства о помиловании либо не подавшего ходатайство в установленный срок, не может быть приведен в исполнение до получения сообщения о результатах рассмотрения комиссией направленных ей материалов либо сообщения из Верховного Суда об итогах проверки уголовного дела.

Осужденные к смертной казни содержатся в специально оборудован­ных одиночных камерах следственного изолятора или тюрьмы, обеспе­чивающих их усиленную охрану и изоляцию. Как свидетельствует пре­дыдущая практика, исполняли смертную казнь только отдельные СИЗО

413


Уголовно-исполнительное право

и тюрьмы, определенные Инструкцией МВД СССР, хотя приговорен­ные к смертной казни могли содержаться в любом из этих учреждений.

Администрация СИЗО или тюрьмы в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» (с последующими изменениями и допол­нениями), другим федеральным законодательством, атакже требовани­ями ведомственных нормативных актов обеспечивает охрану и режим содержания осужденных к смертной казни, необходимые жилищно-бы-товые условия для данной категории осужденных, предоставляет им по установленным нормам питание и другие виды материально-бытового обеспечения, организует медицинское обслуживание.

Камеры для осужденных к смертной казни располагаются, как пра­вило, в отдельной секции или в конце коридора режимного корпуса, где ограничено движение лиц, заключенных под стражу, и осужденных. Для охраны данной категории осужденных подбираются наиболее подго­товленные в физическом и психическом отношении сотрудники. В це­лях обеспечения изоляции и усиленной охраны камеры оборудуются следующим образом: на окна вешаются прочные металлические решет­ки, двери с внутренней стороны обиваются железом, устанавливается два замка, дополнительная электроблокировка или сигнализация, чтобы исключить открывание дверей без ведома оперативного дежурного.

Наряду со столь жесткими режимными требованиями содержания осужденных к смертной казни в законодательстве детально регламенти­руется их правовое положение. Нарушение правовых норм в этой сфере расценивается как нарушение законности. До приведения приговора в исполнение за осужденным к смертной казни сохраняются многие пра­ва и юридические обязанности. Лицо, приговоренное к смертной казни, продолжает оставаться гражданином России (или другого государства). В связи с этим осужденный имеет целый комплекс прав, законных инте­ресов и обязанностей, составляющих его специфический правовой ста­тус. Ранее вопрос о правовом положении осужденных к смертной казни регламентировался ведомственными нормативными актами, что было нарушением законов о правах человека и гражданина. УИК РФ, урегу­лировав в отдельной статье правовое положение осужденных к смертной казни, во многом устранил этот пробел.

Законодатель в ч. 2 ст. 185 УИК РФ определяет основные субъек­тивные права осужденных к смертной казни. Так, после вступления приговора в законную силу осужденный к смертной казни вправе: офор­млять необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отно­шения; получать юридическую помощь и иметь свидания без ограни­чения их продолжительности и количества с адвокатами и иными ли-

414 1


Глава 33. Исполнение уголовного наказания в виде смертной казни

цами, имеющими право оказывать юридическую помощь; получать не­обходимую медицинскую помощь (она оказывается, как правило, не­посредственно в камере; перевод в медицинский стационар учрежде­ния производится по письменному указанию начальника СИЗО или тюрьмы и только в исключительных случаях, когда требуется срочное хирургическое вмешательство, при условии обеспечения изоляции и охраны); получать и отправлять письма без ограничения; иметь ежеме­сячно одно краткосрочное свидание с близкими родственниками; иметь свидания со священнослужителем; пользоваться ежедневно прогулкой продолжительностью 30 минут; ежемесячно расходовать на приобрете­ние продуктов питания и предметов первой необходимости средства в размере, установленном для осужденных, содержащихся в тюрьме на строгом режиме.

При предоставлении свиданий осужденным к смертной казни с адво­катами, а также иными лицами должны соблюдаться следующие требо­вания:

- свидание проводится наедине с адвокатом в следственном кабине­
те или одной из свободных камер режимного корпуса с обеспечением
усиленной охраны во время свидания и при перемещении осужденного.
По просьбе адвоката в помещении, где проводится свидание, может при­
сутствовать представитель администрации СИЗО;

- у прибывшего на свидание лица проверяется наличие ордера на
оказание правовой помощи. При отсутствии такового свидание не пре­
доставляется;

- во время свидания осужденному разрешается иметь при себе доку­
менты, записи, бумагу для записей, авторучку или карандаш. Наличие
или вынос иных предметов со свидания не допускается.

Свидания с адвокатом, иными лицами, имеющими право оказывать юридическую помощь, должны быть предоставлены осужденному при поступлении от него заявления с просьбой о предоставлении свидания с ними. Количество свиданий, их продолжительность закон не ограничи­вает.

Правовое положение осужденного к смертной казни, предусмотрен­ное ч. 2 ст. 185 УИК РФ, возникает у него после вступления приговора в законную силу (в соответствии с уголовно-процессуальным законода­тельством приговор вступает в силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если он не был обжалован; в случае при­несения кассационной жалобы или протеста приговор вступает в закон­ную силу по рассмотрению вышестоящим судом). До вступления приго­вора в законную силу правовое положение осужденного к смертной каз­ни регулируется Федеральным законом «О содержании под стражей

415


Уголовно-исполнительное право

подозреваемых и обвиняемых», а также иными нормативными актами по вопросам содержания лиц в СИЗО.

Различие в правовом положении осужденных к смертной казни, то есть в объеме субъективных прав, зависит от решения вопроса о помиловании. УИК РФ предусматривает правовое положение осужденных к смертной казни, в отношении которых: приговор суда вступил в законную силу, но вопрос о помиловании не решен, либо ходатайство о помиловании удов­летворено, но указанные осужденные не направлены в исправительные уч­реждения для дальнейшего отбывания наказания (ч. 3 ст. 185), либо хода­тайство о помиловании отклонено, и они не направлены в соответствующие учреждения уголовно-исполнительной системы (как правило, это СИЗО и тюрьмы) для исполнения приговора (ч. 4ст. 185).

В том случае, если направлено ходатайство о помиловании и не полу­чен ответ или решен вопрос о помиловании, осужденные к смертной каз­ни по правовому положению приравниваются к осужденным, отбываю­щим пожизненное лишение свободы в строгих условиях в исправитель­ных колониях особого режима (ст. 127 УИК РФ). Им предоставляется ежедневная прогулка продолжительностью 1,5 часа, а при хорошем пове­дении и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до 2 часов. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 125 УИК РФ им разрешается: приоб­ретать на имеющиеся на лицевых счетах средства продукты питания и пред­меты первой необходимости; иметь два краткосрочных свидания в тече­ние года; получать одну посылку или передачу и бандероль втечение года.

Расходовать денежные средства осужденные вправе в том случае, если они заработаны в период отбывания лишения свободы. Поскольку осуж­денные к смертной казни во время содержания в СИЗО к труду, как правило, не привлекаются, то данное субъективное право может быть реализовано ими только в перспективе, по прибытии в исправительную колонию особого режима при условии, что они будут трудоустроены. Вместе с тем в результате последних изменений, внесенных в УИК РФ, определяется, что «осужденные к лишению свободы могут без ограни­чения приобретать продукты питания и предметы первой необходимос­ти по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбы­вания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных посо­бий и денежных переводов» (ч. 1 ст. 88 УИК РФ). Таким образом, все ограничения сняты, и осужденные могут приобретать продукты пита­ния и предметы первой необходимости на деньги, полученные по пере­водам, поскольку положения Общей части УИК РФ являются осново­полагающими для нормативных установок Особенной части. Налицо коллизия правовых норм, выполняющих неодинаковую роль в процессе правового регулирования. 416


Глава 33. Исполнение уголовного наказания в виде смертной казни

Правовое положение осужденных к смертной казни, в отношении которых ходатайство о помиловании отклонено, до направления их в соответствующие учреждения уголовно-исполнительной системы для исполнения приговора предусмотрено ч. 4 ст. 185 УИК РФ. Следует иметь в виду, что уголовно-процессуальное законодательство устанавливает лишь срок обращения приговора к исполнению судом, постановившим приговор. При получении извещения об отклонении ходатайства о по­миловании суд, постановивший приговор, не позднее трех суток после его получения обращает приговор к исполнению и направляет админи­страции учреждения, где содержится данный осужденный, распоряже­ние об исполнении приговора..

Сроки приведения приговора к смертной казни в исполнение, а так­же отправки этих осужденных в учреждения уголовно-исполнитель­ной системы, где исполняется высшая мера наказания, в законодатель­стве конкретно не определены. Устанавливается, что осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией СИЗО извещения (ст. 75 УИК РФ). Но вряд ли аналогия может быть применима в отношении осужденных к смертной казни.

До направления в СИЗО или тюрьму, где исполняется смертная казнь, данная категория осужденных содержится в условиях, предусмотренных ч. 5 ст. 131 УИК РФ для осужденных, отбывающих наказание на строгом режиме в тюрьме. Осужденным к смертной казни разрешается: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необ­ходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 60 % ми­нимального размера оплаты труда; иметь два краткосрочных свидания в те­чение года; получать одну посылку и одну бандероль в течение года; пользо­ваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час. Также они могут реализовать и права, предусмотренные ч. 2 ст. 185 УИК РФ.

Аналогично их правовое положение и во время пребывания в тех уч­реждениях, где исполняется смертная казнь. Как показывает практика, до приведения приговора в исполнение осужденный находится в учреж­дении, исполняющем смертную казнь, определенное время и должен обладать в этот период правовым статусом. Любой человек находится в рамках правоотношений в течение всего периода физической жизни, яв­ляется носителем общего, специального и индивидуального правовых статусов. Следовательно, осужденный к смертной казни, ожидая испол­нения приговора, обладает специальным правовым статусом, предусмот­ренным ч. 5 ст. 131 и ч. 2 ст. 185 УИК РФ.

417

Перед приведением приговора в исполнение для осужденных к смер­тной казни устанавливается особый порядок свиданий со священнослу-

И Уголовно-исполнительное право. Том 2


Уголовно-исполнительное право

жителями. Согласно ч. 6 ст. 14 УИК РФ осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением свя­щеннослужителей. Кроме того, согласно п. «е» ч. 2 ст. 185 УИК РФ свида­ния со священнослужителем предоставляются осужденному в течение всего периода, предшествующего смертной казни, без ограничения их количе­ства и времени, но при условии обеспечения личной безопасности свя­щеннослужителя. Порядок проведения свиданий осужденных к смерт­ной казни установлен Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнитель^ ной системы, иными нормативными актами.

Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни явля­ются вступивший в законную силу приговор суда, заключение предсе­дателя Верховного Суда РФ и генерального прокурора РФ об отсутствии оснований для опротестования приговора, а также уведомление об от­клонении ходатайства о помиловании либо акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании.

После отклонения ходатайства о помиловании осужденного к смерт­ной казни соответствующее постановление Президента РФ направляется Верховным Судом РФ для обращения приговора к исполнению в суд, вынесший приговор. Последний направляет в орган, в подчинении кото­рого находится следственный изолятор, распоряжение (с приложением заверенной гербовой печатью копии постановления Президента РФ) о при­ведении приговора в исполнение. Осужденный к смертной казни этапи­руется в учреждение уголовно-исполнительной системы, в котором исполняется смертная казнь. Начальник данного учреждения лично объявляет осужденному постановление об отклонении ходатайства о помиловании.

Смертная казнь исполняется путем расстрела, непублично, то есть в присутствии лишь ограниченного числа лиц, специально упомянутых в законе. Приведение приговоров к смертной казни в исполнение пору­чается конкретному сотруднику следственного изолятора или тюрьмы, обладающему хорошими навыками в стрельбе из огнестрельного ору­жия и устойчивой психикой. При исполнении приговора в обязатель­ном порядке присутствуют прокурор, представитель учреждения, в ко­тором исполняется смертная казнь (как правило, начальник СИЗО), и врач. Об исполнении приговора суда составляется протокол, который подписывается лицами, присутствовавшими во время смертной казни.

Об исполнении приговора в отношении лица, осужденного к смерт­ной казни, администрация учреждения, в котором исполнена смертная


Глава 33. Исполнение уголовного наказания в виде смертной казни

казнь, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального зако­нодательства немедленно извещает суд, постановивший приговор. Вмес­те с извещением в суд направляется копия протокола об исполнении приговора суда к смертной казни. Суд, постановивший приговор, сооб­щает соответственно Верховному Суду РФ и извещает лиц, обращавших­ся с ходатайством о помиловании, об отклонении их ходатайства и о приведении приговора в исполнение, а также направляет в органы ЗАГС по последнему месту жительства осужденного извещение о его смерти для регистрации.

После приведения приговора к смертной казни в исполнение адми­нистрация учреждения (следственного изолятора или тюрьмы), в кото­ром исполнена смертная казнь, ставит об этом в известность одного из близких родственников осужденного, принимает меры к пересылке им личных вещей, денег и ценностей осужденного, если они не подлежат конфискации.

Тело родственникам для захоронения не выдается. Захоронение про­изводится за счет следственного изолятора или тюрьмы и о его месте не сообщается, отметка производится в специальном журнале, хранящемся в спецотделе учреждения.

1 См: Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности. М., 1988. Т. 7.
С. 210-213.

2 См.: Ключевский В.О. Русская история: Курс лекций: В 3 кн. М., 1993. Кн. 3.
С. 136.

3 См.: Смертная казнь: за и против / Под ред. С.Г. Келиной. М., 1989. С. 29.

4 См.: Шишов О.Ф. Смертная казнь в истории России // Смертная казнь: за и
против. С. 34.

5 См.: Михлин А.С. Смертная казнь. Вчера, сегодня, завтра. М., 1997. С. 17-19.

6 Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции: В 2 т. М., 1994. Т. 2: Часть
Общая.

7 См.: Там же.

8 Более подробно о смертной казни в советский период (1917-1991 гг.) см.:
Карпец И.И. Польза или зло? // Смертная казнь: за и против. С. 350-366; Mux-
лин А. С.
Указ. соч.; Шишов О.Ф. Указ. соч. С. 124-132.

9 По делу о проверке конституционности положений ст. 41 и ч. 3 ст. 42 УПК
РСФСР, п. 1 и 2 Постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. «О по­
рядке введения в действие Закона РФ „О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»", УПК РСФСР, УК РСФСР и Кодекс
РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московско­
го городского суда и жалобам ряда граждан: Постановление Конституционного
Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 6.
Ст. 867.

10 О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ: Указ
Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 // Собрание законодательства РФ.
2001. №53. Ст. 5149.


Глава 34

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

§ 1. Сущность и содержание уголовного наказания

в виде ограничения свободы. Места отбывания ограничения свободы

В УК РФ включено новое уголовное наказание в виде ограничения свободы, которое заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуще­ствления за ним надзора. В законодательстве и научной литературе огра­ничение свободы трактуется как новый вид уголовного наказания, хотя его появление не стало чем-то абсолютно новым для уголовного и уго­ловно-исполнительного законодательства России.

Свыше трех десятилетий (с 60-х по 90-е годы XX в.) в систему уголов­ных санкций входила и очень активно применялась такая уголовно-пра­вовая мера, как условное осуждение (условное освобождение) с обяза­тельным привлечением к труду. В теории уголовного права длительное время велись дискуссии относительно природы данной уголовно-право­вой меры. Несмотря на то что условное осуждение с обязательным при­влечением к труду не входило в систему уголовных наказаний, оно при­менялось именно в качестве такового. Исполнялась данная уголовно-правовая мера спецкомендатурами органов внутренних дел. Введение рассматриваемого правового института было обусловлено двумя факто­рами: производственной необходимостью в рабочей силе в наиболее не­перспективных и малооплачиваемых отраслях народного хозяйства (хи­мическое производство, строительство и др.) и потребностью реализации принципа экономии репрессии в 1970-х годах после принятия Испра­вительно-трудового кодекса РСФСР.

Ограничение свободы относится к группе наказаний, называемых согласно отечественной и международной терминологии альтернатив­ными лишению свободы1. Его наиболее важным свойством является то, что в цепи (системе) уголовных наказаний оно служит ключевым зве­ном, соединяющим группу наказаний, связанных с изоляцией преступ-

420


Глава 34. Правовое регулирование исполнения наказания...

ника от общества, с остальными наказаниями. Специалистами в области отраслей права уголовно-правового цикла (уголовного, уголовно-про­цессуального, уголовно-исполнительного) и криминологии неодно­кратно отмечалась необходимость введения в систему уголовных нака­заний института, который связывал бы лишение свободы как наиболее острую форму реагирования государства на совершение преступления с другими видами уголовных наказаний.

С переходом страны к рыночным отношениям и появлением безра­ботицы экономическая целесообразность существования такого право­вого института, как условное осуждение с обязательным привлечением к труду, отпала, в связи с чем в начале 1990-х годов он был исключен из УК и ИТК РСФСР. Однако занимаемая им ниша в системе уголовно-правовых мер не была заполнена, что привело к увеличению частоты при­менения наказания в виде лишения свободы. Кроме того, образовался существенный разрыв в лестнице уголовных наказаний между наказани­ями, связанными с лишением свободы, и исправительными работами как вторым по уровню содержащихся в нем правоограничений видом уголовного наказания.

Таким образом, социальное назначение наказания в виде ограниче­ния свободы заключается в том, что, оно, во-первых, является реальной альтернативой лишению свободы, во-вторых, способствует реализации принципа экономии уголовной репрессии, в-третьих, позволяет достичь целей наказания без изоляции личности от общества.

Ограничение свободы - наказание достаточно жесткое, чтобы до­стигать общепредупредительной цели. В то же время у него отсутствуют присущие лишению свободы негативные свойства, проявляющиеся преж­де всего в отчуждении личности от общества.

Лишение свободы, длительное время считавшееся прогрессивным видом уголовного наказания, показало многие проблемы как правово­го, так и неправового характера. Это десоциализация личности, психо­логические трансформации, рост рецидива, экономическая неэффектив­ность при исполнении и др. Еще в начале прошлого века было очевидно, что назрела необходимость поиска новых видов уголовных наказаний, где, с одной стороны, не столь явно были бы выражены все эти негатив­ные тенденции, с другой - имелась бы возможность оказывать на пре­ступников реальное исправительное воздействие. По мнению известно­го правоведа того времени А.А. Жижиленко, ключ к разрешению этой Проблемы находится в сфере юриспруденции, в перестройке государ­ственного отношения к политике формирования совершенно новой си­стемы наказаний и всего механизма уголовно-правовой юрисдикции, где каждый вид уголовного наказания имел бы свое социальное пред-

421


Уголовно-исполнительное право

назначение и реально конкурировал бы с обширно применяемым ли­шением свободы2.

Карательный потенциал ограничения свободы, безусловно, ниже, чем у лишения свободы, но выше, чем у иных видов альтернативных уголов­ных наказаний. По замыслу законодателя, данный вид уголовного нака­зания выполняет роль промежуточного, предназначен для применения к тем преступникам, которым в силу их личностных особенностей или совершенного преступления нецелесообразно назначать наказания с ми­нимальными мерами контроля (исправительные, обязательные работы, условное осуждение) и лишение свободы.

Ограничение свободы в системе уголовных наказаний выполняет функцию стимулирования правопослушного поведения осужденных, добросовестного исполнения ими возложенных на них обязанностей и иных правоограничений. Согласно ст. 49,50 УК РФ в случае злостного уклонения осужденных от отбывания обязательных или исправитель­ных работ они заменяются ограничением свободы из расчета один день ограничения свободы за восемь часов обязательных работ либо за один день исправительных работ.

По отношению к лишению свободы ограничение свободы является менее строгим наказанием и может применяться при замене лишения свободы более мягким наказанием (ст. 80 УК РФ). В этом случае огра­ничение свободы, с одной стороны, стимулирует правопослушное пове­дение осужденных, с другой - выполняет функцию адаптации осуж­денных к условиям жизни в обществе, восстановления социальных на­выков, утраченных в связи с изоляцией, присущей уголовному наказанию в виде лишения свободы.

Ограничение свободы - это основное наказание, согласно ст. 53 УК РФ оно назначается лицам старше 18 лет и только двум категориям осуж­денных: за совершение умышленных преступлений и не имеющим суди­мости - на срок от одного года до трех лет; за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от одного года до пяти лет. Таким образом, минимальный срок ограничения свободы составляет 1 год, однако в том случае, если данное наказание назначается в порядке замены обязатель­ных или исправительных работ, его срок может быть и менее 1 года.

Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалида­ми 1-й или 2-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, женщинам, достигшим пятидеся­типятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего воз­раста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по при­зыву (ч. 5 ст. 53 УК РФ). Ограничения применения рассматриваемого вида наказания в отношении указанных субъектов обусловлены тем, что

422


Глава 34. Правовое регулирование исполнения наказания...

осужденные, отбывая назначенное наказание, стоимость питания, одеж­ды, коммунально-бытовых услуг оплачивают за счет собственных средств, то есть они обязательно должны трудиться и соответственно быть трудоспособными.

Как показало время, прошедшее после принятия и введения в дей­ствие Уголовно-исполнительного кодекса РФ, законодателю не удалось избежать ошибок при формировании института ограничения свободы и его применения. На момент принятия УК РФ и УИК РФ у государства не было и в ближайшем будущем не предвидится поступлений денеж­ных средств на строительство даже минимально необходимого количе­ства исправительных центров (одного на каждый субъект Федерации), которые должны исполнять данное наказание. Это не позволяет приме­нять ограничение свободы, в связи с чем принимаются отлагательные нормы. В настоящий момент устанавливается, что положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий (то есть строительства учреждений, его исполняющих, формирования нормативной базы, выделения рабочих мест и др.), но не позднее 2005 г.3

Существует еще одна проблема сугубо правового характера, не по­зволяющая эффективно применять ограничение свободы. Речь идет о конкуренции двух правовых институтов: наказания в виде ограничения свободы и лишения свободы, исполняемого в колониях-поселениях в отношении лиц, совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавших лишение свободы, а также осуж­денных за преступления, совершенные по неосторожности.

Конкуренция начинается уже на стадии назначения уголовного на­казания. Санкции многих статей Особенной части УК РФ альтернатив­но, наряду с лишением свободы, предусматривают и ограничение сво­боды. Суд стоит перед выбором различающихся по уровню содержащей­ся кары уголовных наказаний, применение которых влечет разные правовые последствия, в частности различные сроки, необходимые для погашения судимости (ст. 86 УК РФ). Лицо, отбывшее ограничение сво­боды, считается несудимым по истечении одного года после отбытия наказания, тогда как в отношении лиц, осужденных к лишению свобо­ды за преступления небольшой или средней тяжести (они, как правило, направляются для отбывания наказания в колонии-поселения), - по истечении трех лет после отбытия наказания.

Конкуренция сохраняется и на стадии исполнения лишения свободы: одинаково положительно характеризующимся осужденным, содержащим­ся в исправительных колониях, суд может как заменить лишение свободы

423


Уголовно-исполнительное право

наказанием в виде ограничения свободы в порядке ст. 80 УК РФ и ст. 172 УИК РФ, так и перевести их для дальнейшего отбывания лишения сво­боды в колонию-поселение для положительно характеризующихся осуж­денных из исправительных колоний общего и строгого режимов. И если с точки зрения суда, руководствующегося нормами права, нет каких-либо решающих факторов, которые могли бы повлиять на его выбор, то осужденному далеко не безразлично, какой вид наказания и в каком учреждении он будет отбывать. Пока изложенные особенности конку­ренции правовых институтов существуют потенциально, но с введением в действие ограничения свободы конкуренция станет реальной.

Существующая проблема в последние годы рассматривается предста­вителями науки4, практическими работниками, вносятся конкретные предложения по размежеванию сферы влияния указанных видов уго­ловного наказания. Предлагаются два реальных пути устранения воз­можной конкуренции данных правовых институтов.

1. Ограничение свободы следует исполнять не в исправительных цен­
трах, а в колониях-поселениях для лиц, совершивших умышленные пре­
ступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавших лишение
свободы, а также осужденных за преступления, совершенные по неосто­
рожности. В этом случае два вида колоний-поселений выводились бы из
структуры исправительных учреждений и самостоятельно функциони­
ровали в рамках уголовно-исполнительной системы.

2. Иной подход к решению указанной проблемы разработан феде­
ральным органом уголовно-исполнительной системы. Исполнение ог­
раничения свободы предполагается передать уголовно-исполнительным
инспекциям, реорганизованным по примеру зарубежных служб проба­
ции. При этом ограничение свободы будет схоже с зарубежной проба-
цией с интенсивным надзором, введенной в законодательство европей­
ских государств в середине 80-х годов прошлого века.

Пробация обладает всей совокупностью признаков, присущих лю­бому виду наказания: мера государственного принуждения, применяе­мая только судом от имени государства или штата, при назначении кото­рой проявляется отрицательная оценка обществом преступления и лица, его совершившего; мера, связанная с причинением осужденному опре­деленных лишений, имеющих правовые последствия. Кроме того, уста­новлена высокая степень репрессивности большинства специальных ус­ловий (обязанностей), налагаемых судом при назначении пробации в зависимости от характера совершенного преступления и личности пра­вонарушителя5.

Пробация состоит в установлении надзора за преступником, который остается в обществе, но на него судом возложены определенные обязатель-

424


Глава 34. Правовое регулирование исполнения наказания...

ства и ограничения: посещать дневные центры пробации, периодически встречаться с надзирающим офицером пробации, принимать участие в определенных видах деятельности, предусмотренных положением о про­бации, придерживаться правопослушного поведения.

В США, некоторых азиатских и африканских государствах созданы специализированные органы, исполняющие многие альтернативные на­казания, - службы пробации. Это государственные внеполицейские, внетюремные (в некоторых странах гражданские) ведомства, получив­шие свое название от одного из самых распространенных за рубежом видов альтернативных наказаний - пробации, возникшей в США. В ряде штатов США служба пробации является самостоятельным ведом­ством, исполняющим альтернативные наказания, которое находится в двойном подчинении - судов и органов местного самоуправления. Со­здаются специальные центры пробации, которые осужденный обязан посещать. Там он участвует в различных исправительных программах. Аналогично, видимо, будут организованы и центры ограничения свобо­ды в структуре уголовно-исполнительных инспекций.

В настоящий момент уголовно-исполнительное законодательство оп­ределяет, что ограничение свободы исполняют исправительные центры (ч. 7 ст. 16 УИК РФ), которые структурно входят в уголовно-исполни­тельную систему. Их деятельность осуществляется на основе УИК РФ, Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изме­нениями от 15 июня 1996 г.; 13 апреля, 21 июля 1998 г.; 20 июня 2000 г.; 9 марта 2001 г.; 2



2016-01-26 795 Обсуждений (0)
Правовое регулирование содержания лиц, осужденных к смертной казни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование содержания лиц, осужденных к смертной казни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (795)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)