Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деятельности органов внутренних дел (полиции)



2016-01-26 914 Обсуждений (0)
Деятельности органов внутренних дел (полиции) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Органы внутренних дел, выполняя свои повседневные задачи и осуществляя функции в своей исполнительно-распорядительной деятельности, постоянно следят за исполнением законодательства гражданами, должностными лицами в пределах своей компетенции.

Значительное место в деятельности органов внутренних дел занимает работа по борьбе с административными правонарушениями.

Административные правонарушения посягают на широкий круг разнообразных общественных отношений – социально-экономические, политические и личные права и свободы граждан, собственность, права и законные интересы предприятий, учреждений и организаций, установленный порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность. Поэтому борьба с этими правонарушениями имеет важное государственной значение.

Прежде чем определить что такое административная юрисдикция, необходимо уяснить что означает общий термин «юрисдикция».

Юрисдикция – (лат. - судопроизводство) установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности или неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителям[157].

Юрисдикция определяется в зависимости от вида и характера разрешаемых дел (преступления или административные правонарушения, имущественные споры между хозяйственными организациями и между отдельными лицами и т.д.), территориальной их принадлежности (рассмотрение уголовного дела судом по месту совершения преступления, гражданского дела - по месту жительства ответчика), от участвующих в деле лиц (подсудность военнослужащих военным трибуналам). Определенную законом юрисдикцию имеют суд, арбитраж, а также разного рода инспекции.

Что же касается административной юрисдикции, то ее можно рассматривать как установленную законом деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).

Иными словами, административная юрисдикция - исполнительно-распорядительная деятельность по применению установленных государством нормативных предписаний к конкретным случаям, разрешению конфликтных правовых ситуаций в случае возникновения спора о праве либо нарушения установленных законодательством правил.

Опираясь на общие понятия юрисдикции и административной юрисдикции можно определить административную юрисдикцию органов внутренних дел как исполнительно-распорядительную деятельность данных органов и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций к правонарушителям в административном порядке.

Таким образом, административная юрисдикция - составная часть правоохранительной деятельности органов внутренних дел, осуществляемой на основании и во исполнение законов.

Юрисдикция органов внутренних дел осуществляется по правилам административного процесса, включающего последовательные стадии административного производства – возбуждение административного дела, рассмотрение его по существу и принятие постановления, пересмотр постановления, исполнение постановления. Законодательство РФ определяет подведомственность административных дел, компетенцию органов административной юрисдикции по их разрешению, сроки рассмотрения дел, сроки и порядок обжалования и исполнения постановлений; права и обязанности участников административного дела, разрешаемого в порядке административной юрисдикции, предусматривает гарантии прав лиц при применении к ним мер административного воздействия.

В связи с тем, что административная юрисдикция органов внутренних дел в большей степени связана с производством по делам об административных правонарушениях, то задачами этого вида административных производств являются (ст. 24.1. КоАП РФ):

1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;

2) разрешение его в точном соответствии с законом;

3) обеспечение исполнения вынесенного постановления;

4) выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений

Следует отметить, что основные принципы административного процесса являются таковыми и для административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. К ним относятся следующие принципы:

- законности (ст. 1.6 КоАП РФ);

- гласности (ст. 24.3);

- презумпции невиновности (ст. 1.5);

- объективной истины (ст. 26.11);

- равенства граждан перед законом (ст. 1.4);

- национального языка производства (ст. 24.2);

- экономичности и эффективности процесса ( ст. 29.6);

- самостоятельности в принятии решения, ответственность должностных лиц за надлежащее ведение дела (ст. ст. 29.9, 29.12.);

- обеспечения привлекаемому к ответственности права на защиту (ст. 25.5);

- индивидуальности наказания (ст. 4.1)

- реальности исполнения принятого по делу постановления (ст. 31.2 КоАП РФ).

Действующее законодательство предоставляет значительные права органам внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушения и применению к лицам, виновным в их совершении, соответствующих наказаний (ст. 23.3 КоАП РФ).

Роль административной юрисдикции в системе правоохраны определяется ее назначением как средства борьбы с административными правонарушениями.

В процессе осуществления этого вида юрисдикции рассматриваются дела об административных правонарушениях по существу и применяются административные наказания.

Характерными признаками, позволяющими отграничить ее от иных форм административно-правовой деятельности являются:

1. Наличие административного правонарушения.

2. Быстрота рассмотрения дела.

3. Издание юрисдикционного акта в установленной законом форме.

Наличие административного правонарушения юрисдикционная деятельность связывает с рассмотрением и разрешением административных дел и применением государственного принуждения. Разрешение дел об административных правонарушениях составляет основное содержание административно-юрисдикционной деятельности.

В отличие от правосудия, она является специализированным способом правовой защиты общественных отношений. Исследованию и оценке в процессе административной юрисдикционной деятельности подлежат как обстоятельства дела о конкретном административном правонарушении, так и соответствующие нормы права, предусматривающие ответственность за него.

Центральное место при этом занимает главный предмет доказывания - наличие или отсутствие такого правонарушения, виновность лица, его совершившего.

Уполномоченное должностное лицо рассматривает фактические обстоятельства совершенного деяния через призму нормы, предусматривающей административную ответственность за правонарушение.

Установление соответствия фактического состава правонарушения юридическому и составляет содержание правовой квалификации, без которой немыслима юрисдикция.

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении устанавливается наличие в действиях лица всей совокупности признаков, характеризующих конкретное административное правонарушение:

- объект;

- объективная сторона;

- субъект (с 16 лет);

- субъективная сторона.

Квалификация административных правонарушений предполагает не только установление соответствия совершенного деяния той или иной норме Особенной части КоАП РФ, но само доказательство такого соответствия. Поэтому административная юрисдикция включает в себя как установление фактических обстоятельств дела и личности виновного, так и исследование и оценке данной информации с точки зрения ее достоверности и полноты.

Каждое решение по делу об административных правонарушениях должно основываться на точных и проверенных фактах. Для этого используются юридические доказательства, главной функцией которых является установление объективной истины. Компетентный орган, рассматривающий такое дело, вправе выносить решение только на основе фактов, которые доказаны в установленных законом порядке и форме.

Исследованию и оценке в процессе административной юрисдикции подлежат также соответствующие нормы акта, устанавливающие административную ответственность. При этом важно установить не нарушены ли их требования или требования иных норм.

Административно-юрисдикционными полномочиями обладают не все подразделения органов внутренних дел. Такое право предоставлено:

- органам внутренних дел (полиции). Причем Кодекс об административных правонарушениях РФ 2001 года (ст. 23.3) значительно расширил круг должностных, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания;

- медицинским службам МВД России, осуществляющим санитарный надзор (ст. 23.13 КоАП РФ).

Каждый из них вправе рассматривать только дела об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством к его ведению.

Административно-юрисдикционную деятельность органов внутренних дел от юрисдикционной деятельности других органов отличает:

- широкий круг охраняемых органами внутренних дел отношений, обусловленных исполнительно-распорядительной деятельностью;

- большой объем полномочий по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

- возможность дифференцированного выбора правовых санкций к тем правонарушителям, которые состоят на учете в органах внутренних дел как лица, неоднократно совершившие правонарушения;

- значительный круг лиц, которым предоставлено право рассматривать дела и принимать по ним решения;

- упрощенный порядок производства по некоторой части дел (без составления процессуальных документов, например, за незначительные нарушения правил дорожного движения);

Вместе с тем, можно выделить и другие особенности юрисдикционной деятельности органов внутренних дел:

1). Юрисдикция органов внутренних дел является исключительно административной, то есть внесудебной.

2). Осуществление юрисдикционных полномочий органами внутренних дел является правоохранительной и правоприменительной деятельностью в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3). Юрисдикция органов внутренних дел связана не только с рассмотрением и разрешением конкретных административных дел, назначенем административных наказаний, но тесно связана с реализацией компетенции неюридического характера (различные виды административного контроля (надзора).

4). Органы внутренних дел применяют не все административные наказания, а только предупреждение и административный штраф. КоАП РФ 2001 г. не отнес к компетенции органов внутренних дел лишение права на управление транспортными средствами, предоставив это полномочие судьям.

5). При рассмотрении дел об административных правонарушениях в органах внутренних дел действует принцип единоначалия в отличие от других юрисдикционных органов, например, административных комиссий, в которых дела рассматриваются только коллегиально.

6). Органы внутренних дел обеспечивают исполнение некоторых видов административных наказаний, примененных судами (например, исполнение административного ареста, конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов), а также ведут реестр дисквалифицированных лиц в соответствии с приказом МВД России от 22 ноября 2006 г. № 957 «Об утверждении Наставления по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах».



2016-01-26 914 Обсуждений (0)
Деятельности органов внутренних дел (полиции) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деятельности органов внутренних дел (полиции)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (914)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)