Федеративное устройство России: понятие, принципы. Виды, конституционный статус и состав субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий с РФ
Федеративное государство - это форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Основные принципы (Конституция РФ): 1. Равноправие субъектов РФ (во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти) 2. Государственная целостность РФ - территория РФ неделима и её субъекты правом сецессии (выхода) не обладают. 3. Единство системы государственной власти 4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ. 5. Равноправие и самоопределение народов в РФ - каждая национальность может самоопределяться, но без сепарации (отделения от РФ). 6. Целостность и неприкосновенность территории РФ; 7. Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной; 8. Государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты; 9. Единое гражданство; 10. В российском парламенте имеется палата, представляющая интересы субъектов (Совет Федерации). Субъект федерации - это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. РФ - федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (21 республика, 4 автономных округа, 1 автономная область = 26 национально-государственных образования; 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения = 57 государственно-территориальных образований) = 83 субъекта РФ. 1) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию; 3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти, которая устанавливается им самостоятельно. 4) каждый субъект РФ праве иметь свою символику, а также столицу субъекта РФ. Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). По особенностям конституционно-правового статуса выделяются три группы: 1) Республики. вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос. символику. Образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. 2) Края, области, города федерального значения. вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. 3) Автономная область, автономные округа. образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. К исключительному ведению РФ (ст. 71 Конституции) относится например: 1. принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; 2. федеративное устройство и территория РФ; 3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство; 4. установление системы федеральных органов ветвей власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов гос-ной власти; 5. федеральная государственная собственность и управление ею; 6. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; 7. федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; 8. внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры; вопросы войны и мира; 9. внешнеэкономические отношения РФ; 10. оборона и безопасность; и др. В совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72) находится: 1. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных НПА субъектов Конституции и ФЗ; 2. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; 3. разграничение государственной собственности; 4. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; 5. общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; 6. координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; 7. и др. Ст 76 К РФ По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА субъектов РФ. Законы и иные НПА субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между ФЗ и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА субъектов РФ. В случае отсутствия ФЗ действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории). Вне предметов ведения РФ, совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных НПА. В случае противоречия между ФЗ и НПА субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (851)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |