Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1.Что такое журналистика путешествий?



2016-01-26 1580 Обсуждений (0)
Глава 1.Что такое журналистика путешествий? 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

Введение………………………………………………………………………... 2-7

 

Глава 1. Что такое «журналистика путешествий»?

1. 1 «Путешествие» как жанр художественной литературы…………… 8-13

1. 2. Путевой очерк как жанр «журналистики путешествий»

1.2.1 Особенности жанра путевого очерка…………………………………..……………………………………..14-17

1.2.2 История развития жанра путевого очерка в России ……………….. 17-20

 

Глава 2. Популяризация жанра «журналистики путешествий»

2.1 Изменения в современном обществе, как один из факторов, влияющих на «журналистику путешествий» …………………………………………….. 21-23

2.2 Тенденции в развитии туризма в 2010-х гг. ………………………….. 24-26

2.3 Появление «трэвел-журналистики» …………………………………... 27-32

2.3.1 Эволюция российских СМИ и путешествиях ……………………… 32-39

2.3.2 Трэвел-текст …………………………………………………………... 39-43

2.3.3 Основные жанры «трэвел-журналистики» …………………………. 44-48

 

Глава 3. Тенденции в развитии журналистики путешествий на примере ТВ и Интернета

3.1 Трэвел-журналистика на экране ………………………………………. 49-50

3.1.1 Образ ведущего ………………………………………………………. 50-56

3.1.2 Нестандартный формат путешествия на примере телепередачи «Танцующая планета» ……………………………………………………... 56-61

3.2 Трэвел-журналистика в Интернете ……………………………………. 61-62

3.2.1 Интерактивность современной журналистики путешествий на примере электронных версий «Путеводителя Афиши» и журнала «Conde Nast Traveler» …………………………………………………………………….. 62-64

3.2.2 Основные трэвел-блогеры 2010-х гг. (Рома Едзе, Г. Кубатьян) …... 65-70

 

Заключение ………………………………………………………………… 71-74

 

Библиографический список ……………………………………………... 75-79

 

Приложения

Введение

Каждый день миллионы людей совершают маленькие путешествия: на соседнюю улицу, в отдаленный город, на другой континент. Человек, у которого есть возможность путешествовать, - по-настоящему богат. В таких поездках мы заново познаем мир через призму других культур. Но в силу обстоятельств многие так и проводят всю свою жизнь на одном месте, не подозревая, как много удивительного их окружает. Однако у человека все-таки есть шанс узнать о том, что произошло в тысяче километров от его родины, о людях, которых он никогда не видел вживую, о местах, где он никогда не бывал, даже не выходя из дома. И все это благодаря журналистике путешествий.

Журналистика путешествий сегодня – это особое направление журналистики, которое предоставляет читателю информацию о разных странах, затрагивая темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и многие другие.

Зарождение этого направления произошло в художественной литературе, все мы знаем такие классические для этого жанра произведения, как «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева или «Одноэтажная Америка» И. Ильфа и Е. Петрова. Как самостоятельный журналистский жанр «путешествия» начинают существовать в виде путевого очерка. С развитием транспортного сообщения, у многих, в том числе и у журналистов, появилась возможность ездить в командировки. Результатом этих поездок становились путевые очерки, в которых журналисты не просто давали описание своего пути, но также пытались поделиться своими рассуждениями об увиденном. Таким образом, путевой очерк сочетает в себе черты как информационного, так и аналитического жанра.

С возникновением информационного общества и активным развитием сферы туризма большие изменения произошли и в журналистике путешествий. Стандартные путеводители, статьи в журналах и передачи на телевидении, дающие одну и ту же информацию об основных достопримечательностях уже не удовлетворяют запросы аудитории. Все потому, что туры за границу стали более доступными. Ко всему прочему, активно развивается индивидуальный туризм. Такой тип путешествий привлекает молодежь, ими движет желание ощутить настоящую свободу, поэтому многие отправляются в поездки с минимальным количеством денег. Они не гонятся за комфортом, наоборот, их цель – прочувствовать жизнь такой, какая она есть. Люди, путешествующие таким способом, часто ведут в Интернете блоги о своих поездках, их посты нередко дополняют видеозаписи и фотографии.

Состояние современного общества, в котором главным товаром стала информация, повлияло на возникновение «трэвел-журналистики». Этот специфический жанр находится на стыке серьезной журналистики и простых дневниковых записей. К этому жанру относятся в основном развлекательные телепередачи о путешествиях, а так же блоги.

В последнее время трэвел-журналистика стала стремительно развиваться, принимая все новые и новые формы. Действительно ли современная журналистика путешествий в России может удовлетворить «информационный голод» общества и если да, то какими средствами, - это и определило актуальность темы дипломной работы: «Тенденции в развитии журналистики путешествий в 2010-х гг.».

Теоретической основой данной работы служат работы исследователей и литературоведов В. Гуминского, Н. Масловой, М. Шадриной по жанровым особенностям литературного «путешествия», что позволяет рассмотреть историю развития данного жанра журналистики. Для изучения данной темы также актуальны работы по жанровой теории в журналистике, которые представлены такими современными исследователями, как М. Ким и А. Тертычный. Кроме того, в работе использовались статьи блогеров Г. Кубатьяна, М. Желиховской, в которых они затрагивают тему развития «трэвел-журналистики». Конечно, этим набор источников не ограничивается, однако большинство из них охватывает лишь небольшой период в истории развития «журналистики путешествий», поэтому большую роль в работе будет играть эмпирическая база.

Эмпирическая основа исследования строится в основном на изучении современных телевизионных программ, а также блогов и интернет ресурсов, которые можно отнести к жанру журналистики путешествий и их сравнении с более ранними работами в этом направлении. Комментарии журналистов-практиков и современных литераторов, чей свежий взгляд порой выхватывает важные детали, на которые необходимо обратить внимание, также занимают важное место в исследовании. По мере необходимости мы обращались к энциклопедиям, справочникам по литературоведению, толковым словарям и пр.

Необходимо отметить, что степень научной разработанности темы не достаточно разработана. Существует не так много исследований по теории и истории вопроса, а также отдельных критических статей и научных материалов. Данная работа предлагает комплексное исследование и подробную разработку проблемы существования и функционирования литературных изданий на современном российском рынке, чем и обуславливается её новизна.

Объектом исследования можно назвать историю развития жанра «журналистики путешествий» с момента его зарождения в художественной литературе и до современности, предметом же изучения будут являться телепередачи, блоги и интернет ресурсы, появившиеся в 2010-х гг., как одни из главных представителей этого типа на российском рынке.

Цель данной работы – проследить историю, становление и развитие жанра «журналистики путешествий» как одного из самых быстро развивающихся жанров журналистики в России на данный момент, изучить специфику и эволюцию её стиля, жанров и методов в журналистской работе, выявить её место в системе современной российской прессы.

Для успешного достижения цели нашего исследования необходимо решить несколько задач. Во-первых, необходимо изучить историю создания и становления жанра от истоков до современности; во-вторых, проанализировать архивные и современные материалы по данной теме, и, наконец, определить тенденции в развитии «журналистики путешествий» за последние несколько лет, определить ее жанровое, стилистическое и тематическое своеобразие в российской прессе.

Поиск новых тем, методов работы с информацией, оригинальных способов подачи материала характерен для журналистов, работающих в этом жанре. Еще со времен путевого очерка у журналистики путешествий была достаточно «плавающая» форма подачи, все зависело от самого автора: журналисту важно было увидеть в привычном, обыденном новое и интересное, в отдельных фактах угадать тенденцию и этим привлечь читателя.

Для решения профессиональных задач журналисты часто прибегают к некоторым нехарактерным, а порой и необычным способам подачи информации и привлечения внимания читателей. М. Ким считает, что применение журналистами нестандартных схем обосновано именно тем, что «сегодня ориентации только на традиционные журналистские методы совершенно недостаточно в плане познания сложных социальных и психологических явлений, происходящих в обществе»[1]. Это становится всё более актуально с каждым годом в условиях стремительного развития информационного общества. Журналиста, прежде всего, интересует текущая действительность, конкретные ситуации, актуальные явления. Его творчество документально, сиюминутно, но оно создаёт целостную картину жизни. «Журналистика, если можно так выразиться, информационная документальная словесность»[2] - пишет Л. Свитич.

В современной журналистике разнообразие методов и жанров, а также неповторимая стилистика издания играет ключевую роль и часто является залогом успеха и популярности у читающей публики. Оригинальное, необычное издание с нестандартным подходом к подаче информации скорее привлечет читателя, нежели серые и ничем не примечательные печатные страницы. Какие же методы использует «трэвел-журналистика»? Использует ли она всё разнообразие новых современных методов в журналистике или старается следовать традициям? Ответ на эти и другие вопросы мы постараемся дать в этой работе.

Структура дипломной работы определяется сформулированными положениями, целью и задачами исследования. Работа включает в себя:

- титульный лист;

- оглавление, в котором отражается структура работы и даётся представление о её содержании;

- введение, в котором поясняются основные вопросы, положения и направления анализа;

- три главы, содержащие историю вопроса, разработки исследователей в области методологии и жанровой теории журналистики, а также анализ ряда телепередач и интернет ресурсов, выявление специфики жанра, стиля и тематики на основе их материалов;

- заключение, в котором выделяются и обобщаются основные выводы;

- библиографический список использованных источников по интересующей нас теме;

- приложения, в которых размещен дополнительный материал по теме исследования.

«Журналистика путешествий» - один из старейших и быстро прогрессирующих жанров, поэтому его изучение представляется нам исключительно важным и актуальным. В последние десятилетия российская журналистика путешествий претерпела значительные изменения, которые можно увидеть в материалах на данную тему.

В данной работе мы постараемся представить комплексное исследование вопроса, проследить динамику развития «журналистики путешествий» от ее зарождения до сегодняшних дней, и, в результате, выявить основные тенденции в развитии этого жанра в XXI в., назвать причины, по которым «журналистика путешествий» прочно держится в своей нише российского рынка и успешно удовлетворять информационные нужды определённой целевой группы читателей.

 

Глава 1.Что такое журналистика путешествий?



2016-01-26 1580 Обсуждений (0)
Глава 1.Что такое журналистика путешествий? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1.Что такое журналистика путешествий?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1580)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)