Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности



2016-01-26 3101 Обсуждений (0)
Понятие безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Право на безопасность и неприкосновенность личности в государстве гарантируется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации. Конституционное право неприкосновенности личности относится к группе личных прав. Специфика этой группы конституционных прав состоит в том, что они гарантируют индивидуальную свободу гражданина, способствуют наилучшему проявлению его духовных интересов, способностей, склонностей в сфере личной жизни.

Своеобразие обозначенных прав проявляется и в способах их обеспечения со стороны государства. Государство не имеет права вмешиваться в сферу личной жизни граждан, которая лежит вне рамок их обязанностей перед государством. Одновременно оно берет на себя обязательства в необходимых случаях своими действиями обеспечить защиту личной свободы граждан от неправомерных посягательств со стороны отдельных должностных лиц и граждан.

Конституция Российской Федерации устанавливает право граждан на неприкосновенность личности и жилища, тайну переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, на охрану личной жизни и здоровья.

Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции Российской Федерации) в сфере административной деятельности, означает, что доставление, задержание, привод и другие меры, ограничивающие свободу граждан распоряжаться своими действиями, могут быть применены в случаях, специально предусмотренных законодательством. Неприкосновенность личности означает также недопустимость личного досмотра граждан, осмотра находящихся у них вещей, различного рода освидетельствований. Подобные действия могут быть осуществлены только в интересах государства и общества. Основания и порядок таких действий определены законодательством. Это положение, например, закреплено в ст. 2 Федерального закона «О полиции» о том, что первым из основных направлений деятельности полиции является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

К сожалению, ни Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»[4], ни Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» не дают определения, что такое неприкосновенность или защита личности.

Поэтому, исходя из практики деятельности органов внутренних дел, можно сказать, что неприкосновенность личности – это состояние защищенности каждого отдельного человека и гражданина от социальных, техногенных и природных угроз.

Административная деятельность в области защиты личности имеет цель предотвращать и устранять опасные ситуации, создающие угрозу жизни и здоровью людей, не допускать повреждений или разрушения предприятий, жилищ, машин и других объектов. В качестве источников опасности выступает деятельность, связанная с работой транспорта, использованием взрывчатых веществ, ядов, пожароопасных материалов, оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, которые в процессе их использования могут выйти из-под контроля человека и нанести вред гражданам и окружающей среде.

Перейдем, далее, к рассмотрению понятия «общественный порядок» и составляющим его элементам.

Общественный порядок – сложное явление социальной жизни. Общественный порядок в юридической литературе рассматривается как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - как общественное устройство со всей совокупностью свойственных ему экономических и общественных отношений.

Общественный порядок в узком (правовом) смысле слова, являясь частью всей совокупности общественных отношений, представляет собой сложное социальное явление, требующее его правового закрепления.

Сложность исследования общественного порядка в узком смысле слова, определения его четких параметров, вызывает дискуссию многих ученых. Однако, как правильно отметил Бельский К.С., деление общественного порядка в широком и узком смысле, как полицейскую правовую категорию, оправдано и существует условно[5].

В советский период явление «общественный порядок» исследовалось видными юристами Еропкиным М.И., Серегиным А.В., Веремеенко И.И.[6] и другими.

В специальном, юридическом значении общественный порядок – это часть регулируемых нормами права и другими социальными нормами общественных отношений, складывающихся, главным образом, в общественных местах и имеющих своей целью поддержание личной безопасности граждан, общественного спокойствия, обеспечения нормальных условий для функционирования государственных и общественных организаций, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

В юридической литературе существует однозначное мнение, что основу общественного порядка составляют отношения, как правило, складывающиеся в общественных местах, то есть в местах, где происходит общение людей при удовлетворении ими материальных, культурных потребностей, во время отдыха. Юристы различают три группы общественных мест – места постоянного, периодического и разового пользования.

Места постоянного пользования – улицы, площади, скверы, бульвары в населенных пунктах, работающие круглосуточно учреждения, вокзалы, то есть общественные места, доступ к которым открыт в любое время.

К общественным местам периодического пользования относятся помещения и другие объекты учреждений, предприятий и организаций, предназначенных для обслуживания населения в установленные часы работы: городской транспорт, определенная часть предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания, рынки, зрелищные учреждения, спортивные сооружения, пляжи и т.д. В период, когда эти объекты закрыты от посетителей и там отсутствуют люди, их нельзя рассматривать в качестве общественных мест.

К разовым общественным местам относятся места, в которых общение людей носит непостоянный, разовый, эпизодический характер. Например, луг, лес, участок степи во время проведения коллективного выезда на загородную прогулку, массового гулянья в праздничные дни. Эти места становятся общественными только во время нахождения в них людей.

Таким образом, общественный порядок – социальное явление, представляющее собой общественные отношения, складывающиеся из отдельных актов (действий) поведения людей в общественных местах.

Для уяснения понятия общественный порядок необходимо проанализировать образующие его элементы:

- сущность общественных отношений, составляющих общественный порядок;

- цели установления и поддержания общественного порядка;

- средства регулирования;

- реальные гарантии прочности.

Сущность общественного порядка составляет система общественных отношений между людьми, складывающихся в результате исполнения и соблюдения норм права, правил поведения в обществе, народных традиций и обычаев. Общественный порядок составляют не сами социальные нормы, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения (действия людей). В зависимости от вида регулирующих норм эти действия могут быть правовыми и не правовыми.

Цели установления и поддержания общественного порядка состоят в создании благоприятных условий для нормального функционирования государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан, в обеспечении общественного спокойствия, уважения к обществу и общественной нравственности, чести и достоинству личности.

Средствами регулирования общественного порядка являются правовые нормы и иные социальные правила (нормы морали, обычаи, правила культуры и поведения). Главенствующую роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит нормам права. Правовыми нормами государство устанавливает обязательные для всех правила поведения в общественных местах, вводит запреты на совершение определенных действий, устанавливает ответственность за правонарушения, определяет задачи, формы и методы деятельности органов государства, их должностных лиц и общественных организаций по охране общественного порядка. Иначе говоря, государство, устанавливая соответствующие нормы права в области охраны общественного порядка, тем самым берет на себя обязанность обеспечивать реализацию этих норм.

Реальными гарантиями прочности общественного порядка в обществе являются демократия, соответствие правил общественного порядка интересам всех слоев населения, убежденность граждан в справедливости и целесообразности этих правил, неуклонный рост правовой культуры и сознательности граждан. Поэтому общественный порядок характеризуется устойчивостью, добровольным и сознательным соблюдением и исполнением установленных правил подавляющим большинством граждан, их активным участием в поддержании общественного порядка.

Укрепление общественного порядка составляет объективную закономерность развития нашего общества и является важнейшим условием дальнейшего совершенствования демократии, обеспечение прав и законных интересов граждан. Общественный порядок обеспечивается в интересах народа и отвечает требованиям всех слоев общества. Его демократическая сущность состоит в том, чтобы обеспечить подчинение поведения индивидов общим интересам, воле большинства, учитывая при этом права и законные интересы отдельной личности.

Нормы права, иные правила поведения в обществе и традиции, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, предъявляют единые требования к поведению людей, представляют равные гарантии охраны прав и законных интересов граждан, равную их ответственность перед обществом и государством.

Нарушение общественного порядка – это противоречащие требованиям правовых и иных социальных норм действия и поступки, приводящие к дезорганизации нормальных условий работы государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан, общественного спокойствия, посягающие на общественную нравственность и человеческое достоинство.

В зависимости от характера совершенного деяния различают следующие виды нарушений общественного порядка:

- административное правонарушение;

- преступление.

Следовательно, с учетом степени общественной опасности совершенного деяния и тяжести наступивших последствий определяются виды юридической ответственности:

- административная (например, за мелкое хулиганство – ст. 20.1 КоАП РФ[7]);

- уголовная (за хулиганство – ст. 213 УК РФ[8]).

За нарушение норм морали, нравственности, требований уставов отдельных министерств и ведомств может наступать моральная и дисциплинарная ответственность.

Теоретический и практический интерес представляет соотношение понятий общественного порядка и правопорядка.

Общие черты правопорядка и общественного порядка состоят в том, что они складываются из однородных по своей социальной природе общественных отношений, регулируемых действующими в обществе социальными нормами, которые выступают как единый комплекс правил поведения.

Вместе с тем, общественный порядок и правопорядок не тождественные понятия, между ними имеются существенные различия.

Правопорядок – это система общественных отношений, основанных на строгом соблюдении правовых норм, установленных государством. Он охватывает всю совокупность правоотношений, складывающихся в обществе.

Понятием общественного порядка охватывается только часть правоотношений, которая складывается, главным образом, в общественных местах и имеет своей целью поддержание общественного спокойствия, обеспечение нормальных условий для функционирования государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан.

Многие общественные отношения, регулируемые правом и, следовательно, относящиеся к правопорядку, не охватываются понятием общественного порядка, например, гражданские правоотношения (дарение, займы, хранение и др.).

Вместе с тем, сказанное не дает оснований для вывода, что правопорядок более широкое понятие, чем общественных порядок. Если правопорядок является чисто юридической категорией и охватывает только правовые отношения, то общественный порядок не только правовая, но нравственная категория. Наряду с правовыми нормами общественный порядок регулируется и иными социальными нормами не правового характера и охватывает как правовые, так и неправовые отношения.

Таким образом, общественный порядок в той части, в которой он регулируется правовыми нормами, совпадает с правопорядком. Но в отличии от правопорядка общественный порядок не охватывает весь круг правоотношений и включает в себя отношения не правового характера.

Общественный порядок тесно связан с общественной безопасностью. В юридической литературе эти понятия нередко отождествляются, рассматриваются как единая сфера общественных отношений. Причем некоторые авторы рассматривают общественную безопасность в качестве составной части общественного порядка, другие, наоборот, включают общественный порядок в понятие общественной безопасности[9].

Представляется, что общественный порядок и общественная безопасность - самостоятельные правовые институты.

Под общественной безопасностью понимается система отношений, основанная на строгом соблюдении и исполнении специальных организационно-технических правил, установленных государством в целях охраны жизни и здоровья людей, недопущения разрушения или повреждения зданий, сооружений или наступления последствий которые могут возникнуть в результате деятельности должностных лиц или граждан, связанной с повышенной опасностью для окружающих.

Особенность регулирования общественной безопасности состоит, прежде всего, в том, что многие правила здесь имеют технический характер. Они определяют порядок обращения людей с механизмами, оружием, боеприпасами, ядовитыми веществами и другими объектами. В основе этой группы норм лежат данные технических, биологических, медицинских и других наук.

Субъектами нарушений правил общественной безопасности, как правило, выступают должностные лица, которые в порядке исполнения своих служебных обязанностей должны принимать меры к соблюдению и исполнению правил общественной безопасности, владельцы источников повышенной опасности или лица, которым выданы специальные разрешения на их использование, перевозку и хранение.

В контексте рассмотрения сущности общественного порядка теоретический и практический интерес представляют также понятия «охрана общественного порядка» и «организация охраны общественного порядка».

М.И. Еропкин и Л.Л. Попов считают, что охрана общественного порядка осуществляется тремя способами: уголовно-правовым, гражданско-правовым и административно-правовым, которым соответствуют три вида охраны: уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая. Продолжая развитие данного суждения, авторы приходят к выводу, что административно-правовая охрана как деятельность протекает в трех направлениях: нормотворческом – когда создаются законы и иные нормативные правовые акты по вопросам охраны порядка; правоприменительном – состоящем в проведении в жизнь установленных государством правил в сфере общественного порядка; правоохранительном – включающем меры обеспечения установленного порядка и применении мер воздействия к его нарушителям[10].

Соглашаясь в целом с такой позицией, вместе с тем отметим, что для органов внутренних дел не характерна нормотворческая деятельность по вопросам охраны общественного порядка даже на уровне МВД России, хотя Министерство издает большое количество актов управления, но не вовне, а главным образом, во внутриорганизационной деятельности. Органам внутренних дел присущи, в основном, профилактическая, правоисполнительная и правоприменительная направленность деятельности.

Отсюда сделаем вывод, что административно-правовая охрана – это исполнительно-распорядительная деятельность органов внутренних дел, состоящая в проведении профилактических мероприятий, в исполнении законов и других правовых актов по обеспечению правопорядка (правоисполнительная деятельность), а также в применении мер принуждения к его нарушителям (правоприменительная деятельность).

С точки зрения профессора Колонтаевского Ф.Е., организация охраны общественного порядка – «это осуществление органами внутренних дел, другими государственными органами и общественными объединениями комплекса основанных на законе управленческих функций, направленных на обеспечение целенаправленной, согласованной и эффективной деятельности по непосредственной охране порядка и безопасности, по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств»[11].

Соглашаясь в целом с указанным определением организации охраны общественного порядка, заметим, что сложно в современный период говорить об управленческих функциях общественных объединений. Представляется, что в настоящее время их деятельность связана непосредственно с охраной общественного порядка.

Под организацией охраны общественного порядка, соответственно понимается, осуществление органами внутренних дел управленческих функций внутриорганизационного характера по принятию решений, направленных на эффективное использование сил и средств, и их исполнение в целях обеспечения безопасности личности, защиты граждан от насилия, создания обстановки общественного спокойствия, нормальных условий для их трудовой деятельности и отдыха, обеспечения охраны нравственности, чести и достоинства каждого человека.


 



2016-01-26 3101 Обсуждений (0)
Понятие безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3101)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)