Порядок разработки, утверждения и внедрения стандартов
Стандарты играют основную роль в решении проблемы качества, надежности и долговечности изделий и конструкций. Чем большую роль они играют в решении проблемы качества, ускорении научно-технического прогресса, повышении эффективности общественного производства, тем более высокие требования предъявляются к качеству самих стандартов , их научной обоснованности, к комплексности решения вопроса. Как организовать разработку новых стандартов, как исключить возможность ошибок при их создании? Кто должен разрабатывать стандарты? Стандарты на разработку стандартов (ГОСТ 1.0.-86) предусматривают, что проекты стандартов должны разрабатывать, как правило, организации, обслуживающие отрасли народного хозяйства или изготавливающие стандартизуемую продукцию. Практически разработка новых стандартов возлагается на отраслевые министерства. Но не будет ли такой порядок противоречить важнейшему требованию -комплексности стандартов? Ведь надо увязать требования к сырью, полуфабрикатам, материалам, а их поставляют предприятия многих министерств. И это предусмотрено стандартами на разработку стандартов во-первых, каждой организации, разрабатывающей проект любого стандарта, вменено в обязанность учитывать требования всех заинтересованных сторон. во-вторых, проект каждого стандарта, независимо от того, кем он разрабатывается, подлежит обязательному утверждению Госстандартом, который особое внимание обращает на комплексность стандарта. Таким образом, указанный порядок разработки стандартов создает все условия для установления в них действительно высших показателей качества и в то же время обеспечивает комплексность их разработки. Итак, разрабатывать стандарты должны отраслевые министерства. Значит, все же создателями стандартов будут аппаратные работники? Нет, их задачей будет лишь координация работы. В системе каждого министерства по каждой основной группе продукции из числа научно-исследовательских или проектных институтов, конструкторских бюро и ведущих предприятий выделяют базовые организации по стандартизации. На них и возлагается разработка проектов новых стандартов, а также организационно-техническое и методическое руководство этой работой в определенных отраслях промышленности. Такие организации выделены, например, в станкостроении, сельскохозяйственном машиностроении, химической промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и т.д. В области землеустройства этими вопросами занимается РОСНИИЗЕМпроект. В настоящее время имеется более 400 базовых организаций. В тех случаях, когда в отдельных министерствах имеется значительное количество базовых организаций, создаются (выделяются) головные организации по стандартизации, которые координируют деятельность всех базовых организаций данного министерства. Таким образом, кто будет работать над подготовкой стандартов, ясно. Но как будет осуществляться эта работа, какие стадии она будет проходить? Стандарт на разработку стандартов дает ответ и на этот вопрос. Первой, очень важной стадией является планирование разработки новых и пересмотра действующих стандартов. При составлении таких планов исходят, прежде всего, из необходимости неуклонного повышения качества выпускаемой продукции, а также охвата стандартами всей массовой и серийной продукции. К составлению планов и их обсуждению привлекаются многочисленные научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские организации и промышленные предприятия. Всего в этой работе принимает участие свыше 3 тыс. различных организаций. Когда план утвержден, начинается вторая стадия - разработка проектов самих стандартов. Работа эта сложная, ответственная и требует серьезной подготовки. Прежде всего надо тщательно изучить все достижения в данной отрасли, области науки и техники, передовой опыт предприятий, выпускающих продукцию, которая подлежит стандартизации, условия ее эксплуатации. Надо также внимательно ознакомиться с отечественными и зарубежными каталогами и стандартами на данную продукцию, с тем чтобы взять из них все полезное. На второй стадии по каждому стандарту разрабатывается тематическое задание. В нем определяют основные задачи, которые должны быть решены в ходе разработки данного стандарта. Это тематическое задание базовые организации согласовывают со всеми заинтересованными предприятиями - изготовителями и потребителями стандартизуемой продукции, ведущими научно-исследовательскими институтами, проектно-конструкторскими бюро и т.д. Согласованное тематическое задание утверждается соответствующим отраслевым министерством, после чего начинается непосредственная разработка проекта стандарта. Такой порядок дает возможность уже на самой ранней стадии создания нового стандарта учесть пожелания всех заинтересованных организаций, обеспечить комплексность его разработки. Раньше бывало и так, что стандарт разработан, утвержден, введен в действие, а затем начинает приходить информация о том, что не учтено такое-то требование, не учтены интересы таких-то потребителей. И приходилось либо отменять и перерабатывать стандарт, либо выпускать различные дополнительные ТУ. Третья стадия - согласование первого варианта разработанного проекта стандарта. Для этого проект стандарта рассылается всем заинтересованным организациям, чтобы дать возможность ознакомиться с ним возможно более широкому кругу научных работников, инженеров, техников. Проект печатается и рассылается в большом количестве экземпляров, достигающим иногда 5-6 тыс. Всего в обсуждении проектов новых стандартов ежегодно принимает участие свыше 50 тыс. организаций. Это имеет большое значение, поскольку пожелания всех заинтересованных сторон учитывались уже при составлении тематического задания на разработку нового стандарта, наиболее полно все требования как изготовителей, так и потребителей данной продукции учитываются именно при согласовании подготовленного проекта нового стандарта. Все полученные замечания и пожелания тщательно изучаются, и с их учетом составляется окончательный вариант проекта стандарта, который отраслевое министерство представляет на утверждение в Госстандарт. Любой стандарт, если он не дает экономического эффекта, теряет смысл. Поэтому к проекту каждого представляемого на утверждение стандарта обязательно должна прилагаться документация, подтверждающая технико-экономическую эффективность разработанного стандарта. Четвертая стадия. Каждый проект перед утверждением подвергается специальной экспертизе, которая поручается соответствующему научно-иссле-довательскому институту Госстандарта. В ходе проводимой экспертизы определяется, прогрессивны ли все показатели и нормы, предусмотренные проектом, соответствуют ли они лучшим мировым образцам и современным требованиям потребителей, увязаны ли с требованиями других действующих стандартов (от сырья до готовой продукции). На этой же стадии рассматриваются также все неурегулированные разногласия по представленному проекту. Если представленный проект отвечает всем требованиям, он передается на утверждение. Если же при экспертизе в нем обнаружены какие-либо недостатки (например, отсутствуют показатели надежности и долговечности, некоторые нормы не имеют научно-технического обоснования, не соблюдены требования комплексности), проект возвращается отраслевому министерству для доработки. Утверждение разработанного и прошедшего экспертизу проекта является последней стадией создания нового стандарта, после чего он печатается типографским способом и рассылается всем заинтересованным организациям. Конечно, при такой тщательной отработке стандарта можно добиться его высокого качества, но не устареет ли он к моменту утверждения и ввода в действие? С целью максимального ускорения разработки, согласования, рассмотрения, утверждения, издания Госстандартов в 1976 году введена в действие инструкция о порядке подготовки проектов стандартов к утверждению и изданию. Этой инструкцией устанавливаются предельные сроки продолжительности работ на каждой стадии создания нового стандарта. Общий срок разработки нового стандарта, с момента составления годового плана работ по стандартизации до издания утвержденного стандарта, не должен превышать 18 месяцев. Проходит 18 месяцев - стандарт утвержден и введен в действие. Сколько лет он может существовать? Ведь наука и техника непрерывно развиваются, появляются новые материалы, новые технологические процессы, все это создает условия для изготовления изделий более совершенных, лучшего качества. Нормы и требования, записанные в стандарте, стареют, отстают от жизни, и даже самый перспективный стандарт рано или поздно может превратиться из двигателя технического прогресса в его тормоз. Чтобы этого не случилось, все действующие стандарты должны периодически пересматриваться с целью проверки их соответствия последним достижениям науки и техники. Проверки и пересмотр стандартов имеют не меньшее значение, чем разработка новых. Как организуется эта работа? Все действующие в стране стандарты распределяются и закрепляются за отраслевыми министерствами, а они, в свою очередь, распределяют и закрепляют их за соответствующими головными организациями по стандартизации. Головные организации обязаны систематически проверять соответствие показателей и норм стандартов современным достижениям науки и техники и требованиям потребителей. Каждый действующий стандарт должен подвергаться проверке не реже одного раза в 3 года, причем к участию в таких проверках нужно привлекать все заинтересованные организации. Пересмотр действующих стандартов может производиться и по требованию организаций, представляющих потребителей или изготовителей данной продукции. Перспективный характер разрабатываемых стандартов, их обязательная проверка не реже одного раза в 3 года создают все условия для того, чтобы каждый действующий стандарт действительно способствовал улучшению качества продукции, ускорению технического прогресса, повышению эффективности производства. Любой стандарт, каким бы прогрессивным он ни был, может сыграть свою положительную роль только при условии, что он будет быстро внедрен и будет строго выполняться. Если же внедрение нового стандарта задерживается, то вся трудоемкая работа по его созданию может сойти на нет. Чем обычно вызвана задержка внедрения стандартов? Как правило, каждый новый стандарт устанавливает более высокие требования к качеству продукции. Следовательно, к выпуску такой продукции надо основательно подготовится - освоить новую технологию, позаботиться о совершенствовании средств и методов контроля и т.д. Однако многие организации такой подготовки не ведут, а потом ходатайствуют об отсрочке введения стандартов. Как обеспечить своевременную подготовку предприятий к выпуску продукции по новым стандартам? С этой целью установлен следующий порядок: при разработке проекта нового стандарта обязательно разрабатываются необходимые организационно-технические мероприятия по их внедрению. Без плана таких мероприятий проекты новых стандартов не рассматривают и не утверждают. Мероприятия эти включаются в планы производства и развития новой техники.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |