Конфликты в организациях: понятие, признаки, основные стадии, механизм, типология
Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов. Споры и разногласия могут быть мимолетными и длительными, односторонними и обоюдными, открытыми и скрытыми, случайными и преднамеренными. Противоречия различных сторон нередко перерастают в конфликты. Конфликт– это несогласие сторон, при котором каждая из них добивается друг от друга того, чтобы противоположная сторона приняла ее взгляды, но мешает другой внедрить свои. Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. Бытует мнение, что конфликт – явление нежелательное, признак плохого управления, его необходимо избегать и как только он возникает немедленно разрешить. Вместе с тем, даже в организации с эффективным управлением некоторые конфликты могут быть и желательными, поскольку помогают выявить разнообразие точек зрения, дают дополнительную информацию и способствуют выявлению большого числа альтернатив или проблем. Позитивные функции конфликтов: · разрядка напряженности между конфликтующими сторонами; · получение новой информации об оппоненте; · сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом; · стимулирование к изменениям и развитию; · снятие синдрома покорности у подчиненных; · диагностика возможностей оппонентов. Негативные функции конфликтов: · большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте; · увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе; · представление о побежденных группах как о врагах; · чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе; · после завершения конфликта уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива; · сложное восстановление деловых отношений. В основе любого конфликта лежит ситуация, которая включает противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения. Чтобы конфликт начал разрастаться, необходим инцидент (повод, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны. Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент Различают следующие виды конфликтов. 1. в зависимости от причин конфликта: · объективные, возникающие в результате противоречий внешней среды человека; · субъективные, возникающие по субъективным мотивам, мнимым противоречиям; · конфликт целей, когда оппоненты по-разному видят состояние объекта в будущем; · конфликт из-за разных взглядов; · эмоциональный из-за различий в чувствах и эмоциях, сопровождающих взаимоотношения людей. 2. по степени проявления: · случайные (возникающие стихийно); · сознательно провоцируемые (результат интриг в коллективе). 3. в зависимости от числа вовлеченных в конфликт участников: · глобальные, связанные с противоборством руководителя и коллектива; · парциальные (локальные), возникающие между отдельными личностями. 4. по времени протекания: · кратковременные (как результат недопонимания, недостатка информации о личности или ошибок); · затяжные (вследствие объективных трудностей). 5. по подчиненности: · вертикальные (деловые), возникающие между руководителем и подчиненными в деловой сфере; · горизонтальные (межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, между личностью и группой); · смешанные, когда имеются вертикальные и горизонтальные составляющие. 6. по результату и последствиям: · конструктивные, когда решаются принципиальные вопросы коллектива и устраняется источник разногласий; · деструктивные из-за неверного понимания причин поведения сотрудника, резкого расхождения во взглядах и стремлениях людей, их зависти, своекорыстных целей отдельных лидеров и применяемых ими аморальных средств борьбы; 7. по форме проявления: · межличностные – чаще всего возникают из-за борьбы за власть, несовместимости интересов и целей, темперамента и характера оппонентов, антипатии и зависти и т.д.; · внутригрупповые – возникают из-за противоречий между неформальными лидерами малых групп или на профессиональной основе; · межгрупповые – возникают, когда в коллективе наряду с официальными появляются неформальные лидеры враждующих группировок, ставящие цель утвердиться в официальных лидерах; · между личностью и группой – из-за отставания или опережения уровня личности от уровня развития коллектива, резких различий в стиле и методах управления старого и нового руководителя, отказа сотрудника выполнять групповые требования; · внутриличностный – вызван эмоциональной неудовлетворенностью, борьбой мотивов и раздвоением личности, когда она пытается достичь взаимоисключающих целей и понимает несостоятельность таких попыток. В развитии конфликта выделяют следующие этапы: 1. зарождение конфликтной ситуации, которая сотрудниками еще не осознается; 2. накопление критической массы и осознание ситуации как конфликтной хотя одним из ее участников; 3. переход к конфликтному поведению, решение о котором зависит от умения скрытно обсуждать возникшие проблемы, от степени их значимости для оппонентов, понимания объективности требований друг к другу и их сдержанности в проявлении эмоций; 4. конфликтное поведение – принятие мер по блокированию действий оппонентов и реализации собственных, которыми могут быть: · открытые действия – острая борьба с резким обострением эмоций участников, усугубляющих конфликт; · избегание конфронтации если нет достаточных сил для успешной борьбы; · переговоры; · применение угроз или обещаний; 5. разрешение конфликта, которое может быть частичным (когда его причины не устраняются) или полным и иметь следующие исходы: · прекращение конфронтации на основе поиска объективной платформы примирения; · компромисс; · разрешение конфликта на принципиальной основе путем удовлетворения объективных требований сторон; · организационное прекращение конфликта путем расформирования подразделения, перевода его участников в другое подразделение или увольнения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (677)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |