Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Федеративное устройство России: понятие, принципы. Виды, конституционный статус и состав субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий с РФ



2016-09-16 851 Обсуждений (0)
Федеративное устройство России: понятие, принципы. Виды, конституционный статус и состав субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий с РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Федеративное государство - это форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

Основные принципы (Конституция РФ):

1. Равноправие субъектов РФ (во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти)

2. Государственная целостность РФ - территория РФ неделима и её субъекты правом сецессии (выхода) не обладают.

3. Единство системы государственной власти

4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ.

5. Равноправие и самоопределение народов в РФ - каждая национальность может самоопределяться, но без сепарации (отделения от РФ).

6. Целостность и неприкосновенность территории РФ;

7. Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной;

8. Государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты;

9. Единое гражданство;

10. В российском парламенте имеется палата, представляющая интересы субъектов (Совет Федерации).

Субъект федерации - это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство.

РФ - федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (21 республика, 4 автономных округа, 1 автономная область = 26 национально-государственных образования; 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения = 57 государственно-территориальных образований) = 83 субъекта РФ.

1) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти, которая устанавливается им самостоятельно.

4) каждый субъект РФ праве иметь свою символику, а также столицу субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

По особенностям конституционно-правового статуса выделяются три группы:

1) Республики. вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос. символику. Образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

2) Края, области, города федерального значения. вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

3) Автономная область, автономные округа. образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области.

К исключительному ведению РФ (ст. 71 Конституции) относится например:

1. принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

2. федеративное устройство и территория РФ;

3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство;

4. установление системы федеральных органов ветвей власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов гос-ной власти;

5. федеральная государственная собственность и управление ею;

6. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

7. федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

8. внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры; вопросы войны и мира;

9. внешнеэкономические отношения РФ;

10. оборона и безопасность; и др.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72) находится:

1. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных НПА субъектов Конституции и ФЗ;

2. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

3. разграничение государственной собственности;

4. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

5. общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

6. координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

7. и др.

Ст 76 К РФ

По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

По предметам совместного ведения издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА субъектов РФ.

Законы и иные НПА субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между ФЗ и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА субъектов РФ. В случае отсутствия ФЗ действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).

Вне предметов ведения РФ, совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных НПА.

В случае противоречия между ФЗ и НПА субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ

 



2016-09-16 851 Обсуждений (0)
Федеративное устройство России: понятие, принципы. Виды, конституционный статус и состав субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий с РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Федеративное устройство России: понятие, принципы. Виды, конституционный статус и состав субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий с РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (851)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)